«Верою разумеваем…»
Апостол Павел
Россия и россиеведение
Против России в настоящее время ведётся гибридная (гуманитарная, идеологическая, информационно-цифровая, кибернетическая, этническая, биологическая, экономическая) война. Наблюдается тенденция уничтожения России посредством исторической неправды и т.н. постправды.
Слова Н.В. Гоголя «велико незнанье России посреди России» по-прежнему весьма актуальны особенно в настоящее время, т.к. это «незнанье» характерно для большинства граждан РФ, в том числе и учёных. Вместе с «незнаньем» имеет место и нелюбовь к России множества соотечественников и несоотечественников, которая доходит до русофобии и даже «христианофобии» [9, 302], поскольку «Россия остается христианской» [9, 26] православной страной по-прежнему в контексте вероисповедного самопозиционирования большинства граждан РФ.
В настоящее время Россия имеет и другое наименование - Российская Федерация, хотя согласно Конституции 1993 г. «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» [2, 4]. На сакральном, мистическом, теологическом уровнях Россия – удел Пресвятой Богородицы, подножие Престола Божиего, Новый Иерусалим, Третий Рим. Из этого определения как раз и начинается возможность метафизического познания России, которая была понятна, например, Императрице Екатерине II, которая сравнивала Россию с «Вселенной», и нашему ученому-энциклопедисту М.В. Ломоносову, который Россию позиционировал как «Небо». Поэт Р.М. Рильке писал, что все страны граничат друг с другом, а Россия – с Небом. В Гимне Российской Империи (с 1833 г. до 1917 г.) звучали слов: «Боже, Царя храни!». Даже в Гимне РФ поётся: «Одна ты на свете! Одна ты такая - хранимая Богом родная земля!». Это вполне соответствует сентенции Святого Апостола Павла, «верою разумеваем».
Для понимания России другой отечественный ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев начал разработку глобального проекта россиеведение с «ключом Давидова» [5], т.е. Божественного института Помазанничества (библейского понятия из Апокалипсиса). Именно России необходима наука россиеведение, эссенциально раскрывающая ее глубинную сущность. Однако «ключ Давидов» оказался утраченным в силу мировоззренческой апостасии (отступничества), переформатирования сознания большинства российского народа в период революционного цивилизационного слома 1917 г. и убийства Царя. Несмотря на появившиеся постреволюционные труды по россиеведению [7], по-прежнему без ключа Давидова, как говорится у Ф.И. Тютчева, «умом Россию не понять».
Согласно проекта россиевидения главы уникальной, единственной в мире отечественной школы философии хозяйства Ю.М. Осипова, Россия должна быть представлена и как идеология и как трансисторическая идея.
Идеология и трансисторическая идея
«Идеи и идеологии имеют значение, а институты в решающей степени определяют, насколько велико это значение. Идеи и идеологии формируют субъективные ментальные конструкции, с помощью которых индивиды интерпретируют окружающий мир и делают выбор», – писал Д. Норт в своей знаменитой работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» [3, 143]. Имеется множество определений термина идеология. Из них нами предпочитается то, что согласно Толкового словаря живого великорусского языка академика В.И. Даля идеология трактуется как «мыслесловiе, часть метафизики или психологiи, разсуждающая о мышленiи мысли» [1, 10], т.е. она (идеология) означает «мыслить мысль». В.И. Даль идеалом идеологии считал следующее: «мысленный образецъ совершенства чего-либо, …; первообразъ, прообразъ, началообразъ; …; образецъ-мечта» [1, 10]. Само слово идея по Далю означает «умопонятiе», мысль, «замыселъ» и др. Продолжая уточнять понятие идеологии в контексте В.И. Даля и современности, следует её позиционировать как совокупность взаимосвязанных идей, которые, во-первых, базируются на главных обобщающих положениях реального мира (не фейковых); во-вторых, представляют собой результат рецепирования субъекта (-ов); в-третьих, являются теми «зернами», из которых произрастают новые знания-размышления.
Как у С.Н. Булгакова в его знаменитом труде «Философия хозяйства» есть им введённые в научный оборот категории «экономики жизни» и «экономики смерти», так и идеологию следует разделять как на идеологию жизни, т.е. движения к качественному развитию человека и человечества со своим целеполаганием, социо-культурно-хозяйственного организма, так и на идеологию смерти.
Известно, что история без идеологии не существует. Религиозная (православно-христианская) идеология как идеология жизни была унаследована Россией от Византии вместе с принятием христианской государственности Древней Русью в 988 г. С тех пор теократический социум Руси-России (Великокняжеской Руси, Московского Царства, а с 1721 г. по 1917 г. Российской Империи) стал исполнителем воли Божией, носителем государственной православно-христианской религии=идеологии и преуспел в этом, явив миру великое множество святых людей. Положения о государственной идеологии фиксировались в следующих документах:
1) «Русской Правде» Великого Князя Ярослава Мудрого и «Правде Ярославовичей» трех его сыновей: Князей Изяслава, Всеволода, Святослава, входивших в т.н. триумвират Ярославовичей (XI-XII вв.);
2) Соборном Уложении 1649 г.;
3) Полном собрании законов Российской империи в 33 томах.
Действительно, с 988 г. по 1917 г. православно-христианская идеология в Государстве Российском выступала как государственная.
Согласно Конституции РФ 1993 г. в России государственная идеология отсутствует, т.к. не может устанавливаться. Нет и государственной или обязательной религии, т.к. она также не может устанавливаться. В статье 13 Конституции Российской Федерации 1993 г. зафиксированы следующие положения об идеологии государства РФ: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [2, 7]. Статья 14 (пункт 1) гласит: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [2, 7]. Однако когда государство не имеет государственную идеологию, целостную единую для всех стратегию развития страны вместе с ее народонаселением с его верою и менталитетом; народом, являющимся главным богатством страны по определению двух отечественных ученых-энциклопедистов – М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, то оно не может иметь будущего.
Россия как трансисторическая идея. Исследуя Кубу (коабану) в контексте трансисторической идеи, автор статьи пришла к выводу, что «импортированное на коабану католичество с его концептом социального служения трансформировало Кубу в трансисторическую идею социальной (не божественной – доп. Т.Ю.) справедливости, которая воплотилась в своеобразной кубинской идеологии» [10, 36]. «Такая постановка цели – (строительство социализма ради реализации справедливого распределения земных благ) показывает тупиковость кубинской социо-культурно-экономической модели при нерешённости хозяйственных проблем» [10, 36]. Россия же как трансисторическая идея в отличие от Кубы – это идея Божественной Справедливости и Правды.
В сокровищнице отечественной экономической=домостроительной мысли и науки находятся труды И.С. Пересветова, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, Д.И. Менделеева, В.А. Кокорева о правде, истине и справедливости, поскольку Русь-Россия формировалась как Царство Правды, Империя Богочеловека, а точнее – Священная Российская Империя. По поводу правды как справедливости и истины И.Т. Посошкова написано подробно в «Новом Домострое…» [11, 221-223].
Отсутствие идеологии у государства указывает на его безцельность.
Россия как идеология и трансисторическая идея: телеология
В классическом понимании, с точки зрения вышеприведенного определения, идеология является синонимом телеологии (учения о целесообразности, целеполагании) как онтологического учения, объясняющего эволюцию в мире посредством причин=целей. На самом деле, идеология – это и жизнь и движение: без движения к цели происходит остановка в качественном развитии государственного организма, запрет на движение вызывает смерть. Идеология=телеология вариативна. Она бывает религиозной или вне (без)религиозной (атеистической). В дореволюционной России имела место традиционная культурно-историческая религиозная идеология, когда ее идеологом является Творец.
Россия в вышеназванном контексте может быть позиционирована в качестве триединства традиционных духовно-нравственных ценностей, сформулированного тестаментарно (письменно) триумвиратом: А.С. Шишковым, С.С. Уваровым, К.П. Победоносцевым. Вот три модальных примера варианта триединства идеологий, сформулированных этими тремя выдающимися государственными деятелями:
- триединство А.С. Шишкова (1754-1841), адмирала, Министра Народного Просвещения, Президента Российской Академии Наук: Вера, Царь, Отечество [8];
- триединство графа С.С. Уварова (1786-1855), Министра Народного Просвещения: Православие, Самодержавие, Народность;
- триединство К.П. Победоносцева (1827-1907), Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода: Церковь, Царь, Царство [6].
Представив три триады=триединства Шишкова, Уварова, Победоносцева в информационно-идеологической матрице, получим следующий результат:
- по первой вертикали: Вера, Православие, Церковь;
- по второй вертикали: Царь, Самодержавие, Царь;
-по третьей вертикали: Отечество, Народность, Царство.
Затем синтезируя полученные по вертикали новые триединства, получим
- Православная Вера церкви;
- Царское самодержавие;
- Отечество царского народа.
Таким образом, в собирательной форме российская традиционная идеология предстает в таком виде: Отечество царского имперского народа, а необходимым связующим элементом между ним и Православной Верой Церкви является Самодержавный Царь, т.е. Царское Самодержавие как институт. В лаконичном изложении дореволюционная идеология России звучала как Бог, Царь, Россия.
В послереволюционной России в результате цивилизационной ломки 1917 г. была провозглашена безрелигиозная, атеистическая идеология, ее идеологами были известная троица: Маркс, Энгельс, Ленин. В качестве идеологической цели провозглашен коммунизм.
Обе вышеприведенные идеологии являются институциональными идеологиями, под которыми подразумеваются «устоявшиеся и принимаемые социальным большинством идеологии» [9, 12], не являющиеся «доктринально завершёнными», способствующие передаче ценностей как основы менталитета от поколения к поколению.
В настоящее время имеет место плюрализм идеологий на индивидуальном и корпоративном уровнях, можно говорить и о замусоренности идеологического пространства России.
В конце ХХ в. в России утверждается либеральная идеология, которая не является институциональной, не принимается социальным большинством, в результате которого «происходит легализация греха» [13]. О либеральной идее Президент РФ в интервью газете The Financial Times сказал, что она «изжила себя окончательно», «либерализм умер» [12]. Причина этого заключается в том, что «мир библейских ценностей несовместим с либеральной тиранией – легализацией грехов» [13]. А.В. Щипков в своей монографии «Вопросы идеологии» совершенно правильно констатирует факт, что «либеральная система ценностей все больше расходится не только с нравственными нормами, но и с объективной реальностью» [9, 301].
По данным исследования ВЦИОМ по случаю празднования в России Дня Народного Единства в 2019 г. респонденты отвечали, что «народного единства нет, …, “каждый сам за себя” (30%), “народ живет в нищете” (21%) и “нет единой цели, идеи, патриотизма, сплоченности” (10%)» [14].
История качественного развития Государства Российского вместе с его народом, социо-культурно-экономическим ростом страны и домостроительством спасения связана с Верой Христовой православной. Ректор Московской духовной академии, архиепископ Феодор Поздеевский констатировал, что «всегда в судьбах нашего Отечества нераздельно жили и шли вместе и Вера Христова православная и внешний рост и устроение государства. Вера Христова, как душа в теле, поддерживала и укрепляла тело целого Государства Российского» [13]. Он писал: «И возлюбил народ Русский Веру Христову и ревниво оберегал её даже до неизменности в букве; возлюбил он и Правду Божию более правды мирской и искал её в своих Правителях и Князьях; желал народ, чтобы и во всей жизни русской сияла Правда Божия и Вера Христова и смиренно нёс он труд и повинности на благо государства и не искал себе никаких других прав, кроме права хранить свою Веру, да любить своего Государя, как поставленного Богом блюсти на земле Правду Божию и Закон» [13]. Этими словами он подтвердил верность слов Апостола Павла «верою разумеваем», Россию можно понять верой. И вслед за Апокалипсисом ключом Давидовым открыл познание России через Богопомазанничество Царя – Государя. Россию можно понять=разуметь верою.
Качественное социо-культурно-экономическое развитие России возможно в контексте правой веры, идеологии и Государя как «поставленного Богом блюсти на земле правду Божию и закон» [13], который является Помазанником Божиим.
Россия как идеология и трансисторическая идея: метафизика
На сакральном, мистическом, теологическом уровнях Россия – удел Пресвятой Богородицы, подножие Престола Божиего, Новый Иерусалим, Третий Рим, а также Покров Божией Матери. Отсюда как раз и начинается аподиктичное (достоверное) метафизическое познание Руси-России.
Автор статьи уточняет понятие метафизика: «Само понятие метафизика, происходящее от греческих слов τὰμετὰτὰφυσικά, означающих "то, что после физики", стало названием раздела современной философии, предметом которого является исследование "начала начал", т.е. первоначальной природы мира, основы бытия. Современное широко употребляемое ныне в философии хозяйства слово метафизический выступает синонимом слов идеальный, сверхчувственный, ноуменальный, т.е. лежащий вне пределов феноменального» [10, 33].
Одно из названий России – Третий Рим. С точки зрения телеологии и метафизики можно представить новый предикатный (качественный) аспект России = Третьего Рима как идеологии и трансисторической идеи. Само понятие Рим означает, что он противостоит миру, во зле лежащему. Недаром Апостол Павел писал, что «мир лежит во зле». Рим – это духовная сфера, в которой люди выполняют волю Божию, противостоят миру. Миссией Первого Рима было собирание народов и создание Римского права. Миссией Второго Рима – Константинополя и в целом Ромейской Империи Константинопольского периода стало духовное просветительство – «оглашение» прежде всего благодаря трудам трех Святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Миссией России=Третьего Рима является становление Священной Российской Империи как завершающей стадии духовной эволюции человечества прежде того, как оно вступит в иное качество бытия.
На этом уровне познания России россиеведение трансформируется уже в россиесофию [4, 46-47]. Целостный концепт россиесофии Ю.М. Осипова находится в стадии разработки.
Россия как идеология и трансисторическая идея: новый философско-хозяйственный концепт
Новая концепция России, за которую ратует Ю.М. Осипов и его философско-хозяйственная школа, проводя ежегодные декабрьские международные конференции по России, – это россиесофия [4, 46-47].
Однако в теоретико-экономических арсеналах есть хорошо забытая и поэтому неосознанная старая, точнее истинная философско-хозяйственная концепция домостроя и домостроительства, начала которой заложены автором данной статьи в ее труде «Новый Домострой» [11]. Есть возможность не только верою, но и концептом домостроительства разумевать Россию.
Выводы:
- В результате исследования «России и идеологии» автором были уточнены определения России, идеи, идеологии, телеологии, метафизики.
- Россия как дореволюционная институциональная идеология позиционируется как православно-имперская.
- Возможностью и способом познания России является «ключ Давидов», который «отворяет» понимание ее через институт помазанничества.
- Россия как трансисторическая идея – это идея Божественной Справедливости и Правды.
Тамара Николаевна Юдина, доктор экономических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова», академик Академии философии хозяйства
Литература
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2: И-О/ Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М.: ТЕРРА, 2000. 1024 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 2001. 48 с.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
- Осипов Ю.М. Новый мировоззренческий прорыв – новая когнитивная революция// Россия: вибрирующие горизонты: монография по итогам Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. Ю.М. Осипова и др. М.; Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С.38-49.
- Откровение, 3:7 // URL: https://www.imbf.org/propovedi-tekst/2011/filadelphia.htm (дата обращения: 05.10.2019).
- Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: АНО «Развитие духовности, культуры и нации, 2004. 768 с.
- Россиеведение: Отечественные исследователи: Справочник/ РАН. ИНИОН. Центр россиеведения; Отв. ред. Глебова И.И.; Сост. Пальников М.С., Плющев В.И., Хмелевская О.В. М., 2014. 322 с. URL: http://inion.ru/site/assets/files/2614/rossievedenie_spravochnik_2013_text.pdf (дата обращения: 25.10.2019).
- Шишков А.С. Разсужденіе о любви къ Отечеству. («Чтеніе въ Бесѣдѣ любителей Русскаго слова». Книжка пятая. СПб., 1812. С. 3-54. // URL: http://lib.russportal.ru/index.php?id=authors.shishkov.shishkov1812_05_0001 (дата обращения: 01.11.2019).
- Щипков А.В. Вопросы идеологии: Монография/ А.В. Щипков. М.: Абрис, 2018. 317 [3] с.
- Юдина Т.Н. Современная Куба в контексте геоэкономики, геополитики, геоидеологии и трансгрессии (метафизика коабаны) // Теоретическая экономика, издательство Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный технический университет" (Ярославль). 2019, № 8 (56). С.31-39.
- Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. Монография. - М.: ТЕИС, 2015. - 448 с.
- URL: http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/11/zarozhdenie_liberalnoi_tiranii (дата обращения: 11.10.2019.
- URL: http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/02/dom_stroyawiisya_na_peske (дата обращения: 04.11.2019).
- URL: https://www.gazeta.ru/comments/2019/06/28_e_12459667.shtml (дата обращения: 04.11.2019).
Статья Юдиной Т.Н. «Россия как идеология и трансисторическая идея в контексте телеологии, метафизики и философско-хозяйственного концепта» опубликована в коллективной монографии – электронной книге "Россия и идеология (опыт философско-хозяйственного концептуализма)". - М.: Экономический факультет МГУ, 2020.С.132-139, - находится на сайте экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Прямая ссылка на книгу: URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=66131&p=attachment.
1. Мало.