Дорогие, братья и сестры! Сегодня читалось место из Священного Писания, которое обычно люди не очень любят слушать и размышлять о нем. В этой притче повествуется о том, как разделит Христос людей, подобно тому, как пастырь отделяет овец своих от козлищ.
Как известно из Писания, разрыв с творением, наступивший из-за выбора Адама, привел к тому, что теперь сыны и дочери не имеют в себе жизни, ослепли, не видят дорог, прочерченных божественным замыслом в истории, бредут по бездорожью, умирая, топча цветы и падая в ямы. Не имея жизни в себе самих, они лишь временно поддерживают свое существование за счет земли, с которой связаны телесно, однако наступает их время, и они рассыпаются, становясь прахом, из которого, собственно, и созданы…
Мы не можем прийти в соприкосновение с Божеством, не придя в соприкосновение с человечеством, ибо в Нем Самом, сидящем на престоле славы Своей, Божественное и человеческое соединены воедино. Веря в Спасителя, мы соединяемся и с нашими ближними цепью любви. Сострадание и милосердие Христа воистину определяет содержание нашей жизни. Люди нуждаются не столько в объяснении своих страданий, сколько в утешении и сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. «Ведь страдание – это рана, из которой брызжет кровь, лишь только к ней дотронется рука иная, чем рука любви» - говорил Оскар Уайльд. Именно в этом мире на пути из Иерусалима в Иерихон, из горнего мира в дольний, лежит ограбленная разбойниками человеческая душа. Чем ответим мы на ее стоны? Пройдем ли мы мимо, как тот священник и затем левит, которые спешили в Иерусалим и, может быть, ограничились лишь тем, что сотворили молитву о страдающем?
Служить нуждающимся и страждущим должно для нас стать столь же естественным, как для Христа творить добро.
Каждый раз, когда мы ощущаем побуждение к добрым делам, к сочувствию, помощи другим, это является признаком работы Святого Духа. «Был наг – одели Меня, был в темнице – посетили Меня, жаждал – напоили Меня…». Спросили, когда же Тебя мы видели алчущим, нагим, больным и жаждущим? И последовал ответ: «Как сделали одному из малых сих, то Мне сделали».
Небесная слава проявляется в восстановлении падшего, голодного, нагого, удрученного житейскими скорбями, огорченного людской неправдой. Самарянин же, наоборот, исполнил заповедь, оказав помощь пострадавшему, тогда как двое других прошли мимо. Этот самарянин из притчи символизирует Самого Христа…
А вот другой пример. Толпа разъяренных фарисеев и книжников потянулись к камням, чтобы побить несчастную женщину, застигнутую в прелюбодеянии. Слова Спасителя отрезвили их: «Кто из вас без греха пусть первым бросит в нее камень» (Ин. 8:7). «Милости хочу, а не жертвы» - сказал Христос, и: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).
Время Второго Пришествия от нас сокрыто тайной. Как и первый, частный, то есть предварительный суд – суд сразу после смерти человека, - это есть суд внутренний, из глубины человеческой совести и сердца, из недр его духа и свободной воли, как второй, окончательный, - будет судом в присутствии Спасителя, святых угодников и Ангелов. Уже при нашем земном существовании голос совести уже тревожит нас, как голос Бога в нас (Кол. 1:27).
Многие относятся с безразличием и пренебрежением к тем несчастным, которые сами превратили храм своей души в руины. Другие считают, что служение страдающему человечеству унижает их достоинство. Поэтому спокойно оставляют ближнего страдать в суровых обстоятельствах.
Но принципы Евангелия не могут быть оторваны от какой бы то ни было сферы нашей практической деятельности. То есть все стороны жизни и деятельности верующего должны отражать характер Иисуса Христа.
Нельзя также служение Христу сочетать с эгоистическими помыслами и поступками. Ведь если Его цель – это благо бедных и угнетенных, - то и в нашем сердце должно быть глубокое сочувствие к нуждающимся в нашей помощи – к странникам, алчущим, больным, голодным, сирым, заключенным в темницу.
Разделение произойдет также, как с разумными и неразумными девами из притчи. Мы помним, что были две группы ожидающих дев, что собою представляет две категории людей, пребывающих в ожидании великой встречи со своим Господином-Женихом. В этой притче все десять дев вышли встречать жениха. Сначала даже разделения между ними не было: также до поры будет и с Церковью перед Вторым Пришествием Христа. Неразумные девы, это тоже пожелавшие войти, но не сумевшие сделать этого, то есть люди, олицетворяющие собой лицемеров. Они как бы и чтут истину, стоят даже за нее отчасти, но сами не покорились преобразующему действию Святого Духа. Они не упали на Скалу Истины Божьей и не позволили разбиться своей ветхой природе. Это тип людей, который подобен тем, кто аллегорически представлен в виде каменистой почвы в притче о Сеятеле. Они вроде бы и согласились со Словом Божиим, но влияние на них самих этого Слова непрочно.
И что же это за люди, пред которыми «закроются ворота чертога брачного»? Именно о них пророк Иезекииль скажет: «Они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез. 33:31).
Апостол Павел о нашем времени говорит так: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримиримы, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3:2-5).
Из внезапности будущего Своего Пришествия Господь Сам извлекает для нас спасительное предостережение: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Святитель Филарет, митрополит Московский пишет: «Не увлекайтесь любопытством или легковерием, когда христиане, думающие знать более, чем дано от Христа, будут исчислять вам времена Царства Его: «не ваше дело знать времена или сроки», старайтесь лучше познать грехи свои, исчислять падения и находить им пределы в покаянии… Берегитесь, чтобы мрачные грезы сынов века сего, смежающие очи от света Грядущего Века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда «прийдет же день Господень, как тать ночью».
Дорогие, братья и сестры, свое обращение к вам хотел бы закончить словами святителя Тихона Задонского: «Как неизвестную кончину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестным оставил срок Своего Пришествия в мир, чтобы мы каждый день Его ожидали. И как не знаем, когда нас позовет Господь наш к Себе, да всегда готовы будем, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да на всякий день и час будем готовы к встрече Его… Как видишь, что человек умирает, когда не ожидает, и отходит в иной век, так понимай и помышляй, что и Господь придет неожиданно. Тогда раздастся крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6). Как ожидаешь кончины твоей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и Пришествия Господа твоего и готовься к встрече Его, чтобы сподобиться в Пришествии Его одесную Его стать и услышать… Его сладчайший глас: «Прийдите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Будем же с ревностью ожидать этого неизвестного нам времени и всегда быть готовыми к судилищу Христову, ибо ни дня, ни часа того мы не ведаем. Аминь.