В Пасхальную ночь приходской десант из нашего храма высадился в заброшенном храме села Пинагощи. 9 человек на ночной службе мирянским чином – это успех. Через пару дней «вторая волна» уже во главе со мной. По пути традиционная остановка в придорожном кафе («cafe-bar») в посёлке Эммаус. Быстрое обслуживание, вкусная пища. Но зачем этот дегенеративный музыкальный фон – мусор? Бьюсь об заклад, что едва один из тысячи посетителей хоть что-то понимает в немудрёной текстовке. Подумал: как было бы хорошо для духовного и патриотического воспитания, если бы звучала национальная музыка с краткими текстами на исторические темы – может быть, тогда было бы меньше тех, кто на вопрос репортёра, как он относится к репрессиям Сталина в отношении Суворова, не стал бы сокрушаться по поводу зверств тирана в отношении нашего великого полководца.






Следующий день – четверг Светлой седмицы был особенно напряжённым: часы, обедница, крестный ход в Покровской церкви села Пинагощи; пение пасхальных стихер на святом источнике у руин часовни в честь праздника Первого Спаса деревни Поторочкино; молебен Пасхальный и св. вмч. Георгию с водоосвящением в деревне Ананкино (здесь Престольный праздник); вечерня в Казанской часовне деревни Иваньково и утреня у поклонного креста в деревне Райки – всё это с 8 утра до 8 вечера. В Райках, рядом с поклонным крестом (он был нами первым установлен в этом регионе - в 2005 году 
На следующий день была запланирована служба в деревне Прудово. Двоим нашим спутникам нужно было очень рано сесть здесь на автобус, чтобы вернуться в Москву. После нагрузки предыдущего дня я был, что называется, «без задних ног». Совсем недавно у меня была операция по удалению вены на левой ноге. После неё прошёл уже месяц, а рана никак не заживает. Я был не в состоянии ехать. Мои помощники рассказывали, что, когда по пути в Прудово они свернули с дороги, чтобы заехать к поклонному кресту деревни Черняево, то передком машины уткнулись в огромную лужу, из которой выбрались с большим трудом.
Учась в пединституте, мне приходилось заучивать огромное количество цифр – на сколько процентов в такой-то пятилетке планировалось увеличение добычи угля и газа, сколько кубометров нефти было добыто в таком-то году и пр. Много цифр в том объёме информации, которую я «проглатываю» каждый день. Но ничто не сравнится с личными наблюдениями и, особенно, с многочасовыми застольными беседами о житье-бытье с 
На вечернюю службу поехали в село Залазино. Сначала ехать не хотелось – из-за споров члена нашей общины, финансирующей работы в храме и старостой храма. Причём, по словам нашей прихожанки, из уст старосты звучал даже мат. Спорили по поводу очерёдности работ, начинающихся после Радоницы. Я недоумевал: забыто известное правило – кто платит, тот и заказывает музыку. Не боится ли староста из-за своей твердолобости и грубости лишиться источника финансирования и остаться «на бобах»? Попросил своих помощников поговорить с нею – убедить её в опасности такого поведения. Решили ехать. Только выехали, как зарядил очень плотный дождь с градом – какая-то сюреалистическая картина. Крестный ход по селу проводить по такой погоде, конечно, нереально. Град вскоре прекратился, и в начале утрени, после великой ектеньи, запев начало первого ирмоса пасхального канона «Воскресения день» крестным ходом мы двинулись по центральной улице села – из конца в конец. Удивительно, что, как и в Райках, по окончании крестного хода, мы вошли в храм с пением заключительной катавасии пасхального канона «Светися, светися». Только вошли в храм, как опять пошёл дождь, но уже без града. Таким образом, нам было «выделено» время – ровно столько, сколько нужно для проведения крестного хода. 

Несколько десятилетий я нахожусь в гуще событий церковной и общественной жизни. В последнее время всё больше ощущаю тягу к уединению. Вот и сейчас, идя по деревенской дорожке, увидев встречный автомобиль, я завернул на угол, чтобы ни мне никого не видеть, ни меня не видели. Вошёл в дом – звенящая тишина; глядя в окно, любуюсь на красивые деревья. Только бы никто не позвонил, не нарушил тишину, не взбудоражил сообщением об очередных проблемах на приходе, информацией о том, что кто-то приходил и что-то требовал и т. п. С горечью подумал: за 20 лет наших приездов в этот регион, я, по сути, ни с кем не сблизился. И вообще, если смотреть правде в глаза, особо никому и не нужен, всё-таки я «сухарь». Надо бы с людьми быть помягче и потеплее. Вот только что прочитал из одной книги: «Если можешь сделать доброе дело - сделай, если не можешь - скажи слово доброе, если же сказать не можешь, то хотя бы улыбнись человеку». Святые отцы говорят: «Монах, вышедший из кельи в мир, обратно таким же не вернётся в неё». Сколько искушений и соблазнов подстерегает его на пути! Помню, лечу однажды в самолёте и случился казус, напоминающий где-то услышанное. Капитан воздушного судна, как обычно, объявляет о параметрах полёта: расстояние до пункта прибытия, время прибытия и т. п. Потом, забыв отключить микрофон, обращается к экипажу: «Ну, всё, пьём чай, тискаем стюардесс и стартуем». Я сначала подумал, что ослышался, но стоявшая неподалёку стюардесса, поняв ошибку капитана, покрылась краской и ринулась в рубку. Сидящая рядом старушка добродушно заметила: «Милая, да не спеши ты – они ещё чай не выпили». Слыша и видя всё это, я невольно обхватил голову руками и, покачав ею, подумал: «Это только начало – а сколько ещё искушений будет впереди».
Утром, на Литургию, как и предполагала староста, пришло всего трое местных. Приехали рабочие – после Радоницы должны начаться реставрационные работы. В связи с этим я на сугубой ектенье произнёс сугубые прошения о помощи в предстоящих трудах. В аварийном состоянии правая и левая стороны главного придела храма: с правой стороны – две огромные дыры в крыше; с левой не сегодня - завтра рухнет крыша. Если рассуждать с сугубо рациональной точки зрения, то мы сделали невероятно глупые вещи – настелили пол в главном алтаре, установили там престол и жертвенник. Летом изготовим иконостас, и где- то ближе к Успению планируем совершить первую Литургию. Ещё в начале 90-х годов храм был приговорён, как не подлежащий восстановлению. Службы прекратились лет 10 назад, особенно после того, как храм ограбили, разрушив при этом маленький алтарь. Мы не смогли смириться с этим приговором, и взялись за, казалось, обречённое на неудачу дело. И вот уже в течение ряда лет в храме, в двух приделах в трапезной его части, регулярно проходят службы. Мы верим, неоднократно в этом убеждались, что на «дрожжах» молитвы дом Божий будет восстановлен.

Вечерней в часовне св. вмч. Пантелеимона в деревне Житниково, и краткой поминальной молитвой у поклонного креста в селе Змеёво завершился этот напряжённый, но очень радостный для нас день. Рядом с часовней в Житниково рекламный щит с информацией о карельском празднике – текст почему-то был на латинице. На оградке вокруг поклонного 
Программа нашего пребывания в глубинке была очень насыщенной. Мы преодолевали многие десятки километров в день по разбитым дорогам и огромным лужам (по словам водителя, «намотали» больше тысячи км). Мне вспомнилась езда на бешеной скорости по кочкам на БТР во время лагерных сборов в годы учёбы в пединституте. Наш водитель заметил: после таких поездок для него нужно полмесяца для того, чтобы прийти в себя. Я, как всегда, мягко настаивал на том, чтобы всё, что намечено по программе, было бы исполнено. Он смиренно соглашался, но в глазах его была усталость и страдание. Вспомнилась картина из детства – зимой около клуба нашего шахтёрского посёлка поскользнулась и упала лошадь. Неопытный возница стал наяривать бедное животное кнутом. Лошадь и рада была бы встать на 4 копыта, но безуспешно – скользя, она только барахталась. Один из очевидцев этого ЧП организовал мужиков – они стали тянуть телегу на себя, что помогло лошади встать во весь рост. Нечто похожее сделал и я, предоставив нашему уже немолодому водителю, два дня отдыха, пока мы совершали службы на Радоницу в храме близ его дома. На службах он находился обычно за крылосом у столика с просфорами, записками и пр. Мне постоянно была нужна его помощь как пономаря. Для того чтобы он откликнулся, ему нужно было пройти полхрама – из-за этого возникали задержки и паузы. Говорю ему: «Выйди-ка, братец из храма, сделай 35 поклонов, а потом со всем своим хозяйством располагайся в непосредственной близости от алтаря». Перед началом Литургии зову его в алтарь, чтобы вместе петь «Христос Воскресе!» Он в стихаре входит в алтарь и становится сбоку престола. Я направляю его ближе к Горнему месту. Возглашаю: «Благословенно Царство …» - а он тянет за мной – так понял моё приглашение петь вместе со мной … Очень часто в действиях помощников не хватает чёткости и ответственности. Помню, проводил я ревизию различных приходских послушаний. Дошёл до фонотеки. Ответственным был Н. – молодой человек, беженец с Украины, обладавший явной хваткой, но не без авантюризма. Ситуация была накалённой. На послушаниях выявилось множество недочётов – я рвал и метал. Начитаю задавать Н. вопросы: «Итак, Вы ответственный за фонотеку?» Он, чувствуя приближение расплаты за упущения, отвечает: «Ну, допустим я, но это ещё как сказать». Вытаращив на него глаза, я повторяю вопрос – в ответ опять что-то невразумительное. На другие вопросы ответы в таком же стиле: «Я не я и хата не моя». Побагровев и окончательно очумев из-за тщетности своих попыток чего-то конкретного от него добиться, размеренным голосом с угрожающими нотками решительно ему заявляю: «Ровно через 15 минут жду чёткие и ясные ответы на все вопросы по Вашему послушанию». Впоследствии этот молодой человек уехал во Францию, причём в качестве причины переезда назвал политическую дискриминацию со стороны правящего режима России. Подобные несостыковки с помощниками часто встречаются, особенно в поездках. «Н., Вы же уставщик – почему Вы не взяли псалтырь на всенощную – Вы же ответственный?» - «Я, но не совсем. Вообще-то за это отвечает другой» и т. д. Один мой знакомый священник говорил: «Самое трудное на приходе – это работа с людьми: ему говоришь - иди направо, а он идёт налево, просишь принести топор, а он приносит молоток и т. д. Лучше самому всё сделать, но не хватает рук».
В воскресный день 9 мая, на который пришёлся День Победы, я особенно почувствовал востребованность священника в глубинке. Упомяну ещё о проблеме, которая возникла у нас в селе Первитино. Огромный Троицкий храм здесь, расположенный на усадьбе, по четырём концам которой башенки, в 90-е годы был более менее законсервирован трудами одной интеллигентной женщины – москвички, живущей в райцентре. Эпизодические приезды священников её не устраивали, и она вдруг заявила: пока не будет храм полностью отреставрирован и не будет постоянного священника, нет никакого смысла в проведении служб. Мы, правда, провели в левом приделе храма первую Литургию и молебен под колокольней перед чтимым списком Почаевской иконы Богородицы. Все же последующие наши попытки помолиться в храме наталкивались на её твердокаменное отрицательное отношение. Обустроенное нами помещение под колокольней пришло в полный упадок. Несколько раз мы молились в одной из башен около храма, но вскоре поняли - это мало что даёт. Поразительно, что на неё не действовали никакие аргументы и даже распоряжения благочинного. Отчаявшись что-либо добиться, мы, в последний день нашего пребывания решили ещё раз позвонить ей. И, о чудо! Она дрогнула – то ли из-за навалившихся болезней, то ли еще по какой-то причине – согласилась передать нам ключ. Люди в постсоветское время пришедшие к Церкви в духовном плане не очень зрелые. Такие вещи как, например, послушание им мало понятны. Вспомнилось, что рассказывал известный священнослужитель Петербурга о. Иоанн Миронов: «Слово старшего в семье почитали. Утром спрашивали: «Бабушка, что благословишь сегодня делать?» И выполняли – и всё было хорошо, мирно и дружно. А теперь десять раз нужно сказать: «Аня, помой посуду». А потом всё равно бабушке самой приходится мыть».
На следующий день у меня начались сильные головные боли – не помогали никакие таблетки. Помимо переутомления сказывалось поспешность в подготовке поездки – думал – май, тёплое время года, не взял тёплую скуфью. Погода, однако, была дождливой и холодной, много времени провёл на открытом воздухе и в холодных храмах. Вечером под Радоницу буквально вполз в храм на службу. После вечерни согласно Уставу служилась панихида, затем утреня. Пожилые супруги, живущие в моём домике в деревне, поехали на машине оповещать о службе местных жителей. По первости это делалось несколько топорно – эмоциональные прихожанки вечером стучали в окна деревенских домов и радостно – настойчиво призывали: «На молитву!» Представляю реакцию местных жителей деревни - карелов – охотников и рыболовов. Для них десант необычных людей в косоворотках и сарафанах воспринимался, наверное, как высадка инопланетян. Возникла ещё такая ассоциация: талибы, придя к власти в Афганистане, население, отвыкшее от регулярной молитвы, по пятницам палками сгоняли в мечети.

Последний день нашей поездки был единственным тёплым днём. После Литургии на пути в Москву посетили благочинного – как всегда приветливый и благостный, он благодарил нас за понесённые труды. Радостно поведал о том, что за воскресной Литургией в Фомино воскресенье в его храме было аж 45 человек. Поделился перипетиями в подготовке строительства второго храма в городе. Последняя «точка», которую мы посетили – деревня Сергиевское. Местный храм во имя прп. Сергия Радонежского здесь особенно руинирован : полностью разрушен алтарь, рухнула трапезная часть, с купола свисал поверженный крест.
После заупокойной литии в храме с пением пасхального тропаря прошли по кладбищу. На нескольких могилах совершили краткую заупокойную молитву. Возвращаясь с кладбища, обратил внимание, что храм, несмотря на серьёзные раны, как-то «расправил плечи» - благодаря серьёзной расчистке от зарослей и мусора вокруг него. В областном центре, перед тем как сесть в электричку, зашёл на вечерню в Александро-Невский собор. Несмотря на то, что все пропевалось и прочитывалось (конечно, кроме кафизмы), служба пролетела за 15 минут. В храме были единицы. Разобрать, что поёт мужское трио с хоров, кроме таких неизменных частей как «Свете Тихий», «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши» было совершенно невозможно. Подумал: было бы лучше, если стихеры до «славы» не пели, а громко и выразительно читали, как это делается в храмах на моей малой Родине в Донбассе.
Ожидая электричку, мы заново проживали эти несколько счастливых, духовно наполненных светлых пасхальных дней, проведенных, несомненно, с огромной пользой для всех и воспоминаниями о которых будем жить еще очень долго. Счастье – это то, что незыблемо перед лицом смерти. То, что не боится уничтожения, то, что живёт после смерти.










