27 января 2020 года на конференции «Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи», проводившейся в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Московского финансово-юридического университета, был представлен доклад наместника Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии игумена Александра (Маслова) и монаха Нафанаила (Бобылева) «Свято-Духов монастырь в горниле истории». На примере драматической истории одной из древнейших обителей России было показано духовно-педагогическое значение русских монастырей, раскрыта их роль в образовании и воспитании русского народа.
***
Архидьякон Павел Алеппский, посетивший Москву в 60-х годах XVII века вместе с Патриархом Антиохийским Макарием, писал о том, что в жизни русского народа в то время все время чувствовался молитвенный, монастырский уклад. И этот строй жизни не был чем-то внешне навязанным, не переживался как иго и тяжесть, но вытекал из глубинной сердечной, внутренней потребности русских людей. Строгость внешняя выступала как проявление сосредоточенности на внутреннем, на борьбе со страстями и грехом – для очищения себя от всякой нечистоты. Целью было единение с Богом, и строгий уклад жизни был средством его достижения. Все это являлось результатом многовековой работы Церкви, православных монастырей по созданию духовного стержня нашего народа, нравственного воспитания русских людей – с «младых ногтей» до старости.
По словам И.В. Киреевского, русская земля была связана «как бы единой сетью», множеством уединенных монастырей, находящихся между собою в незримой связи и духовном общении. Монахи выступали первыми учителями на Руси, монастыри были первыми нашими университетами. Значительную роль играли русские обители в государственном строительстве нашего Отечества, в духовном укреплении и объединении русских людей в годину бедствий, нашествий иноплеменников, гражданских смут. При этом сами монастыри нередко становились объектами нападения врагов, подвергались сожжению и разрушению. Мужественное исповедание православной веры монахами, их свидетельство о Христе всей своей жизнью давало пример русским людям, помогало им сохранить самих себя перед лицом врагов видимых и невидимых.
В истории Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии, как в зеркале, отразилась история нашего многострадального Отечества. До Октябрьского переворота в названии монастыря употреблялось дополнительное определение «Новосильский», указывавшее на местоположение обители и ее связь с одним из древнейших русских княжеств.
Свято-Духов монастырь находится в центре среднерусской возвышенности, у слияния рек Неручь и Зуша. В своей монографии о Ф.И. Тютчеве выдающийся русский мыслитель В.В. Кожинов отмечал особую роль мест, расположенных в бассейне рек Неручи —Зуши – Оки: «Эта малая часть России (всего каких-нибудь 3 процента площади ее европейской территории!) породила поистине великую плеяду художников слова, имена которых: Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин»[1]. Плодоносность этих мест непосредственно связана их историей, глубинной связью с духовными истоками Святой Руси.
С самого своего основания Свято-Духов монастырь играл значительную роль в духовном просвещении окружающего населения. В XVI-XVII веках монастырь был тесно связан с так называемыми засечными линиями, игравшими роль пограничных заградительных сооружений, а также с возникновением казачества как особого социального слоя, государственного военного сословия. Вокруг обители складывается цепь казачьих поселений. Жители их - казаки-сторожи несли службу по охране засечных линий. При этом духовное влияние Свято-Духовой обители было главным объединяющим, просвещающим, облагораживающим и усмиряющим буйную казачью вольницу началом.
Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. В это время монастырь обладал весьма серьезными средствами материального содержания: вотчинами, угодьями, рыбными ловлями и пр.
Разрушительная политика Петра Первого и его преемников по отношению к Церкви и монастырям приводит к упадку Свято-Духовой обители. Перед закрытием монастыря в 1764 году в нем оставалось всего три монаха: строитель Иосиф и два иеромонаха. За монастырем не имелось уже никаких пашенных и сенных угодий, не говоря о вотчинах. Вскоре после упразднения обители 12 новосильских помещиков обратились с прошением в московскую консисторию о восстановлении Свято-Духова монастыря с обязательством обеспечивать монастырь. Ходатайство помещиков было удовлетворено, и 12 сентября 1767 года Новосильский Свято-Духов монастырь был причислен к заштатным монастырям Московской епархии. После своего восстановления Свято-Духов монастырь находился попеременно под ведением 4 консисторий: московской (1767-1774), воронежской (1774-1788), коломенской (1788-1799) и, по перемещении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу, тульской (1799-1918)[2].
В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь выступает как один из самых значительных в Тульской епархии центров организации благотворительной и духовно-просветительской деятельности. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня для страждущих и нуждающихся. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в числе выпускников которого были такие известные деятели Русской Православной Церкви XIX века, как митрополит Киевский Иоаникий (Руднев), причисленный в 2016 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) к лику местночтимых святых, известный русский духовный писатель, профессор Киевской духовной академии Никифор Иванович Щеголев и др . До самого Октябрьского переворота при монастыре действовала церковно-приходская школа, смотрителями которой были настоятели монастыря. Еще одна церковно-приходская школа была открыта при ските монастыря в сельце Енютине (в конце XIX века). Значительную роль играл монастырь в организации помощи голодающим в 1892 году, а также организации лечения и восстановления раненных воинов во время Первой мировой войны.
Настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Геронтий в своей книге, посвященной обители[3], писал о высоком молитвенном строе ее жизни, во многом продолжающем древнерусскую духовную традицию. Большой известностью и почитанием пользовался духовник монастыря, старец иеросхимонах Херувим, обладавший прозорливостью. О нем упоминает Иван Бунин в своих дневниковых записях за 1912 год. За молитвенной поддержкой, духовным советом и утешением, для поклонения святыням монастыря сюда ежегодно стекались тысячи паломников.
С Октябрьским переворотом связаны трагические страницы в истории монастыря. В октябре 1919 года, во время проведения так называемой Орловско-Кромской операции, когда войска Деникина взяли г. Новосиль, а монастырь во время боев неоднократно переходил из рук в руки, трое монахов Свято-Духовой обители были расстреляны красногвардейцами по приговору Военно-полевого трибунала 13 армии Южфронта. Это иеромонах Вениамин (Филипп Степанович Данилов), иеродьякон Никон (Николай Арсентьевич Голенищев-Кутузов), монах Алипий (Афанасий Федорович Воробьев). В 2005 году решением прокуратуры г. Москвы все три монаха Свято-Духова монастыря были реабилитированы. В настоящее время поднимается вопрос об их канонизации как преподобномучеников.
В 1920 году монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.
Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению схиархимандрита Илия и под руководством игумена Александра (Маслова), было начато возрождение монастыря.
Древняя обитель сегодня восстает из руин. Прежнее благолепие и красоту обрел соборный храм во имя Живоначальной Троицы, здание которого возвышается над обрывистым и живописным берегом реки Зуши, притока Оки, величественно царит над окрестностями, привлекая внимание всех проезжающих по дороге Залегощь-Новосиль за многие километры. Восстановлена ограда монастыря, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества.
В числе разоренных грабителями-атеистами объектов был монастырский некрополь, включавший в себя памятники, склепы, художественно выполненные надгробья над могилами представителей древних и славных родов России: князей Долгоруковых, Воротынских, Голицыных, Шуйских, Васильчиковых, Хилковых, бояр Бордуковых, Саймоновых, Орлинских, Тимирязевых, Казаковых и др. Сегодня начато восстановление уничтоженного некрополя, тесно связанного с историей России, годами ее высшей славы и могущества.
26 октября в рамках мероприятий к 100-летию Орловско-Кромской операции 1919 г. в Орловской области на территории Свято-Духова монастыря, состоялось открытие памятника князю Петру Петровичу Долгорукову (1744 - 1815) (установлен мраморный памятный крест у алтаря восстанавливаемого Никольского храма). Князь был похоронен на братском монастырском кладбище в родовом склепе, разобранном на камни местными крестьянами – для хозяйственных нужд (сооружение погребов и пр.). П.П. Долгоруков оставил славный след в истории нашего Отечества. Он командовал Спартанским легионом, составленным из жителей греческой провинции Лакедемонии во время пелопоннесского восстания 1770 года, был одним из первых георгиевских кавалеров, губернатором Калуги и Москвы, директором Тульского оружейного завода (был назначен на эту должность Павлом I в 1796 году и много способствовал упорядочиванию производства, улучшению условий труда и быта оружейников).
Как и до Октябрьского переворота, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество: бездомные, немощные, несчастные. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу.
Монастырь снова, как и в прошлом, выступает в качестве центра духовно-патриотического просвещения для населения Новосильского и окружающих районов. Духовенство обители способствует возрождению казачества.
Совместно с духовенством монастыря члены Казачьего объединения заботятся о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике. ркви, под сенью Святого Духа.
Сегодня нередко можно слышать слова о «распаде связи времен», утрате преемственной связи поколений. Однако духовно-патриотическая деятельность Свято-Духова монастыря, ее реальные и живоносные плоды представляют собой наглядное опровержение этого унылого утверждения. Преодоление беспамятства, пробуждение в наших детях и юношестве чувства кровного и духовного родства с теми, кто населял эту древнюю землю, возделывал и украшал ее, защищал от врагов, чтобы передать ее потомкам, прикосновение к реальной, живой истории, которой дышит каждый камень, каждая дорога, каждый извив реки Зуши, притока Оки, впадающей в Волгу, великую русскую реку, близкое знакомство с жизнью подвижников, благоукрасителей и строителей храмов, тружеников на ниве отечественного просвещения, науки и культуры - это путь к укреплению, процветанию, могуществу нашего Отечества, путь к небесной славе и Святой Руси!
[1] Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве URL: : http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/about/kozhinov/prorok-1.htm
[2] Русаков Е. Новосильский Свято-Духов мужской заштатный монастырь / Е. Русаков // Приложения к «Тульским епархиальным ведомостям». – 1870. – Вып. 1-11.
[3] Архимандрит Геронтий. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря. – Тула, 1901.