Пространство правды Юрия Полякова

В поэзии

0
545
Время на чтение 7 минут

1

Юрий Поляков, мощно затмивший себя поэта собственной популярнейшей прозой, остался именно поэтом: и в прозе берущим силы именно у поэзии, её лирической составляющей, тонкости её звукового рисунка.

Поэзия – слишком сильная власть, чтобы можно было из-под неё выйти, и, дебютировав именно стихами, Ю. Поляков продолжает их сочинять и по сей день.

…и возникают, выплывая из тумана советских, по-разному ныне вспоминаемых времён, строфы: ажурные, снежные, нежные:

Где-то там, в конце пятидесятых –

Мальчик «Я» с веснушчатым лицом

В курточке, в сандалях рыжеватых

Еле поспевает за отцом.

Сероглазый, с уймою вопросов

(«Почему?» – и нет иных забот)

Мальчик «Я», пошмыгивая носом,

Улицей Басманною идёт.

Прошедшее ушло, что ему ещё собственно делать?

Оно не уходит никогда, оно оседает в сознанье едкой солью, оно диктует образы, чей трепет не оспорить, раз можно прикоснуться к стихам…

Поляков – поэт интонации, и вместе обезоруживающей ясности: той, за которой и стоит подлинность жизни, со всею её переусложнённостью, огнями, перспективами и ретроспекциями…

Лёгкое – как туше – касание звука – рисует картины полновесно: и мы видим мальчика, еле поспевающего за отцом.

Сами такими были.

Как сами испытывали:

У религий классовые корни.

Высшей силы не было и нет.

Я, как атеист, конечно, помню,

Что материален белый свет.

Так о чём же речь? Зачем же в ступе

Воду очевидности толочь?

Это днём…

А ночью вдруг подступит…

Сядешь на кровати: страх и ночь.

Каждый испытал этот антрацитовый провал в никуда, ужас, сжимающий аорту, яд, струящийся в бедных венах.

Каждый испытал, но поэт высказался за всех: мощно, точно.

Точность и изящество, как формулы поэзии Полякова.

Поэзии, уступающей в известности его прозе, но никак не отстающей в качестве от оной.

2

Мир, рассмотренный, как сумма иллюзий; мир, не могущий существовать без иллюзий, но они – в основном – пустота; и вот эпопея превращения мало грамотного чальщика в знаменитого писателя, блестяще исполненная в жизни скучающим поэтом, тепло и живо разворачивается, обрастая массой подробностей, становится повествованием под мистическим названием «Козлёнок в молоке».

Козлёнок в молоке – заповедь, имеющая много толкований, одно из которых звучит так: Дающее жизнь (молоко) не должно стать причиной погибели.

Причиной оной может стать всё – ложная известность, вписанная в конкретную реальность; превознесение пустого места, слишком в наши дни похожего на свято, какое не бывает пусто, напластование миражей, что в сумме заменяют жизнь…

Юрий Поляков слишком знаменит, чтобы – по современным сбитым меркам было возможно определить его подлинную значимость в литературе: когда-то достаточно умелый, но, пожалуй, слишком прозаизированный, без ощущения волшебства внутри стиха (впрочем, Советском Союзе это не приветствовалось), поэт, точно раскрывает суть своей одарённости, превращаясь в прозаика.

Первая повесть, даровавшая ему широкую, если не сказать широчайшую известность – «ЧП районного масштаба» - столь же точно исследовала болевые токи тогдашнего общества, сколь ходко были сделаны персонажи – живенькие, но неживые…

Виртуоз публицистики и литературный критик высочайшего класса, Поляков упрекает современных авторов в неспособности создать полнообъёмный художественный образ…

Повести и романы Полякова населены густо – но (кто-нибудь оспорит?) ни один из персонажей не встал со страниц, не живёт среди нас, как Чичиков, или Анна Каренина…

Да что там Чичиков!

Как унтер Пришибеев…

Все книги Полякова слишком заострены реальностью, чтобы претендовать на вечность, и, будучи мастером стилистом, он создаёт скорее точные ситуации, чем яркие образы…

Впрочем, остаётся Козлёнок: книга, где играет мысль и неистовствуют чувства – плохие и гнусные, что логично, поскольку речь о сверх-тщеславном сообществе – то есть литературном мире; впрочем, по сумме книг Юрия Полякова – писателя, достигшего вершинного предела популярности, которая, как человек-невидимка, может раствориться во временных пластах будущего – так чётко можно отслеживать историю советскую, постсоветскую, драму идей, приведших к сокрушению роскошной империи – Советского Союза – и многое, многое, что популярность, от какой всегда идёт несколько специфический аромат – оправдана: если не на все сто, как любил говаривать великолепный Иван Бездомный, до на девяносто точно.

А слово грядущего нам безвестно.

3

Раскалённую медную проволоку социальных проблем он чувствует сейсмографически точно, переводя их в художественные образы, характеры, ситуации.

Люди, сделанные им, объёмны – их ощущаешь, как видишь собственных соседей.

Юмор, прослаивающий книги Ю. Полякова, достаточно тонок, чтобы шутки запоминались, и никогда писатель не опускается, не скатывается в бездну модного ныне стёба – который, в сущности, есть нижний ряд комического.

Некогда «ЧП районного масштаба» прозвучало на всю страну, ибо партийной власти оставалось недолго, и, очевидно, держалась она на волоке; другой вопрос, что за ней воспоследовало…

Поляков был успешным советским поэтом: точным в слове, несколько прозаизированным, делающим стих, практически лишённый метафоры – что не является недостатком: ибо последняя всегда двойственна: она словно лишает предмет его уникальности сопоставлением с чем бы то ни было.

Но в прозе Полякова как раз достаточно интересных метафор – как раз выявляющую алхимическую связь различных данностей мира…

Он сочетает, сплетает умело сюжетную занимательность, живую жизнь персонажей, социальность, следование тем линиям, которыми движется реальность, вовлекая в собственную аудиторию всё больше и больше читателей – их объёмная сумма логично вытекает из вышеперечисленных качеств…

И, вероятно, читательские ожидания – чем ещё одарит писатель – выглядят вполне естественно, учитывая его неувядающую работоспособность, разноплановый талант, ощущение времени.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от Сергей
16.07.2024 15:41
Из истории антисистем в России. Старообрядцы-самосожженцы. Что это было?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.07.2024 15:39
Оперировал до ста лет
Новый комментарий от Советский недобиток
16.07.2024 13:19
Сократить их присутствие до крайнего минимума
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.07.2024 12:57
Веселятся на русской крови упыри
Новый комментарий от Советский недобиток
16.07.2024 12:24
Почему гибнет деревня
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.07.2024 12:21
Памяти друга
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
16.07.2024 09:46