В Воскресенском храме Радужного массива Киева (17.01.2021)
Дорогие, братья и сестры!
Как мы знаем, Христос, проходя по городам Иудеи, нес людям два величайших блага: Евангелие Царства Небесного (проповедь о спасении) и исцеление от недугов физических. Приходя к Нему, люди получали исцеление, как физическое, так и духовное.
«Посылаю вас как агнцев среди волков…». Ученики Иисуса посланы во враждебное окружение. Внешне они похожи на беззащитных агнцев среди волков. Они не могут рассчитывать ни на какие преференции от этого мира, тем более, ни на какую славу или почести – но скорее всего их ожидают гонения, жестокие расправы и даже смерть.
Города и селения занимали разные позиции по отношению к апостолам, но эти позиции всегда были диаметрально противоположными – либо «за», либо «против». Теплохладности почти не наблюдалось. На пути нашем христианском тоже стоят, как и тогда, эгоизм, тщеславие, самоутверждение, злоба, неприязнь – все пороки человеческие… Но ко всему прочему, наблюдается и поголовная теплохладность. К сожалению, мир ни на йоту не стал лучше со времени Иисуса Христа. Мы оснастили себя передовыми технологиями, но «сердце человека во всякое время есть ложь».
Со стороны людей, не признающих Христа (а это иудеи и язычники), апостолы неизбежно должны были терпеть гонения и насмешки, неодобрение всякой бескорыстной правды. Люди не прощают добра, как это странно не звучит. Они распяли Христа, ибо Он «пришел им мешать» (Ф.М.Достоевский «Великий инквизитор»). В этом мире, где распят наш Господь, мы тоже должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром: «Дружба с миром, есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).
Отсутствие в нашей теперешней жизни страданий за Христа и за правду – печальный признак, свидетельствующий о компромиссах и об уступках миру и плоти. Но Свящ.Писание нам говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). В другом месте мы читаем: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет. 4:13-19).
Только страдания за правду имеют смысл, ибо это – страдания за Смысл, за Логос, за Христа. Об этих-то страданиях и сказал Христос: «Печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). А в Нагорной проповеди Он произнес: «Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10).
Из текста Писания мы узнаем, что Христос не дал указания Своим ученикам приготовляться к долгим и трудным странствиям, готовить запасы продовольствия, смену одежды и проч. – но всецело, полагаясь на Бога, довольствоваться тем, что Бог Сам им пошлет в пути. Главное – это нести весть о мире и о том, что приблизилось к людям Царствие Божие.
Вслед за апостолами Сам Христос позже придет в эти селения и города, и будет говорить слово желающим Его услышать. «Дух Господень на Мне, – говорит Христос, – ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Он повелел ученикам нести в дома милосердие, мир и любовь. Поэтому и мы должны внести в нашу жизнь высший критерий добра, принять Того, Кто есть Смысл жизни, Кто сказал о Себе: «Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). И в этом уже мире мы легко отличим гибельные страдания от благих. Как солнце имеет не только световые лучи, но и тепловые – так и лучи Спасителя Христа не только озарят своим сиянием, но и сожгут очищающим огнем за ложь, устранив их причину – темные и низменные желания. А страдания за правду они преобразят в радость и красоту.
Дорогие, братья и сестры! Как мы выше заметили, главная идея прочитанного сегодня отрывка: «Посылаю вас как овец среди волков». У мира и Христа разные цели: мир борется с Христом во имя греха, а христиане призваны бороться с грехом во имя Христа. Поэтому ни к какому «консенсусу» прийти здесь невозможно – это диаметрально противоположные величины, взаимоисключающие друг друга. Действительно, как часто иудеи уподоблялись волкам в своей ненависти к проповеди Евангелия. Но только в христианстве возможны такие слова: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6:10). Не счесть христианских мучеников с радостью умиравших за Христа в истории нашей Церкви.
Зададимся вопросом: почему Господь дает именно семидесяти конкретную миссию идти по домам? В иудаизме существует представление о том, что одно из дел, которое должен совершить Машиах (Христос) – это принести мир. «Да сбудется реченное через пророков…» - пророков ветхозаветных, которые предрекли все земные дела Христа-Спасителя. В избрании семидесяти предстает буквальная манифестация такого действия: Иисус ради цели принести мир в каждую еврейскую семью сознательно увеличил число Своих учеников более двенадцати, чтобы осуществить необходимую миссию сполна.
Как известно, в то время в Иудее городами называли поселения, которые редко набирали тысячи жителей. Обычно такие города были по численности схожи с сегодняшними небольшими поселками. Например, в Назарете в то время проживало лишь порядка 150 жителей. Таким образом, Христос вознамерился достичь практически каждого города Иудеи. И всецелая заслуга этой миссии принадлежит этим 70-ти, от Господа посланным:
Не напрасно было их старанье,
Не напрасен их тернистый путь.
И сегодня с радостным сознаньем
Можем мы на прошлое взглянуть.
Сколько душ от гибели спасенных,
Сколько чистых, пламенных сердец,
Сколько снова к жизни возвращенных
Без Христа блуждающих овец!
Г.Винс
Дорогие, братья и сестры! Из маленького семечка Слова Истины выросло гигантское ветвистое дерево Христианства. Большая честь и радость, что и мы причастны этому древу; поэтому будем стараться не утратить своего благодатного жребия – пребывания в Его святой Апостольской Церкви. Аминь.