Ох уж этот научный атеизм!
Эту учебную дисциплину помнит каждый, получавший высшее образование в ВУЗах нашей страны. Даже технических. Предмет этот не ахти сложный, скорей, философский. Нам бы вполне хватило Марксистско-Ленинской Философии.
Что «вдалбливала» нам преподаватель? Хоть убей, не вспомню.
Он и был то у нас только один год. Как студент-заочник, я должен был писать контрольные работы. И по атеизму тоже. Преподаватель, скорей всего аспирантка, была молода, стройна и красива.
- Неужели ей всё это интересно? – шепнул мне наш групповской ловелас Рома, и попытался было вступить с ней в дискуссию.
Но девушка целый час упорно читала лекцию, а потом ещё час распределяла темы контрольных работ. Мне досталась «Модернизация Русской Православной Церкви в условиях перестройки, гласности и нового мышления».
Приехав домой и отдохнув от студенческой скорописи, сел за Сизифов труд студента-заочника.
Постепенно дошел и до научного атеизма. Собрался и обошёл все общественные библиотеки города в надежде найти хотя бы маленькую подсказку с чего начать. Всё тщетно. Литературы по данному вопросу никогда не было. И нет.
Межсессионка, как правило, пролетает быстро.
«Придётся философствовать»,– подумал я, когда до сессии оставалось полторы недели.
Но с чего начать?
Прошло ещё два дня и вот, идя на работу, я услышал колокольный перезвон.
В моей голове сразу созрела дерзновенная мысль:
«Не обратиться ли мне за помощью к настоятелю Вознесенского собора отцу Николаю?» Как-то он обращался ко мне с просьбой о написании афиши, возвещавшей о православных миссионерских беседах.
Я был человеком неверующим, но старших уважал. А потому с этой задачей справился с честью, написав текст афиши древнерусской вязью. Тогда отец Николай был доволен и буквально рассыпался в благодарностях.
В тот же день в обеденный перерыв и отправился в храм.
Служба закончилась, я подошел к отцу Николаю.
Поздоровался и начал изъясняться.
– Отец Николай, Вы не могли бы помочь мне в написании контрольной работы по научному атеизму?
– А почему бы и нет! - откликнулся священнослужитель. – А какой институт?
– Институт культуры, в Химках.
– Знаю этот ВУЗ. Протирал штаны там целый год на хоровом отделении, научился петь и бросил. Подожди меня здесь, я разоблачусь и поговорим.
Я присел на скамейку. Вскоре вышел отец Николай.
– А тема какая?
Я назвал. Он негромко засмеялся.
– Вот глупые атеисты, какая может быть модернизация? Есть каноны, незыблемые устои и всё. Пойдём ко мне, пообедаем, а там и поговорим.
Мы пошли, он жил неподалеку. Это был старый двухэтажный дом.
«Зачем ему такой?» - мелькнула мысль, которую я сразу отбросил.
И как только зашли, в нос ударил аромат домашних щей с мясом. Проходя через столовую батюшка сказал матушке, готовившей обед:
– Мы немного поработаем, когда будет готово – позовёте.
Матушка кивнула головой.
А в кабинете - целый зал Древнерусского искусства Третьяковской галереи!
Но я уже забыл про модернизацию, гласность, новое мышление и перестройку в целом. Все мысли были только о предстоящем обеде. Отец Николай стал рассказывать о происхождении религии, о деяниях апостолов и многое другое, но все эти семена падали в холодную почву. Я-то всё ждал, когда же матушка приоткроет дверь кабинета.
И это произошло.
– Обед готов! Проходите!
– Пойдем, пообедаем. Ты, должно быть, холостой? Наверняка голоден?
Я стал отказываться. А батюшка продолжал:
– У нас так не принято. Не бойся, если не веруешь – обращать тебя в веру не стану. Когда-нибудь ты сам к вере придёшь. А сейчас – обедать!
Мы вышли в столовую.
Семья Лихомановых была в сборе.
«Вот зачем такой большой дом – четыре мальчика и три девочки», отметил я.
– Вот поэтому так и называется: СЕМЬ Я, – улыбаясь, сказал отец Николай.
Дети встали, прочитали молитву, а я сидел.
– Может, Вам сметанки? – спросила матушка и, не дожидаясь ответа, положила в мою миску две большие ложки сметаны.
Пообедали, я поблагодарил гостеприимную хозяйку и почему-то сказал:
– Пора и честь знать, труба зовет…
– Я дам тебе записи семинарских занятий и кой-какую литературу, а ты сам выберешь, что тебе нужно.
Я вышел на улицу и направился на работу. Шёл и думал, какие радушные люди, сколько в них добра и человеческого тепла. Писать контрольную работу не хотелось, нужно было до отъезда решить более серьёзные вопросы.
Приехав на сессию, я рассказал однокурсникам о том, как писал контрольную по атеизму.
Настал день экзамена. Преподавательша (уже в положении) раздала полученные по почте работы и объявила:
– Билетов у меня нет, отвечать будете по вопросу вашей контрольной работы. Разрешаю пользоваться тетрадью.
И тут я понял, что «попал»!
Подошла моя очередь:
– А Вашу я работу я не видела. Позвольте узнать, почему?
И тут меня понесло, спасибо педагогам по актерскому мастерству Шутовой, Бикмулину, Бейбутову, Зыкову!
Начал импровизировать:
– Мне показалась тема очень интересной, и контрольную я написал сразу по приезду. И отправил её. Только почта у нас… то работает, то закрыта на учёт. Люди возмущаются, что посылки пропадают, не говоря о каких–то пакетах…
И тут кто-то выкрикнул:
– Ему писать контрольную помогал священник!
– Это правда? Расскажите, как это было и где.
Я рассказал.
Неожиданно преподаватель сказала:
– Давайте зачетку, ставлю Вам четверку – автоматом.
Ох уж этот научный атеизм!