"День поститься, день молиться, на третий день – штурм; или смерть, или победа!" С таким войском мóжно было штурмовать Измаил. А безверное войско учить, говорил Суворов, как перегорелое железо точить. Он часто восклицал: "Мы русские – какой востóрг!" Патриоты любят вспоминать эти слова. Я только думаю: какое отношение эти слова имеют к нам?
Мы похожи на гусей из басни Крылова, которые кричат: "Да наши предки Рим спасли!" Да, были у нас славные предки, были храбрые князья, святые воины, были праведники. А мы кто такие? Евгений Скворцов в своём знаменитом стихотворении "Быть русским" перечисляет качества русского человека, но, думаю, не они являются главными. Без православия мы ничто. Когда мы видим угасание народного самосознания и вымирание народа, прежде всего нужно обратить внимание на духовную причину: есть ли в нас вера?
Ещё в начале 20 века преп. Варсонофий Оптинский говорил, что исчезает духовное руководство, старчество, догорают его огарочки. В советское время основным путём достижения святости стало мученичество и исповедничество; игумен Никон Воробьёв пишет в своих письмах, что подвиги отняты от нас, а остался нам только путь безропотного несения болезней и скорбей. Но мы помним ещё в девяностые годы праведников среди мирян, – смиренных бабушек, которые пережили войну, голод, тяжкий труд и гонения и при этом сохранили веру и молитвенный настрой. Теперь это поколение ушло. Остались те, кто воспитан в относительном благополучии и сытости, в обществе потребления, а сытость приводит к отступлению от Бога: "Уты, утолсте, расшире, и забы Бога".
В основной своей массе мы народ безбожный. Посмотрим сначала на верующих. Зайдите субботним вечером в храм, и вы там найдёте так мало молящихся, что невольно возникает вопрос: чем же заняты остальные? Для большинства из нас простое прочитывание утренних и вечерних молитв – высота недостижимая. О.Димитрий Смирнов говорил, что многие идут в храм не для покаяния и духовного исцеления, – они непрестанно жалуются на тяготы своей жизни и ожидают помощи. Призванные быть воинами Христовыми, мы как-то незаметно и в Церкви стали потребителями. Никакой воин не связывает себя "куплями житейскими", а потребитель живёт материальным, он всегда трус и не пожертвует своим благополучием ради идеи. Хорошо, что сейчас нет гонений, иначе число отпавших было бы как во времена Деция.
Неверующие люди (а также верующие в маммону, славянских идолов, бредни адвентистов, торжество науки, победу коммунизма и т.д.) – это болото, составляющее большинство русского народа. Мы до сих пор истуканов Ленина не убрали с площадей, у нас в каждом городе есть улицы Маркса и Энгельса. Мы дерзко попираем Божьи заповеди, и в особенности две из них: не убивай и не прелюбодействуй. В России каждый год совершаются сотни тысяч детоубийств. Сам Христос говорит: кто разводится с женою своею, тот дает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. А в русском народе разводы и повторные браки стали нормой, поэтому мы имеем более миллиона выявленных ВИЧ-инфицированных.
Но "Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих", – слова пророка Наума никто не отменял. Русский народ вымирает. Это, может быть, не видно в больших городах, но деревни уже опустели. Сейчас пустеют малые города. Я живу в городке, где в начале 90-х население составляло 35 тысяч человек; теперь здесь около 20 тысяч, и многие из прописанных уехали давно в Москву. Население старое, детей мало. В районе, где я живу, много брошенных развалившихся домов. Здесь низкие зарплаты, и поэтому народ уезжает. А были бы высокие зарплаты, сюда приехали бы 20 тысяч узбеков.
Недавно читал мнение: ничего, что деревни запустели, мы – городская цивилизация! Ну вот, Господь ещё и разум у нас отнимает. Как не вспомнить слова Исайи: "Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями... Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство?"
Несомненно, прямую ответственность за состояние русского народа несёт государственная власть, а вместе с ней и те, кто называет себя "четвёртой властью" (малаховы, урганты и т.д.), по евангельскому слову: "Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих." Несём ответственность и все мы, русские люди, каждый за свои грехи, за свою душу.
Вообще, с научной точки зрения, интересно было бы исследовать, обобщить и описать это явление: как народ, постоянно нарушающий Божьи заповеди, теряет волю к жизни, способность к рассуждению, превращается в стадо и вымирает. Каждый день я вижу вокруг себя нездоровых людей: вот пожилой сосед, с которым лучше не разговаривать, чтобы он не стал пересказывать "Пусть говорят" или предсказания Ванги; вот молодой учитель физики, "бакалавр", который думает, что при равномерном движении по окружности ускорение меняется не только по направлению, но и по модулю; вот женщина, у которой нет детей, потому что в молодости она не хотела иметь их, – она теперь держит в доме семь кошек. Последний феномен особенно печален: человек сотворён как венец природы и призван к общению с Богом, но посвящает себя служению кошкам или собакам и становится, таким образом, посмешищем бесов.
Что осталось в нас от Святой Руси? Как можем мы воскликнуть, подобно Суворову: "Мы русские, с нами Бог!"? Не нужно чваниться своей русскостью; с нас спросится больше, чем с других народов, потому что многое нам было дано, а мы не сохранили и не приумножили. Заповеди нужно исполнять. Детей растить в многодетных семьях, как раньше это было распространено в русском народе, хотя и пришлось бы для этого жить бедно. Каяться перед Богом и молиться, брать себя за воротник и вести в храм; может быть, Бог помилует нас. "Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся".
1.