Проповедь, произнесенная 26 июля в Воскресенском храме Киева на тему праздника, посвященного Шести Вселенским Соборам.
Дорогие, братья и сестры!
Сегодня мы будем слушать проповедь не на евангельскую тему, или апостольские послания, а проведем небольшой исторический экскурс, связанный с проведением Соборов, закреплявших важнейшие вероучительные принципы церковной жизни в области Ее духовного окормления.
Первый Апостольский собор и его решения мы обнаруживаем уже на страницах Нового Завета, в книге Деяний апостолов (15:2-6), когда верными решалось, как принимать язычников в Церковь. Соборное решение – это истина в последней инстанции: «Аще если кто верует так то и так, да будет анафема. Аще кто не верует так то и так, да будет анафема».
Догматы очерчивают область Тайны, область Божественного и показывают, где начинаются заблуждения, и как зарождается ересь. Догматы – это берега для христианской мысли, указатель на дороге. Представьте размытые или отсутствующие на полноводной реке берега. Затоплены все селения, пастбища, луга – но все равно это уже не река, а мелкое заболоченное пространство, которое потом загнивает и превращается в гигантское зловонное болото.
Догматы - это формулы, которыми вера старалась защитить себя от лжеистолкований. А история всех ересей – это повествование о том, как непреодоленные стереотипы языческого мировидения пытались навязать себя миру новозаветному.
Почему же праздник только Шести Вселенских Соборов, спросите вы? Их же было Семь. Эпоха Шести Вселенских Соборов, длившаяся более 300 лет, была временем христологических споров о Святой Троице, о природе Иисуса Христа, где святителями Церкви были сформулированы догматы вероучения точно, четко и окончательно. Седьмой Вселенский Собор этих вопросов уже не касался.
Первый Вселенский Собор проходил в 325г. и осудил ересь Ария. Утвердил, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный От Бога-Отца прежде всех веков. Он вечен как и Бог-Отец; рожден, а не сотворен, единосущен Богу-Отцу. Арий же утверждал, что Сын Божий не равен Богу-Отцу, Он тварная личность, ибо имел начало Своих дней через сотворение Богом-Отцом.
Второй Вселенский Собор прошел в 381г. в Константинополе. Созван был против лжеучения епископа Македония, который отвергал Божество Духа Святого, утверждая, что Он не есть Бог как третья Ипостась Святой Троицы. Называл Духа Святого тварным и служебной силой, подобной ангелам Божьим. К Никейскому Символу веры на этом Соборе было добавлено сочетание: «И в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима глаголющего пророки». Бог-Отец – источник божественной природы; Бог-Сын рожден от Отца, а Дух Святой изводится от Бога-Отца по молитвам Сына. Но все три Ипостаси равносущны и равноценны. Бог един по существу, но Троичен в Лицах. Македоний же учил, что Дух Святой – это творение Бога-Сына и не имеет равную славу, честь и достоинство с Отцом.
Третий Вселенский Собор состоялся в 431г. в Эфесе против ереси Нестория, который учил, что Дева Мария родила просто человека Христа, поэтому нельзя именовать Ее Богородицей, но «Христородицей». Позже Божество соединилось с человеком Христом нравственно и обитало во Христе как в храме, а поэтому Христос «богоносец», а не Богочеловек. III-й Собор же утвердил, что Христос совершенный Бог и совершенный Человек. Также было принято постановление о том, что недопустимо делать какие-либо добавления В Никео-Цареградском Символе и вносить в него изменения.
Четвертый Вселенский проходил в 451г. в Халкидоне и своими решениями разрушал лжеучение архимандрита Евтихия, который отвергал человеческую природу в Иисусе Христе, где якобы Божество полностью поглотило человеческую природу Спасителя. Эта ересь именуется монофизитством. Но если, как учил Евтихий, во Христе нет полноты человеческой природы, то как тогда мы уврачуемся? Именно на это указывал святитель Василий Великий и свт.Григорий Богослов: «Что не воспринято, то и не уврачевано».
Получается так, что если вместо духа человеческого во Христе одно Божество, Он тогда не может быть таким, как мы, следовательно, не может быть для нас и примером. Он не воспринял нашу природу, падшую и исковерканную грехом. Таким образом, учение монофизитов не только подрывало суть нашего спасения, но это было ниспровержением самой Христианской Церкви. В монофизитстве была еще одна ересь Апполинария, которая утверждала, что Иисус только внешне человек, который «прошел через Богородицу как трубу», поэтому Божественная природа опять же поглотила Его человечество.
Собор осудил ересь Евтихия и Диаспора (оба учили одинаково). Постановил: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он вечно рождается от Бога-Отца, а по человечеству Он родился от Девы, став подобен нам во всем, кроме греха. Орос этого Собора гласил, что соединение двух природ во Христе осуществилось «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Но как происходит это соединение – непостижимо для человеческого ума, ибо это великая тайна.
Пятый Вселенский Собор по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, проходил в Константинополе в 553г. Предмет спора был следующий: в сочинениях трех ученых монахов сирийской Церкви (Феодора Мопсуетского, Феодора Кирского и Ивы Эдесского) обнаружились несторианские заблуждения, но на Четвертом Вселенском о них не упоминали. Несториане в споре с монофизитами усердно ссылались на эти сочинения. Тогда монофизиты отвергли авторитет самого Четвертого Собора и обвинили всю Православную Церковь в уклонении в несторианство.
Собор своим решением осудил все три сочинения, самого Феодора Мопсуетского (двое других принесли покаяние), а также повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
Шестой Вселенский Собор проходил в 680г. в Константинополе. Его решения были направлены против монофизитской ереси, которая все еще беспокоила Восток. Монофизиты, хотя и признавали во Христе два естества – Божественное и Человеческое, но одновременно только одну Божественную волю. Сам император понуждал православных принять такое мнение – одну волю при двух естествах во Христе. Но Патриарх Иерусалимский Софроний и ученый монах максим Исповедник были тверды в православном исповедании этого догмата (за что последнему вырезали язык и отрубили руку).
Собор осудил эту ересь и определил признать во Христе два естества – Божественное и Человеческое, а также две воли, где человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его Божественной воле.
Дорогие, братья и сестры!
Таким образом, догмат – это выражение веры христианской Церкви, обращенное внутрь Ее самой. Догматы, можно сказать, это плод встречи разума и веры. Христианский мыслитель С.Л.Франк писал: «Разница между Православием и ересью, между истиной и заблуждением не есть разница истины и лжи, но разница между путем, который ведет в гавань и путем, который обречен на крушение».
Проф. Чернышев В.М.