История Соловков
Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжил свой подвиг в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
8/21 августа Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). В этом году, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные Зосима, Савватий и Герман в родную обитель. Крестным ходом, с молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде.
В эти же дни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алксием II, у подножия Секирной горы, был воздвигнут многометровый Поклонный крест в честь Новомучеников и исповедников Соловецких. Начиналась новая история Соловецкого монастыря…
Тропарь преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 4
Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.
Кондак преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.
Тропарь преподобного Германа Соловецкого, глас 8
Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.
Кондак преподобного Германа Соловецкого, глас 4
Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.
Поездка на Соловецкие острова в 2012 году вдохновила написать это произведение.
1
В те времена не знали места глуше,
Чем эти острова в студеном море.
Но коль уединение ищут души
Они с любой стихией могут спорить.
И если это все не для бравады,
И если смысл поступка - поиск Бога,
И если людям это очень надо,
Такие люди смогут сделать много.
Савватий, Герман - во Христе два брата.
Им, Радонежский Сергий был примером.
Вдвоем ушли от мира, без возврата,
Чтоб обратиться к Богу полной мерой.
Был Савватий в преклонных летах,
убеленный сединами инок,
Но немало успел протоптать
в Соловецких чащобах тропинок.
И нельзя ни сбежать, ни свернуть.
Вера в милость Христа у монахов.
Если выбран единственный путь,
Значит нет ни сомнений, ни страхов.
И остались они зимовать.
Долго-долго беседуя с Богом.
Перед смертью Господь повелел –
Причаститься пустились в дорогу.
Но прославлен он здесь на века.
Чтим в святых, преподобный Савватий.
Ну а Герман вернулся с другим
Богу верным и преданным братом
2
Подвижника Зосима было имя.
И в сердце пламень, и Господь был с ними.
Святая цель - величие России.
Они и Бога лишь о том просили.
На беломорских северных просторах,
Они искали истину не в спорах.
Они искали истину в молитвах
И ради истины вступили с бесом в битву.
Молитвою смирялась мошкара,
Служили им соленые ветра.
С молитвой теплой каждый строил скит.
Был враг обезоружен и разбит.
В мечтах Зосима видел монастырь,
Где общий труд, молитва, устремленье.
И Бог, узревши искренний порыв,
Послал Зосиме дивное видение.
Однажды утром, в предрассветный час,
Свет необычный озарил округу.
И церковь белая предстала в небесах.
Он поспешил поведать это другу.
А Герман, с радостью сказал: «Да будет так!».
И мы с тобою создадим обитель.
Господь благоволение показал.
А Он, всего на свете устроитель.
И начал создаваться монастырь,
Прославивший двух иноков у Бога.
Оплот России в северных морях.
А значит, к православию дорога.
3
Пусть не сдавался бес и лютовал,
Но Бог сильнее, если есть молитва.
Поэтому, в те давние века,
Монахи побеждали в вечной битве.
Закончились нападки злых людей,
Пожары, войны, бури, непогода.
Молитвы ореол все освящал,
А монастырь крепчал от года к году.
Был неустанным иноческий труд.
Обитель знаменита делом славным.
Взрастила много иноков святых.
Их имена известны православным.
Они России укрепляли мощь
Трудом, молитвой, непреклонной верой.
Служа для окружающих людей
Любви, ума и стойкости, примером.
Святой митрополит Филипп - один из них.
Он делал все, чтоб укрепить обитель.
Дивимся мы, смотря его труды.
Он был молитвенник, игумен и строитель.
Как первые святые просиял
И как святитель получил отличие.
Чудесным образом он здесь устроил жизнь,
И монастырь расцвел в своем величии.
Но не сдавался враг и проникал
За эти стены молча, тихой сапой.
Там был устроен первый каземат,
Готовя будущие, страшные этапы.
4
Таился он и прятался в ночи,
Да в злобе затыкал безсильной уши.
Пока будил всех колокольный звон,
Молитва чистила сердца, умы и души.
Но иногда являл свой мерзкий лик –
Когда иуды на Филиппа клеветали.
И слышался его звериный рык,
Когда жестоко узников пытали.
Но снова звал к молитве благовест.
А иноков молитва ввысь стремилась.
Чтоб на суровый, но прекрасный край
Покровом опускалась Божья милость.
Вновь возводились храмы и скиты.
Трудились и молились все монахи.
А зло сидело в мрачной глубине,
Мечтало, как их поведет на плахи.
Прошли века и изменилась Русь.
Кругом вранье, остыла наша вера.
Врагу поверив предали царя,
Попав под власть жестоких изуверов.
Вниз полетели купола с церквей.
Кресты предназначались для распятья.
А на Россию опустилась тень,
Того царепредательства проклятья.
Тогда-то дьявол вылез из норы.
Всю злобу выплеснув на тех, кто верен Богу.
И начался великий, скорбный путь,
Во славу Божью выбравших дорогу.
5
Из светлых Соловков обитель зла
Решила сделать мрачная элита.
Мечтая, что молитва и любовь
Из страха будут всеми позабыты.
Здесь не кормили, не давали спать.
В затылок пуля, стужа, тиф косили.
И гибли не предавшие Христа.
За веру, за любовь и за Россию.
Стал страшною тюрьмою монастырь,
А храмы и скиты местами пыток.
Там, под Секирной солнечной горой,
Лежат десятки черепов пробитых.
Но только, "Не бывает попран Бог!".
А смерть и жизнь в Его великой власти.
И сколько, славу выбравших святых,
Для жизни вечной предпочли Христовы страсти.
Не превратились в лагерную пыль,
А просияли в подвиге великом.
Изнемождённые их лица и тела,
Бог превратил в светящиеся лики.
Здесь Петр Воронежский прославлен в Небесах.
Сумел он чудо вымолить у Бога.
И заповедь Христову сохранив,
За жизнь свою, он спас от смерти многих.
Как прежде Соловецкий монастырь
Влечет святым теплом людей потоки.
Там мощи просиявшие лежат,
Нам верности и подвига уроки.
6
Ведь не сломилась, не погибла Русь!
Не утонула в омуте безбожья.
Но сохранила к небу узкий путь,
Средь поднебесной злобы бездорожью.
Молитва снова зазвучала здесь!
К святым мощам идут молиться люди.
Их не смогли забвению предать.
Святая Русь своих не позабудет!
И снова здесь звучат колокола.
И снова красота иконостасов.
Как прежде очищают нам сердца,
Святые лики Богородицы и Спаса
Вас ждут здесь, православные, всегда!
Возьмите Соловков гостеприимство.
Наш крестный ход вокруг монастыря,
Покажет веру, мужество, единство.
Пусть враг опять сидит в своей норе.
Вновь развернется православия сила.
Живите, процветайте Соловки!
И возродиться с севера Россия!
Эскадра Богоносных кораблей
Нам отвоюет для любви Отчизну.
А враг поймет. Он рано заказал,
По святости страны великой, тризну.
Пока еще святая Русь слаба.
Но чистые сердца стремятся к Богу.
Ты знаешь, Соловецкая земля,
Что делать нам, чтоб не свернуть с дороги.
На одном из образов Пресвятой Богороицы именумый – «Премудрость созда Себе дом» или «София – Премудрость Божия» (Киевская) изображены семь ступеней восхождения к Царствию Небесному - Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава. Это и есть наш путь к преображению. На острове Анзер в Троицком скиту, есть этот образ, там он и произвёл на мня неизгладимое впечатление.
***
Преображение
Стихотворение написано на острове Анзер
В Спасителя приобретая веру,
Преобразиться получи надежду.
Его любовь возьми себе примером,
Одевши душу в чистую одежду.
Любовь и чистоту внутри имея,
Наверное, легко снискать смиренье.
О прошлой жизни больше не жалея
Примите благодати утешенье.
Нам просиять с Христом во Славе вечной,
Казалось бы, ступеней так немного,
Средь избранных остаться на Фаворе.
И как же нелегка туда дорога…