Скандал российского масштаба: курские общественные деятели заявили, что останки адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику общероссийских святых, на самом деле покоятся в их земле. Они же на страницах "АиФ - Курск" озвучили шокирующую версию последних лет жизни праведного воина. Верны ли эти заявления и где на самом деле захоронен непобедимый флотоводец - в расследовании Ольги ВОРОНИНОЙ.
Заявление председателя общественно-культурной организации "Морской клуб "Кают-компания" Олега Голеусова, растиражированное газетой "АиФ - Курск", наделало много шума. Как утверждает издание, данные ученых о том, что монах-флотоводец, тайно принявший постриг еще на службе, скончался в 1817 году и похоронен в Мордовии на территории Санаксарского монастыря, - ложные. "Федор Ушаков закончил свои дни в 1840 году под Курском, и его останки покоятся в курской земле", - говорится в публикации.
По словам Голеусова, "первые сомнения в том, что несгибаемый адмирал захоронен на мордовской земле, возникли еще в 1944 году. Тогда Сталин задумал учредить орден Ушакова и поручил антропологу Михаилу Герасимову по черепу восстановить облик адмирала. Оказалось, что скульптурный портрет предполагаемого "Федора Ушакова" не имеет ничего общего с прижизненными изображениями адмирала. К тому же в акте об обследовании захоронения имеется странная запись: "При рассмотрении левой бедренной кости обнаружено... старое ранение, в результате которого произошла сильная деформация всей верхней части бедра". Однако ни один биограф Ушакова о такой ране флотоводца и неизбежной сильной хромоте не упоминает.
в Санаксаре похоронен простой моряк?
Также Голеусов сообщил, что якобы, по семейному преданию, "в могиле Санаксарского монастыря покоится старый моряк-монах, товарищ Ушакова, скончавшийся при известии о тяжелой болезни командира. Адмирал распорядился похоронить его в своем склепе со всеми причитавшимися флотоводцу почестями: в адмиральском гробу, мундире, с надгробным камнем. А сам Федор Ушаков прожил еще 23 года и в возрасте 96 лет умер в Курской губернии, с которой была тесно связана его семья. Его тетка была настоятельницей местного монастыря, а сам Ушаков выдал приемную дочь Павлу за курского помещика. Сохранились архивные записи о том, что адмирал некоторое время жил под Курском в небольшом домике, который в 1812 году сожгли французы. Когда его разбил паралич, Павла привезла Федора Ушакова к себе. По крайней мере, так утверждала ее потомок - жительница Перми Светлана Выренкова, которая в 90-е годы прошлого века приезжала в Курск разыскивать могилу адмирала Ушакова".
По утверждению Выренковой, адмирал похоронен у стены храма Иоакима и Анны в селе, именуемом ныне местечком Свобода. На его могиле посадили рябину и установили надгробную плиту с надписью: "Раб Божий Федор, сын Федора Ушакова, адмирал и многих орденов кавалер. Скончался июля 1840 года в возрасте 96 лет". В 1997 году здесь же было обнаружено надгробие внучки адмирала - игуменьи Екатерины - и склеп ее брата. Могилу адмирала тогда не нашли, так как в 1946 году рядом с неработающим храмом решено было разбить спортивную площадку, неподалеку от которой закопали надгробные плиты. Как полагает Олег Голеусов, "тайну захоронения адмирала еще можно раскрыть - достаточно произвести тщательные раскопки. У храма не проводились глобальные строительные работы, и, возможно, старинные склепы еще целы".
Верны ли утверждения курских краеведов? Если да, то чьи же останки были канонизированы? Почему скандал возник после прославления праведного флотоводца в лике святого Русской православной церкви? Много вопросов. Попробуем в них разобраться...
правда об Ушакове
Версия "АиФ - Курск" действительно впечатляет... своей некомпетентностью. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить архивные материалы, касающиеся биографии праведного воина.
Например, документ, подписанный Патриархом всея Руси Алексием II в 2001 году: "Синодальная комиссия по канонизации святых на заседании внимательно рассмотрела переданные материалы к канонизации в лике местночтимых святых Саранской епархии адмирала Феодора Ушакова (1745 - 1817)... Нами не усматривается никаких препятствий (!) для прославления адмирала Ушакова..." Подготовительные работы к канонизации великого флотоводца и его дяди, основателя Санаксарского монастыря, проводились 8 лет - с первых дней основания Саранской епархии. За это время у священнослужителей набралось достаточно материала для передачи его в Синодальную комиссию. К примеру, сохранились свидетельства настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила, который тесно общался с адмиралом в его последние годы жизни. Как следует из архивных данных, 19 декабря 1806 года прославленный адмирал подает в отставку. После убийства Павла I политика России резко изменилась: создателю Черноморского флота, завоевателю Крыма, покорителю Средиземноморья Федору Ушакову "намекнули", что "сухопутная" империя не нуждается во флоте. Великий адмирал принимает решение, исполненное глубокого смысла, - удалиться из Санкт-Петербурга в тихую деревеньку Алексеевку Темниковского уезда вблизи Санаксарского Рождество-Богородничного монастыря. Именно здесь о нем молился самый родной и близкий человек, преподобный Федор Ушаков. Молитвенное общение между дядей и племянником никогда не прерывалось, что поддерживало адмирала в самые тяжелые минуты жизни. Монах и моряк - они оба были Христовыми воинами, делали одно дело: ревностно служили Господу на том поприще, на которое Он их благословил...
"и милость к падшим призывал..."
В своих свидетельствах иеромонах Нафанаил писал: "Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга вел жизнь уединенную в собственном доме, в деревне Алексеевке... Приезжал в обитель к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре в келье... По временам жертвовал обители значительные благотворенья, также бедным и нищим творил милостивые подаяния и вспоможения". В Отечественную войну 1812 года Ушаков был избран начальником внутреннего Тамбовского ополчения, устроил и содержал в Темникове госпиталь для раненых. Более 20 тысяч рублей адмирал передал в пользу разоренных войной, к нему за помощью шли пострадавшие из самых далеких уголков Поволжья. Страдальцев, лишившихся имущества, он поддерживал не только деньгами, но и словом. "Не отчаивайтесь! - говорил он. - Эти грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству восторжествуют! Мне немного осталось жить, не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!" Остаток своих дней, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел "крайне воздержанно и окончил жизнь свою... 1817 года октября 2-го дня, и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Федора Ушакова". Отпевал усопшего флотоводца в Спасо-Преображенской церкви протоиерей Асинкрит Иванов, давний друг и сподвижник Ушакова. Когда гроб был вынесен на руках из города, люди не дали положить его на телегу и несли до самой Санаксарской обители. "Там встретила благоверного боярина монастырская братия, которая положила его у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным Старцем, чтобы быть им отныне вместе навеки". Даже если бы не сохранилось никаких документов о последних годах Федора Ушакова, было бы трудно предположить, что человек, которого боялись турки и уважал "гроза морей" Нельсон, мог спрятаться от всего света и тихо почить на чужбине. Не таков был преподобный воин - до конца жизни он открыто нес свет своей любви и милосердия людям. И после смерти он продолжает защищать Мордовию и Россию от опасности.
25.10.2004
Столица С, N627