К 76-й годовщине Японской капитуляции
Император сказал – и война прекратилась!
Обрисовав кратко в первой части этой работы реальные возможности императора Хирохито по воздействию на политику страны, я намеревался непосредственно перейти к описанию тех драматических и поистине напоминающих крутой триллер событий, произошедших в столице Японской империи между 6 и 15 августа 1945 года.
Между днем, когда была сброшена первая атомная бомба на Хиросиму и днем, когда император напрямую ‒ впервые в истории страны ‒ обратился к подданным по радио со словами о необходимости смириться с поражением. Сведя к нулю своим прямым обращением к верноподданным любые попытки военных экстремистов к введению военной диктатуры и продолжению войны до последнего японца.
Император сказал – и война прекратилась! К полному изумлению американских военных экспертов и прочих западных аналитиков. И значение «слова Императора» для окончания войны в августе 1945 года в полной мере недоучитывается до сих пор, особенно в отечественных работах по данному вопросу.
Подробности этих весьма значительных для судеб Японии и всего мира событий мало известны «широким массам», и непременно будут освещены в нашем небольшом военно-историческом расследовании. Но в процессе этого расследования, заглянув немного вглубь истории страны Ямато, империи Нихон, стало ясно, что верно понять истинную значимость этих событий, равно как предыдущую и последующую историю Японии, невозможно без верного понимания истинной роли императора, императорской династии в судьбе этой необычной по любым меркам страны.
Для автора сложилась ситуация, схожая с той, когда велось расследование о Цусиме. Тогда оказалось, что понять истинное значение войны 1904-1905 годов в целом и Цусимского сражения в частности невозможно без рассмотрения всего нашего пути на Восток, начиная с Ермака, чему и была посвящена первая книга «цусимского» расследования.
По той же историко-психологической причине, прежде чем перейти к Токийской драме августа 1945 года, постараемся уяснить для себя, какова же была роль императоров Японии на заре имперской истории, и как эта роль менялась с годами и веками, вплоть до наших дней.
Необычная монархия
Тенденция верных слуг Божественного тэнно всячески беречь и опекать его от грубой реальности жизни вовсе не была нововведением «реставрации Мейдзи», но была особенностью японской монархии практически с ее рождения. По крайней мере рождения документированного.
Вообще японская монархия является в своем роде самой необычной монархией мира, и, наверное, единственной империей с уцелевшим императорским домом на сегодняшний день. И чтобы понять эту ее необычность, позволившую ей уцелеть и в огне, в том числе атомном, Второй мировой войны и три четверти столетия после нее в непрерывно «демократизуемом» мире, нам придется заглянуть в глубину японских веков.
Ведь действительно странно. У ближайших соседей Китая и Кореи, да и Вьетнама еще не так давно по историческим меркам были свои монархии, а в Китае вообще трехтысячелетняя, как минимум. И что же: как прекратили эти монархии сто с чем-то лет назад свое бытие, так и намеков на их возможное возрождение нет. Ни в Китае, ни в Корее, ни во Вьетнаме монархисты не просматриваются.
А вот в Японии по сей день сторонников республики даже среди коммунистов местных все меньше и меньше. Конечно растет и на японской почве вредоносный для всякого национального суверенитета сорняк, именуемый «либеральной интеллигенцией». Но пока здоровые японские побеги он не заглушил. От 70 до 90 процентов ‒ по разным оценкам ‒ японцев до сих пор грудью готовы стоять за своих, вроде совсем ненужных императоров.
Нет, ну на самом деле ‒ зачем они им?
Ведь реальной исполнительной властью японские императоры, похоже, не обладали ни при нынешней конституции, ни, как мы видели, в период «реставрации Мейдзи» (1868-1945), ни тем более в период сёгуната – военного главнокомандования Империей Нихон (1192-1868), ни даже в блистательную эпоху Нара и в начале следующей за ней эпохи Хэйан VIII-IX веков.
Причем если безвластие императоров эпохи сёгунов возражений и споров не вызывает, ‒ при сёгунах не забалуешь, ‒ то в отношении как периодов Нара-Хэйан, так и тем более периода «реставрации Мейдзи» такого единомыслия отнюдь нет.
Как правило, даже в научной и тем более околонаучной статье или книге можно зачастую прочесть, что-де не только в эпоху Мейдзи император был чуть ли не самодержцем, но и «в VIII-IX веках, в период расцвета древнего японского государства, Императоры были полновластными суверенами страны». Суверенами они, конечно были, ‒ кому же как не сынам Аматэрасу суверенами быть, ‒ но вот насчет полновластия, давайте разберемся подробней.
Государство закона
Для начала напомним, что эпохи Нара и Хэйан названы по имени первых постоянных столиц империи, не менявших свое местоположение с окончанием очередного царствования. Предшествующая эпоха носит название Акицу. Строго говоря, именно «под занавес» той эпохи сложилось убеждение о необходимости постоянной столицы империи, первой из которых стала в 694-710 годах Фудзивара, ‒ с дальним прицелом, но ненадолго созданная, оставившая память о себе в стихотворении императрицы Дзито (686-697), дочки императора Тэндзи и жены императора Тэмму, сыгравших немалую роль в созидании грядущих эпох Нара-Хэйан:
Миновала весна.
Лето ‒ в самом
разгаре...
Белотканые одежды
Сохнут на склонах
Небесной горы
Кагуяма!
[пер. К.Е. Черевко]
Сама же Дзито стала героиней стиха величайшего поэта средневековой Японии Какиномото-но Хитомаро, посвященного строителям Фудзивара:
Мирно правящая здесь, государыня моя!
Ты, что озаряешь высь, солнца дивное дитя!
Оглядев свою страну, где правление вершишь,
Ты решила, чтоб дворец возвышался ныне здесь,
В Фудзивара, где цветут вишен пышные цветы,
Где из тонких волокон фудзи ткётся полотно.
Ты, являясь божеством, так решила.
Оттого Боги неба и земли
Были заодно с тобой! …
И к светлейшему дворцу,
Что теперь мы строим здесь,
Из неведомых нам стран
По дорогам из Косэ
Будут люди прибывать,
И родимая страна превратится в вечный рай! …
И когда посмотришь ты,
Как старается народ,
То увидишь, что и впрямь
Волю он вершит богов!
[пер. А.Е. Глускиной, Манъесю, 50]
Нара была столицей с 710 по 794 год, а затем двор императора переехал в Хэйан, где и пребывал, ладно или не очень, по самую революцию Мейдзи 1868 года. За эти года Хэйан был переименован в Киото. Нара, по счастью, тоже сохранилась до наших дней – больше как город-музей.
Вид современной Нары
Поистине, период VIII и IX веков был золотым веком Японии и особенно японской культуры. Прежде всего изящной словесности и поэзии. Произведения тех эпох до сих пор считаются образцовыми и непревзойденными.
Отказавшись по ряду причин от какой-либо военной деятельности за пределами «восьми островов» собственно японских, империя могла сосредоточиться на внутренних преобразованиях. За образец была взята китайская модель государственности, творчески приспособленная к «специфике места» государственным японским умом.
Было создано жестко централизованное государство во главе с императором, который как раз незадолго до эпохи Нара принимает титул тэнно. О сакральном значении его поговорим чуть позже.
В соответствии с китайской моделью государство функционирует согласно определенным писанным правилам, то есть законодательству. Такое письменное законодательство, основанное на японских законодательных сводах VIII века «Тайхо рицурё» и «Ёро рицурё», составленных по образцу соответствующих сводов империи Тан было введено в действие в Японии в 701-702 годах. Так же, как и в Китае, оно состояло из двух частей ‒ уголовного кодекса (Рицу) и административно-гражданского кодекса (Рё:), регулирующих главные стороны жизнедеятельности страны.
Реформы Тайхо были, кстати, весьма передовыми и чем-то близки к социалистическим. Целью было приструнить всевластие феодалов и способствовать работе на земле свободных крестьян, кои составляли 90% населения империи. Земля была, например, объявлена собственностью императора, по сути став общегосударственной, и выдаваемой для трудов и за труды.
Так сказать, японский средневековый вариант государства всеобщего благоденствия. Как и всякий идеал – он был трудно достижим.
Стоит отметить, что принятие японским правителем титула тэнно непосредственно предваряет по времени принятие законодательного кодекса «Тайхо рицурё», введение собственных девизов правления[1] и переименованием страны из Ямато в Японию: Нихон [Ниппон] ‒ «Присолнечная страна», «Страна Восходящего солнца».
Согласно «Анналам Японии» [Нихон сёки] титул «тэнно» в отношении японского монарха впервые использовал принц-регент Сётоку. В 608 году он направил китайской стороне государственную грамоту, в которой называл китайского правителя «Хозяином и владыкой Запада» ‒ по-японски: Морокоси но Кими, а японского ‒ «Небесным хозяином Востока» ‒ Ямато но Тэнно.
С тех пор этот титул и стал основным у императоров Империи Нихон. А поскольку традиционное сознание, равно как и современное массовое, не знает феномена необратимости времени, то с VIII века титул тэнно распространяется на всех прежних японских «императоров», начиная с легендарного основателя династии Дзимму.
От периода Нара по X век, когда стала распадаться вертикаль власти, а с нею и власть закона, Империю Нихон квалифицируют «правовым государством», или «государством, основанном на законах» ‒ «рицурё: кокка». Но формально составленные в VIII веке законодательные своды продолжали действовать в Японии вплоть до периода Мэйдзи, а все более новые законы рассматривались ‒ во всяком случае теоретически ‒ лишь как дополнение к ним.
В законах были прописаны и права тэнно и процедура утверждения его указов.
Тэнно. Права и возможности
Согласно законодательным сводам, тэнно был главой государства, он ведал всеми внешними отношениями, командовал войском, контролировал административный аппарат.
Теоретически тэнно подчинялись три высших органа государственной власти:
1. Дадзёкан, во главе с дадзё дайдзин ‒ главным министром. [У Дадзёкана не было аналога в Китае времен империи Тан, был он творчеством самобытного японского ума и в период Нара он обладал огромными полномочиями. Внутри Дадзёкана действовал Гисэйкан ‒ Высший Политический совет, куда входили наиболее именитые аристократические роды центрального района Японии Кинай в числе около пяти. Гисэйкан, что характерно не был законодательно прописан, хотя влиянием обладал, как вы догадываетесь, немалым, а потому его решения оформлялись решениями «большого» Дадзёкана, а наиболее важные решения вообще шли как прямые указы тэнно].
2. Дзингикан ‒ Палата небесных и земных божеств, ведавшая общегосударственными религиозными церемониями. [Эта палата действительно непосредственно подчинялась тэнно, как фактическому главе синто. И ответственные товарищи из Дадзёкана в этом ему препон не чинили].
3. Дандзётай ‒ ведомство инспекций цензоров, контролировавшее исполнение законов в столице и провинциях.
И вот три такие солидные организации подчинялись тэнно! Казалось бы, ‒ действительно полновластный владыка!
Но! Дадзёкан ‒ Палата Высшего Государственного Совета прочно стоял между тэнно и властью. Возглавлявшие Дадзёкан высшие чиновники из древних и старых родов империи, как водится, знали все, что нужно для империи лучше любимого тэнно. Чтобы читатель лично мог осознать значение Высшего Госсовета тех давних японских времен, приведем отрывок из Штатного расписания Дадзёкана – подлинный документ! ‒ опуская второстепенные и служебные чины.
Штатное расписание Палаты Высшего Государственного Совета ‒ Дадзёкан
Главный министр ‒ один. Являя собой пример наставника [Государя] и образец подражания [для всех людей] четырех сторон света, решает вопросы Пути по управлению страной, приводит в равновесное состояние Инь и Ян.
Если такого человека не находится, должность оставлять вакантной.
Левый министр ‒ один. В его компетенцию входит: ведание всеми государственными делами, инициатива по обсуждению любых вопросов, принятие решений по любым делам. В случае принятия Палатой цензоров неверного решения имеет право на его пересмотр.
Правый министр ‒ один. Компетенция: та же, что и у Левого министра.
Старшие государственные советники ‒ четверо. В их компетенцию входит: участие в обсуждении любых проблем, право на советы Государю, оглашение государевых указов, нахождение рядом с ним, доклады дел, исправление неправильного.
Младшие государственные советники ‒ трое. В их компетенцию входит: доклад Государю малых дел, выдача и получение колокольцев и бирок для использования чиновниками лошадей на государственных почтовых дворах, курьерских сумок и колокольцев; они ведают печатью Государя. Младшие государственные советники входят в состав свиты Государя. …
Левый старший цензор ‒ один. В его компетенцию входит: надзор над министерствами центра, кадров, управления, народных дел. Принимает от вышестоящих и направляет нижестоящим различные дела, решает вопросы, возникающие внутри Палаты Высшего Государственного Совета, подписывает проекты документов, расследует упущения и ошибки, ведает ночными дежурными различных ведомств, занимается ежегодным приемом управителей провинций. В случае отсутствия правого старшего цензора выполняет по совместительству его обязанности.
Правый старший цензор ‒ один. В его компетенцию входит: надзор над военным министерством, министерствами наказаний, казны, двора. В остальном его компетенция такая же, что и у левого старшего цензора.
Левый средний цензор ‒ один. Его компетенция такая же, что и у левого старшего цензора.
Правый средний цензор ‒ один. Его компетенция такая же, что и у правого старшего цензора.
Левый младший цензор ‒ один. Его компетенция такая же, что и у левого среднего цензора.
Правый младший цензор ‒ один. Его компетенция такая же, что и у правого среднего цензора.
…
Законы «Рицурё», статьи II-2.
Об особенностях японского менталитета
Все-таки, воля ваша, есть в японском государственном мышлении некая то ли шизофрения, то ли паранойя, не очень в наименованиях силен. Есть в наличии всевластный император-тэнно ‒ потомок богов и в рамках синто сам земной бог. И вот в подчиненном ему государственном органе первое место занимает пусть заслуженный, но просто человек, служебная обязанность которого состоит в том, чтобы быть примером наставника государя-бога. Не говоря уж о Пути Дао и приведения в порядок Инь и Ян.
Ну, в конце концов это их японские заморочки. Но, ознакомившись с характеристиками основных должностей Палаты Высшего Госсовета с их правами и обязанностями, становится ясно, что тэнно там ловить было нечего. Он и не ловил. Тэнно в работе Дадзёкана участия не принимал[2].
Конечно, проекты решений этого органа корректно и верноподданно предоставлялись тэнно для ознакомления и утверждения. И в Хрониках практически не отмечено случаев, когда бы тэнно эти решения не утверждал. Да и поди не утверди, все же центральный орган – восемь солидных министерство подчиняются, во всяком случае под надзором состоят – смотрите Штатное расписание.
Кроме того, в качестве вишенки на торте, для тэнно времен Нара, был еще такой оригинальный обычай. Существовал институт так называемых дайдзё тэнно ‒ в буквальном переводе «большого-верхнего тэнно») ‒ бывшего тэнно, который прошел ритуал интронизации, но затем отрекся от престола, либо по настоятельному желанию «лиц, обладающих влиянием», либо уяснив, что при бойкости характера делать ему там нечего.
Так вот дайдзё тэнно, в отличие от тэнно просто, распорядительными и исполнительными полномочиями обладать мог. К примеру, при императрице Кокэн (749-758) настоящим правителем был формально отошедший от дел ее папа тэнно Сёму (724-749).
Этот Сёму был, кстати, одним из немногих ярых приверженцев буддизма на японском престоле и из последних относительно деятельных тэнно. Сёму объявил себя «рабом Будды», и, похоже, мнил себя чакравартином ‒ добродетельным правителем, который в своем управлении максимально опирается на учение Будды и поощряет его.
Энергия Сёму в этом отношении поражает. Он ‒ инициатор проекта по возведению храма Тодайдзи ‒ самого крупного деревянного сооружения в мире. В храме была установлена самая крупная в мире бронзовая статуя Вайрочана ‒ космический будда Махавайрочана. В каждой из более чем шестидесяти провинций построили мужской и женский монастыри, которые представляли собой магическую инфраструктуру государства[3].
Будда Вайрочана в храме Тодайдзи
Но несмотря на бурную деятельность Сёму и Кокэн, главным мировоззрением Японии осталось синто. И уже к нему присоединялись конфуцианство и буддизм в его ояпоненном варианте «дзен».
Упразднение и прекращения
Возвращаясь к взаимоотношениям тэнно и Высшего Совета отметим, что в 703 году была учреждена должность тидайдзё кандзи ‒ наблюдателя за работой Дадзёкан. Эту должность могли занимать только принцы крови, выступавшие как представители тэнно.
Однако в 745 году должность тидайдзё кандзи была упразднена в связи с сокращением реальных распорядительных полномочий тэнно. В дальнейшем на троне бывали как «сильные», так и «слабые» императоры, однако именно тенденция к ослаблению их воздействия на политику составляет основной вектор развития института верховной власти.
В Японии тех лет преобладал аристократический тип правления, когда властные рычаги были сосредоточены в руках представителей нескольких аристократических родов, ведущих между собой непримиримую борьбу за первенство. Своего апогея «аристократический принцип назначения во власть» достиг уже к концу VIII века, когда тэнно фактически не был волен назначать главного, левого и правого министров. Таковыми, за редкими исключениями, почти автоматически становились представители северной ветви рода Фудзивара.
Характерно, что в отличие от самих тэнно, которые достаточно часто отрекались от трона, высшие должностные лица, как правило, заканчивали свою жизнь, находясь на служебном посту.
Свободные передвижения тэнно максимально ограничивались. По сути он не имел права покидать пределы своего дворца, а в дальнейшем и его внутренних помещений, кроме специально организованных «высочайших выездов» ‒ «миюки». Хроника «Сёку нихонги» ‒ продолжение хроники «Нихон Сёки» фиксирует, что таких выездов императора из дворца за 95 лет было всего 152. Интенсивность, как видим, невелика.
Дальше больше. Тэнно Монтоку (850-858) даже после интронизации ни разу не был в предназначавшихся императору покоях дворца, пребывая во дворце наследного принца или же в своей частной резиденции[4].
А официальная хроника «Нихон сандай дзицуроку» свидетельствует, что до Монтоку тэнно ежедневно выслушивал во дворце доклады; начиная же с него эта практика прекратилась.
О делах наших скорбных…
Но такие ущемления прав тэнно случились уже в эпоху Хэйан, а в эпоху Нара тэнно еще мог собственноручно писать свои указы, в основном на темы несовершенства окружающей дейвтиельности, и по согласованию с Госсоветом оглашать их. Отрывки из них звучат вполне актуально:
«Известно Нам, что главное в управлении страной ‒ это подбор людей. И если назначать людей по их способностям ‒ доля людская будет легка, страна разбогатеет.
Смотрим на дела чиновников ведомств внутренних и внешних ‒ стыда у них нет, одна корысть с воровством остались. …».
«Сёку нихонги», Тэмпё Ходзи, 3-6-22, 759 год.
«Ознакомились с докладами проверяющих семи округов и считаем, что ни в одной из провинций их управители не осуществляют управление должным образом.
Сожалеем о том, что корыстолюбивых среди них много, честных же ‒ мало. …
Главное предназначение чиновников управления провинции состоит в том, чтобы любовно управлять вверенными им податными людьми, чтобы распространять достойные обычаи и людей этих ласкать-миловать. Кроме же того, тщательно подбирать людей, чтобы каждый непременно соответствовал занимаемой должности.
Однако много среди них таких … у кого нет чувства верности по отношению к вверенной ему провинции, кто преследует собственную выгоду и творит непотребное, кто желает богатств и потерял стыд, кто ведет себя непочтительно с подчиненными и заискивает перед вышестоящими.
Много и таких, кто управляет без человеколюбия, причиняя людям страдания, … при освобождении хорошего места ‒ его добивается, не стесняясь в средствах.
Эти люди не слушают мудрых поучений и законам не следуют. В мыслях и на сердце у них только одно ‒ себялюбивая выгода. Обращаясь с законом, как с игрушкой, позорят императора…»
«Сёку нихонги», Тэмпё Ходзи, 5-8-1, 761 год.
Если чуть осовременить стиль, то никто у нас и не поймет, пожалуй, где и когда такие указы оглашены были.
Тысячелетнее молчание императоров
Вот собственно и все полномочия японских императоров эпохи расцвета. Про сёгунат и говорить не приходится, про «реставрацию Мейдзи» уже шла речь. И непосредственной связи с подданными японский император, «божественный тэнно» был лишен напрочь.
В этом смысле можно говорить о тысячелетнем молчании императоров империи Нихон.
Таким образом, вместо всемогущих самодержцев, мы в результате увидели едва ли не самую безправную «консорцию» в земной истории ‒ «консорцию» японских императоров, божественных тэнно, прямых потомков солнечной богини Аматэрасу.
Солнечная богиня Аматэрасу
Все это так. Но оказывается, это лишь «аверс» японской «медали». Есть у нее и оборотная сторона, значимая для судеб Империи Нихон как бы не больше, чем все вышесказанное. И плохо понимаемая остальным миром. О ней – следующий рассказ.
Продолжение следует
[1] О происхождении и общей идее временной концепции, связанной с девизами правления, см. А.С. Мартынов. Время и история в императорском Китае. ‒ «Мир Востока», СПб. ‒ Уфа, 1998, выпуск 1, с. 17-50.
[2] А.Н. Мещеряков. Японский император и русский царь. Элементная база. – М, 2004. С. 46-47.
[3] Японский император и русский царь. С. 102, 241.
[4] «Иванами кодза нихон цуси», 1995. Т. 5. С. 25.