Дорогие, братья и сестры!
Сегодня начинается неделя о Мытаре и фарисее, которая всегда предваряет Великий пост.
Вот двое людей молятся в храме – мытарь и фарисей. Возможно, что их уста даже молчали, но Господь Сердцеведец. Он видит желание их сердца. И беда фарисея в том, что он все делает напоказ, гордится своими делами, и, более того, он превозносится и осуждает ближних. За это гордое сердце он и теряет свою награду. Тогда как устроение мытаря таково, что он осознает свою внутреннюю нечистоту и плачет перед Богом в надежде на Его милость.
Здесь показаны две добродетели – страсть и смирение. Но как же нам избежать подобных тщеславных мыслей фарисея, если прихожанин действительно стремится к правде, свету, Христу? Как миновать осуждения, в которое впал фарисей? Как погасить свое тщеславие , которое непременно сопоставляет тебя, любимого, с другими людьми, далекими от веры в Бога?
К нам действительно может подкрасться мнение о себе, что мы что-то значим. Свв.Отцы Церкви говорят, что всякое доброе дело или мысль приходят к нам от Бога. Мы делаем добро не своими силами, но силою Божьей. Однако стоит нам только присвоить это себе, как мы теряем благодатную силу и помощь Божию. Нам становится тяжело, поскольку своими собственными силами мы ничего доброго сделать не можем.
Фарисеи были люди почитаемые, уважаемые, регулярно давали десятину (а кто из нас ее сегодня дает?). Но тем не менее фарисейский дух был болен. Не случайно Христос сказал: «Бойтесь закваски фарисейской». Признаки этой болезни налицо: «У меня все правильно, все хорошо и гладко». Но Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Человек, оценивающий себя как праведника, глубоко заблуждается, ибо после грехопадения всякий человек пребывает в поврежденном состоянии. Как часто в нашей жизни происходит так, что стоит внутренне похвалить себя за что-то, как происходит какой-то сбой – и становится стыдно за себя, за свою самонадеянность. Ощущать себя праведником – это крайне вредное состояние. Но именно в таком состоянии и пребывали фарисеи.
А разве мы сами не занимаемся самоооправданием? Поэтому, друзья, как только мы почувствуем в себе сердечные помыслы на самооправдание – то это как раз та закваска фарисейская, которая начинает в нас действовать. А это значит, что Христос нам не нужен, Он «пришел нам только мешать». Ведь Он пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию.
А что же Свв.Отцы Церкви говорят о смирении и гордости? Давайте посмотрим. «Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят множество трудов своих» - преп. Ефрем Сирин.
«Как гордость – источник всякого нечестия, так смирение – начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает заповеди со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушающих Его» - свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет его» - прп. Нил Синайский.
«Не бросай орудия, без которого нельзя возделывать плодоносную землю. Орудие это, сделанное великим Богом, - смирение; оно искореняет все плевелы с поля и подает благодать обитающим на нем» - прп. Авва Дорофей.
«Когда преподобный Антоний Великий говорит: «Сын мой! Прежде всего не вменяй себе ничего; из этого рождается смирение», то речь идет о том, чтобы не признавать за собой какую-либо добродетель и достоинство. Признание за собой добродетелей и достоинств – пагубное самообольщение, называемое мнением. Мнение отчуждает людей, зараженных им, от Искупителя» - епископ Игнатий (Брянчанинов).
Давайте вспомним, что пример из евангельского сюжета о мытаре и фарисее касался нередко и великих людей. В раннем периоде своего учительства апостол Петр думал о себе слишком высоко. Как фарисей в своем самоуважении, он «был не таков, как прочие люди». Когда Христос накануне Своего предательства предостерегал учеников, то сказал: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь», Петр уверенно заявил: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мрк. 14:27-29).
Эта самоуверенность ввела его в заблуждение, и он отрекся с криком третьего петуха от своего Спасителя. Позже взгляд Христа разбил его сердце, и он горько сожалел о своем поступке. Теперь он был подобен мытарю в своем сердечном сокрушении и раскаянии. И, конечно же, нашел милость у Господа. Взгляд Христа и вопрос убедил его в прощении: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?…»
Дорогие, братья и сестры, зло, которое привело Петра к падению, и которое исключило фарисея из общения с Богом, производит духовную гибель многих людей и в настоящее время. Нет более опасного греха для души человека, чем гордость и самодовольство. Из всех грехов этот наиболее безнадежный и наиболее трудноизлечимый. Он сокрыт в глубинах нашего эгоизма и постепенно приводит к окончательной катастрофе в деле спасения бессмертной души.
Все, наверное, помнят детскую сказку писателя Гаршина «Лягушка-путешественница», где рассказывалось о гордой лягушке, которая мечтала о путешествиях. Ей захотелось побывать в теплых странах, и она напросилась у диких гусей забрать на зиму ее с собой. Гуси согласились, но не знали, как это сделать. Тогда-то лягушка и надоумила их, как это совершить.
И вот по небу летит клин, где две ведущие наиболее сильные птицы в клюве держат тонкий прутик, за который ртом крепко зацепилась квакушка. Но всякий
раз после длительного перелета птицы садились на какой-нибудь водоем для отдыха и ночевки. Когда в очередной раз стая пролетала над селом, люди, увидев необыкновенное зрелище, стали громко кричать: «Смотрите, смотрите, какие умные гуси, как они ловко придумали тащить лягушку за собою!» Но гордость и тщеславие так распирали последнюю, что она в ответ им тоже закричала: «Это не они придумали, а я-а-а-а-а!!!»
Это были ее последние в крике слова, так как упав с большой высоты, она разбилась насмерть.
Будем же, дорогие православные, старательно наблюдать за собой, чтобы избегать тщеславия, гордости и самомнения о себе, вспоминая слова Откровения Иоанна Богослова, что «я слеп и жалок, и нищ, и наг» (Откр. 3:17), но «все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе» (Флп. 4:13). Аминь.