Мировые силы зла сегодня, прикрываясь гуманизмом и якобы заботясь о человеке, ведут целенаправленное и последовательное наступление на Православие и на христианскую цивилизацию в целом…
Начнем с того, что гуманизм, по сути, не имеет подлинного содержания. Гуманистическая система закладывает основы неизбежной порочности человека и общества, поскольку критерий истины здесь переносится из сакральной сферы в область человеческого своеволия. А, следовательно, никакого единства быть при господстве таковой системы не может. Требуя от христиан полного единомыслия в своей среде, Священное Писание столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к людям, искажающим правильное учение Церкви, к лжеучителям и еретикам, согласно Послания ап.Павла к Титу 3:10: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся».
Сегодня лгут на истину Божию гуманисты, экуменисты, всякие другие «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: правду с ложью, свет со тьмою, Христа с велиаром, верного с неверным…
И не только древние и современные тайные общества, ереси первых веков, современные тоталитарные секты, оккультные сообщества, околоцерковные суеверия, обновленчество и движение за создание всемирной синкретической религии имеют один и тот же отравленный источник – отца лжи, но и ложь, облаченная «внешним благочестием» и некими «добрыми делами», именуемая гуманизмом, тоже заявляет о себе как о самодостаточной жизненной позиции, претендующей на замену христианства и Церкви. Как некая альтернативная псевдодуховная величина.
Именно гуманизм ставит краеугольным камнем всей жизни и высшим существом Вселенной человека, которому Бог не нужен, и который сам должен творить законы, правила и свою мораль для данного места и времени. Философские построения гуманизма можно назвать религией плотского разума, целенаправленной ложью, стремящейся изгладить из сердца и ума человека память и представление о страшной космической силе зла, о дьяволе как живом существе, сделав этого врага рода человеческого невидимкой и мемом.
Вот почему современный гуманизм все церковные организации объявляет вредными для воспитания, для образования и интеллектуального роста человека. Светский гуманизм оценивает человечество как неотъемлемую часть природы, отрицает человеческую душу как мыслящую автономную от тела субстанцию, продолжающую жить после смерти биологического тела. Этика и нравственность гуманиста ситуативна, она отрицает существование Бога, ибо Он ей не нужен. Здесь Бога заменяет человек (вспомните слова известного пролетарского писателя: «Человек – это звучит гордо!»), он становится хозяином своей собственной судьбы.
Вот как пишет один из современных идеологов гуманизма, Ламонт: «Гуманизм считает, что природа представляет собой сумму реальности; что материя, а не разум, является материалом Вселенной. Эта нереальность сверхъестественного на уровне человека означает, что люди не обладают сверхъестественными и бессмертными душами; на уровне же Вселенной в целом – что наш космос не обладает сверхъестественным вечным Богом».
Сущность гуманизма хорошо раскрыта в журнале «Здравый смысл» - журнале скептиков, оптимистов и гуманистов Русского гуманитарного общества, центр которого находится в МГУ им.Ломоносова и объединяет крупных известных философов и профессоров, которые единодушно призывают к новому «планетарному» гуманизму – к вольнодумию, и признают, что гуманизм – это философская система и весьма специфическая, т.е. либо атеистическая, либо религиозная, но обязательно рационалистическая с общим языком согласия (!) в теории и морали, в вопросах истины и лжи через осмысливание все разумом человеческим. У них именно человек – судья всему, и он ставит такую цель – в этой временной земной жизни достичь счастья и утвердить свою культуру.
Но здесь гуманисты забыли, что не человек, а Христос всем судья и всему повелитель, люди же пред Ним сами себя судят и оправдывают. Он является истиной в последней инстанции и главным критерием наших поступков. А поэтому неудивительно, что гуманистическое движение всегда считало жизненно важным «освобождение» человека от всяких нравственных кодексов, ограничивающих его поведение. То есть, по сути, проповедовало хаос, а тем самым, скрытое богоборчество.
Скажем больше: неоспоримо и то, что отдельные положения и установки сатанизма во многом совпадают с установками современных гуманистов. Ведь цель, по большому счету, одна и та же – отвратить человека от Христа. И даже средства одни и те же – пробудить в человеке страсти греховные, наполнить его душу вожделением плоти и показать, что христианство «препятствует наслаждаться жизнью, ущемляет права человека на свободное самоопределение», тогда как гуманизм предоставляет личности полную свободу. Все эти негативные явления, которые порождает такая жизнь, называются гуманистами новой формой мышления, новой и совершенной формой жизни. Такой «совершенный» человек должен испытывать всевозможные формы удовольствия и не быть «закомплексованным», т.е. стесненным рамками своей совести.
И вот, освободившись от подобных «нравственных пут» - то есть, от своих «комплексов», человек отныне ищет наслаждений, забывая, что наслаждение вне Бога – это суррогат счастья, дьявольская подделка, призванная подменить собой потерянную человеком духовную радость. Отсюда, все философские построения гуманизма можно назвать религией плотского разума, целенаправленной ложью, чтобы изгладить из сердца и ума человека память и представление о страшной космической силе зла, о дьяволе как живом личностном существе, о вечной душе человека, о Творце как суверенной личности, обитающей в Неприступном Свете и заботящемся о нас Своим вечным промыслом.
Какое же определение гуманизму дают светские философы? В Уставе Международного гуманистического и этического союза сказано: «Гуманизм – это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни». Или вот еще одно его определение: «Гуманизм – человечность, это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной». Причем гуманизм призывает к построению более совершенного общества посредством этики (где гуманизм является одним из ее сегментов), основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей.
Но Православие, и, следовательно, религиозный человек не знает автономной этики, поскольку для православного сознания этика всегда религиозна, она есть образ спасения души через несение креста своего по жизни, смирения и чистоты своего сердца. А еще точнее, в соответствии с православной этикой и культурой, жизнь человека и его ценности обретают смысл лишь в соотношении с Божественными заповедями. Поэтому только Бог выступает здесь как единственно верный объективный источник нравственности.
Кто сознательно ищет и стремится сообразовывать свою жизнь с высшей правдой – тот обретает эту правду. Добро, правда, нравственный закон, достоинство личности, блаженство, свобода и проч. – это не только основные этические категории, но и общие ориентиры нравственного существования. И даже когда в обычной житейской практике человек о них не думает, они все равно определяют его нравственную ориентацию.
В дохристианском мире мы находим примеры двух видов нравственных отношений: у язычников и у ветхозаветных иудеев. Что касается язычников, то иногда их мораль, с одной стороны, достигала почти христианской высоты (особенно в буддийском учении), но, с другой стороны, часто оставалась пронизанной грубыми и жестокими началами (в племенных народах). Эволюция моральных идей в античной Греции очень показательна: здесь мы встречаем и примитивный культ телесных удовольствий (гедонизм) и более высокий культ радости (эвдемонизм), мораль достоинства и долга (стоики), мораль благоразумия и меры во всем (Аристотель). Наиболее же высокой является этика, которую развивали Сократ и Платон, выдвигая на первый план идею добра, что, собственно, уже тогда закладывало фундамент идей будущего гуманизма. Но даже в самой высокой своей форме античная мораль лишена подлинного своего обоснования - основы морали в античном мире не идут дальше законов природы.
Совсем иной подход к вопросам нравственности находим мы в Ветхом Завете – в заповедях Божественного закона (Декалога). Здесь моральные принципы ставят людей перед лицом Божиим: не правда человеческая, как бы ни была она возвышена, а правда Божия признается целью человеческой жизни. Поэтому ветхозаветная мораль есть, по существу, мораль религиозная, она нераздельно связана с отношением к Богу, с религиозной жизнью. Однако следует заметить, Ветхозаветной нравственности были присущи черты, которые постепенно превращали ее в мораль законничества, регулирующего поведение, а не внутреннюю жизнь. Поэтому рядом с высокими примерами ветхозаветных праведников мы находим и фарисеев, сводящих заповеди Божии только к соблюдению правил внешнего поведения.
Внутренней опорой для человека в формировании его отношений с Богом и другими людьми являются те силы, которые заложены в его природе Творцом: разум, стыд, совесть, ответственность, обязанности – то есть нравственные чувства. В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства – эстетическое и утилитарное, чувство красоты и чувство хозяйственной пользы.
Христианский гуманизм учит нас сознательно управлять эмоциями и желаниями, закладывает фундамент для будущей жизни. Внешняя культура, внешняя интеллигентность не заменят религиозного мировоззрения, включающего в себя и саму культуру. Ведь можно быть и интеллигентным негодяем. К сожалению, в процессе распадения христианства на ветви и конфессии, христианство и гуманизм стали все больше отдаляться друг от друга. Так гуманизм без христианства стал явлением внешнего утилитарного воспитания, приобрел воинственный характер борьбы за свое идеологическое господство и невольно встал на путь самоотрицания. Таким образом, светский гуманизм возник вместе с отделением культуры от религии и, становясь идеологией ее самоутверждения, превратил религию лишь в одно из частных определений.
В христианстве этого противопоставления быть не может, ведь Христос является Богочеловеком, в личности Которого неслиянно и нераздельно соединились две природы, две воли. Здесь к месту привести слова Патриарха Всея Руси Кирилла: «Сегодня мы стоим перед очень опасным явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство». Заметим, арианство – это была ересь 3-4 веков, которая для восточного христианского мира являлась эталоном угрозы превращения Спасителя всего лишь в простого человека.
Отсюда, судите сами: может ли гуманизм заменить собою Христианство…
Проф. Чернышев В.М.