В конце 50-х и в 60-е годы прошлого столетия дизельная подводная лодка среднего водоизмещения 613 проекта являлась лицом подводных сил СССР, гордостью ВМФ, и для того времени была вполне совершенной, достаточно надёжной подводной лодкой. Это была самая многочисленная за всю историю нашей страны от царских времён до наших дней серийная подводная лодка. Их было построено 215 единиц. Этот проект хорошо известен во многих странах мира под названием «Виски».
А начиналось всё так. В соответствии с Постановлением «О плане проектирования и строительства кораблей ВМФ» от 2 ноября 1946 г. разрабатывалось три проекта подводных лодок (ПЛ): большой – 611-й, средней - 613-й и малой – 612-й. Тогда же в ноябре 1946 г. был принят «Десятилетний план военного судостроения на 1946-1955 годы». Он предусматривал постройку в общей сложности 367 подлодок.
Проект 613 разработало ЦКБ «Рубин» (тогда оно именовалось ЦКБ-18). Проект был разработан на основании тактико-технического задания утверждённого Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым в августе 1946 года, главным конструктором проекта был назначен В.Н. Перегудов.
Успехи немецких подводников против флотов Великобритании и США были поразительными. Пожалуй, именно этот факт послужил одним из мощных толчков интенсивного развития подводных сил, в СССР и США в послевоенный период. В отличие от США развитие и строительство ПЛ в Союзе протекало в исключительно сложных условиях. В отличие от США почти все ведущие предприятия судостроительной и смежных с нею отраслей промышленности были разрушены войной. Новые проекты подводных лодок были ещё в чертежах. И всё же 13 марта 1950 года на заводе №112 «Красное Сормово» город Горький (ныне Нижний Новгород) была заложена головная дизельная средняя подводная лодка проекта 613 («С-80») – самая массовая в истории советского кораблестроения. А уже через 20 месяцев, в декабре 1951 года она вступила в состав ВМФ (командир В.Н. Богуш). А уже в мае 1952 года был открыт Волго-Донской судоходный канал, который был быстро построен благодаря подводным лодкам, строящимся в г. Горький. Но это отдельная тема.
Подводные лодки 613 пр. выпускались на четырёх заводах СССР. Конечно, подрядчиков для них были сотни, но готовые лодки сходили со стапелей Горьковского завода («Красное Сормово») – 113 единиц, с Николаевского (ныне в Украине) – 72 единицы, на Балтийском заводе (Ленинград) – 19 единиц и в Комсомольске-на-Амуре – 11 единиц. Все четыре завода строили один и тот же проект, который впитал всё то лучшее, что удалось сотворить конструкторам, которые, будим честными, тщательно изучили особенности немецкой субмарины ХХ1 серии и внесли свои новые оригинальные конструктивные мысли. Проект оказался прогрессивным для своего времени. Советская средняя подводная лодка проекта 613 явилась шедевром и послужила базой для создания последующих проектов подводных лодок, в том числе и атомных.
На основе 613 пр. были созданы первые лодки с крылатыми ракетами (первая опытовая С-146). Были и другие модификации лодок, «родившиеся» на основе 613-х. Одни малоизвестны, а некоторые вообще неизвестны широкому кругу читателей.
Но главное, что следует отметить особо тот факт, что именно на ПЛ проекта 613 практически выросло всё поколение послевоенных советских подводников. Невозможно перечислить всех известных офицеров и адмиралов, которые получили командирское крещение на лодках самого многочисленного проекта советских ПЛ послевоенной поры.
Эти корабли оказались настолько удачными, что за счастье обладать ими считали многие страны. Значительное число ПЛ проекта 613 были переданы дружественным СССР странам: Индонезии - 12, Египту – 10, Сирии – 3, Польше – 4, Болгарии – 2, КНР – 5… Более того, в 1954 году всю рабочую документацию на производство этих лодок передали Китаю. Именно на ПЛ проекта 613 началось обучение подводников КНР, которые сегодня уже соперничают с американскими подводниками….
В коротком материале невозможно описать все достоинства и за слуги в подводном деле эски проекта 613. Этот проект явился в своём роде для ВМФ тем, чем для сухопутных войск был легендарный танк «Т-34», только уже в условиях «холодной войны».
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист
Р.S. Судьба ПЛ «С-80» в отличие от всей удачной серии, печальна. Она 27.1.1961г. затонула при зарядке батареи под РДП в Баренцевом море и была найдена только летом 1969 года. Погибло 68 человек. Но это особая тема.