«…три главные делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему…»
Авва Пимен Великий
С незапамятных времен в государство Российское разными судьбами переселялись иностранцы и иноверцы, иноплеменники и инославные; «гости», ассимилянты, «басурманы», не в обиду им будь сказано.
Добавляясь к ранее поселившимся в России и уже обрусевшим итальянцам, французам, шведам, полякам, литовцам и прочим «немцам» - многие иммигранты искренне желали и сердцем и душой укорениться среди местного населения, в народной среде, давшей им приют, защиту и средства для пропитания и жизнедеятельности.
Из истории мы знаем, что «натурализовавшиеся» в гостеприимной российской нации, инородцы и иноплеменники («летучие голландцы») находили свое место под русским солнцем. Своей деятельностью и своими трудами они вносили свой посильный вклад в строительство государства, его защиту от внешних врагов; обеспечивали участие в развитии науки, техники, мирной и военной промышленности. Русская государственность давала им возможности выделиться из своей среды и стать видными учеными, полководцами, государственными деятелями. Не пропадали таланты, данные им от Бога! Многим из них Россия и сейчас благодарна за их вклад в русскую историю.
Ассимиляция – в переводе с латинского (assimilation) - слияние, усвоение. Русская общественная мысль применяла этот термин по отношению к людям, укоренявшимся в государстве, среди населения или этноса, являющегося государствообразующим на данной территории; и это было – естественно! Не теряя своих национальных особенностей, своих дарований, данных им от Бога; но, перенимая традиции, язык, народную культуру и обычаи «страны пребывания», пришелец совершенствовался и осваивался в народной среде и становился равным - среди тех, кто его окружал. Равным, дееспособным и полезным себе, своей семье, обществу и государству.
Шестым чувством многие пришельцы и иноверцы понимали, что Россия – страна, через которую идет «основной поток» человеческой истории! И, по большому счету, эта человеческая история зависит не от «вещей» и «экономических укладов», а от духовных ручейков и источников, пронизывающих живую ткань страны – ее население. Так же, как тысячу лет назад, когда русские славяне поняли, что в Византийской империи они найдут неизмеримо большее богатство, чем все ее, ошеломляющие взор - земные сокровища; многие пришельцы увидели это богатство и избрали русское государство своей второй родиной.
Поэтому и селились в стране, принимали Православие и находили в России и свое земное счастье и Ковчег личного спасения.
Ассимилянт не приобретал: ни характерных генетических признаков государствообразующего культурно-цивилизационного типа, поскольку эти признаки не переносятся и не обмениваются с признаками других культурно-исторических типов; ни характерных этнических признаков российского коренного населения; однако, оставаясь этнически и культурно - самобытным человеком, становился, с помощью Божьей - Православным – поляком ли, грузином, армянином, литовцем или немцем.
Так же, как «неперемешиваемые» краски при перемешивании дают красивые, узорные и причудливые картины, такую же узорную и причудливую картину на российском фоне давали и вкрапления инонациональных обрусевших ассимилянтов или их сообществ в общий национальный узор.
Внешними предпосылками для нормального процесса ассимиляции пришельцев и инославных являлись ясные понятия, присущие иерархическому государству.
«В этой иерархической системе:
если ты хороший король – «Будь королем!»,
если ты министр – «Будь министром»,
если ты рыцарь – «Будь рыцарем! И не вылезай никуда! Неси свои функции!»,
если ты слуга – «Будь слугой!»,
если ты крестьянин – «Будь крестьянином, плати налог! Ни-ку-да не вылезай!», потому что в этой сверхотлаженной иерархической системе людям, составляющим консорцию, каждому уделяется определенное место.» Так, может быть с некоторым гротеском, но, в основном правильно, охарактеризовал Л.Гумилев естественные процессы ассимиляции.
Иерархическая организация общества, как в Европе, так и в России – национальная, «цветущая сложность», как называл ее К.Леонтьев - до XX века являлась определенной гарантией политической стабильности человеческого социума, объединяющегося в союзы, военные блоки, ассамблеи и унии; не исключающего, конечно конфликтов, войн разного масштаба и различного рода междоусобиц; но, тем не менее поддерживающей определенный уровень мировой безопасности. И, эта «определенная гарантия политической стабильности» и «определенный уровень мировой безопасности» - и поддерживали мировые процессы ассимиляции и натурализации «летучих голландцев» в странах постоянного проживания[1].
«Великая тайна» ассимиляции инородцев в православном государстве не исчерпывалась лишь условиями «иерархической организации общества». Основным двигателем ее являлись национальные традиции, образ жизни нации, национальные «эстетические объекты» - суть: язык общения, диалекты, музыкальная и песенная культура населения, бытовые поведенческие архетипы праздников и трудовых будней, архитектура построек города, поселка, деревни; вольное или иное «оформление» окружающего пейзажа (например, «парковая культура» или культура «земельных угодий» и т.д.), и многое, многое другое - «проецирующееся» на душу «гостя» самым благоприятным образом. Помните, «красота спасет мир»…?!
Даже отдельные, «обычные фразы», которыми обмениваются встретившиеся утром на улице люди, являются мощными «эстетическими объектами» человеческого общения, несущими в себе духовный заряд или «солнечного дня», или «утра туманного», или «насупившегося неба» - вне зависимости от погоды на улице.
В «логически, эстетически и образно обусловленном обществе», т.е. в иерархическом «земном царстве», являющемся отображением и отражением Царства Небесного; живущем по Заповедям Господним и во всех своих проявлениях – непротиворечивом, процесс ассимиляции протекает также непротиворечиво и плодотворно для общества.
Но, не дремлет «князь мира сего»!
«Демократическое» выравнивание иерархических пирамид стран Европы и России, совершенное принудительным порядком в XVIII, XIX и XX веке выветрило аристократический дух с Европейского континента и заменило его на «запах денег»; и «растерявшийся» ассимилянт остановился в недоумении - на какое место претендовать ему в этой стране и в этом мире, где сияние солнца заменил тусклый блеск монет, а шум ветра в зеленых дубравах сменился шелестом бумажных купюр в интерьерах многочисленных банков и офисов?
В одной из пьес А.Островского ее персонаж, очевидно «большой знаток русской души», озвучивает такие слова: «Русский народ добрый, его можно грабить..!» Вот, очевидно, поэтому другая категория «гостей», ищущих «царства земного», и нашла свою «землю обетованную» в России.
Передо мной лежит роскошно изданный альбом-оригинал (формат А4) раритетной книги «История России в портретах по столетиям» - «Издание, состоящей под Августейшим Попечительством Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургскаго, Покровской общины Сестер Милосердия. С.-Петербург. Типо-литография Н. Н. Никитенко. Кузнечный, 14. 1903». «История России…» начинается с 862 года.
Первое впечатление от альбома – великолепное издание; с золотым тиснением на покрытом лаком тканом или кожаном переплете; основное содержание книги сопровождается портретами князей и царей, прикрытых листами тонкой папиросной бумаги. В конце «Истории…» - идут приложением фотографии из жизни царской семьи, «администрации» общины и ее попечителя принца П.А. Ольденбургского, топографические карты территории России. Фотографии и рисунки – черно-белые. На третьем году начала XX–го столетия, очевидно, не все типографии имели возможность печатать цветные иллюстрации.
Но, больше, чем великолепие этого издания, даже и по нашему времени, меня поразило нечто другое!
После приложений идут тоненькие, разноцветные бумажные листки с рекламой, адресами и телефонами торговых контор, кооперативов, фабрик, банков, страховых обществ и т.д. Предназначенные для того, чтобы, в случае необходимости быть вырванными из книги (не переписывать же - некоторые листки и были вырваны). Реклама занимала такой же объем, что и основное содержание книги – «Истории России в портретах по столетиям». Кстати, русские фамилии в рекламе занимали незначительное место – процентов 8 – 10.
История России (см. комментарии), сакральное понятие, нашедшее свое воплощение в великолепном, чуть ли не иконографически оформленном альбоме – и такое приземление этого понятия решением частных коммерческих (торгашеских) проблем; прилепившихся - к «Истории…»!
Да, простит мне Господь, такой «пафос», но - так есть!
Не с этих ли уступок лукавому началось форсированное искажение общественного сознания..? Приведшее к тому, что со временем такие уступки перестали быть вызовом общественной морали и стали нормой жизни, привычным делом? И, превратившись в норму, не эти ли уступки сделали многих коренных жителей страны – инородцами и «ассимилянтами»?
Сейчас, по прошествии более, чем ста лет со времени напечатания данного альбома, открывается, что даже и в период экономического процветания России (или, может быть, наоборот – из-за экономического процветания России? – тогда, ау, …где эти «экономические уклады»?), плевелы, посеянные по наущению врага рода человеческого, уже во множестве давали свои всходы; что, кстати сказать, пусть в малом, но уже замечается и в содержании «Истории…».
«Русская история начинается знаменитым заявлением славянских послов: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». И пришли князья из-за моря. Тяжела была их задача….». Припомним - «немецкие» профессора в «образовательной сфере» занимались написанием русской истории. Писали историю и не любили …Россию!
Может быть, и «пришли князья из-за моря», однако - такого-же славянского (точнее, русского…см. статью «Власть: «Теорема» Мелхиседека») роду-племени, как впервые показал М.В.Ломоносов и подтвердили далее дотошные современные и не очень современные исследователи.
И, пошло, поехало…!
«Иван Грозный – плохой…»
«Николай Второй – кровавый…»
«300 лет царской династии, которая мучила и глумилась над народом…» - сейчас-то мы понимаем, что клеветы и наветы этой «мерзкой лжи…» формулировались и внедрялись в народное сознание так тщательно и целенаправленно, что остались в сознании определенной части общества и по сию пору. Однако цель была достигнута. Как мы знаем, уже в 1905 году Россию сотрясли до основания стачки, забастовки и, наконец, репетиция революции 1917 года – события вооруженного мятежа 1905 года.
И, уже в феврале 1917 года инородцы, гости Российской империи, несостоявшиеся ассимилянты, не пожелавшие или не сумевшие понять сущности и смысла существования Православной Империи, напуганные до конца своей жизни «гениально» кем-то придуманным «великодержавным шовинизмом»; с помощью части продавшейся элиты захватили власть в государстве, истребив эту самую элиту, священство и Самодержца Российского!
«Очарованные» Европой, так же, как подслеповатый герой известного рассказа Эдгара По был «очарован» престарелой красавицей, скрывавшей свой возраст под толстым слоем румян и белил; и прозрел только тогда, когда купил себе очки – эти слепые поводыри, «летучие голландцы» - пытались весь двадцатый век вести Россию по пути «прогресса», с тем, чтобы «интегрировать» ее в лоно «мировой цивилизации». Нет необходимости перечислять их, поскольку имена их известны, судьба их незавидна!
XX век показал, что - увы, предложенная ими «модель» общественного устройства, вне зависимости от того, как она называлась - «социалистическая формация» или «капиталистически-демократическая» - счастья на этой грешной земле народам страны не принесла. Более того, гражданские войны в России и в Европе в этом веке превзошли по своей жестокости все бывшие ранее катаклизмы в недрах социума планеты.
Да, и то сказать, великий русский культурно – цивилизационный тип, расселившийся на одной шестой части суши планеты Земля, мирил народы; сглаживал противостояния наций; в конце XIX – го, начале XX века впервые в мiре выдвинул на международную арену предложения по значительному сокращению вооружений всех армий мiра; поскольку слишком уж быстро технический прогресс совершенствовал технику массового убийства.
Однако, поворот событий февраля 1917 года в России роковым образом отразился не только на народах русского государства, но и на народах других стран европейской части планеты. Великая русская культурно-историческая цивилизация потеряла свою элиту - новые властители страны навязали ей свои революционные стандарты, со временем превратившиеся в криминально – коммерческие, банковско – ростовщические.
Строительство вавилонской, «социалистической» башни закончилось крахом. Сейчас идет строительство вавилонской башни «капиталистически – демократической», которое закончится таким же образом. Что будут делать «обескураженные» строители дальше? Проводить свои эксперименты до тех пор, пока не исчезнет народ русский? Пока не исчезнет русский культурно-цивилизационный тип? Но, его исчезновение предопределит и последнюю глобальную катастрофу на планете Земля!
«Три дамоклова меча висят над головой каждого из нас – наследственная порча (первородный грех Адама), беззакония собственного рода и личные прегрешения. Они отражаются на телесном, душевном и духовном здоровье человека посредством многих факторов, в частности духовной наследственности» (К. Зорин). Впитывая атмосферу бытия православного народа, ассимилянты поднимались по начальным ступеням лествицы духовного совершенствования.
Делая один шаг по направлению к Богу, они начинали осознавать, что Творец делает им навстречу - девяносто девять шагов. «Человеческая природа после грехопадения стала окаянна, бедна, нища, слепа, нага (Ср.:Откр.3.17). Поэтому надо просить всего доброго у Бога, ибо сами без Его благодати ничего не можем сделать истинно доброго. Его Царство, Его сила и слава во веки (Ср.: Мф.6.13), а наше – рабство греху и диаволу, наше бессилие, наше бесчестие.» (свт. И. Кронштадтский)
В наш век развитых технических коммуникаций «жизнь в гуще народной», живая связь с однородной по своему православному мировоззрению средой, живительной для ассимилянтов - затрудняется происками слуг лукавого! И, одним из основных препятствий является деструктивная деятельность СМИ - железной стеной отгораживающих их от простого народа! Суетливо и назойливо подсовывающих им, да и всем нам - дешевую, растлевающую безвкусицу и тухлые ценности обезбоженного западного мира!
Но, не в силе Бог, а в Правде!
Известный герой фильма («Идентификация Борна»), потерявший память, в конце концов, нашел в себе силы «идентифицировать» свою личность; бросить свою греховную профессию; приехать к любимой, и, наверное ассимилироваться в том обществе, в которое попал. И, не его вина, что сребролюбивые продюсеры снова вытолкнули его двойника в виртуальный мир под лозунгом: «превосходство Борна», «ультиматум Борна»…, выполняя волю заказчиков, самоубийственно надеющихся, что уже не виртуальные «летучие голландцы», а реальные борны станут в позу «ультиматума…», чтобы показать свое «превосходство…» над понятиями мудрости и добра; веры, надежды и любви! Спаси нас, Бог!
P.S.1. Комментарии: Послесловие к «Истории государства Российского», изданной в 1913 г., заканчивается так:
«…И вот на заре XX века Русский не повторит уже начальных слов своей летописи, а с гордостью скажет: «Земля наша стала неизмеримо больше и обильнее, и порядок в ней есть, благодаря Всемогущему Господу, поддерживающему мощь русского народа и дарующему мудрость правителям его…
…Да развивается вширь и вглубь русский народный гений и исполняет нас чувством законной народной гордости!»
P.S.2. «Гражданин мира» - капитан Немо - вот уже более полутораста лет будоражит умы и души взрослых, подростков и детей - почитателей таланта писателя-фантаста Жюля Верна («Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и т.д.).
И, только с возрастом – на шестом или седьмом десятке лет - начинаешь осознавать, что лучше, все-таки, быть «капитаном» Ивановым, Петровым или Сидоровым, чем «капитаном – Никто»(Немо); ибо «Ни сказок о нас не расскажут, ни песен о нас не споют…».
Моли Бога за нас, святой угодниче Николае…
[1] Александр Дюма не смог бы написать «Трех мушкетеров», живи он в «демократическом обществе равных возможностей».