Фото: Крестный ход в Елеонской обители. Конец XIX-го века. Автор фотоснимка о. Тимон (?). Фото из архива Холодюка А.Г.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш...
(Из тропаря, глас 4-й)
На редкой фотографии, напоминающей кадры движущейся черно-белой киноленты, застыли два мгновения Вознесенского торжественного крестного хода в женской обители на горе Елеон. Это был праздничный день, собравший на богослужение и благоговейное шествие вокруг Спасо-Вознесенского храма многочисленных паломников из императорской России, а также русских жителей Иерусалима. Автор уникальной исторической фотографии находился на южной стороне храма. Крестный ход идёт под предводительством святых, чьи иконы несут впереди. В руках верующих иконы, кресты, хоругви и другие христианские святыни. Уста монашествующих и паломников неслышно творят общую молитву с прошениями к Богу. Верующие прославляют Господа, испрашивают у Него милости и благодатной поддержки. На лицах участников крестного хода выражена готовность следовать по стопам Христа.
Кому-то из наших современников этот елеонский крестный ход напоминает скорбное шествие первых учеников Христа, сопровождавших Его на Голгофу. У других праздничное шествие вокруг храма ассоциируется с шествием жен-мироносиц ко Гробу Спасителя или с восхождением народа на Масличную гору к месту Вознесения Спасителя.
Обратимся к трудам профессора А. А. Дмитриевского, рассказавшего о церковных торжествах в начале ХХ века на Елеоне в день Праздника Вознесения Господня:
"<...> В 8 ч. утра, с окончанием греческого богослужения на месте вознесения, начинается мощный благовест к литургии на колокольне русского Елеонского храма во имя Спаса, наполняющий своими приятными звуками всю окрестность. Богомольцы от «стопочки» направляются в женскую Елеонскую общину к поздней литургии, которую благолепно, с прекрасным пением инокинь, совершает начальник Духовной Миссии о. архимандрит, в сослужении собора священнослужителей. Литургия обычно предваряется водосвятным молебным, а заключается около 12 ч. дня торжественным крестным ходом, с осенением молящихся крестом на всех четырех сторонах храма и окроплением их св. водою. Почетным гостям и богомольцам радушный хозяин о. архимандрит вместе с сестрами общины предлагают хлеб и соль в монастырской столовой, простых же паломников угощают сестры общины в монастырских странноприимных гостиницах.
<...> Интересующимся жизнию и бытом русской общины на Елеоне много поучительного дают обширные хозяйственные постройки ея: мастерския, странноприимницы, обширные масличные сады и т. п. Здесь всюду видны заботливые и опытные руки хозяина этой общины о. арх. Леонида, начальника нашей Миссии, и его ближайшей сотрудницы, старшей сестры Евпраксии.
<...> После праздничной вечерни в русском Елеонском храме, паломники и горожане, довольные пережитыми разнообразными впечатлениями прошлой ночи и так приятно законченного святого дня, возвращаются в город или же на русские постройки..." [1].
Однако возратимся еще раз к Вознесенскому крестному ходу на Елеоне, два мгновения которого зафиксированы на старом снимке фотоаппаратом отца Тимона (?). Если дать волю воображению, то можно услышать торжественный звон, раздающийся с высоты елеонской колокольни. Он выражает торжество Креста Господня и Вознесения Спасителя. Священнослужители осеняют крестом на горе Елеон все стороны света, окропляют святой водой многочисленных участников праздничного шествия, лобызающих иконы и вдыхающих фимиам и медовый запах горящих свечей.
Во все времена "благодать и красота монашеской службы, наполненной особым молитвенным духом, боговдохновенное пение елеонских сестер и крестный ход под колокольный трезвон вокруг украшенного цветочными гирляндами храма – все это оставляло неизгладимое впечатление у многочисленных гостей Елеонской обители" [2].
Два мгновения Вознесенского крестного хода, зафиксированные на старой фотографии, воскрешают в нашем воображении торжественное шествие, проходящен на горе Елеон по замкнутому кругу. В его центре возвышается величественный Спасо-Вознесенский собор, напоминающий православным людям о Божественных вечности и бесконечности бытия.
...Представленная в статье фотография была наклеена в альбоме, принадлежащем известной елеонской монахине, ныне покойной старшей сестры (наставницы) Феоктисты (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся в Горненском и Елеонском монастырях на Святой Земле. Копии такой же фотографии когда-то хранились в келиях многих елеонских монахинь.
Примечания:
[1]. Дмитриевский Алексей Афанасьевич (11 (23) марта 1856 — 10 августа 1929) — русский византинист, историк Церкви; профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. В 1889, 1891, 1893 и 1898 годах он вновь посетил Иерусалим.
[2]. См.: Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления). – Ч. 2. (Электронный вариант книги).
[3]. Холодюк А.Г. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018. – 204 с.: ил.