Монастырская школа русского народа

Участие монахов Свято-Духова монастыря в Рождественских чтениях

0
702
Время на чтение 9 минут

27 января 2020 года на конференции «Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи», проводившейся в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Московского финансово-юридического университета, был представлен доклад наместника Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии игумена Александра (Маслова)  и монаха Нафанаила (Бобылева) «Свято-Духов монастырь в горниле истории». На примере драматической истории одной из древнейших обителей России было показано духовно-педагогическое значение русских монастырей, раскрыта их роль в образовании и воспитании русского народа.

***

Архидьякон Павел Алеппский, посетивший Москву в 60-х годах XVII века вместе с Патриархом Антиохийским Макарием, писал о том, что в жизни русского народа в то время все время чувствовался молитвенный, монастырский уклад. И этот строй жизни не был чем-то внешне навязанным, не переживался как иго и тяжесть, но вытекал из глубинной сердечной, внутренней потребности русских людей.  Строгость внешняя выступала как проявление сосредоточенности на внутреннем, на борьбе со страстями и грехом – для очищения себя от всякой нечистоты. Целью  было единение с Богом, и строгий уклад жизни был средством его достижения. Все это являлось результатом многовековой работы Церкви, православных монастырей по созданию духовного стержня нашего народа, нравственного воспитания русских людей – с «младых ногтей» до старости.

По словам И.В. Киреевского, русская земля была связана «как бы единой сетью», множеством уединенных монастырей, находящихся между собою в незримой связи и духовном общении. Монахи выступали первыми учителями на Руси, монастыри были первыми нашими университетами. Значительную роль играли русские обители  в государственном строительстве нашего Отечества, в духовном укреплении и объединении русских людей в годину бедствий, нашествий иноплеменников, гражданских смут. При этом сами монастыри нередко становились объектами нападения врагов, подвергались сожжению и разрушению. Мужественное  исповедание православной веры монахами, их свидетельство о Христе всей своей жизнью давало пример русским людям, помогало им сохранить самих себя перед лицом врагов видимых и невидимых.

В истории Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии, как в зеркале, отразилась история нашего многострадального Отечества. До Октябрьского переворота в названии монастыря употреблялось дополнительное определение «Новосильский», указывавшее на местоположение обители и ее связь с одним из древнейших русских княжеств.

Свято-Духов монастырь находится в центре среднерусской возвышенности, у слияния рек Неручь и Зуша. В своей монографии о Ф.И. Тютчеве выдающийся русский мыслитель В.В. Кожинов  отмечал особую роль мест, расположенных  в бассейне рек Неручи —Зуши – Оки:  «Эта малая часть России (всего каких-нибудь 3 процента площади ее европейской территории!) породила поистине великую плеяду художников слова, имена которых: Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин»[1].  Плодоносность этих мест непосредственно связана их историей, глубинной связью с духовными истоками Святой Руси.

С самого своего основания Свято-Духов монастырь играл значительную роль в духовном просвещении окружающего населения.  В XVI-XVII  веках монастырь был тесно связан с так называемыми засечными линиями, игравшими роль пограничных заградительных сооружений, а также с возникновением казачества как особого социального слоя, государственного военного сословия. Вокруг обители складывается цепь казачьих поселений. Жители их - казаки-сторожи несли службу по охране засечных линий.  При этом духовное влияние Свято-Духовой обители было  главным объединяющим, просвещающим, облагораживающим и усмиряющим буйную казачью вольницу началом.

 Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. В это время монастырь обладал весьма серьезными средствами материального содержания: вотчинами, угодьями, рыбными ловлями и пр.

Разрушительная политика Петра Первого и его преемников по отношению к Церкви и монастырям приводит к упадку Свято-Духовой обители. Перед закрытием монастыря в 1764 году в нем оставалось всего три монаха:  строитель Иосиф и два иеромонаха. За монастырем не имелось уже никаких пашенных и сенных угодий, не говоря о вотчинах. Вскоре после упразднения обители 12 новосильских помещиков обратились с прошением в московскую консисторию о восстановлении Свято-Духова монастыря с обязательством обеспечивать монастырь. Ходатайство помещиков было удовлетворено, и 12 сентября 1767 года Новосильский Свято-Духов монастырь был причислен к заштатным монастырям Московской епархии. После своего восстановления Свято-Духов монастырь находился попеременно под ведением 4 консисторий: московской (1767-1774), воронежской (1774-1788), коломенской (1788-1799) и, по перемещении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу, тульской (1799-1918)[2]

В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь выступает как один из самых значительных в Тульской епархии центров организации благотворительной и духовно-просветительской деятельности.  При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня для страждущих и нуждающихся. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в числе выпускников которого были  такие известные деятели Русской Православной Церкви XIX века, как митрополит Киевский Иоаникий (Руднев), причисленный в 2016 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) к лику местночтимых святых, известный русский духовный писатель, профессор Киевской духовной академии Никифор Иванович Щеголев и др . До самого Октябрьского переворота при монастыре действовала церковно-приходская школа, смотрителями которой были настоятели монастыря. Еще одна церковно-приходская школа была открыта при ските монастыря в сельце Енютине (в конце XIX века). Значительную роль играл монастырь в организации помощи голодающим в 1892 году, а также организации лечения и восстановления раненных воинов во время Первой мировой войны.

Настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Геронтий в своей книге, посвященной обители[3], писал о высоком молитвенном строе ее  жизни, во многом продолжающем древнерусскую духовную традицию. Большой известностью и почитанием пользовался духовник монастыря, старец иеросхимонах Херувим, обладавший прозорливостью. О нем упоминает Иван Бунин в своих дневниковых записях за 1912 год. За молитвенной поддержкой, духовным советом и утешением, для поклонения святыням монастыря сюда ежегодно стекались тысячи паломников.

С Октябрьским переворотом связаны трагические страницы в истории монастыря. В октябре 1919 года, во время проведения так называемой Орловско-Кромской операции, когда войска Деникина взяли г. Новосиль, а монастырь во время боев неоднократно переходил из рук в руки,  трое монахов  Свято-Духовой обители  были расстреляны красногвардейцами по приговору Военно-полевого трибунала 13 армии Южфронта. Это иеромонах Вениамин (Филипп Степанович Данилов), иеродьякон Никон (Николай Арсентьевич Голенищев-Кутузов), монах Алипий (Афанасий Федорович Воробьев). В 2005 году решением прокуратуры г. Москвы все три монаха Свято-Духова монастыря были реабилитированы. В настоящее время поднимается вопрос об их канонизации как преподобномучеников.

В 1920 году монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное  здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению схиархимандрита Илия и под руководством игумена Александра (Маслова), было начато возрождение монастыря.

Древняя обитель сегодня восстает из руин. Прежнее благолепие и красоту обрел соборный храм во имя Живоначальной Троицы, здание которого возвышается над обрывистым и живописным берегом реки Зуши, притока Оки, величественно царит над окрестностями, привлекая внимание всех проезжающих по дороге Залегощь-Новосиль за многие километры. Восстановлена ограда монастыря, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества.

 В числе разоренных грабителями-атеистами  объектов был монастырский некрополь, включавший в себя памятники, склепы, художественно выполненные надгробья над могилами представителей древних и славных родов России: князей Долгоруковых, Воротынских, Голицыных, Шуйских,  Васильчиковых, Хилковых, бояр Бордуковых, Саймоновых, Орлинских, Тимирязевых, Казаковых и др. Сегодня начато восстановление уничтоженного некрополя, тесно связанного с историей России, годами ее высшей славы и могущества.

26 октября в рамках мероприятий к 100-летию Орловско-Кромской операции 1919 г. в Орловской области на территории Свято-Духова монастыря, состоялось открытие памятника князю Петру Петровичу Долгорукову (1744 - 1815) (установлен мраморный памятный крест у алтаря восстанавливаемого Никольского храма). Князь был похоронен на братском монастырском кладбище  в родовом склепе, разобранном на камни местными крестьянами – для хозяйственных нужд (сооружение погребов и пр.). П.П. Долгоруков  оставил славный след в истории нашего Отечества. Он командовал Спартанским легионом, составленным из жителей греческой провинции Лакедемонии во время пелопоннесского восстания 1770 года, был одним из первых георгиевских кавалеров, губернатором Калуги и Москвы, директором Тульского оружейного завода (был назначен на эту должность Павлом I в 1796 году и много способствовал упорядочиванию производства, улучшению условий труда и быта оружейников).

Как и до Октябрьского переворота, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество: бездомные, немощные, несчастные. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу.

Монастырь снова, как и в прошлом,  выступает в качестве центра духовно-патриотического просвещения для населения Новосильского и окружающих  районов. Духовенство обители способствует возрождению казачества.

Совместно с духовенством монастыря члены Казачьего объединения заботятся о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике. ркви, под сенью Святого Духа.

Сегодня нередко можно слышать слова о «распаде связи времен», утрате преемственной связи поколений. Однако духовно-патриотическая деятельность  Свято-Духова монастыря, ее реальные и живоносные плоды представляют собой наглядное опровержение этого унылого утверждения. Преодоление беспамятства, пробуждение в наших детях и юношестве чувства кровного и духовного родства  с теми, кто населял эту древнюю землю, возделывал и украшал ее, защищал от врагов, чтобы передать ее потомкам, прикосновение к реальной, живой истории, которой дышит каждый камень, каждая дорога, каждый извив реки Зуши, притока Оки, впадающей в Волгу, великую русскую реку, близкое знакомство с жизнью подвижников, благоукрасителей и строителей храмов, тружеников на ниве отечественного просвещения, науки и культуры  - это путь к укреплению, процветанию, могуществу нашего Отечества, путь к небесной славе и Святой Руси!

 

 

[1] Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве URL: : http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/about/kozhinov/prorok-1.htm

[2] Русаков Е. Новосильский Свято-Духов мужской заштатный монастырь / Е. Русаков // Приложения к «Тульским епархиальным ведомостям». – 1870. – Вып. 1-11.

[3] Архимандрит Геронтий. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря. – Тула, 1901.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Смерть! Где твое жало?
Борис Пастернак о подвиге генерала Л.Гуртьева
16.10.2024
«Государство – семейство семей»
В Москве состоялось заседание XXXIII Международного образовательного форума «Глинские чтения»
30.07.2024
Он олицетворял честь, славу и достоинство русского офицера
Памяти полковника Владимира Александровича Туманова
02.07.2024
«Такая же вера удивила Христа в сотнике…»
О книге Н.Головкина «Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971–2022)»
26.05.2024
От устья до истоков
Записки монастырского насельника
07.02.2024
Все статьи Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22