Анна Наумчик – супруга священнослужителя

Всем матушкам посвящается

Мария Тоболова 
0
21.07.2021 317

Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (Мф. 19,5-6).

Обычно статьи пишут о выдающихся священнослужителях, их заслугах в служении Господу и пастве. И очень редко можно встретить статьи о женах священников: матушки обычно находятся в тени своих супругов. Однако путь жены священника – это самый трудный женский крест. Этот труд требует самоотречения и ангельского терпения. Он подразумевает много обязанностей. Матушки на совместном жизненном пути являются верными помощницами супругам в их служении Церкви, и сами матушки через это служение мужу-священнику также служат Церкви. Они создают в семье атмосферу любви, мира и покоя, так необходимых на трудном поприще их супругов. Расскажем об одной из тысячи тысяч таких жен-матушек, проживших рядом со своим мужем в течение 50 лет и отдавших все силы своей души на служение семье и людям.

Полгода назад, 2-го февраля 2021 года, отошла ко Господу матушка Анна Александровна Наумчик, вдова протоиерея о.Иоанна (в миру Ивана Степановича Наумчика), а боль от ее утраты не утихает в сердцах всех, кто ее знал. Анна Александровна родилась 17 октября 1943 года в Белоруссии, в селе Ильинском Минской области, в благочестивой семье священника Александра Гребенёк и его супруги Веры Павловны. То было время военное, трудное, голодное. Помню, как на Божественной Литургии, во время пения «Отче наш», при словах: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - матушка всегда налагала на себя крестное знамение: видимо, имея в виду не только Хлеб и Кровь Христову, но и вспоминая голодное детство, просила Господа избавить народ от возможного голода.

В 1961 году юная Анна Гребенёк вышла замуж за выпускника Ленинградской Духовной Академии Ивана Наумчика. Иван приехал в село вместе с другом, местным жителем, пригласившим товарища к себе погостить. Так произошла встреча Анны со своим будущим мужем. Молодые люди понравились друг другу с первого взгляда. Иван был очарован красивой, статной, высокого роста девушкой с длинной до пояса косой. Немаловажным фактом для будущего священника было и то, что Анна была близка ему по духу – православная христианка, к тому же из семьи священника. Иван тут же сделал ей предложение руки и сердца, которое было принято. Премудрый царь Соломон сказал: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее…» (Притч. 31,10-12). Именно такую жену нашел себе Иван Наумчик. Венчалась будущая матушка в том же платье, в каком присутствовала на выпускном вечере после окончания ветеринарного техникума.

В 1962 году в семье появилась на свет дочь Татьяна, а двумя годами позже – сын Борис. Дети воспитывались в строгости и благочестии. С раннего детства родители водили их в храм, обучали основам Православия. Дети выросли достойными своих родителей: оба избрали благородную профессию врача. Если их отец врачевал людские души, то дети – недуги телесные.

В 1962 году батюшка Иоанн был направлен по распределению служить в Калужскую епархию. С этого года вся последующая служба его была связана с Калугой. Батюшка служил в Свято-Георгиевском соборе, в Свято-Никольском храме, а с 1994 года до самой смерти прослужил настоятелем храма в честь святых Жен-Мироносиц в городе Калуге.

Матушка Анна всегда присутствовала на воскресных и праздничных службах в храме. Была очень скромной, даже несколько застенчивой, никогда не превозносилась перед прихожанами тем, что ее муж – настоятель храма. Всю службу она обычно выстаивала на больных ногах (диабет) и на предложение присесть обычно отвечала: «У меня много грехов, так я хоть стоянием на ногах хочу угодить Богу».

Я познакомилась с ней в 1999 году, во время торжеств, посвященных 200-летию Калужской епархии. Протоиерея о.Иоанна я много лет знала раньше: он на дому крестил моих детей и внуков. Однако с его супругой прежде встречаться не приходилось. Мы подружились, и я вошла в узкий круг близких друзей ее семьи. Меня приглашали на семейные праздники, где матушка Анна поражала гостей своими кулинарными способностями. Перед трапезой батюшка обычно читал молитву, а мы хором в конце ее провозглашали: «Аминь!» Летом устраивалось на даче у кого-либо из наших общих друзей застолье. Счастливое было время! Входя в мою квартиру, матушка Анна обычно говорила: «Мир дому сему!» Она знала, что мир – это благословенный плод Духа Святого, что Царство Божие есть Царство мира и любви.

Скромная, смиренная, добрая, отзывчивая, матушка Анна пользовалась уважением у прихожан. На ней как жены настоятеля храма лежала большая ответственность – во всех отношениях быть примером для верующих. Зная, что на нее в храме устремлены многие взоры, одевалась скромно, но со вкусом. Она никогда никого не осуждала, никогда от нее не слышали плохого слова в чьей-либо адрес; легко прощала обиды. Вспоминает прихожанка храма в честь святых Жен-Мироносиц: «Матушка Анна была усердная молитвенница. Если я к ней обращались с просьбой помолиться в какой-либо нужде, она охотно соглашалась, и Господь слышал ее молитвы и исполнял прошения. Однажды осенью поехали мы с матушкой по грибы, а когда собрались ехать домой, выяснилось, что машина завязла в топкой грязи и мы никак из нее не можем выбраться. Стало темнеть, мы запаниковали. Просим матушку помолиться – и буквально через несколько минут видим: едет машина. Водитель остановился и вырулил нашу машину на твердое покрытие. Много было случаев благодатной помощи Божией по молитвам матушки».

Матушка Анна была мудрой женщиной, хотя и не получила высшего образования. Если прихожанки храма обращались к ней за житейским советом, то всегда получали добрый совет, основанный на знании Священного Писания. Она хранила тепло семейного очага и воспитывала детей практически в одиночку, так как батюшка был очень занят: священник, как известно, не принадлежит себе и из-за большой загруженности большую часть времени проводит в храме. Матушка подарила мужу семейное счастье и радость отцовства и сама обрела настоящее женское счастье. Конечно, жизнь не бывает без искушений. Однако, благодаря жертвенности, взаимной уступчивости и готовности к взаимному служению супругов, в доме отца Наумчика царили мир и любовь.

Протоиерей отец Иоанн с девятилетнего возраста воспитывался в монастыре. Он отдал служению Богу почти 70 лет жизни, и основная часть этого времени пришлась на трудное для Церкви богоборческое время. В качестве представителя от Калужской епархии он присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Батюшка имел много наград, и в этом также немалая заслуга его супруги, которая ограждала мужа от рутинных забот по дому – сама решала все бытовые проблемы. Батюшка был слаб здоровьем. Видимо, сказалась тяжелая трехлетняя служба в Советской армии на Кольском полуострове, в суровых условиях Севера, куда посылали служить людей, чем-либо не угодивших власть предержащим. В их разряд попал и семинарист Иван Наумчик. Солдат заставили строить железную дорогу вместе с уголовниками, приравняв порядочных людей к преступникам. В результате батюшка заработал хронический бронхит и болезнь ног (ходил слегка прихрамывая). Матушка трепетно ухаживала за ним, старалась во всем ему угодить. По несколько раз в день навещала его в больнице, если ему случалось попадать туда на лечение. Судя по тому, с какой теплотой она говорила о батюшке, можно сделать вывод, что она любила его искренно и самозабвенно.

И батюшка любил свою вторую половину, ценил ее заботу о нем и детях. Однажды после службы он вышел из алтаря, подошел ко мне и спрашивает: «А моя-то где?» Я в ответ: «Вон матушка Анна прикладывается к иконе святителя Николая Чудотворца». Он радостно улыбнулся и пошел к ней навстречу. «Моя», - так простой народ любовно называет свою жену.

Вспоминает матушка Людмила Карпенко, бывшая выпускница Калужского епархиального женского училища, бессменным ректором которого был о.Иоанн: «На уроках нравственного богословия, которые проводил отец Иоанн, он подробно объяснял нам, воспитанницам Духовного училища, каким должен быть истинно верующий человек, какой должна быть настоящая молитва православного христианина. «Каждый человек, - говорил он, - в течение всей жизни должен обращаться с молитвой ко Господу, Царице Небесной, к святым угодникам Божиим, а самое главное – научиться искренней, сердечной молитве, которая трудно дается, нужны годы, чтобы ее достичь, и для ее достижения надо приложить немало трудов и подвигов».

Он объяснял нам также, какую большую роль в жизни священнослужителя играет его матушка – помощница на приходе во всех его трудах и благих начинаниях. С какой нежностью о.Иоанн рассказывал нам о своей семье: матушке Анне, детях и внучках! Мы слушали его с большим интересом и даже с радостью и извлекали из его рассказов много полезного для себя».

Матушка тяжело переживала смерть мужа. Батюшка о. Иоанн часто болел, но не показывал вида, что страдает, поэтому его смерть была для нас, прихожан, неожиданной. Умер он в день памяти Архистратига Михаила - 21 ноября 2010 года, в самый день своего рождения. Я поехала поздравить своего духовного отца с днем рождения. Матушка вышла ко мне на лестничную площадку и упавшим голосом сказала: «Батюшка кончается». Это было так неожиданно, что я заплакала. Так и стояли мы некоторое время, обнявшись и рыдая. Через несколько часов батюшки не стало. Его отпевали в храме в честь святых Жен-Мироносиц. Помню, как усердно молилась матушка об упокоении души дорогого мужа, как долго стояла на коленях дочь Татьяна возле гроба отца, а сын Борис молча, понурив голову, медленно расхаживал по пустому в тот вечер храму. По его походке чувствовалось, как тяжело он переживает потерю дорогого отца.

Много усилий матушка приложила к тому, чтобы увековечить память горячо любимого супруга, поставив на могиле памятник из мрамора, привезенного с Урала. Полгода ходила она в агентство, чтобы узнать, привезли ли мрамор: очень хотелось ей таким образом отблагодарить его за счастливо прожитые годы.

Она часто рассказывала сон, поразивший ее до глубины души. Видела она, как на лестнице, напоминающей эскалатор, стоит много людей, среди которых ее отец. Лестница медленно поднимается вверх и уходит в облака. Этот сон толковала так, что ее отец вместе с другими праведниками ушел в Царство Небесное. Еще она любила рассказывать, как после смерти батюшки ей было видение в храме: в течение нескольких минут она ясно видела, как отец Иоанн служит в алтаре.

Будни ее состояли в молитве, в чтении акафистов, в посещении храма и в приготовлении пищи. Очень любила матушка Анна читать акафисты Божией Матери; охотно принимала приглашения друзей повезти ее в Тихонову Пустынь, где она окуналась в святой источник. Она была опытной хозяйкой, любила чистоту и порядок в квартире, однако не смела коснуться письменного стола батюшки, на котором лежали служебные и духовные книги, по которым он обычно готовился к проповедям.

Последние 20 лет матушку Анну мучил диабет, который принуждал ее неукоснительно принимать таблетки, а последние лет 7 она ежедневно делала себе уколы инсулина. Болезнь с годами давала о себе знать, и года два назад ее сын Борис Иванович забрал ее к себе в Сергиев Посад. Окруженная заботой детей и внучек, она, тем не менее, грустила о Калуге, о родном храме и друзьях. По телефону она говорила мне, что приходится смиряться.

Умерла матушка Анна в больнице в возрасте 77 лет от ковида. Перед смертью сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Отпевал ее протоиерей о. Дмитрий Новаковский, бывший ученик отца Иоанна по Калужской Духовной семинарии. Будучи клириком храма в честь святых Жен-Мироносиц, отец Дмитрий часто сослужил отцу Иоанну на Божественной Литургии. Похоронена Анна Александровна на Трифоновском кладбище Калуги, рядом с отцом Иоанном. Православная Церковь учит нас, что любовь супругов существует не только в земной жизни, но переходит с ними в вечность. Смерть матушки повергла нас, ее друзей, в глубокую печаль, но мы надеемся, что теперь она навсегда соединилась со своим супругом, чтобы уже больше никогда не расставаться с ним.

Многие читатели, ознакомившись с жизнью матушки Анны, скажут: «Ну, что героического сделала эта женщина в жизни? Тысячи тысяч домашних хозяек по всей стране так живут: стряпают, производят уборку в квартире, ходят в магазин за продуктами». Но давайте посмотрим на жизнь матушки Анны не с мирской точки зрения, а с духовной стороны. Был ли ее полувековой брак с отцом Иоанном счастливым? – Да! Вырастила ли она детей, достойных граждан России? – Да! Внесла ли матушка во вселенское Добро свою лепту? И на этот вопрос следует дать утвердительный ответ. В сугубой ектении есть такие слова: «…Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Вот такое благочестивое, «тихое и безмолвное житие» было у матушки Анны.

Пусть мой оппонент задаст себе вопрос: «А я смог ли создать дружную семью? Я кому-нибудь принес в жизни радость? Стало ли кому-нибудь светлее на душе после встречи со мной? Много ли времени в день я посвящаю молитве? Благодарю ли я ежедневно Бога за Его великие и богатые милости?» А матушка Анна постоянно задавала себе эти вопросы и старалась жить по заповедям Божьим.

Известно, что семья – ячейка общества, и если государство будет состоять из таких благополучных семей, как семья отца Иоанна, то страна будет процветать, и не будут в СМИ появляться страшные новости о брошенных своими мамами детишках, о подростках-наркоманах, о том, что у нас 80 процентов браков заканчиваются разводами, и т.д.

Я благодарю Бога за то, что на моем жизненном пути встретила отца Иоанна, моего духовника, и матушку Анну, мою незабвенную подругу. Да сотворит Господь им вечную память и сподобит пребывать им в Царствии Небесном!

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Мария Тоболова
Анна Наумчик – супруга священнослужителя
Всем матушкам посвящается
21.07.2021
Англичанин при царском дворе
Как англичанин Чарльз Сидней Гиббс стал православным архимандритом (1876 - 1963 гг.)
05.06.2021
Жизнь, отданная служению Христу
Матушка Георгия (Щукина). К 90-летию со дня рождения
27.05.2021
Все статьи Мария Тоболова
Последние комментарии
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Советский недобиток
29.07.2021 10:09
О помощи Церкви в период эпидемии
Новый комментарий от Сант
29.07.2021 09:20