Не надо бояться!

Беседа с настоятелем Преображенского собора в Лигово

В праздник Преображения Господня состоится первая Божественная литургия в возрождённом Преображенском соборе в Лигово, где проходил рубеж обороны во время Ленинградской блокады. В преддверие этого события главный редактор РНЛ Анатолий Степанов встретился с настоятелем и строителем храма известным петербургским священнослужителем протоиереем Николаем Денисенко. Разговор шёл не только об истории и строительстве собора, но и о хоккее (отец Николай духовник команды СКА), о Грузии, Украине, социальном служении Церкви и многом другом.

***

Дорогой отец Николай, насколько известно, местность, где Вы строите храм, имеет свою историю. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

 

До революции это место пользовалось у дачников популярностью наравне с Зеленогорском, Комарово и другими дачными местами. В 1906 году здесь был построен храм в честь Преображения Господня. Исторически первая часовня находилась на железнодорожной станции Лигово. Храм, расположенный в дачном месте, был освящен архиерейским чином, имел своих прихожан. У нас есть информация, что в храме была немногочисленная, но достаточно богатая утварь.

Наступили годы лихолетья. Однако, как это не удивительно, в 1930-е годы храм не был разрушен. Он периодически закрывался и открывался, некоторых священников арестовывали. Но храм держался. Когда наступила Великая Отечественная война и немцы подошли к городу, здесь проходила линия фронта. Эта территория была оккупирована, здесь стояли регулярные части немецко-фашистских войск. Согласно полученным нами документам, храм Преображения Господня в Лигово входил в зону ведения Псковской миссии. Долгое время существовало мнение, что храм был сожжен нашими войсками, но недавно я получил фотографии из немецкого архива, на которых видно, как фашисты с факелами лезут на колокольню и поджигают деревянный храм. Это был ориентир для наших войск и немцы перед уходом сожгли его.

Когда пришло время восстанавливать храм в 1990-х годах, была создана инициативная группа, которая собиралась в доме культуры и на квартирах. Потом была создана община, выделен участок земли (именно на этом месте) для строительства. С тех пор сменилось много настоятелей, но дело восстановления храма двигалось туго. И в 2011 году митрополит Владимир благословил меня заниматься строительством храма.

Первое, с чего мы начали, ежедневно стали служить литургию. И вот уже ровно 9 лет, каждый день мы совершаем литургию. По субботам, воскресеньям и в праздничные дни у нас всегда служится две Божественные литургии.

 

Когда Вы пришли, что здесь было?

 

В чистом поле стоял небольшой деревянный храм. Мы начали пристраивать к нему прирубы справа и слева. Насколько нам позволял территориально закон, перенесли алтарь. Случались необычные вещи — только достроим прируб, он сразу на удивление наполняется людьми. Думали — зачем нужны эти дополнительные десять квадратных метров? Что они дадут? Но только построили, крышей накрыли, и храм уже занят богомольцами, и опять мало места. Вот так и строили.

Постепенно пришли к пониманию того, что нужен большой храм. И в 2012 году под нижнюю плиту уже было вбито 98 восемнадцатиметровых свай. Без свай тут никак нельзя — почва болотистая.

Постепенно приходили люди, помогали. Помню первое самое яркое впечатление, когда мы вырыли котлован, и надо было заливать плиту. Площадь застройки храма — 16 соток. Храм-то большой. Людей не хватает, а сроки поджимают. И вот прихожане кинули клич, и пришли около тридцати мужчин помогать вязать арматуру. И мы всё успели. Это было первое чудо.

Так постепенно шло строительство.

Ещё была проблема, с которой столкнулись. Храм большой, перегородок никаких не было. И вот начали служить — потекла вода. Оказывается, когда рыли котлован, не учли, что здесь самая низкая точка грунтовых вод микрорайона. Вечером убрали храм, постелили ковры, а утром приходим — воды по колено. Мы насосами выкачивали воду, мучились так 2-3 месяца, применяли всякие хитрости. Наконец, слава Богу, нашлись люди, которые помогли сделать профессиональную гидроизоляцию, и сейчас в храме сухо.

Сегодня в соборе три храма: нижний в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» — крестильный, на среднем уровне — в честь Почаевской иконы Божией Матери, где будут ежедневно совершаться богослужения по будням, и верхний Преображенский — праздничный.

И это очень хорошо, что несколько приделов в храме. Во-первых, это удобно для эксплуатации. Если надо делать ремонт, то можно закрыть один храм и спокойно его ремонтировать без ущерба для богослужений и неудобств для прихожан. Во-вторых, это удобно в финансовом плане, потому что в будни, когда мало прихожан, можно не включать отопление и не расходовать электроэнергию в большом храме. Поэтому в большом (верхнем) храме богослужения будут проходить только по праздникам, а в среднем уровне — в Почаевском приделе — служба будет проходить каждый день.

 

А почему нижний храм освящён в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница»?

 

О, это интересная история. По проекту этого храма не должно было быть. Его появлению способствовало несколько событий. Я сильно молился именно перед иконой Божией Матери «Млекопитательница» о втором ребенке, поэтому очень почитаю этот образ. Когда мы построили нижний храм, мы не знали в честь кого будем его освящать. Я пошёл к митрополиту Владимиру. Владыка перед приёмом встречался с греческой делегацией, которая ему подарила икону Божией Матери «Млекопитательница». А ту я к нему прихожу со своим вопросом. Внезапно разговор зашёл о том, что на цокольном этаже вместо каких-то подсобных помещений, надо бы сделать еще один храм. Я спрашиваю, в честь кого он благословляет освятить этот храм? А он и говорит: «В честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Получается, что греческая делегация посетила владыку не просто так.

А вокруг нас много детских здравоохранительных учреждений: городская детская больница, две поликлиники, одна из которых стоматологическая, роддом. Мамочки, которые ходят в храм, все просят об одном, чтобы Божья Матерь сохранила их детей. В это время не было ни одного храма или придела в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». У нас первый.

 

А в связи с чем у Вас появился придел в честь Почаевской иконы Богородицы?

 

В 2014 году началось лихолетье на Украине. К этому моменту, в черновом варианте у нас созрел образ храма, который мы задумывали. Мы пошли к владыке Варсонофию с идеей сделать храм духовно объединяющим. И владыка благословил освящать в честь Почаевской. И я вижу, как очень многие люди подходят после службы к иконе, молятся. Почаевская Богородица считается нашей западной защитницей. Многие почитают эту икону. А сегодня редко кто может поехать на Украину, в Почаевскую лавру, помолиться чудотворному образу. Вот и приходят к нам с молитвами. Жизнь показала, что это было правильное решение.

 

Ну и третий придел — Преображенский — исторический?

 

Да, надо было восстанавливать историческую и духовную справедливость.

 

Судя по элементам внешнего убранства и иконам, Ваш храм как-то связан с Грузией?

 

 

У нас большая община грузин. Они мне очень помогают в постройке храма. Святейший Патриарх, Католикос всей Грузии Илия освещал лично для нашего храма икону Георгия Победоносца. Мы были у него на приеме, он освятил икону и благословил нас. В подарок мы дали ему «Хлебную икону» Божией Матери.

У меня особое отношение к Грузии. Дело в том, что мой родной дедушка, протоиерей Василий, когда в хрущевские времена был закрыт храм на Украине, и ему негде стало служить, каким-то промыслительным образом написал письмо патриарху Грузинскому Ефрему, и тот пригласил его к себе. Дедушка, будучи священником, служил в Сионском соборе псаломщиком. Это позволило моим родителям — отцу, его сестре и бабушке выжить, потому что в то время денег просто не было. Всё, что дедушка зарабатывал там, будучи псаломщиком, он присылал семье. Псаломщиком он был там около 3-х лет. Дедушка мало что рассказывал про то время. Но я подозреваю, что многие русскоговорящие прихожане, приходя в храм, у него и окормлялись.

Время было очень сложное, он долго не видел семью. Однажды ему явилась Божья Матерь на амвоне и сказала, что надо ехать в Новгород. Тогда он написал письмо владыке Сергию (Голубцову) и тот пригласил его в Новгород. Таким образом, он оказался в Новгородской епархии, где прослужил 35 лет настоятелем в одной из церквей. В то время это была Ленинградская и Новгородская епархия, епископом там был владыка Сергий (Голубцов). Позднее эта епархия разделилась. Сейчас мы все служим в разных епархиях.

Таким образом, моя связь с Грузией — это некая благодарность, благодарность внука за то проявление любви. Не удивительно, что у нас на приходе большое количество православных грузин.

 

Сейчас, наверное, это особенно важно, что у Вас тут островок единства, учитывая нынешние непростые отношения с Грузией.

 

Каждый год я езжу в Грузию, меня туда постоянно приглашают, и я никогда ни от кого не слышал ни одного плохого слова о русских. Простые люди, которых я вижу в Кахетии, в Тбилиси всегда встречают меня с радостью и любовью. Со мной ездит группа прихожан и никто никогда не ощущал неприязнь. Никогда такого не было. Помню, когда запретили перелёты, мы летали в Грузию через Белоруссию. Был страх, но, как только мы вступали на грузинскую землю, страх пропадал.

 

А на Украине Вы бываете?

 

На Украине я сейчас не бываю. Для меня это очень сложная тема. Мои корни на Украине, у меня с Украиной связаны личные воспоминания и впечатления. Мои дедушка с бабушкой жили в Почаеве. Потом бабушка сильно заболела, и её привезли в Лугу на лечение. Дедушка, отец Валериан, стал служить в Луге. Бабушка умерла, а дедушка продолжал служить и помогал моему отцу. В конце своей жизни он принял схиму, и как схимонах он был похоронен в Луге. Но на Украине у меня остались двоюродные и троюродные братья и сёстры.

Храмы Почаевской лавры, Кременецкий женский монастырь, регентская школа, которую создал отец Валериан — остались для меня яркими впечатлениями. Когда бывает тяжело в строительстве, всегда всплывают детские воспоминания о тех временах. Я, конечно, поздний советский ребенок и никогда не говорю, что жил в советское время, хоть в школу и пошёл в советское время. Но та вера, которую несли в себе люди, находясь в тяжелых условиях давления, была очень яркой, искренней. У меня это осталось в памяти и это очень сильно меня поддерживает в наше время.

 

У Вас храм в честь Почаевской Божией Матери, Вы, наверняка, общаетесь с людьми с Украины. Не появилось ли после последних трагических событий разделения между нами?

 

Нет. Явного разделения я не замечаю. Всё происходит скорее на уровне правительств. Правда, у людей на Украине появился страх общаться с родными, элементарный страх. Я понимаю, что нагнетается определённая атмосфера ненависти и подозрительности, и некоторые люди ведутся на это. К нам постоянно приезжают люди с Украины, и я не вижу, что есть какое-то разделение.

 

Отторжения не возникло? А ведь ведётся серьёзная пропаганда.

Судя по своим прихожанам, могу сказать, что отторжения нет. Есть чисто человеческий страх, который нагнетается СМИ. Наш прихожанин ездил на Украину забирать 83-летнюю бабушку из Винницкой области. На машине с русскими номерами спокойно приехал, никто его не побил. Ехал через Белоруссию, забрал и вернулся целый и невредимый. Это часто зависит от поведения самих людей. Отторжение может возникнуть, когда ты пытаешься доказать, что ты великий и могучий... Надо быть смиреннее и тише. (Улыбается)

Думаю, за шесть лет беспредела люди устали. Я смотрю телевизионные передачи, ток-шоу про Украину и вспоминаю детство. Когда я был подростком, началась 1-я Чеченская война. Тогда по телевизору показывали первые атаки, первые жертвы и я помню, как мама и бабушка плакали. Я очень хорошо запомнил этот момент — все эти первые передачи о бойне, о трупах солдат. Потом прошло какое-то время, нам те же репортажи стали показывать из Сирии, из Ирака. Посмотрите. Но теперь мы просто переключаем каналы. Сердце, к сожалению, привыкает к потерям.

Так и здесь. У человека есть определённая струна. Она может быть натянута, потом она даёт слабину. Но, что не говори, русские и украинцы всё равно единый народ, мы объединены верой, святынями, историей. Я стараюсь не судить о том, что происходит на Украине, и я даже не совсем порой понимаю, что там происходит. Думаю, они там разберутся. А мы здесь за них молимся, и, я уверен, что они тоже за нас молятся. Там люди несут подвиг. Даст Бог, пройдёт какое-то время — произойдёт переоценка. Господь вынудит переоценить всё произошедшее в правильном русле. А сейчас что-то изменить там мы не можем.

 

Я знаю, что Вы у нас, можно сказать, главный епархиальный спортсмен.

 

Я являюсь духовником хоккейного клуба СКА. Тема эта непростая. Любой вид человеческой деятельности связан не только с силами и возможностями, но и с крепостью духа, а крепости духа порой как раз и не хватает. А спорт — это такое делание, которое требует полной отдачи. В профессиональном спорте нет места ошибкам и слабостям. Не всегда человек сам может справляться с таким напряжением. Требуется духовная помощь и поддержка. Причём, и священник нужен такой, который понимает ритм жизни спортсмена. Причём, нужно, чтобы спортсмена окормлял один священник. Например, у спортсмена начинается плей-офф, а у нас начинается Великий пост. Мы соблюдаем определенный церковный канон — пост. А спортсмен в это время не может полноценно поститься. И если каждый раз он будет приходить к разным батюшкам и объяснять, что я, мол, спортсмен, у меня режим, я не могу к вам прийти на исповедь в определённое время, не все это могут понять.

Десять лет назад началась эта моя деятельность по приглашению руководства хоккейного клуба СКА. Мы ездим в паломничества, раз в месяц совершаем молебны у мощей Александра Невского. Покровителем спортсменов был выбран именно святой благоверный Великий князь Александр Невский.

 

Почему?

 

Во-первых, он небесный покровитель нашего города Санкт-Петербурга, а, во-вторых, самую знаменитую свою победу князь Александра одержал на льду.

Хотел бы отметить, что спортсмен, как никто, нуждается в духовной поддержке. Разные спортсмены находят утешение в разных делах. Но среди спортсменов достаточно много людей верующих. У них крепкие семьи, дети получают правильное воспитание. Вообще, могу сказать, что окормление спортсменов — большая работа. У каждого из нас есть свои немощи, а, самое главное, спорт связан с тщеславием. С одной стороны, православный человек должен этого остерегаться, но, с другой стороны, в спорте без этого нет побед. Найти эту грань очень часто помогает молитва. В моём священническом опыте были определённые чудеса, которые по молитвам происходили именно в спортивной жизни.

Современные профессиональные спортсмены в большинстве своем люди моего поколения, они воспитывались в интернатах в советское время, где не то что о вере говорить, там вообще некогда было разговаривать. Сейчас ситуация меняется. Во многих командах России есть духовники. Проводятся православные турниры по хоккею. Святейший Патриарх поддерживает русский бренд — хоккей с мячом. На Красной площади проводится шикарный турнир.

Мы со своей стороны пытаемся приобщить к этому детей. Помню, мы проводили турнир в Лодейном Поле. Было собрано восемь детских команд ко Дню народного единства. Это был всероссийский турнир, большинство команд были из разных регионов Северо-Запада. Епископ Тихвинский владыка Мстислав пригласил всех в Александро-Свирский монастырь. Восемь команд детей в возрасте 10-11 лет выстроились в майках у мощей преподобного Александра. Незабываемое зрелище. А потом выяснилось из социальных сетей, что более 90 % этих детей первый раз оказались в храме. После этого родители детей присылали организаторам турнира благодарные отзывы, писали: «Большое спасибо!». Владыка Мстислав тогда подарил самый большой кубок — Кубок надежды — команде, занявшей последнее место. Представьте: победители ждут награждения, все знают, какое у них место. Стоит последняя команда, которая всем всегда проигрывает, потому что — это спорт. И тут выносят от владыки Мстислава кубок, самый большой, самый красивый, на котором написано — Кубок надежды. Представляете, какая у детей была радость!

 

А почему Вы выбрали именно хоккей? Ведь так много других видов спорта...

 

Тут несколько причин. Мои друзья имеют отношение к хоккейной индустрии, и через них я познакомился с этим видом спорта. Но самое главное, мой сын увлёкся хоккеем. Можно сказать, он и привёл меня в хоккей. Сейчас ему 16 лет, и он играет в юношеской команде СКА, поэтому я связан с этим видом спорта не только духовно. Мне приходится интересоваться, хотя, в основном, моя супруга в курсе всех турниров, рейтингов.

Сейчас становится заметно, что духовная жизнь меняется у спортсменов лучшую сторону. У спортсмена практически нет свободного времени. Поэтому очень важно, что ты ему дашь в то свободное время, которое у него будет. Это может быть совсем небольшой момент их жизни. Ведь у спортсмена всё время уходит на сборы, тренировки, турниры, переезды. Если в этот момент спортсмена духовно, умственно обогатить, то будут потрясающие результаты.

Сейчас дети, увы, очень много времени проводят в гаджетах. Многие родители с этим смиряются, стараются не обращать на это внимание. Поэтому важно посоветовать прочитать хорошую книгу, может быть, даже не совсем православную. Тяжело, когда в семье не знают ничего о Церкви, о вере. Надо приступать к просвещению лёгкими стопами. Начинать надо с самых элементарных вопросов, не надо высокого богословия. Наша задача — научить креститься или познакомить с самой элементарной молитвой «Господи помилуй», «Господи помоги». С этого можно начинать. А потом смотришь, дети уже идут, интересуются. Задача в том, чтобы в свободное время дети понемногу узнавали о вере. Потому что сейчас очень сложное, жёсткое время. Сейчас, особенно в спорте, ошибки не прощаются. И всё ускоряется, всё происходит очень быстро. Поэтому очень надо, чтобы человек был сильным — и духовно и физически.

Такая ситуация наблюдается в любом виде спорта. Я ещё курирую боевые искусства. Спортсмены, чемпионы мира приходят ко мне в храм. Они исповедуются и причащаются, когда готовятся к сборам и всегда берут благословение на выезд. Но одно дело, командный вид спорта. Здесь немножко проще — есть два или три лидера, они показывают пример, за ними тянутся. В индивидуальных видах спорта более сложная работа.

В последнее время я наблюдаю большой приток спортсменов в Церковь. Думаю, это связано с тем, что только в Боге они могут найти духовную опору, которая им крайне необходима. Все вроде показано и рассказано, но нужен фундамент. А сильный дух может быть только у человека верующего. По моему опыту, человек побеждает не на льду или на ринге, а в раздевалке.

 

А какая должна быть сегодня мотивация у спортсмена?

 

Жизнь спортсмена — это постоянный труд. И он должен понимать, зачем он столько времени тратит, ради чего. Когда мой сын был маленьким, на занятия спортом мы вставали в 5:45. И это не год и не два, а на протяжении многих лет. Первая тренировка начиналась в 6:45 утра. Поначалу мне это не очень нравилось, ведь мы из церковный семьи и для нас — весьма необычно иметь спортсмена в семье. Но сын никогда не просыпал, у него была цель, он одевал коньки и не снимал. Вот какая в него была мотивация.

Как можно мотивировать ребенка заниматься спортом? Вспомнить, сколько времени тратила мама, когда водила на занятия. И после этого бросать?! Всё можно бросить. Но люди порой переезжают в другой город, некоторые родители бросают свою работу, переезжая в другой город, возят ребенка издалека на машине на тренировки. А он должен трудиться. Мы сегодня от детей не требуем копать огороды, как наши предки. Мы даже не требуем мыть посуду, потому у многих посудомоечные машины, кнопку нажал и всё. Мы не заставляем детей мыть пол, теперь всё делает техника. Остаётся только учиться и заниматься спортом.

Сейчас спорт, по моим наблюдениям, становится всё более интеллектуальным, любой спорт. Если раньше был стереотип: «он спортсмен, что с него взять», то сейчас в спортивных школах, в профессиональных клубах первый допуск к тренировкам — это твои оценки и знания. Это мои наблюдения не по одной команде, а по многим. Спорт, кстати, мотивирует лучше учиться, а не наоборот. Если раньше тренер спрашивал: «Дети, если школа мешает хоккею, что мы выбираем?». Все отвечали: «Хоккей». То теперь маленькие дети скажут «хоккей», а взрослые спортсмены скажут «учебу». Потому что это его переход на следующий уровень, там, где он может быть востребован, где он может быть высокооплачиваемым специалистом. Без диплома ты никому не нужен.

 

А какой должна быть мотивация к победам? Спортсмены сейчас стали получать большие деньги. Мы видим много видим случаев, когда спортсмены ведут себя цинично. Известна история двух футболистов, которые устроили драку и были посажены в тюрьму, а перед этим не раз устраивали пьянки и скандалы.

 

Мотивировать можно по-разному. Я не могу судить взрослых состоявшихся спортсменов, которые имеют большие профессиональные контракты. Когда у тебя в контракте всё четко написано, то это регламентирует твою жизнь. Ты либо так поступаешь, либо этак. Это выбор каждого. Какая у них может быть мотивация? Я не знаю. Каждый сам мотивирует свою жизнь.

Но если человек профессионал, если он крепкий семьянин, он добьётся всего. Детей мотивировать сейчас можно только какими-то кумирами, примерами, участием в турнирах. Сейчас и вне спорта детей ничем не удивишь. Вы и я ждали незамысловатые подарки на Новый год. А сейчас детей мандаринкой не удивишь. Новогодних ёлок у ребенка по несколько штук... В спорте самая сильная мотивация — это родители и тренеры. Им надо заставлять ребёнка, чтобы он преодолевал себя, потому что только тогда будет результат. Где родители и тренер действуют вместе, и если ещё есть духовник-наставник — тогда будет толк, будет результат.

 

Перейдём от спорта к ГИБДД. Какое отношение ваш храм имеет к госавтоинспекции?

 

Напрямую никакого. Однако в 2011 году я был приглашен на одно из памятных мероприятий руководством тогдашнего ГИБДД, они попросили отслужить панихиду по погибшим при исполнении долга сотрудникам. Мы отслужили. Потом руководство по просьбе вдов погибших сотрудников обратилось ко мне с просьбой: «У вас храм находится на месте последнего рубежа обороны, вы имеете отношение к подвигу, хорошо бы, чтобы оегулярно у вас совершалась панихида». И вот, уже более 8 лет мы два раза в год служим здесь панихиды, на которые приходят руководство ГИБДД, вдовы, дети, внуки погибших. Потом обязательно поминальная трапеза, всё проходит по-семейному, тепло общаемся.

 

В-общем, Ваш храм стал ведомственным храмом ГИБДД...

 

Нельзя так сказать. Мы просто окормляем вдов. Монастырь на Карповке имеет к этому больше отношения. Но я часто на службах вижу вдов, которые приезжают с других концов города, в основном, конечно, по праздникам. У нас в храме установлена памятная плита, где записаны имена сотрудников ГИБДД, погибших при исполнении служебного долга. Это те, кто погиб при задержании преступников в перестрелках, либо подставляя свою машину, чтобы остановить преступников. Когда служим панихиду, я прошу Бога, чтобы больше не было имён на плите. Это самое большое моё желание.

 

Я знаю, что у вас в храме есть чтимая Хлебная икона Божией Матери. С чем это связано?

 

История этой иконы очень интересна. Когда-то святой митрополит Филипп был иноком в Соловецком монастыре. Когда он пришёл туда, ему дали послушание печь хлеб. Он пёк хлеб, ему было тяжело это делать — было много иноков и паломников. Работы всё прибавлялась, а руки как были две, так и остались. Как нам сообщает житие митрополита, он пришёл к наместнику монастыря и попросил себе помощника. Однажды из-за печи выпала иконка. Инок Филипп просил физическую помощь, а ему выпала духовная помощь. Эту икону Божией Матери еще называют «Запечная». Потом на Соловках было сделано несколько точных копий-списков с неё.

Когда наступили годы лихолетья, в 1930-е годы все иконы пропали. Нам известен случай, когда в Ленинграде во время блокады женщина, жившая на Большой Морской улице около Исаакиевского собора, вышла из квартиры в полном отчаянии. Трое её детей отказывались есть варёные обои, а другой еды не было. Начался артобстрел, ударной волной ее бросило в сугроб. Она потеряла сознание, а когда очнулась, то увидела в сугробе иконку. Сама женщина была далека от Церкви и от веры, но на тот момент она забрала иконку и прижала к груди. Как только она ее прижала её к груди, подбежал солдат и дал ей мешочек овса. Этот мешочек овса сохранил жизнь всех её детей. Когда эта женщина умирала, то завещала детям отдать эту икону — а это как раз и была Хлебная икона — в наш храм. У нас тогда только начиналось строительство. С тех пор мы по субботам после ранней литургии читаем акафист Хлебной иконе, освящаем хлеб и раздаём людям.

 

Получается, что это блокадная икона.

 

Да. Я знаю точно, что было сделано несколько копий. Одна из них находится в Америке. Мне за определённое финансовое вознаграждение предлагали вернуть ту икону. Но у нас есть наша икона.

 

Это копия с той иконы, которую нашла женщина?

 

Нет. Это копия с той Хлебной иконы, которая была у митрополита Филиппа. С нее было сделано несколько списков. Та икона, которая находится в нашем храме, это список. Было сделано 3-4 списка. Сама Хлебная икона пропала, и никто не знает, где она.

 

А совсем недавно у вас появилась еще одна уникальная Богородичная икона, которая совсем недавно была обретена. Расскажите об этом.

Да, это икона Божией Матери «Царица цариц» из Иерусалимской Церкви. На иконе изображена Божия Матерь, восседающая на троне, а одесную и ошуюю предстоят Равноапостольные император Константин и императрица Елены. Я был в Иерусалиме с паломнической группой. Когда я увидел эту икону, она меня поразила своей яркостью и торжественностью. Поразила не только меня. Все паломники, с которыми мы приехали, не сговариваясь, сказали: мы приедем и закажем копию этой иконы. Настолько Божья Матерь заставила всех мгновенно полюбить этот Свой образ. В храме Рождества Божией Матери в Иерусалиме, недалеко от храма Гроба Господня привратница нам рассказала, что от этой иконы уже было много чудес.

У нас в группе была женщина, которой поставили смертельный диагноз. В сентябре ей сказали, что она проживет 3 месяца. А я просил прощения у неё в Прощеное воскресенье. Она в здравии, посещает богослужения. Эта женщина сказала мне по секрету, что когда она была в Иерусалиме у этого образа Божией Матери, то она попросила немножечко пожить и очень крепко молилась. Вот такая история.

 

Я слышал, что эту икону в Иерусалиме именно русские увидели, обрели?

 

Она была прославлена Иерусалимской Церковью, но почитают ее русские. У нас всё так! У нас много византийских святынь и праздников, которые мы почитаем в большей степени, чем греки. Сейчас мы хотим сделать киот для иконы и составить акафист.

 

На русском языке еще нет акафиста?

 

Акафиста нет ни на русском, ни на греческом языках. Мы надеемся, на общий акафист Божией Матери, который будет удобоприменимым, который все будут понимать и петь. Божия Матерь даёт нам икону, даёт Свой образ. И уже дело рук человеческих, насколько мы можем сохранить и придать святость этому образу. Божия Матерь явилась именно русским паломникам в Иерусалиме, наши соотечественники обрели икону в сложный для нашей Церкви момент в 2016 году. Это некая поддержка для всех нас.

 

Да. Совсем недавно по инициативе именно Патриарха Иерусалимского Феофила прошёл Собор в Аммане. Иерусалим в этих сложных условиях межцерковного раскола стал местом сборки и инициатором противостояния разделению.

 

Сейчас такое время, когда легко разделиться, но тяжело собираться. Но единство Церкви нам всем нужно беречь. Мы видим трагический пример религиозно расколотой Украины. Думаю, задача каждого христианина, какую бы должность он не занимал, хранить единство веры предков. Всё начинается с малого — человек меняет фамилию, отчество, а потом веру. Думает всё можно вернуть обратно, а оказывается, что не всё так просто. У меня есть такой пример — человек бегал туда-сюда...

Нам есть, чем гордиться — прекрасной гимнографией, иконописью, зодчеством. Мы должны это хранить и преумножать. И детей воспитывать, передавать им наше духовное и культурное богатство. Кстати, дети у нас прекрасные. Мы говорили о спортсменах, и я сейчас вспомнил одну историю. Сейчас на многих турнирах, увы, организаторы, ссылаясь на травмоопасность, требуют от спортсмена снять крестик. И вот на международном турнире по хоккею в Латвии принимала участие наша детская команда, девятилетние дети. Девятилетний капитан нашей детской команды вышел на лёд с крестиком. У детей есть такая манера — крестики должны быть видны, дети так подражают взрослым. Судья ему говорит: «Снимай крест». Мальчик отказался, а ведь его могли дисквалифицировать. Но тут вся команда встала за капитана, девятилетние дети сказали, если его выгонят, то уйдёт вся команда. И организаторы побоялись шума, команду оставили. Эти дети перед турниром приезжали к нам в храм на молебен, брали благословение. Поэтому наши труды не напрасны! Дети нас учат ничего бояться! Не надо бояться!

 

Насколько я знаю, у Вас при храме ведётся и большая социальная работа.

 

Да, у нас два сестричества на приходе. У нас есть склад одежды. Это 220 квадратных метров хорошего чистого помещения, которое нам дал в безвозмездное пользование город. Каждый день как минимум 30 человек приходит сюда за одеждой. Сестры её раздают, а перед тем сортируют, стирают, гладят. Всё, что невозможно восстановить — утилизируется, всё что возможно — подшивается. Часть одежды забирают дома престарелых, монастыри для трудников. Ведётся колоссальная работа, в месяц проходит около 1000 человек. Каждый день там дежурят минимум две сестры. Кроме того сестры занимаются помощью в храме: подвозят бабушек, раздают запивку, помогают пожилым.

Наш храм также оказывает помощь девочкам, которые родили в раннем возрасте. Священник нашего храма окормляет роддом № 10. Это один из лучших роддомов в городе, который как раз занимается малолетними роженицами. Там есть домовой храм, есть прекрасные руководители, которые не только пытаются помогать молодым роженицам физически, но и понимают значение духовной помощи. Когда ещё по сути ребёнок рождает ребёнка — это очень сложная ситуация. Нужна серьезная духовная работа, и мы очень рады, что в роддоме есть батюшка, который там оказывает помощь.

У нас при храме есть опыт организации работы православных доула. Наши доула — это православные женщины с медицинским образованием, которые помогают беременным, сопровождают женщин до родов по договоренности с роддомом. Кстати, даже мусульманки, когда рожают, просят, чтобы у них была православная доула.

А ещё у нас при храме два хора детский и взрослый любительский. У нас ведь по воскресным дням и по праздникам одновременно служится литургия в двух храмах на среднем и нижнем уровнях...

 

Конечно, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. Но всё-таки когда Вы предполагаете завершить строительство собора?

 

Даст Бог, первую литургию, приуроченную к 75-летию Победы, мы отслужим на Преображение Господне в этом году. Постараемся всё сделать для этого. В Преображенском храме на Преображение будет служиться литургия. Если Господь благословит, каким бы ни были условия, мы всё равно отслужим ее.

 

Дай Бог, чтобы все Ваши планы осуществились, чтобы удалось завершить труды по строительству, и в праздник Преображения в год 75-летия Победы на передовом рубеже защиты Ленинграда была совершена торжественная литургия в возрождённом Преображенском соборе.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Хорошая статья.

Отличное интервью!

bryzgalov-kv / 06.08.2020
Анатолий Степанов:
Раскол в «Двуглавом Орле»
Леонид Решетников увёл своих сторонников в организацию «Наследие Империи»
20.10.2020
Реабилитация идеологии
Часть первая. О понятии, методологии, типологии
15.10.2020
Почему власть не слышит патриотов?
Размышления по поводу одной публикации РИА «Катюша»
13.10.2020
Зачем Сербии гендерное равенство?
О новых инициативах сербского президента Александра Вучича
12.10.2020
Все статьи автора
Николай Денисенко:
Не надо бояться!
Беседа с настоятелем Преображенского собора в Лигово
12.08.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Раскол в «Двуглавом Орле»
Новый комментарий от рБ.Дмитрий
2020-10-21 04:59
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Олег В.
2020-10-21 04:10
«Оптимизировать» армию вслед за медициной?
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-21 03:12
«Я вижу отсутствие у власти креативной стратегии»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-10-21 02:56
Татарские националисты – не татарофобы ли?
Новый комментарий от электрик
2020-10-20 20:37
Скончался Владимир Николаевич Осипов
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-20 20:13