itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Причины успеха славянофильской концепции

0
725
Время на чтение 7 минут

«Церковь есть... единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».

А.С. Хомяков

Важнейшей научной заслугой славянофилов было исследование роли Православной Церкви в истории Русской цивилизации (1). Результаты исследований показали, что Православие стало духовной основой для создания и развития русского самосознания. При этом важно подчеркнуть, что русское самосознание имеет наднациональный характер, и человек любой национальности может быть носителем русского самосознания. Принятие личностью православных духовных идеалов в качестве доминант мировоззрения не приводит к потере национального характера, но наоборот способствует его укреплению. Все народы Российской империи смогли сохранить свои национальные черты и приобрести в той или иной мере русское самосознание. (2)

Русское самосознание, русский образ жизни, русские культурные традиции – все это выросло на основе православных духовных идеалов, которые воплощались в исторических событиях, культурных достижениях и формировали смыслы русского бытия.

На протяжении веков детей в русских семьях приобщали к православному учению, уделяя особое внимание русским святым, биографии которых становились для детей образцами для формирования русского самосознания и правил поведения (2). Направляющей силой для поступков и свершений исторических личностей была Божественная благодать, которую они получали в церкви, поэтому не случайно главный идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков определил церковь не как организацию, а как совокупность носителей Божьей благодати, которые покоряются ей – стремятся исполнять евангельские заповеди (3).

Исполнение евангельских заповедей требует изучения и соблюдения традиций русского образа жизни, принимая которые, ребенок становится носителем русской культурной идентичности. Не случайно Николай Васильевич Гоголь был уверен, что для восстановления русского самосознания достаточно одного хутора, в православном храме которого поддерживаются духовные основания русского образа жизни.

Латвийская русская диаспора подошла к тому рубежу, когда действующий арсенал социокультурных технологий перестает сохранять русское самосознание. Речь идет о том, что общие усилия семей, школ и общественных организаций не могут обеспечить эффективное сохранение у подрастающего поколения русского самосознания. Об этом свидетельствуют результаты разнообразных опросов учащихся и мнения педагогов, которые периодически публикуются в общественном дискурсе (4). С каждым годом все заметнее результаты «интеграции в латышскую среду» и деградации процесса воспитания у детей русской культурной идентичности. При этом актуальность темы сохранения национально-культурной идентичности не теряет своей значимости (5).

Главная проблема заключается в том, что многие дети не получают должного духовно-культурного воспитания ни в семьях, ни в школах. Такое воспитание является приоритетным принципом русской школы и осуществляется с помощью произведений русской классики в литературе, музыке, живописи, а также с помощью изучения основных исторических событий и биографий творческих личностей и народных героев. Важнейшим условием является воспитание у ребенка религиозного чувства, которое осуществляется в семье или в школе с согласия родителей (2). К сожалению, в последние два десятилетия объем перечисленных русских культурных компонентов в школьном образовании значительно сократился, что и привело к сильной космополитизации самосознания детей.

Чтобы переломить ситуацию в плане повышения эффективности приобщения детей к русскому самосознанию и его дальнейшему сохранению, необходимо обращение к историческому опыту. Лучшим в этом плане является опыт славянофилов, которым удалось создать концепцию сохранения русского самосознания (2,3). В основе концепции – православная духовность, высоким потенциалом которой обладали сами славянофилы.

В этом личном духовном потенциале был главный секрет их успеха, ведь самосознание – категория духовная, поэтому найти и описать духовные механизмы формирования самосознания могут только те, кто сам ведёт духовную жизнь. Живя только земной жизнью, невозможно понять духовные идеалы и механизмы их воплощения в самосознании. Это принципиально важный момент для понимания условий успешности мероприятий, проектов и программ культурно-образовательной работы по сохранению русской культурной идентичности. Духовные идеалы познаются и сохраняются только духовными механизмами, опираясь на которые, можно понять их связи с культурно-историческими основаниями традиций (3).

Самосознание человека есть системная функция его духовно-культурного мировоззрения. Приоритетную роль в этом играют духовные идеалы, в случае русской идентичности – евангельские заповеди (2,3). Поэтому русское самосознание по аналогии с определением Церкви данным Хомяковым, можно рассматривать как единство людей в духовно-культурных стандартах миропонимания, состоящих из духовных идеалов, исторических событий и культурных достижений. Именно так и понимали русское самосознание славянофилы. И если мы считаем необходимым усилить работу по сохранению русского самосознания в Латвии, то следует, опять же по аналогии с опытом славянофилов, повысить эффективность информационного поля всех форм образования, с помощью которого духовно-культурные стандарты миропонимания передаются в сознание детей. Как этого достичь?

Начнем с того, что единство в Божией благодати для верующих достигается активной духовной жизнью, частью которой является участие в церковных службах и в первую очередь в литургиях с исповедью и причастием. Источниками русского самосознания являются русские культурные традиции в форме духовно-культурных стандартов, которые передаются и сохраняются через семейное и школьное образование, общественно-культурную и самообразовательную работу. Духовно-культурные стандарты являются основой русских культурных традиций, для повышения качества их усвоения необходимо составить культурно-образовательную концепцию для семейного и школьного образования.

Русское самосознание у каждого, кто считает себя его носителем, будет сформировано настолько, насколько сам человек этого желает. Так же, как в Церкви есть разные по потенциалу благочестия уровни духовной жизни, которых способны достигать праведники, так и в деле сохранения русского самосознания смогут быть разные уровни и каждый сам выбирает приемлемый для себя.

В последовательном приобщении к разным уровням культурных традиций, путем усвоения их духовно-культурных стандартов и заключается механизм сохранения русского самосознания. Носитель русского самосознания – это человек, способный предлагать варианты действий на основе различных духовно-культурных стандартов и, если они недостаточны для принятия эффективных решений, то находить и использовать стандарты традиций других цивилизаций. И этот механизм впервые «рассекретили» славянофилы (2,3).

Стратегией научной работы славянофилов стало последовательное, шаг за шагом выстраивание информационного поля исторических фактов, анализируя и сравнивая которые они формулировали теоретические основания новой концепции. Фактами в информационном поле были духовно-культурные достижения и культурно-исторические события. Эта работа стала успешной благодаря тому, что славянофилы организовали мощный общественный диалог в газетах, журналах, салонах. Информационное поле диалога стало дискуссионной площадкой для создания славянофильской концепции (2,3).

Согласно закону духовной жизни – дух творит формы для своего воплощения в бытии и чем выше сила духа, тем более многофункциональные формы он создает. Но чтобы создавать новые формы необходимо быть экспертом в профессиональной деятельности и владеть технологиями творчества.

И мы знаем, что наряду с высоким уровнем духовности, славянофилы имели прекрасное образование и много времени уделяли самообразованию. Несомненно, что каждый из них был экспертом в своей области – они прекрасно знали отечественный и зарубежный опыт и научные теории в сферах своих интересов. Сочетание духовности и высокого интеллектуального уровня объясняют сильное влияние, которое оказывали статьи и выступления славянофилов на многих современников.

Все происходило так, как и предсказывал преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Их слушали, читали и задумывались…

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Воронин И.А. Славянофилы\ http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России\ http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292

3. Хомяков А. С. Сочинения

4. «Ассимилируйся» или «деградируй»: к чему толкают русских в Латвии

5. Национальность для жителей Латвии очень важна

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09