Сергей Дарьичев
Древняя молитва из келейной книжицы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ!
Удостой меня быть орудием мира Твоего!
Чтобы я вносил любовь там, где ненависть.
Чтобы я прощал, где обижают.
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я говорил правду,
Где господствует заблуждение.
Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду,
Где мучает отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость, где горе живёт.
Господи! Боже мой! Удостой!
Чтобы не меня утешали, но я утешал.
Чтобы не меня понимали, но я других понимал.
Чтобы не меня любили, но чтобы я других любил.
Ибо кто даёт – тот получает.
Кто себя забывает – тот обретает.
Кто прощает – тому проститься.
Кто умирает за других – тот просыпается в жизни вечной.
АМИНЬ.
***
Память русской души
Сквозь летопись свершений славных.
Есть убеждение одно.
Быть русским – значит православным.
Другого просто не дано.
Я сын Руси тысячелетней.
Потомок воинов святых.
Сыновья гордость хлещет плетью.
Забыть не позволяя их.
Бессмертный полк намного больше.
Жизнь на Руси всегда война.
В веках незыблемо спокойна
Корней победных глубина.
Быть воином доля не холопья.
Садись на доброго коня.
Меч-кладенец, кольчуги, копья.
И вера. Путь богатыря.
О двух Отечествах радея,
Был русский воин непобедим.
Он правдой Божьей богатея,
Шёл в Горний Иерусалим.
К нам лезла гнусь в окно и двери.
И шли войною все подряд.
В наш путь пытались разуверить.
Несли расхристанный наряд.
Как вороны сюда летели.
Монгол, Европа и осман.
Но воевать всегда умели.
Пока молился русский стан.
Вот Пересвет в монашьей рясе:
Нательный крест, копьё и щит.
И Челубея вид ужасен.
А правда, всё же, победит!
Псы-рыцари и римский папа
Влекли свой вероломный гнёт.
Но раз «Не в силе Бог, а в правде!»
То проломился Чудский лёд.
Лже-царь из Речи Посполитой
Взведён на трон. И смуты час.
Но вера наша не убита.
И значит Бог опять за нас.
Громили ляхов и османов.
Разгромлен под Полтавой швед.
Не верим кривде окаянной,
А верим - в православный свет.
Француз, кровавый «просветитель»,
Пришёл на Русь. Но всё одно.
Ещё покроет русских славой.
Бородино и Ватерлоо.
Сердцами правду ощущали,
Воспринимая Божий глас.
И раз не в силе Бог, а в правде.
Нам всё равно - кто против нас.
И лишь, когда Христа предали,
Разъела души ржа и тля.
Вверху отвергнутые дали,
Внизу - кричащая земля.
Бездумно подрубая корни,
Виляли с верного пути.
Но Бог повёл дорогой горней.
Он свой заставил крест нести.
Нам было всё не наказания -
А Промыслителя дела.
Дал очистительных страданий -
То мор, то голод, то война.
Прошли сквозь годы испытаний.
Двадцатый век - тяжёлый век.
Чтоб снова горькие признания
Имел ты, русский человек.
Враг думал, стал совсем безбожен,
Предавший веры путь, народ.
Твой крестный путь забыт, низложен.
И Божья помощь не придёт.
На откуп лозунгов безбожных
Отдавший пылкие сердца,
Поддавшись обещаниям ложным -
Накликал беды без конца.
Немецких лат железный скрежет,
Как встарь прошёлся по Руси.
Из ада ополчилась нежить.
Где было сил нам испросить?
Но в глубине теплилась слово.
Молитвы, верности, любви.
К нам Бога призывало снова.
И перед Ним у нас долги.
Он ниспослал преодоление.
И наделил победных сил.
Спасти Отчизну, без сомненья,
Небесный сонм святых молил.
Слезу молитвы потаённой
Расслышали в недобрый час.
Их лики на святых иконах,
И Богородица, и Спас.
Коль с нами Бог - непобедимы!
И снова возвышалась Русь.
Сильны и верою едины.
Я русским именем горжусь.
Я русский. Помню, что нам свято.
И помню про священный прах.
Душа, не грязное корыто.
В ней совесть, вера, Божий страх.
Мы, плюнув в прошлое святое,
Утёрлись ныне много раз.
Ошибок повторять не стоит.
Да с нами Бог! Кто против нас?
***
Вообще, если уж речь зашла о качественности, русскость в широком смысле – это не набор и не ассортимент качеств, свойственных русскому человеку, а духовная качественность. Те, кто не принимает сегодня ни под каким видом русскость, – или не верят, что столь высокое призвание могло быть вручено столь «низкому» народу, или она, качественность, сама по себе вызывает в них раздражение по принципу: нет во мне, не должно быть и в других. А потому народ, домогавшийся или домогающийся ее, представляется им опасным. Это расхождение и непонимание вызываются не обязательно национальным или религиозным – все больше причиной их становится нравственный раскол, торжество зла, собирающее под знамена своего передовизма аморалитический интернационал. Поспешая в него, бывший русский человек, чтобы не вызывать у новых друзей подозрений в лояльности, посылает вослед своему народу, который он предал, самые бешеные проклятия и издевательства, что, кстати, по законам предательства является делом обычным.
Передовизму такие и нужны; это общество иноземлян, много чего, на наш взгляд, потерявших в человеческой ипостаси, подводящих милую их сердцу альтернативу под все – под совесть и стыд, любовь и семью, веру и родину, народ и государство – и направлено это общество против всякой нации в ее необщего вида историческом предназначении.
И сталкивают народы они, чтобы от народов отбывало к ним.
И рушат веру, чтобы на безверии терялись древние человекопаственные заветы и остывали души: бытие определяет сознание.
И канонизируют каинов и иуд, чтобы былую святость превратить в козлище, а святыни – в места публичных физиологических или художественных испражнений...
И ненавидят всякую святость в большом и малом, в народе и человеке, в поступке и мыслях, иконе и пении, ненавидят даже несостоявшуюся святость, ибо она может не загаснуть.
И когда слышат они: «святоотеческие чувства», «Святая Русь», «святые идеалы» – как от заклинательного «свят, свят» по известному адресу передергивает их и заставляет в голос взвыть свой, хорошо нам знакомый, хорал, решительно определяющий русскость от рождения ее и во веки веков под руки невежества и варварства. ( из очерка В.Распутина «Ближний свет из далека» 1992 г.)
Три слова о Руси
1
Лукоморья русская сказка,
Берендеева царства небыль.
Богородицы покрывало-
Синий плат шириною в небо.*
С росных трав собирала утром
Слёз Снегурки яркие блёстки.
И будила свирелью звонкой
Васильки в полях, да берёзки.
Ввысь смотрела, а не под ноги.
Был твой взгляд для кого-то странным.
Журавлей своих провожала
Бабьим летом в дальние страны.
Их курлыканье как молитва,
Да и сами - крестами в небе.
Журавлиная верность русским,
По душе пришлась, по потребе.
Косари на лугах духмяных.
Родников вода ключевая,
Что святою ты почитала.
А она и вправду - живая.
Покоряла простор широкий,
Не в постели встречала зорьки.
Да напевные песни слагала
О калине - ягоде горькой.
А зимою мчалась на тройках
С молодыми, в пороше снежной.
Холст ткала и для них, на пяльцах,
Лебедей вышивала нежно.
Дух берёзовый в жаркой баньке.
Квас пила с луговою мятой.
Да неистово так молилась
О Любви на кресте распятой.
2
Как Владимира обаяла
Красота православной веры,
Так ты твёрдо на том и стала,
Не склоняясь пред иноверием.
Илья Муромец* со дружиной
Охранял твой покой с молитвой.
Русь хранила святую веру.
Шла всегда за неё на битву.
Не была ни скупой, ни вздорной.
И кормилась насущным хлебом.
За добро с тобой злом считались,
Ты же чтила Бориса с Глебом.*
Кто с мечом приходить пытался -
Уносил поскорее ноги.
Слово Невского Александра*
Испытать довелось здесь многим.
Сергий Радонежский к свободе
Путь наметил - через единство.
Не мешали тебе сплотиться
Ни раздоры, ни разночинство.
Стержень был в православной вере!
И всегда, в баталиях жарких,
Непреклонно стояли рядом
Просто Минин и князь Пожарский.
Бога - Троицу почитала!
Жить старалась Его законом.
Так, Рублёвых своих рождала,
На века писала иконы.
В Ней нашла ты Единородстство,
Нераздельность, Единосущие.
Да Христову любовь избрала,
Нестяжание, неравнодушие.
3
То с востока, то с запада орды,
Но стояла Русь исполином.
Защищала свои устои.
В правой вере в Христа едина!
Был помазанник Божий царский
Рядом с ним патриарх могучий.
А народ с ними - свят и волен.
Их симфония* как созвучие.
Были тягостные мгновенья-
Гнёт ордынский, расколы, смуты.
Богатырский дух пробуждала
Ты молитвою в те минуты.
Поднималась Русь с благовестом,
А порой, с набатом тревожным.
Ведь без храмов и колоколен
Нам представить её невозможно.
С колокольным звоном вскипала
Богатырская русская сила.
А над золотом ты не чахла,
Сытой лености не просила!
Не хлебала щи грязным лаптем.
И не пыжся враг остроумием.
В кабаках не дружила с горькой,*
Поражала благоразумием.
Отпевала умерших в храмах.
Не хлестала на тризнах водку.
В Божье царство их провожала.
Да читала кафизмы* кротко.
Отправляясь на Богомолье,
Двери палкою подпирала.*
И постами да на молениях,
Ты грехов своих горб снимала.
*Наиболее почитаемые у нас иконы — Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; "I" 1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов.
*Былинный богатырь Илья Муромец – это преподобный чудотворец, преподобномученик Илья Муромский Киево-Печерский, жил при Владимире Мономахе 1188 год, память 1 января по новому стилю. Мощи его почивают в Антониевых пещерах, Киево-Печерского монастыря. Святой покровитель русского воинства и казачества.
*Борис и Глеб – русские святые, сыновья крестителя Руси князя Владимира, позволившие убить себя сводному брату князю Святополку, захватившему власть в Киеве( получившему за это прозвище «Окаянный»),что предотвратило братоубийственную войну на Руси.
*Герои народного ополчения 1612 года, Кузьма Минин-из мещан, Дмитрий Пожарский-княжеского рода.
*«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» - слова русского святого Благоверного князя Александра Невского
*Симфония власти светской и духовной существовала до петровских времён
* миф это всё, про наше русское пьянство, некогда русскому человеку было водку пить…
*Сорок дней по усопшим положено читать псалтирь, а именно 17 кафизму. А спиртное пить не принято…
*По результатам изучения многих исторических документов есть убеждение, что в древней Руси практически не было воровства…
Сергей Дарьичев
***
Юрий Яников
Ко дню Народного единства два слова (цикл "Русская Стихия") из сборника "Русь Святая" 2023 г.
1.
РУССКИЙ ОГОНЬ
(Неопалимая Купина)
Очередную гарь пожара
несло над русской стороной...
Горела Русь и не сгорала –
Неопалимой Купиной!
В кострах Орды, Литвы
и ляхов,
тевтонов, шведов,
папских псов –
горела Русь, не зная страха,
что выгорит в конце концов!
На пепелище лжи и Смуты
монарх державный восставал!
Но путь России снова путал
лукавый...
У́гли раздувал огонь реформ.
И гарь раскола
першила в го́рлах на пиру:
«Окно прорублено в Европу!»
А Русь Московская – в гробу!
Ликует Царь, разбиты шведы,
Империя взяла разбег!
А дальше – беды и победы
на целый «Просвещенный» век.
Или «Прелестный», или «Бабий»,
кому как нравится ярлык...
А в Церкви начат синодальный
период царственных владык.
Оно потом ещё икнётся
в бунтах бессмысленных и злых.
Огонь не гаснет, но не вьётся,
не палит, как в веках былых.
Уж нечему гореть, казалось,
но снова затрещал пожар!
Москва пылала, но не сдалась –
её ключей напрасно ждал
наследник гордого денницы,
сквернитель древнего Кремля.
Пожаром выгнан из столицы –
отдёрнул руки от Огня!
И вновь Россия воскресала,
и Феникс снова в небо взмыл!
Царевна-Лебедь отрясала
золу и пепел с белых крыл!
И восстающая из гари
ещё сильнее и грозней,
была Руси земля Святая –
для пап, султанов, королей.
Когда ж на «го́ре всем буржуям»
пожар вселенский запылал,
казалось, выжгло под чисту́ю
ту, что Народ и Царь создал
Страну –
где сила – Правды Слово,
где вера Правая жила.
«Бог, Царь, Народ» – Руси основу
взорвала новая Орда!
– Святую Русь мы уничтожим,
до основания!
И что ж?
Фундамент новый был положен –
безбожие, насилье, ложь.
Сам ад, покинув преисподню,
в пределы вшел Руси Святой.
Нам даже тяжело сегодня
представить тот «последний бой».
И был тот бой от слова «бойня» –
на смерть брат брата предавал.
А сатана воссел на троне
и хохотал, и хохотал!
Огонь сожрал Царя и Царство.
Народ и Церковь сожжены –
Казалось, прожито напрасно
тысячелетие страны.
Огонь плясал, гудел, метался,
свивался в кольца, языки,
в кострах искра́ми рассыпа́лся
и щерились в ночи штыки.
И на штыках играли блики –
отсветы адского огня ...
А из костров взирали Лики
с икон поруганных, смотря.
Ту Русь вернуть уж невозможно –
всё было выжжено до тла.
Но эту землю Матерь Божья
под омофор свой приняла.
Когда ж тевтонского «мессию»
лукавый бес на Русь погнал,
помиловал Господь Россию,
и Красного Царя нам дал.
Того,
которого бежали
и отрекались от него.
И не хотели ни «тишайших»,
ни «грозных».
Просто никого!
Но вот вам Царь...
Оно б похуже
найти по нашим всем грехам.
Но милостив Господь:
и мужа,
зело ужасного призвал!
Уж был тот муж велик и грозен
и для врагов, и для своих.
И Богу тем лишь был угоден,
что был «Царём» для «малых сих».
А был он лучшим из героев
из всех спасителей Руси?
Бог весть...
Но смог стальной рукою
Страну к Победе привести!
На то была Господня воля.
Роптать ли нам, что – по делам –
Бог дал Войну,
страшней которой,
ещё России не давал?!
И тот пожар был самым грозным
в истории Святой Руси.
И спо́лохи его ко звёздам
взвивались и кометы жгли!
И дорога́ была Победа,
и дорогой взята ценой!
И в Небесах победа Света
была одержана над тьмой!
В тот год Пасхальная седмица
всеобщей Радостью была...
Войне конец. Парад в столице.
И успокоилась страна.
И вновь стал мирный труд вершиться –
был май и мир дарован всем.
Огонь угас и затаился
в углях...
До Ветра Перемен.
И ветр подул...
Мыша́ бежала,
яичко золотое – хрусть!
И ничего не предвещало
ни брань, ни глад,
лишь – в сердце грусть.
Которым вновь вдруг «овладела
охота к перемене мест...»
И предано «рабочье дело»,
И падши, кланялись на West.
...................................................
Да, напряжения конструкций
архитектура не снесла.
Страны народных конституций,
страны Победы и труда не стало.
Жаль.
Ещё б стояло
земного рая экспонат.
Но здание взяло и пало,
как Вавилонский зиккурат!
И над пустынным пепелищем
разносит ветер бренный прах.
Кто удивится, кто посвищет,
кто скажет:как же это так?
Была же мощь! Была же сила!
Была же удаль и краса!
Весь мир взирал на это диво.
И вдруг:
Тhe end USSR.
И вот всё – тлен...
За что боролись?
С чем и куда теперь бредём?
А ведь в душе осталась совесть –
и жжёт, и жжёт, и жжёт огнём!
Смотри назад –
где беснованье,
где ложь, безбожие, вражда –
ничто на этом основанье
стоять не будет никогда!
Там – кровь Царя,
там – кровь народа,
там кровью мученик Святых
удобрены поля. И всходы
ждут серп в колосьях налитых!
На этой кро́ви Церковь в Небе
стоит и ждёт последних дней...
И Ангелы Её Победе
поют. И ждут Её детей.
Но всё же...
Всё же та Победа,
тот над рейхстагом Красный флаг
в сиянье неземного света
всегда останутся в веках!
И там пребудут неизменно,
примером взятого Креста,
народным подвигом Победы,
великой милостью Христа!
А Вавилон стоит невечно.
Ну а Содом, ещё скорей.
И Фараону путь намечен
в пучину вод, во глубь морей.
Проходит всё:
народы, страны,
империй ширь и высота.
Но вечна Божия Держава,
её Любовь и Красота!
Дойдём ли к ней?
Господь лишь знает
исход страны грядет какой..
А Русь горит и не сгорает,
Неопалимой Купиной!
2.
РУССКОЕ СОЛНЦЕ
В «этой Стране» никогда не заходит Солнце,
что конечно не является её достижением.
Но раз уж Господь сказал,
что Землю – «наследят кротцыи» -
нет смысла извиняться за это географическое положение.
Здесь по очень плохим дорогам летят Русские Тройки -
во все четыре стороны света.
Сшибая всё на пути, деловито и бойко -
но куда? До сих пор не дают ответа.
При этом параметры полёта никто не указал -
поскольку направление не имеет значения.
Всё равно придётся возвращаться на Курский вокзал -
ведь смысл в движении, а не в пункте назначения.
Но бывало и так, что «эта Страна» избирала дорогу
ведущую в Пустоту, или иное гиблое место.
А после,
шагала не в ногу со всеми народами на Мосту,
спасая мир от падения в бездну.
Герои, рожденные тут,
могли умирать за прямо противоположные идеи.
Но таких иуд, как в «этой Стране»,
поискать, и пожалуй не сыщешь во всей Иудеи.
И ещё:
не одним географическим сообществом
не обведены «этой Страны» границы.
Которые у ней находятся там,
где она соглашается остановиться -
чтобы:
- удивиться красоте окружающего пейзажа.
- сделать фото на память на подбитом танке.
- на помпезных развалинах написать – «знай наших!»
- перекурить и перемотать портянки…
А так конечно,
по мнению цивилизованных народов,
История «этой Страны» - одно сплошное преступление.
Хотя бы и вся свирепость её законов,
подразумевала необязательное их исполнение.
И при любом Царе:
- тишайшем ли, грозном, убогом -
порядка в государстве могло и не быть.
Но как оказалось -
эта Страна управляется самим Господом Богом.
И иначе её существование не объяснить!
Матерь Божия держит над ней омофор,
а Господь сберегает к Последнему Дню -
народам другим в назиданье.
И вера, хранимая этой Страной до сих пор -
и есть смысл её существования.
Здесь всегда был урожай
на тернии и волчцы.
И в муках рождённых детей
ожидала очередная Война.
И поэтому -
над этой Страной
никогда не заходит Солнце.
И Литургия
не прекращается никогда.
***
Максим Макаров




1. ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОГО ЕДИНСТВА тоже...
Т. е. в ~ 12 часов Дня ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ВМЕСТЕ, МЫСЛЕННО, пребывая пред очами живого невидимого Бога, в самой-самой глубине сердца обратиться к Господу всеми силами души простенькой взаимомолитвкой за себя, друг за друга, за всех наших родных и близких, живых и ушедших, за ВСЕХ ХРИСТИАН, т. е. за ВСЮ нашу Родину: «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ ПРОСТИ». ДАЙ СВЯТОГО ДУХА, БОЖЕ, ОБРЕСТИ».
НЕЛЬЗЯ? Так нельзя... Кому оно, в самом деле, нужно, наше общехристианской единство..? Кому нужна помощь Божия в достижении Цели Страны?