Протоиерей Александр Козырев принадлежит к числу тех православных священников, кто пришёл в церковь в 80-е годы, круто поменяв свою прежнюю светскую жизнь. Почти полтора десятилетия до этого он работал инженером одного из ведущих оборонных предприятий страны. В 90-е годы отец Александр возглавил православную общину Реутова, которая инициировала и много способствовала строительству первой за всю историю этого подмосковного города церкви, освящённой в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот уже более 20 лет протоиерей служит в Николо-Архангельском храме города Балашихи, одновременно занимаясь церковным краеведением. Среди тех, кто увлекается историей Подмосковья, известна его книга «Летопись Николо-Архангельской церкви».
15 сентября отец Александр отмечает семидесятилетний юбилей. Накануне этого события мы встретились, чтобы поговорить о самых разных вопросах от освящения ядерного оружия до влияния «ковида» на православных.
- Известно, что в последние годы появился обычай освящать оружие, в том числе ядерное. Не всем понятно, для чего это делается. Как бы Вы объяснили смысл этого обряда?
- Противники Православной Церкви обвиняют духовенство в освящении оружия и войны. Замечу сразу, что православное духовенство не благословляет войну никогда! Мы благословляем православных воинов, идущих защищать Родину, веру Христову, мирных жителей.
Часто критики Православной Церкви отрицают возможность участия христианина в войне вообще, ссылаясь на предписанное Евангелием (Лк. 6:29) непротивление злу насилием. В тексте Священного Писания Господь учит: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую».
Но критики не замечают, что о войне и оружии в Новом Завете есть и другие цитаты! Воинам, пришедшим креститься в реке Иордан, Иоанн Креститель на вопрос, что им делать, ответил (Лк. 3:14): «не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Но не требовал вовсе отказаться от воинской службы. В послании апостол Павел учит: «Начальник есть Божий слуга, ... он не напрасно носит меч: /.../ отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Здесь мы видим, что апостол допускает применение оружия, и расценивает это именно как Божие служение.
Любое оружие в руках христианина – всегда оружие защиты от того зла, которое невозможно остановить иным путем. В священнических молитвах есть слова благословения оружия для защиты, а не для ведения захватнических войн.
Также священники РПЦ благословляют средства передвижения, используемые военными на суше, на воде или в воздухе. И при этом испрашивают у Господа охранение воинов, несущих службу на «колеснице», воздушном или надводном корабле, подводной лодке, и иных транспортных средств.
Нет в традиции Православной Церкви и в пастырской практике чинов освящения любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения. Хотя, иногда, в высказываниях некоторых духовных лиц есть оправдание такой сомнительной практики. Но это остается на их совести – Господь им судья!
- Вы в прошлом много лет проработали на предприятии, где разрабатывается самое современное мощное оружие. Почему в 1989 году, будучи уже инженером высшей категории, решили так сильно поменять свою жизнь?
- На «НПО Машиностроения» я проработал инженером чуть более 14-ти лет. Чтобы не лукавить, скажу, что к середине первого десятилетия инженерной практики я стал понимать, что это не то занятие, которому я хотел бы посвятить всю жизнь. Своей супруге, а она – преподаватель Литературного института им. Горького, профессиональный литератор, я часто говорил: «Какая у тебя интересная работа, ты общаешься с людьми, а у меня общение все больше с бумагами, инструкциями, бездушными техническими изделиями!». Уже в 80-е годы я пытался поменять профессию. Я стал посещать семинар художественного перевода с грузинского в том же Литературном институте. Результатом трудов на переводческой ниве явилась публикация моих переводов нескольких рассказов молодой грузинской писательницы Марине Цоцколаури в русскоязычном журнале «Литературная Грузия». Но и это занятие мне не пришлось по сердцу. В начале перестроечных 90-х гг. казалось, что мир рухнул, почва уходила из-под ног. Мы с супругой упорно искали духовную твердыню, на которой можно спастись: мы много читали, в том числе произведения современных писателей-почвенников, историческую литературу. Перед нами предстал горестный путь, который прошли русский народ, русское православие в XX веке. И очень хотелось хоть как-то принести пользу в возрождении поруганной веры. С супругой мы смутно понимали, что именно в Церкви мы обретем опору. Это и привело нас в православную общину, созданную в г. Реутове впервые после многих десятилетий гонений на Церковь.
Возможно, мне было легче воцерковляться, чем моей супруге – я был свидетелем молитвенной практики моей матери и бабушки; в детстве и до двадцати двух лет причащался, правда, редко. Потом было, как и у многих, отпадение от Церкви. В православной общине на меня обратили внимание два духовных лица – архимандрит Роман (Гаврилов) (тогда – балашихинский благочинный) и один опытный протоиерей. У меня был определенный жизненный опыт, мне пошел пятый десяток. Они приметили, что ко мне тянутся сомолитвенники-прихожане, и благословили меня принять священный сан. Что и случилось в ноябре 1994 г.
- В прошлом году Пасхальные богослужения в храмах шли без прихожан. На ваш взгляд, отразилось ли это как-то на сознании верующих? Какие вообще, на ваш взгляд, уроки можно вынести из этой ситуации, когда священники и паства встречали главный христианский праздник порознь?
- И стенаний, и непонимания, и возмущения в православной среде в тот недолгий период было немало. Но экстремистских выпадов мы не наблюдали. К чести наших верующих, они оказались весьма дисциплинированными, и отнеслись ко всему происходящему с пониманием. На интернет-сайте нашего прихода транслировались важные праздничные службы из Николо-Архангельского храма, и некоторые видеозаписи до сих пор вывешены. Это помогло прихожанам поддержать, хотя бы виртуальную, связь с приходом и с духовенством.
Для многих такое поклонение Господу – через лицезрение видеокартинок богослужений – оказалось удобным и затягивающим. Они жаловались, что впали в духовную леность: потыкал кнопки на телевизоре, компьютере или телефоне, и ты вместе со священниками славишь Бога! Возвращаться к прежнему режиму, когда надо преодолевать транспортные неудобства, молитвенно готовиться к причастию, подбирать гардероб, приводить себя в порядок..., для многих оказалось непростым делом. Но возобновление общения с сомолитвенниками и любимыми батюшками привело большинство в приподнятое духовное состояние. К сожалению, пандемия продолжается, многие опасаются заразиться, поэтому в храме даже в праздничные дни на службах молящихся стало значительно меньше!
- Вытекающий вопрос: из СМИ известно много случаев, когда священники самоотверженно выполняли служение во время разгара пандемии. Как бы Вы оценили деятельность знакомых вам священников, в том числе Балашихинского благочиния в этот период? Может быть, можно рассказать о каких-то особых случаях.
- Мы знаем, что именно в страданиях Господь особенно близок к человеку. Нам также ясно, что всем известная пандемия явилась посещением Божиим. Именно во время короновирусной болезни важно, чтобы священник был со своей паствой, со страдающими.
Но, к сожалению, непосредственно к пациентам сейчас в большинстве больниц доступ либо ограничен, либо вообще для священников запрещен. Нам предложено рекомендовать желающим получить Таинства обращаться в больничную комиссию епархии.
К короновирусным больным выезжают специально подготовленные священники из группы, которая была сформирована в Синодальном отделе по благотворительности. Все они прошли инструктаж, получили средства индивидуальной защиты. Такие группы созданы во всех епархиях РПЦ.
Но священники Балашихинского благочиния, по возможности стараются посещать больных на дому, чтобы преподать им утешение и совершить необходимые Таинства. Не всегда больные и сами священники соблюдают необходимые меры предосторожности. И как результат такой неисполнительности налицо – практически все известные мне священники нашего благочиния переболели болезнью COVD-19. К счастью, смертных случаев мы не знаем. Хотя некоторые перенесли болезнь тяжело. Знаю молодого батюшку-сослужителя, у которого серьезные осложнения после COVID-а – в венах ног образовались множественные тромбы и варикоз. Ему уже удалили в общей сложности более полутора метров вен!
Священники стараются не бахвалиться своими подвигами, поэтому мне трудно поведать об «особых случаях». Могу только рассказать, что мне самому пришлось напутствовать незадолго до кончины одну старушку – моё духовное чадо. Там вся семья болела этой болезнью, они потеряли двух своих родных людей! Было непросто найти необходимое обмундирование. И попотеть пришлось! За себя я не очень опасался – после моей болезни прошло почти полгода, были антитела. Хотя, некоторые болеют повторно. Не знаю, можно ли это назвать подвигом, но многие священники нашего благочиния могут рассказать о своих будничных трудах в условиях пандемии.
Близкие поздравляют отца Александра с юбилеем, желают здравия и Божьей помощи во всех делах. Многая лета!
Беседовал Алексей Полубота
1.
- К чести наших верующих, они оказались весьма дисциплинированными, и отнеслись ко всему происходящему с пониманием. На интернет-сайте нашего прихода транслировались важные праздничные службы из Николо-Архангельского храма, и некоторые видеозаписи до сих пор вывешены. Это помогло прихожанам поддержать, хотя бы виртуальную, связь с приходом и с духовенством.
Для многих такое поклонение Господу – через лицезрение видеокартинок богослужений – оказалось удобным и затягивающим. Это ничто иное как, пока ещё, маломасштабный образ мерзости запустения на святом месте и крупное свидетельство о том, что соль утрачивает свою силу! Я только диву даюсь, как на то, что со всех сторон идёт оправдание или чуть ли не ликование, то «встрече тысячелетия», то закрытие храмов на Светлое Христово Воскресение! Всё это наверняка знамения, что мы стоим у порога больших перемен! И то, что оне будут к лучшему верится с трудом, так как в истории Церкви множество свидетельств об избавления и от нашествия иноплеменников и моровых поветрий, но мы и особливо священноначалие - МАЛОВЕРЫ и, судя по нашим проявлениям веры, уповаем больше на свои «корваны», чем на помощь Божию, а за сие - гнев Божий. Сегодня день празднования иконы Божией Матери Калужская именуемая: «Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления Калуги от чумы в 1771 году, когда чудовищная эпидемия буквально опустошила город – горожане вымирали целыми семействами. Чудотворную икону Пресвятой Богородицы тогда принесли из села Калужки, крестным ходом обошли с нею весь город и отслужили всенародный молебен. После этого чума в городе прекратилась.»
Молитесь, остатки верных,
Будьте мужественны, как встарь.
Необъятной вселенской скверной
Не объят еще наш алтарь!
И за братской нашей обедней
Мы врагу нанесем урон.
В этой церкви, простой и бедной,
Тайный наш партизанский схрон...