Русские люди молятся душой, сердцем, умом, а также - руками. «Вера без дела мертва», - говорит один из краеугольных принципов Православия. Но многие дела без рук тоже мертвы. Руки православных укрепляют православных в их связи в Православии с Богом. Руки их, прежде всего, держат чашу Причастия и спасения!
«Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему. Сей примет благословение от Господа и милостыню от Бога, Спаса своего» (псалом 23).
«Чашу спасения прииму и имя Господне призову: молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его» (псалом 115).
В православном «Часослове с Богом Святым» в первом часу произносим также и такие слова: «И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дела рук наших исправи».
Обращаясь к ангелу-хранителя и наставнику своему, православный говорит: «Святый ангеле, предстояй окаянной души моей и страстной моей жизни, не остави мене грешного, ниже отступи от меня за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения».
Человек делает много больше дел с участием рук, нежели - с участием, например, ног.
Перед едой и важной работой люди моют руки, ноги же – гораздо реже. А если и моют ноги, то опять же – руками.
Вот что на счёт рук говорит нам Русский Домострой.
«В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну, или дочери, или слуге – мужчине или женщине, и старому и молодому всякое дело начинать или рукодельничать: или есть, или пить что, и разные припасы делать, и всякое рукоделье исполнять, - и, приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться трижды в землю, а при невозможности – до пояса… А кто в еде, в питье и в любой стряпне нечисто готовит, и в рукоделье украдет что, или соврет и потом побожится ложно: не столько сделано и не столько стоило, он врет, - все те дела, неугодные Богу, записывают весы, и за это все взыщется с человека в день Страшного суда» [ 1 ].
«Если дарует Бог хорошую жену – это дороже камня драгоценного; такая выгоды не упустит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу… блажен муж, если у него хорошая жена, число дней его жизни удвоится; хорошая жена радует своего мужа и наполняет миром лета его…Жена добрая, терпеливая и молчаливая – венец своему мужу. Блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они в добром мире. За хорошую жену мужу – хвала и честь». [ 1 ].
У любимой избраннице и её родителей будущей муж просят опять же её руки и сердца. Чаще всего у любимой целуют руки и лицо, видя в ней желанную рукодельницу.
«А для всякого рукоделья у мужа и жены всякое бы орудие и снасть в порядке были на подворье: и плотницкие, и портновские, и кузнечное, и сапожное, а у жены для всякого ее рукоделия и домашнего обихода всегда бы порядок был свой, и хранилось бы все бережно, где чему место» [ 1 ].
«Отцу и матери нужно заботиться о чадах своих, обеспечивать их и воспитывать в добром научении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст; любить их беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.» [ 1 ]..
Рукоделье проходит красной нитью через все повествования и наставления Русского Домостроя, как и через всю русскую историю. Всё русское хозяйство настроено на разнообразный и сложный ручной труд с любовью и именем Бога.
«Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской: прежде всего, всею душой веровать в Отца и Сына и Святого Духа – в нераздельную Троицу. В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй. Называй Богородицей мать, Его родившую. И Кресту Христову с верою поклоняйся, ибо на нем совершил Господь спасение всех людей. Потому и иконе Христа, и Его Пречистой Матери, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым честь воздавай, ибо Сам Он – Любовь.» [ 1 ].
Продолжая помнить дух и букву Домостроя, современные русские люди чтут рукодельные установления наших предков и по-прежнему создают шедевры искусства, промышленных технологий, творчества и мастерства опять же, прежде всего, руками. Основными орудиями творчества у человека являются: ум, сердце и руки. Именно руки выделяют православного человека из всего животного мира, в том числе и всё больше западного, который семимильными шагами стремится слиться с глобализирующимся потребительским миром, но не с миром созидания.
Целый ряд животных глубже чувствуют и понимают окружающий мир, нежели современный цивилизованный человек. Многие скоты тревожатся о землетрясении гораздо раньше, чем это делают люди - потребители. Многие человекообразные куда виртуозней выделывают чудеса ногами своими, чем нынешние цивилизованные люди. Но делать то, что делают руками православные люди, они очень часто не могут, хотя и пытаются.
Из тех частей человеческого тела, которые могут выполнять механические действия, наиболее творческие движения выполняют именно наши руки, например, хирургические операции. Я не встречал случаев, когда хирургические операции выполнялись ногами точнее и успешнее, чем руками. Но даже танцы человекообразных не обходятся без движений рук. Это особое место рук в жизни православного человека не является следствием того, что человек по Энгельсу встал на задние ноги и увеличил, таким образом, свой кругозор. Кругозор жирафа в 3-4 раза шире, чем у человека, но он не научился работать передними ногами, как мы руками. Ещё больше бывает кругозор обезьян, когда они забираются на высокие деревья и скалы, но они, даже наблюдая тонкую моторику человечьих рук, чаще всего, не могут её повторять и запоминать. Именно способность людей развивать тонкую моторику рук делает человеческую руку важным средством творчества и средством развития творческого и созидательного потенциала людей.
Созидают новый мир на Земле творческие люди, прежде всего, руками, душой и умом при молитвенном общении с Богом.
Рука является символом созидающего человечества. Безопасность и порядок в жизни православные люди обеспечивают главным образом верой, умом и руками. Строят большое разнообразие умных систем умом и руками, а не ногами.
Рука в семье, как важный фактор жизни, значит гораздо больше, чем нога. Заботятся друг о друге люди больше руками, обнимают руками, успокаивают, ласкают тоже руками.
Люди воздают должное Богу, проектируют и создают храмы, пишут иконы опять же при большом участии рук. Православные руки - важное средство очищения душ и телес православных людей.
Моя рука, ты делаешь меня сильней.
И Божий твой удел с душою одинаков.
Ты унимаешь боль, где мне всего больней,
Уверенно без снадобья и тайных знаков.
Ты приближаешь ближе всё ко мне,
Что дорого и мило сердцу, и душе и воле.
Ты для меня – и друг, и свет костра во тьме,
И благодарность Господу за милость к моей доле.
Таково православное традиционное отношение к своим рукам. Православному человеку также нужно отдавать себе отчёт и в том, что при должном нашем покаянии Господь возродит Россию и вернёт ей её Самодержавие, для осуществления которого русским людям необходимо иметь соответствующие ему руки; руки, умеющие крепко держать Булаву власти.
Святый праведный Иоанн Сергиев Кронштадтский предостерегал: «Везде измена, везде угроза жизни и государственному имуществу. Так и впредь будет при слабом управлении!.. Держитесь всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Выдающийся историк России Н.М. Карамзин вразумлял нас: «Россия гибла от многовластия, спасалась единодержавием и крепла самодержавием»
Литература
1.Домострой. Изд. «Янтарный сказ». Калининград. 1999 г.