Кому нужна Сибирь без Ермака?

Ольга Воронина 
1 Русский Сталинист 
16.04.2021 958

Если задуматься, какой город в нашей стране ассоциируется с именем атамана Ермака - личности, значимой для истории Сибири и всей России, то ответ будет очевиден - это Тобольск.

Ведь именно в Тобольске, в городской черте находится Чувашский мыс - место решившего судьбу Сибири сражения отряда Ермака с войском хана Кучума. А среди строителей первой сибирской столицы несомненно были сподвижники атамана, возвратившиеся за Урал - в составе царской рати воевод Василия Сукина и Ивана Мясного (в этой рати был и будущий основатель Тобольска Данила Чулков). Кстати, по легенде первый тобольский острог был выстроен из разобранных казачьих стругов...

Сподвижники Ермака многие годы защищали Тобольск от всех враждебных посягательств. В сохранившихся «именных книгах» тобольского гарнизона с 1626 года во главе списка конных казаков неизменно значится Гроза Иванов - ермаков атаман Иван Гроза. Другой соратник Ермака Черкас Александров был «татарским головой» - он ведал перешедшими на русскую службу татарами, среди которых было много представителей татарской знати.

И главное - не было бы Ермака - не было бы Тобольска. Потому что богатейшая Сибирь, где был в 1587 году построен град Тобольск, неизбежно оказалась бы под английским протекторатом - англичане с 1553 года начали активные действия в сибирском направлении.

Но в современном Тобольске происходят вещи, уму непостижимые.

В прошлом году городские и областные власти проявили излишнюю толерантность и фактически пошли на поводу у экстремистов. Тогда представители неких «татарских общественных организаций», доходя до прямых оскорблений, с пеной у рта требовали запретить руководителю тюменского благотворительного фонда «Возрождение Тобольска Аркадию Елфимову ставить Памятный крест Ермаку и его дружине в парке «Ермаково поле» (в парке, созданном Аркадием Елфимовым и его единомышленниками на месте заросшего бурьяном пустыря). Члены Национально-культурной автономии сибирских татар и общественной организации татар «Наследие» в своем больше похожем на ультиматум обращении утверждали, что это, якобы, «разжигает межнациональную рознь». Потому крест, который изначально собирались установить в августе - в день 435-летия со дня гибели Ермака занял подобающее ему свое место только в ноябре.

А в этом году произошло еще одно, мягко выражаясь, странное событие. В Тобольске сейчас строится аэропорт, потому с 29 марта началось народное голосование по выбору имени для новой воздушной гавани. Но в списке имен, который тайным голосованием утвердила Общественная палата (из 16 предложенных имен было выбрано 5) вдруг не оказалось самого очевидного для Тобольска имени атамана Ермака.

Как такое могло случиться в Тобольске - в городе Ермака?

Впрочем, странному событию уже обеспечили «научную поддержку» - доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ Александр Ярков заявил:

«К Ермаку неоднозначное отношение у татарского населения. На этом этапе не надо педалировать эту тему. А можно, например, назвать именами и Ермака, и Кучума. Это равновеликие фигуры для сибирской истории. Мы часто говорим одно, забывая другое. Оба создали новую историю России. "Раскачивать лодку" не надо».

Это заявление специалист по истории Сибири ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Никитин назвал «более чем странным»:

«Во-первых, А.П. Яркову как специалисту по истории и культуре тюркских народов должно быть прекрасно известно, что современники этих исторических деятелей и с татарской, и с русской стороны никак не могли считать Ермака и Кучума хоть в чём-то равными друг другу. Кучум был представителем «царского рода» – потомком Чингисхана, а Ермак – всего лишь одним из казачьих атаманов, «гулявших» на «Поле». И то, что сибирский хан потерпел поражение от простого, незнатного человека, а не от равного себе по рангу правителя, придало «Сибирскому взятию» особое звучание, напрямую отразившееся даже в сибирском летописании.

А во-вторых, если рассматривать обе эти фигуры с позиций современной морали, этики и занимаемого ими в истории места, то об их «равновеликости» тем более говорить не придётся…

Что мог предложить своим подданным хан Кучум в том случае, если бы его «царство» сохраняло независимость? При самом благоприятном раскладе – участь жителей слабого подобия хорошо известных нам среднеазиатских государств (Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств), которые, наживаясь на работорговле и контроле за торговыми путями, даже в конце XIX века, накануне утраты независимости, являли собой редкий заповедник экономической, социальной, культурной и политической отсталости. А Россия, раздвинув благодаря Ермаку свои пределы до Тихого океана, к тому времени стала одной из мировых держав, достигла грандиозных успехов в развитии экономики и культуры как в центре страны, так и на её окраинах».

Не случайно глава Омской татарской культурно-национальной автономии Рафаэль Забиров заявил: «Ермак принёс сюда государство Российское, чему мы рады. Поэтому, я думаю, таким людям, как Ермак, мы сейчас обязаны тем, что у нас прекрасная страна, крепкая, сильная. Мы живём в мире. Мы не делились, мы делали общее дело – государство Российское мы поднимали все вместе. Нам нечего делить, мы должны радоваться, что у нас такая прекрасная страна!»

Но представители тобольской общественной палаты почему-то вняли не гласу рассудка, а воплям экстремистов. А местные власти усиленно уходят от ответа на вопрос о причинах очевидной нелепости: «Пресс-секретарь главы Тобольска Анастасия Гулина в разговоре с Накануне.RU отметила, что руководство духовной столицы Сибири пока воздержится от комментариев случившегося, поскольку выбор имени аэрогавани – идея Общественной палаты. Её член Василий Кожедуб в разговоре с агентством отметил, что объяснение, почему Ермак исчез из шорт-листа, "появится в ближайшие дни"».

Итак, по каким-то неизвестным широкой общественности причинам имя Ермака вдруг оказалось в Тобольске под запретом.

«Мы удивлены, обескуражены, не знаем какое ещё слово-то подобрать... тем фактом, что имя Ермака вычеркнуто из списка претендентов на название нового аэропорта города Тобольска. Ермак — герой России, благодаря которому Россия приросла Сибирью, и нет на Руси города, ближе к этому славному имени, чем Тобольск. Освоение русскими Сибири стало великим благом для многочисленных её братских народов. Русская цивилизация объединила более двухсот национальностей и малых этносов, населяющих нашу обширную территорию, помогла сохранить уникальное разнообразие национальных традиций, одновременно принеся европейское просвещение. Именно Ермаку мы обязаны тем, что живём на Сибирской и дальневосточной земле!, - подчеркивает в письме, под которым поставили свои подписи почти три десятка российских писателей, Президент фонда В.П.Астафьева, главный редактор альманаха «Енисей» Михаил Тарковский.

Вообще-то только после присоединения Сибири Московия стала Россией. Но нынешнем представителям власти это либо вообще неизвестно, либо они решили поступить по извечному принципу «как бы чего не вышло»…

Пожалуй, стоит напомнить всем - вольно или невольно заблуждающимся - реальные исторические факты.

Сибирь стала частью Русского государства с 1555 года, причём по собственному желанию. Правитель Сибирского ханства Едигер направил к Ивану Грозному послов с просьбой принять Сибирь в состав русского государства и обязуясь платить дань – по одной собольей и одной беличьей шкурке за каждого взрослого мужчину.

Но в 1561 году власть в «Сибирском юрте» захватил хан Кучум - вместе с пришлыми бухарцами, ногаями, казахами и башкирами он победил Едигера и жестоко казнил законного владетеля Сибири и его брата Бекбулата. Местное население пришельцу из Бухары совсем не обрадовалось и тот, добиваясь покорности, ещё семь лет вырезал местную татарскую (!) знать и князьков подвластных сибирских народов, отвечавших на принудительное насаждение ислама восстаниями. Не случайно после того, как в решающей битве на Чувашском мысу казаки Ермака разгромили войско Кучума, в русское подданство дружно вступили и вогулы с остяками, и многие татарские мурзы, ненавидевшие Кучума.

Так что настоящим иноземным завоевателем, узурпатором и жестоким тираном для Сибири был вовсе не Ермак, а свергнутый им бухарец Кучум. Ермак же напротив защищал свое отечество от враждебных посягательств. Ведь в 1573 году Кучум бросил открытый вызов Москве: по его приказу был убит вместе со своей татарской (!) свитой направлявшийся к казахскому хану Хакк-Назару царский посол. На уральские владения Московского государства начались регулярные набеги - кучумляне, например, захватили и сожгли Соликамск, вырезав почти всех жителей.

Обвинения Ермака в истреблении населения Сибирского ханства – очевидная глупость. Земледелие в Сибири практически отсутствовало, соответственно, главным источником дохода для государства с этой территории была пушнина. Дань пушниной берётся с каждого человека-налогоплательщика. Так с чего вдруг Ермаку было сокращать источник государственного дохода, истребляя тех, кто будет платить меховую подать?

Известно, что Ермак вел себя в Сибири как мудрый государственный деятель: быстро нашёл союзников среди местного населения, освободил от ясака впавшее в нищету татарское племя туралинцев, отказался принять в дар от одного из татарских «князцов» его дочь (и запретил казакам прикасаться к ней), принял «с честью» и отправил в Москву пленённого «царевича» Маметкула,

А вот Кучум после поражения на Чувашском мысу успел пролить немало татарской крови - совершая набеги на ранее подвластные ему земли, он мстил их татарскому населению за переход в российское подданство. И не случайно в 1598 году в походе, завершимся окончательным разгромом Кучума, вместе с русскими приняли участие 300 сибирских татар – серьезный по меркам того времени отряд.

И еще один важный момент - противники Ермака отнюдь не были «дикими туземцами» - собственное «бухарское» войско Кучума было конным и состояло из опытных воинов, имевших доспехи и оружие, не уступавшее вооружению казаков. Бухарцы умели обращаться с огнестрельным оружием - перед решающей битвой они даже получили с родины несколько пушек. Так что победу казакам принесло не простое преимущество в вооружении, а высочайший боевой дух и умение сражаться.

«Надо отчётливо понимать, что «война с памятниками» (а названия аэропорта в Тобольске –тоже имя-памятник) - это не просто борьба с прошлым, а осознанная подмена прошлого псевдоисторическим бредом, на котором (а снесли – значит не бред это уже, а истина!) завтра будут воспитывать наших детей. Внушая им, что Россия – это «тюрьма народов», а герои её – «кровавые чудовища». И потому всё, что русским остаётся в жизни – это каяться, каяться и ещё раз каяться. А потом еще, желательно, и платить. За себя, своих предков и даже за будущих потомков. Перед всеми и за всё – что сделали, сказали и даже только подумали» - отмечает обозреватель телеканала «Царьград» Владимир Хомяков.

Не случайно на проходившем в Омске в конце января в удалённом формате (на платформе Zoom) круглом столе «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов», сразу было подчеркнуто: «Обращение к указанной теме приобретает особое значение в условиях непрекращающихся атак на Ермака и его соратников, которые вопреки исторической правде и истине обвиняются в захвате чужих земель, истреблении коренных народов, насаждении чуждых российских порядков и других смертных грехах».

До революции прошлого века практически в каждой сибирской избе обязательно висел портрет Ермака Тимофеевича, а в Тобольских храмах поминали казаков. Теперь же историческую память заменили множественные стереотипы. Напрочь позабыт, к примеру факт, что элита этносов включались в российскую элиту - кучумовичи потом верой и правдой служили России.

Московский историк-писатель Василий Дворцов говорил о том, что никакой критики не выдерживают и попытки выставить Ермака разбойником с большой дороги:

- Не может быть никакой частной промышленной воли при Иоанне Васильевиче Грозном. Аника Строганов верой и правдой служил Государю, будучи опричником первого набора. Ермак не мог быть казаком-разбойником, потому, как закончив задание боевое, он перешел к решению управленческих задач, сделав из казаков чиновников. Ермак даже погиб, потому как спешил на помощь к бухарским купцам, которых кучумовцы не пропускали на Русь. Он решал государственные задачи.

Чисто материалистические трактовки подвига Ермака в принципе не могут объяснить многое из произошедшего 400 лет назад на территории Западной Сибири.

- Суворов сказал: «Победи себя самого и будешь непобедим!» Ермак говорил: «Труса стрела врага достанет даже в Царстве Небесном». Любовь - это жертва. Бывало, казаки поступали по слабости человеческой, но в важных вопросах они руководствовались голосом совести, жертвенностью и любовью. И потому освоение Сибири отличалось от колонизации Америки и тем более Африки. Именно этого европейские историки простить нам не могли, что отразилось в их сочинениях. Мы должны это учитывать, формируя образ исторических событий и личности Ермака, - подчеркнул Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий.

Разнообразные деструктивные силы успешно пользуются недостатком информации в широком доступе - навязывая всеми способами свою «историю». И лучший способ борьбы с ними - делать достоверную информацию общедоступной. Например, Координационный Совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона и казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета работает над изданием первой в истории страны Народной Энциклопедии ”Ермак”. Собираются фольклорные материалы, былины, мифы, различные письменные свидетельства.

«Образ Ермака, наряду с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова – один из столпов Отечества, которые поддерживают незримый покров над Россией. Скажи Сибирь - и гулким эхом отзовётся это судьбоносное для России имя: Ермак. Из истории, как и из песни, слова не выкинешь. Это имя в сердце и в памяти народа. Господа палатные заседатели, не отвергайте народное право, включите в свод на поименование имя Ермака, дайте многонациональной семье коренных сибиряков сделать свой выбор! Так считает Союз писателей России, от имени которого я вас и призываю», - обращался к представителям Тобольской общественной палаты Председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов.

Публицист, телеведущий и политический консультант Анатолий Вассерман увидел в вычеркивании имени Ермака посягательство на целостность Российского государства:

« Естественно, аэропорт в Тобольске должен называться только именем Ермака и никаким другим. Просто потому, что именно Ермак начал процесс сбора воедино восточных частей восточной империи под новой столицей, так сказать. Ведь на самом деле Россия – это по сути переборка той империи, которую начал создавать Темучжин Есугеевич Борджигинов. Чингисхан – это не имя, это титул, дословно он означает «правитель, великий, как море». Так вот эта империя, пережив слабость и распад на протяжении XIV-XV веков, в итоге собралась вновь практически полностью, просто уже с новой столицей и новой правящей династией.

Соответственно те, кто в Тобольске вычеркнул Ермака из списка для голосования по названию аэропорта, – они, во-первых, элементарно безграмотны, не знают отечественную историю. И во-вторых, элементарно преступны. Ибо тот, кто наезжает на людей, собирающих государство воедино, тем самым показывает, что сам может действовать против целостности государства. И очень надеюсь, что эту ошибку исправят до того, как будет возбуждено уголовное дело о преступлении против целостности государства».

Но имени Ермака в списке, предложенном на сайте «Тобольск окрыляет», так и не появилось.

О «тобольских чудесах» уже высказались многие - деятели культуры, политики и историки.

Вот мнение историка и публициста Егора Холмогорова:

- В Тюменской области очень активно действует, по сути, сепаратистская организация. Она заявляет, что представляет сибирских татар. И торпедирует любые попытки увековечивания памяти Ермака. Навязывается идеология, что Сибирь — захваченная русскими земля. Что Ермак — русский оккупант, устроивший геноцид местного населения — татар в первую очередь. Если мы идем по дорожке отрицания Ермака, то не заметим как будет поставлен и вопрос отделения Сибири от России. Тобольск на самом деле — не дальняя окраина России, а ее географический центр. И то что в географическом центре может быть подобная ситуация — атаки на человека который все эти земли присоединил, то что дальше?

Родившийся в Сибири, в Алтайском крае народный артист России Александр Панкратов-Чёрный» отметил:

– К Ермаку я отношусь так же, как к Петру I. Он присоединял земли к России, не отрывал, как некоторые наши президенты – Горбачев и Ельцин, – а присоединял, чтобы Россия ширилась и росла. Считаю, что Ермак делал святое дело. Я думаю, что сейчас нужно напоминать об этом современному обществу – важно не отрывать от России и не продавать ее, а прибавлять к ней.

Советский и российский кинорежиссер, народный артист РСФСР, автор исторического мини-сериала 1996 года «Ермак» Валерий Усков подчеркнул:

– Ермак – величайший деятель истории, который совершил огромный подвиг. Надо относиться к Ермаку Тимофеевичу с огромным уважением. Если есть возможность назвать его именем аэропорт, я лично это только приветствую.

Историк Клим Жуков высказался о «тобольском инциденте» так:

- Это же вопиющая историческая, логическая, тотальная безграмотность и ненаучная ложь – рассуждать об обиде сибирских татар, нанесённой Ермаком. Покорение Ермаком Сибири – нормальный факт феодальной экспансии. Не было тогда национальных государств. Этносы были, а национальных государств – нет. Татарин ты или русский, какая хану, князю или воеводе разница?

Грозный, взяв Казань, посадил на трон хана татарина, изъявившего феодальную верность ему, а не Османской империи, например. В стоянии на Угре четверть русского войска была татарской. Только они себя в том стоянии идентифицировали не татарами, а вассалами Ивана III. Давайте теперь и эту дату забудем.

И сам собой напрашивается вопрос, который в своем материале задает публицист Андрей Афанасьев:

«Откуда такая историческая избирательность? Неужто дело в ложно понимаемой толерантности?

Личность Ермака вызывает раздражение только у одной немногочисленной, но крайне крикливой группировки — местных националистических организаций сибирских татар.

У меня вопрос: почему власти учитывают мнение крикливого меньшинства, хотя далеко не всех татар память Ермака как-то оскорбляет? Про русских я вообще молчу. Ермак для Тобольска — как Андрей Боголюбский для Владимира».

С ним солидарен депутат тюменской областной думы от ЛДПР, заместитель председателя комитета по социальной политике Глеб Трубин:

- Вместо того чтобы сейчас, наоборот, рассказать правду, как-то осветить и гордиться этим именем, мы почему-то такими решениями порождаем ненужное раздражение, негатив, дополнительные социальные волнения.

Верховный Атаман Общероссийской общественной организации
по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов высказался достаточно резко:

Распря, возникшая в Тобольске — это не скандал местного масштаба. На наших глазах происходит настоящее предательство Отечества и русской истории.

В списке, который на данный момент предложен тобольскому населению для голосования — славные люди сибирской земли. Но нужно отдавать отчет, что их бы не было, если бы не подвиг великого Ермака, благодаря которому состоялось присоединение Сибири.

В 1621 году архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенков) повелел имена Ермака и казаков, убиенных при покорении Сибири, записать в синодик соборной Софийской церкви и заповедовал каждый год в неделю Торжества Православия (первое воскресение Великого поста) в соборе возглашать им вечную память.

И вот теперь тобольские чиновники, не задумываясь, удаляют героическое имя, накрепко вписанное в русскую историю не их рукой.

Если мы допустим пренебрежение именем Ермака, то в скором будущем можем услышать и идею об отделении бывшего Сибирского ханства».


Что же происходит в духовной столице Сибири?

Ответ на этот вопрос можно найти в статье, которую известный русский писатель Александр Проханов опубликовал в авторском блоге на сайте газеты «Завтра»: «Запад ведёт против России войну нового типа — ментальную. Задача этой войны — одолеть Россию без единого выстрела, без единого ракетного пуска… Смысл такой войны — в разрушении глубинных представлений русского народа о себе, о своих литературе, истории, о государственных деятелях и о самом государстве. Если противнику удастся уничтожить глубинные представления народа, которые определяют место этого народа в истории, то исчезнет народ, исчезнет его национальная история. Останутся пространства, богатые недрами и населённые дешёвой рабочей силой».

Эта вой­на на уничтожение ведётся с помощью изощрённых технологий. Самая излюбленная - переписывание истории всеми способами, например посредством низкопробной кинопродукции, жертвами которой сейчас с завидной регулярностью становятся герои Великой Отечественной..

«Главный русский код — код "Ермак". Россия создала величайшее в мире государство, состоящее из множества пространств, народов, верований, чувствований — эту симфонию земель и народов. Ермак Тимофеевич, таинственный русский богатырь и мечтатель, является мишенью для истребителей русских кодов».

Почему под ударом оказался именно Ермак? Все просто:

«У создателей русского государства есть свои имена, свои образы, и такое деяние, как создание небывалого — между трёх океанов — государства, не может быть анонимным. Среди славных создателей государства Российского одно из первых мест занимает Ермак Тимофеевич».

У членов Тобольской общественной палаты была возможность вписать свое имя в историю, приняв посильное участие в увековечивании имени Ермака. Но они решили вписать его по иному - самым неблаговидным образом. Директор Тобольской комплексной научной станции Игорь Ломакин в своем стихотворении, адресованным «Тобольским заседателям», с горечью констатирует этот печальный факт:

Кому вы служите, Иуды?!

Чей лобызаете сапог?

И, шевеля умишком скудным,

Всё не усвоите урок.

Ваш голос – для врагов подспорье,

Нарочно сеющих раздор

В песок чужого Лукоморья

Под вечно хищнический взор

И вот Ермак, герой былинный,

Предусмотрительно забыт

Палатой общестраусиной

Под злое шиканье обид.

На чью вы славу замахнулись?

Чьих дел величие судя,

Сидите – тридцать пыльных кулей,

Решать не в силах за себя?!

Не вам даруются святыни,

Не вам их сила и покой,

Не вам его честное имя

Чертить корявою рукой!

В веках обрёл святое место

Ермак – России верный сын.

А вам достанется безвестность

Под шелест проклятых осин.

А кому нужна Сибирь без Ермака, объяснять, пожалуй, излишне.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Воронина
Все статьи Ольга Воронина
Последние комментарии
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Константин В.
09.05.2021 00:05
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
08.05.2021 21:48
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Андрей Козлов
08.05.2021 20:38
Защитить мыслителей Русской Идеи!
Новый комментарий от А.М.Шарипов
08.05.2021 20:29
Как назовут эпоху Путина?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
08.05.2021 19:44