Неюбилейные заметки
Сегодня 80-летний юбилей встречает живущий с нами в одно время классик, наш уважаемый автор и дорогой друг редакции РНЛ Владимир Николаевич Крупин.
Дорогой Владимир Николаевич, низкий Вам поклон за Ваше возвышающее и утешающее слово, чуткое, неравнодушное сердце, за радость открытия действенности русской правды и истины, за возможность наблюдать прекрасное сочетание истинного таланта и чуткой, нежной и доброй христианской души. Многая и благая лета!
***
Аз многогрешный, одинокая единица мыслящей части общества, чего-то же смыслю в русской жизни, прошедшей и настоящей, и как-то пытаюсь повлиять на русский путь в жизнь будущую. И не один я такой. А жизнь русская всё тяжелее. Это от того, что у русских особая миссия в этом мире - спасти этот гибнущий мир. (Читай русскую историю, русских духовных писателей). Но умело внушает враг нашего спасения такие мысли: да, мир обречён, да грядёт Страшный суд, но это же ещё когда-то, за семью горизонтами, ещё поживём.
Мы, любящие Россию, говорим и звоним во все словесные колокола о спасении нашего Отечества, но нас не слышат, ничего не меняется, всё становится ещё хуже. Отсюда вывод: получается, что от нас мало что зависит, зря стараемся. Хотя говорить и писать не прекращаем.
А яйцеголовые начальники, от которых что-то зависит, нас не слушают, не читают. Имею в виду вершителей судеб и влиятелей на умонастроение общества. И никакого толка соваться к ним. Не обратят внимания. Отмахнутся как от комара. Скажут: что вы всё со своей Святой Русью, со своим Православием. Уже искусственный интеллект входит в жизнь, а вы всё тащите своё отжившее мировоззрение. А то, что школьники путают Куликовскую и Курскую битвы, а то и просто не знают о них, что им за печаль, им даже лучше, что выросли и вырастают такие егэ-недоумки. В какие-никакие топ-менеджеры годятся, и ладно.
И сам себя пытаюсь успокоить. Какие теперь читатели? Их уже меньше, чем писателей. Прочтут тебя те, кто согласен с тобою, но именно те, от кого ничего не зависит. А владельцев средств массовой информации ни в чём не убедишь. У них задание - лить грязь на Россию.
Так в чём я хочу их убедить? В том, что на моих глазах продолжается развитие чудовищной, тупиковой мысли, которая губит цивилизацию, оскотинивает людей. Мысль эта - об отношении к так называемому Возрождению в Средние века. Возрождение? Чего и кого? Это было не Возрождение, а падение в языческую бездну. Возрождалось безбожие. Гуманизм вёл к фашизму. Знания заполняли пустоту души, образование давало видимость умственной жизни. Чем больше знали люди, тем больше они не знали. Но самомнение росло, одобряемое политикой и наукой. Воспевался физический человек, росло его самомнение о себе. Он всё может, он обойдётся без Бога.
Как он обходился и что от этого получили люди земли, теперь видно даже слепым.
А Россия, всеми ненавидимая, продолжает спасать мир. Как? Она спасает присутствие Божие на Земле, именно это отодвинет Страшный суд. А не получается пока спасти потому, что мир Россию не слушает и не понимает её ведущего места в этом мире. Кто главный в этом мире? Конечно, создавший его. А дальше те, кто ближе к нему. А кто ближе? Те, кто наиболее принял в своё сердце Христа.
Вроде бы западный мир говорит о Боге. Но о каком? Скорее, о ветхозаветном. Если бы иначе, они бы не изгоняли из жизни поклонение Христу, не убирали из школ изображение Его Распятия. А наш Бог - Бог христианский, Бог любви. И по-прежнему над Россией, на её небесах мы видим распростёртые, обнимающие нас руки Спасителя. И те, кому дано, видят надпись, начертанную невидимым, но явным перстом: СИМ ПОБЕДИШИ.
Ах, дорогие вы наши враги, как хорошо, что вы умнеете, что понимаете, что Россию ничем не победить. Что всегда победит только она. И вот вы взяли курс на уничтожение не России, а русских. И что-то у вас получается. Но это по мелочам, а в масштабе сломаете зубы. И беззубыми дёснами будете шамкать. И истекать от злобы ядовитой слюной. Потом и она закончится. И поползёте ко Кресту.
7. Россия, Россия!
6. Ответ на 4, Игорь Бондарев:
Кстати. Достоевский уже давно "условно стал" и экзистенциалистами,и Фрейдом и многими другими.
5.
4. Например.
Вот тогда наши православные писатели и мыслители смогут привести западную классику в русло православия, в дух. И этим указать путь очень и очень многим.
Есть в философии такой термин: деконструкция. Вот, примерно так, только не уничтожая западное слово, а войдя в него - привести его в православный дух, как домой.
3. Так ли?
Почему Россия себя не слышит - не слышит Всемирной Истории в себе? Кто виноват ? Запад?
Последний абзац целиком относится к православным, ибо истина у них, а они возгордились и обленились. Истина у православных. Похоже только по форме. Где История от начала такая, какой ее задумал Бог? Запад не скажет, ибо что он скажет, то - феномен. А все ноумены, вся истина - у православных, и ум тоже. Но, если истина не познаваема феноменально, а ноумен как вещь в себе - истина, то что, согласимся с Западом?
А может "вскапаем" западную классику? Лень? Или делать больше нечего? Ну, тогда да...
2.
1. КРУПИН СРЕДИ НАС
Владимир Крупин в числе немногих собратьев по перу поддержал идею «Энциклопедии российских деревень» и вместе с Олегом Васильевичем Волковым был на ее учреждении в царственном зале ВАСХНИЛ 30.04.1989 года. В последствии я много думал о нем, потому что он был единственным из русских писателей, от которого хотелось получить благословение. Со временем мне все чаще стало видеться в нем необъяснимое сходство с Николаем Чудотворцем. У меня даже родилось, по сути, навеянное им стихотворение об этом святом:
Без утешения, без меры
Пьет чашу горя отчий край.
О том, что в людях мало веры,
Скорбит Святитель Николай.
Где гость желанный, где прохожий —
Он исцеляет боль и грусть…
За что же сей Угодник Божий
Так возлюбил Святую Русь?
Открылся миру преподобный
С высот призванья своего:
— В ней вижу Замысел Господний
И Думу тайную Его.
Особенность Крупина заключается в том, что ему дано Вышнее Слово. Чтобы убедиться в этом достаточно прочесть его книгу «Афон. Стояние в молитве». Многие рассказы Крупина нельзя читать без очистительных слез. Например, рассказ «Отец, я еще здесь». Есть в лике писателя что-то животворящее, вечное, вдохновляющее. Отнюдь не случайно, когда меня попросили рассказать о нем, мой ответ вылился в следующие строки: «Ну что сказать о Крупине, что он воистину подобен Неопалимой Купине и в то же время бесподобен». Поздравляю Владимира Николаевича с его 80-летием. А Россию с тем, что он среди нас.