Я всегда хотел рассказать об ответственной работе директора школы. Кто этот начальник, способный правильно скоординировать деятельность коллектива и раздать ценные указания? Внимание приковано к нему, как иногда к собственному отражению в зеркале. Кто этот внимательный человек, который будто успевает находиться в нескольких местах одновременно? Сочетание таких качеств, как стремительность, проворность, строгость, доброта, находчивость – помогают реализовать поставленную задачу. Он управляет и помогает, являясь двигателем коллектива. Однако один в поле не воин, подчинённых множество на разных уровнях – от технического работника или педагога до заместителя по учебной части. Как морская вода и горный воздух способствует оздоровлению организма, так работа директора важна для стимулирования деятельности окружающих. Он – образец.
Директор – стратег, прежде всего. Он должен видеть перспективу работы школы на несколько лет вперёд. Он создаёт условия для развития каждого человека в школе – для учителей и учеников.
Директора – люди не похожие друг на друга, как фломастеры. Могут быть одинакового цвета, но писать по-разному. Как «пишет»-работает и выглядит со стороны директор БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» Валерий Владимирович Черняков – читатель увидит из моих наблюдений. Зачем это нужно? Иногда я думаю, что если не мы, авторы, расскажем о деятельном человеке, вряд ли это сделают за нас.
Я никогда не интересуюсь возрастом человека, с которым работаю пусть и постоянно. Разве важен возраст, если вы справляетесь со своими обязанностями, и на вас не жалуются? На вид директору школы № 99 лет пятьдесят.
Ходит по коридорам Валерий Владимирович быстро, мыслями обменивается на ходу с учителями. Если за ним не следишь, то кажется, что он преодолевает расстояние, как спортсмен-биатлонист. Делая короткую остановку, решает проблему незамедлительно и снова спешит по шумному коридору, обгоняя детей. Если вдруг сменить реальность или включить воображение, то Валерий Владимирович – герой из «Неуловимых мстителей» или как модно стало говорить – персонаж студии «Марвел» Барри Аллен («Флэшмэн») – появляется там, где он особенно нужен. А если серьёзно: директор школы похож на депутата – деловито он смотрится в любой одежде. Всегда аккуратен, подтянут. Заботы-хлопоты в учебном заведении не дают набрать ему лишний вес и расслабиться. Некоторые вопросы, действительно, без директора не разрешить – на дню они появляются часто. Приходят документы и люди, требующие сиюминутного внимания. Отвлекаясь на одного человека или на другого, можно подумать, что директор теряет счёт времени…
– Через пару минут звонок! – он мигом глядит на часы, давая знать о работе.
Я становлюсь свидетелем того, как директор знает каждого ребёнка по характеру и успеваемости. Он помнит имена и фамилии. Называет количество баллов за ЕГЭ и ОГЭ.
– Этого ребёнка нужно подбодрить, – советует Валерий Владимирович, встречая меня в фойе школы. – Он прошлый раз не набрал только два балла. Доброе слово, я уверен, поможет в трудную минуту.
И правда: стоило мне перед экзаменом сказать Владу, что он молодец и сегодня сдаст, как тот заулыбался и выпрямился. Я тоже перестаю переживать.
Перед началом экзамена и после него директор обязательно позвонит и выяснит настрой и успех. Порой Валерий Владимирович волнуется за ребёнка чаще, нежели сами родители будущего выпускника. Проверит явку и наличие приказа. Даже о мелочах он осведомляется лично. Однажды, услышав мой разговор с директором по телефону, коллега из другой школы отметила:
– Парадокс, Виктор Витальевич, не находите? У нас за детей переживает заместитель директора, у вас – сам директор. Чужих детей не бывает?
Специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева отзывается о директоре школы № 99 как о человеке с повышенной ответственностью. Детский сад при школе является базовой площадкой Омской епархии в рамках действующих мастер-классов. Проводимые в нём мероприятия Валерий Владимирович держит на контроле, сам присутствует на них, готов помочь воспитателям.
Директор посещает открытые уроки. Это его право. Он комментирует уроки учителей. Анализирует достоинства урока, даёт добрые советы по его совершенствованию. Вместе с завучами разрабатывает содержание педагогических советов. Он и сам до директорства много лет работал завучем. Эта работа ему хорошо известна. Валерий Владимирович по одному высшему образованию – лингвист.
Конкурсы, площадки, форумы… Валерий Владимирович интересуется, в каких мероприятиях дети участвуют вместе с педагогом. А приходят стопки наградных листов – он аккуратно их раскладывает в приёмной на столе и сам разносит. Наверное, это его любимые моменты. Он рад за школу, за детей и учителей. Помню, как мы с ним проверяем доставленные в школу грамоты и призы – детям за победу в конкурсе «Британский бульдог». Бережно относясь к «процедуре» поощрения, директор не успокаивается пока каждый ребёнок не получает свою награду. Он обязательно спрашивает каждого учителя: сколько детей, в каком конкурсе участвует регулярно.
Мастерская или кружок дополнительного образования – везде появится директор и спросит: всё ли добросовестно, не нуждается ли в чём-то коллектив. Необходима ли наждачная бумага, древесина или краска – Валерий Владимирович подумает вместе с учителем или завхозом как раздобыть-обеспечить работу.
– Сделана хоккейная коробка, залит каток, функционирует теплица, отремонтированы туалеты, скоро будет открыт бассейн, ухожен участок, а в детском саду… – всего не запомнить, что перечисляет завхоз Екатерина Александровна Полякова. Легче пройтись и самому посмотреть, как я делаю в летнее время, фотографируя цветы на клумбах для крупных виртуальных групп «Вконтакте».
Вступительное слово ли держит Валерий Владимирович Черняков на большом мероприятии, стремительно ли идёт по коридору, делает ли замечания, но он остаётся самим собой. Начитанным и грамотным человеком, у которого в кабинете порядок, чистота. В шкафу тематическая литература, книги классиков и современных омских писателей.
Придёшь в школу во время отпуска, увидишь директора. Волнуется он за благосостояние школы, за ремонт. Проверяя работу лично, берёт отдых небольшими порциями, чтобы снова вернуться на место и быть в курсе любых изменений. Складывается впечатление, что Валерий Владимирович не отдыхает. Он – учитель, психолог, менеджер, финансист, эффективный управленец. Добрый советчик и строгий судья. Сам он постоянно развивается и совершенствуется и вместе с тем формирует инновационный механизм, направленный на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивирует у подчинённых интерес к инновациям и новшествам. Подбирает команду творческих педагогов, профессионалов, неравнодушных людей, любящих детей, умеющих работать в команде.
Наблюдаю за ситуацией: Валерий Владимирович спрашивает второклассника для кого он учится. Для мамы, это понятно.
– Ну, так маму нельзя подводить, – произносит директор, увещевая. – Мама – любимый, ценнейший человек в мире. Кто о нас заботится больше всего?
А что ценно в работе школьного учителя и педагога вообще? Задаюсь вопросом. Размышляя над работой директора, сам же отвечаю: проворность и внимательность. Реакция детей на ваше доброе отношение. Сколько вы сделаете сами и реализуете качественно, такое будет и отношение к вам, настолько и внимательно к вам отнесутся.
Надо сказать вот что: собираясь группами, учителя (из разных школ) порой обсуждают свою администрацию. Слушая их диалоги хоть на конференциях, хоть на курсах повышения квалификации, думаешь, а сами-то вы насколько плодотворно работаете всюду. Поругать я смогу кого угодно и за что угодно – «тренируюсь» ведь на детях. Зацепиться за ошибку другого мне позволит обыкновенная рациональность. Замечания неприятны в любой адрес, как на них не посмотри. Однако администрация – люди призванные проверять работу. Я уверен на 100%, что наш директор волнуется, когда делает кому-то замечания по тому или иному поводу. Как вы представляете себе: взрослый человек должен ругать другого взрослого человека? Неужели без зазрения совести? Ведь на нём лежит самая высокая ответственность за всё. Сейчас у школы появилось больше свободы и самостоятельности, как в ведении финансово-хозяйственной деятельности, так и в определении содержания образования, что существенно повышает ответственность за принятые решения. Поэтому директора лучше не подводить, а всячески помогать общей работе, это будет оценено непременно.
Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнёрами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления. Он должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе. И Валерий Владимирович отвечает этим требованиям. Поэтому его в школе уважают. К нему прислушиваются.
Директор – один, учителей – муравейник. Это надо помнить.