itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Битва на реке Сить

Из истории Сонковской земли

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1364
Время на чтение 11 минут

Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. Целый ряд исследователей предполагает, что сражение произошло у села Божонка.

***

Во главе русского войска стоял великий князь владимирский Юрий (Ге­оргий) Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода, третий сын Всево­лода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого. После взятия татарами Рязани и разгрома сильного южного княжества стало ясно, что древнему и могучему городу Владимиру не избежать той же участи. Юрий Всеволо­дович, не оказавший помощи соседям, решил не повторять ошибок, а со­брать воедино силы близлежащих княжеств и дать отпор татарам. Княже­ский совет принял решение: оборону столицы - города Владимира - пору­чить сыну Юрия - Всеволоду, а самому Юрию уходить с ближней дружи­ной, племянниками и братьями в верховья Волги и там собирать великую рать.

Местом сбора войска князь Юрий выбрал самый дальний угол своих владений - глухие ситские леса и болота. Высокий моренный холм у села Божонка, окружённый рекой, болотами и лесом, мог служить удачной площадкой для лагеря Юрия Всеволодовича. Сюда, на Сить, пришли с дру­жинами его племянники - сыновья старшего брата Константина: Василько - князь ростовский, Всеволод - князь ярославский и Владимир - князь угличский. Вскоре подошел и брат Святослав Всеволодович с полками из Юрьева-Польского. Ожидали брата Ярослава с полками из Переяславля, а также ополченцев из соседних городов, сёл и деревень. Но время для сбора большого войска уже было упущено.

Лаврентьевская летопись гласит: «Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили всё на Волге до самого Галича Мерьского. Ещё другие пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили всю эту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы не воевали татары на Суздальской земле. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов». (Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872).

Предположительно, к Божонке монголо-татары подходили двумя пото­ками. Войско во главе с темником Бурундаем (Бурондаем) шло от Волги по реке Кашинке к Бежицам (древнее поселение недалеко от современного Бежецка) и верховьям Сити. Другое войско - есть ос­нования предположить, что им руководил сам хан Батый - прошло по Вол­ге до Углича, а затем от Углича по реке Корожечне - до села Кой. Много­численное (по подсчетам некоторых историков - до 40 тысяч воинов) и от­борное войско Бурундая внезапно подошло к лагерю князя Юрия. Суз­дальская летопись отмечает: «И наче князь полки ставити, и её внезапу приспеша татарове на Сить, противу князю Юрию». (Летопись Суздаль­ская по Академическому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872). Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода».

Река Сить у села Божонка

Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось. Это породило спор между историками. Часть из них - А. Преображенский, Н. Надеждин, С. Мусин-Пушкин, Л.Сабанеев указы­вают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем те­чении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити - у селений Божонка и Могилицы.

Одним из первых указал на Божонку как место Ситской битвы исследователь истории Бежецкого Верха П.К. Воинов. В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни (где нынче село Боженки)». Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича.

Позднее, спустя почти сто лет, версию П.К. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В сентябре 1841 года он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания».

Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М.И. Иванин, А.С. Гацисский, А.Н. Кисловский, Н.Н. Овсянников и другие.

Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь бо­лот. Под напором численно превосходящего противника русские стали от­ступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото.

Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него об­рушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполага­ют, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.

В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия - Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ моло­дого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет. В Ростове у не­го остались жена и два сына - Борис и Глеб. Татары настолько были по­ражены его храбростью, что не убили князя, а взяли его в плен и долго пы­тались уговорить перейти на их сторону. Но Василько был непреклонен. В итоге рассвирепевшие татары жестоко казнили молодого князя, а тело бро­сили в лесу, как указывают летописи - в 25 верстах от Кашина. Но тело удалось спрятать, и, узнав об этом, княгиня Мария - супруга Василька, по­хоронила его в Успенском соборе Ростова Великого.

Так распорядилась историческая судьба, что правнучка Василько Константиновича тоже оставит свой след в истории Тверской земли и войдет в неё под именем Анны Кашинской - жены великого князя Михаила Тверского.

Битва на Сити закончилась поражением войск великого князя Владимиро-Суздальской земли. Судьба Руси была решена на два с половиной сто­летия. Но жертвы не были напрасными: своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород. Монголо-татары понесли в этом сражении тяжёлые потери. К тому же уход многих русских ратей с Сити в тыл ордам создавал неблагоприятную обстановку для дальнейшего про­движения монголов. Видимо, всё это сыграло большую роль в том, что Ба­тый приостановил поход на Новгород и повернул своё войско на юг. И ещё один вывод: именно у нас, на Сити, была сделана первая попытка объеди­нения сил для борьбы с татарами. Придёт время, и объединённая Русь сбросит с себя ненавистное монгольское иго.

Участники театрализованного представления «За землю русскую» 2008 год

Какие аргументы мы можем привести в пользу того, что битва была в наших местах? Их несколько:

1. В середине XIX века в районе села Божонка проводил археологиче­ские исследования тверской археолог Д.А. Воронцов. Он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством великого князя Георгия Владимиро-Суздальского».

До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Так же они встречаются и в низких пойменных уча­стках, размытых рекой.

2. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие - мечи и саб­ли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: ме­стные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта.

В ходе историко-этнографической экспе­диции, совершённой краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье ещё до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, най­денные в этих местах.

В начале 1980-х годов учащиеся Задорской школы во время экскурсии у села Божонка нашли саблю, она долгое время хранилась в школьном музее. В 2007 году житель Санкт-Петербурга нашел рукоятку меча. В 2008 году исследователи из Москвы нашли у самого уреза воды подкову. По их оценкам - это зимняя татарская подкова XIII-го века.

3. Необходимо заметить, что в те времена климат в наших местах был несколько иным - более тёплым и сухим, поэтому в лесах и по берегам рек росло много дубов. Именно их использовали русские воины для со­оружения засек: у дубов выжигали корни и роняли ветвями в сторону противника.

Остатки морёных дубов находили местные жители в Сити и её прито­ках. В конце XIX века такие находки описывает известный тверской исследователь В.А. Плетнёв: «В Сидоровском ручье, впадающем в р. Сить, в болотистой местности, крестьяне Лавровской волости по сие время находят ещё со­хранившиеся и годные для постройки дубовые деревья, известные здесь под названием «батыева дерева». Высушивая их на солнечном припёке, употребляют на постройки, требующие особенной прочности».

Такие же морёные дубы находили в Сити и не так давно - лет 40 назад, при очистке русла реки.

4. Во время работ, проводимых Мокеихо-Зыбинским торфопредприятием, были найдены остатки дорог и просек, проходящих через болото пря­мо к Божонке. Они представляли собой несколько слоев уложенных в гать полусгнивших деревьев, которые позднее на воздухе высыхали и развали­вались в пыль.

Если бы эти гати строили местные жители для своих хозяйственных нужд, то дороги бы проходили не прямо, а через близлежащие деревни. Вероятно, каждая рать, идущая к Сити, строила и охраняла свою дорогу. О многом говорят и сохранившиеся названия некоторых из них: князь-Ивановская, князь-Андреевская, князь- Владимирская дорожки.

5. Летописи свидетельствуют о том, что князь Юрий накануне битвы послал трёхтысячный отряд воеводы Дорожи (Дорофея Семёновича) в «просоки», т.е. разведку (В.И. Даль. Т.З.). Монголо-татары часто использовали тактический прием «клещи», то есть подходили к противнику с двух противоположных сторон. К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой. Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII века. «Князь же Юрий посла Доро­жа в просоки, в трёх тысячах, и прибежа Дорож, и рече: а уже, княже, да обошли нас около татарове... (Летопись Троицкая. ПСРЛ. Т.1. СПб, 1846).

6. Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построен­ная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благо­верному князю Георгию (Юрию). Очень своеобразна живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика. Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский - оба без головных убо­ров, с оружием.

На реке Сить расположено несколько сел и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.

Покровская церковь в селе Божонка

7. Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия (Георгия), в народе - Егория. Праздник Юрьев (Егорьев) день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 де­кабря, как общепринято. Некоторые исследователи считают, что 17 февраля (4 февраля по старому стилю) – это день, когда, якобы, найденные на Сити епископом Кириллом останки князя Юрия были захоронены во Владимире. Но скорей всего это ошибка, которая была допущена в «Святцах»: случайно при очередной переписи вместо марта указан февраль. В качестве престольного праздника Юрьев (Егорьев) день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах при­хода - селе Божонка и деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское.

Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.

8. Дата 4-ое марта на протяжении длительного времени отмечалась в селе Божонка как день памяти великого князя владимирского Юрия (Георгия). По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году - в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия (Георгия) - основателя города Нижнего Новгорода.

Икона из Покровской церкви с изображением Святого Благоверного великого князя Георгия

9. По рассказам старожилов, раньше местные богомольцы часто ходи­ли в город Владимир и, якобы, в одном из храмов этого города была надпись о том, что «всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести» - в память о том, что в наших краях погиб великий князь вла­димирский Юрий Всеволодович.

На основании вышеизложенного, мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступав­ших под натиском татар отдельных частей русских войск.

Память о событиях той далекой поры жива.

23 сентября 1972 года в селе Божонка по инициативе краеведа В.Д. Попкова была открыта мемориальная стела. Она представляет собой фрагмент крепостной стены, как символ того, что русские воины остановили здесь врага.

Почти восемь веков назад имя небольшой речки Сить было навеки вписано в ис­торию России. Не только энциклопедии и справочники, но и любое учебное пособие по истории, содержит информацию о Ситском сраже­нии - одном из крупнейших в древней истории Тверской земли. Скупые строки школьного учебника, вместившие в себя судьбы тысяч людей, хранят память о трагическом событии в жизни Руси. Сохранить память о славных защитниках Отечества должны мы, живущие сегодня.

В марте 2018 года в посёлке городского типа Сонково Тверской области прошла межрегиональная краеведческая конференция «Ситская битва: эхо ратного подвига», посвящённая 780-летию битвы на реке Сить. Организаторами мероприятия выступили администрация Сонковского района и местный краеведческий центр «Истоки». В конференции приняли участие историки ведущих вузов страны: доктор исторических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова В. М. Марасанова; доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Я.В. Леонтьев; доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН К.А. Аверьянов; доктор исторических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского А.А. Кузнецов; кандидат исторических наук, доцент Тверского государственного университета С.В.Богданов; а также краеведы Сонковского, Удомельского и Бежецкого районов Тверской области, Некоузского и Брейтовского районов Ярославской области. С конструктивными предложениями выступил на конференции С.А. Спиридонов, председатель Ассоциации Тверских землячеств.

На этом форуме была отмечена стратегическая важность сражения XIII века, подчёркнуты краеведческие аспекты Ситской битвы, её историческое значение и использование исторического наследия в интересах развития территорий.

…Божонка требует к себе внимания. И ждёт его. Необходимо сохра­нить это место как археологический и историко-культурный памятник Тверской области. Этот объект, на наш взгляд, может быть включен в областную Программу развития туризма. Ведь Божонка, как и Кулико­во поле, - наша национальная святыня.

Мемориальная стела в память о Ситской битве

Г.В. ШУТОВА, заведующая краеведческим центром «Истоки»,

п. Сонково

Приложение:

Авторский видеофильм «Битва на реке Сить»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Александр Сергеевич Пушкин
День памяти сщмч. митрополита Владимира (Богоявленского)
Сегодня мы также вспоминаем Царицу Наталью Кирилловну, генерал-фельдмаршала Д.А.Милютина, адмирала А.В.Колчака, художника И.Я.Билибина и академика И.В.Курчатова
07.02.2023
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Сегодня мы вспоминаем поэтов С.Я.Надсона и С.П.Боброва, а также скульптора М.О.Микешина
01.02.2023
День памяти преподобного Иринарха Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем военного историка Д.И.Ахшарумова, адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена, генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова и генетика Н.И.Вавилова
26.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Пересекающиеся параллели истории
Новый комментарий от VETERAN
08.02.2023 14:06
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
08.02.2023 14:00
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Советский недобиток
08.02.2023 13:47
Рыцарственный Путин и брехливый Нафталий
Новый комментарий от Р.Б.Павел
08.02.2023 13:41
Русско-японская война в военном, информационном и духовном аспектах
Новый комментарий от Надежда Евгеньевна
08.02.2023 13:31
О мучителях Новомучеников
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.02.2023 13:10
Безвременье не вправе судить историческое время
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.02.2023 13:05