itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Благочестие и сохранение культурных традиций

0
542
Время на чтение 9 минут

«Всякая истина обретается
соразмерно с деланием заповедей».
Преподобный Марк Подвижник

Одной из главных тем исследований славянофилов была тема о значении Православия для сохранения русских культурных традиций. В своих богословских работах идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков показал, что мудрость человека и его успешность в социокультурной деятельности определяются мерой веры в Бога и степенью участия в духовной жизни церкви: «Ты понимаешь писание, во сколько творишь дела, угодные мудрости в тебе живущей. Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь, - дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церкви, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость» (1).

Хранение культурной традиции, которая в своей духовной составляющей является частью истины, также требует исполнения евангельских заповедей и укрепления благочестия самих хранителей. «Для уразумения истины, - писал Алексей Степанович Хомяков, - самый рассудок должен быть согласен со всеми законами духовного мира... в отношении ко всем живым и нравственным силам духа. Поэтому все глубочайшие истины мысли доступны только разуму, внутри себя устроенному, в полном нравственном согласии со всесущим разумом» (1). Следовательно, творческий потенциал хранителя русской традиции определяется степенью благочестия в образе жизни и чем выше уровень личного благочестия, тем выше будут результаты человека в деле сохранения традиций.

Напомним, что русские культурные традиции включают в себя православные духовные идеалы, исторические события, а также культурные достижения. Приобщение к культурной традиции может происходить посредством ознакомления с ее структурными компонентами, но укрепление в традиции происходит только тогда, когда православные духовные идеалы традиции принимаются человеком как ценности его мировоззрения и образа жизни. Быть носителем русской традиции - значит мыслить и жить согласно духовным ценностям и по правилам традиции. Быть хранителем русской традиции - значит быть носителем и пропагандистом духовных ценностей и правил традиции молодым поколениям.

В латвийской русской диаспоре много носителей русских культурных традиций, но острый дефицит хранителей. Это видно хотя бы по тому, что в общественном дискурсе крайне мало информационных материалов пропагандирующих русские традиции. Еще меньше проектов и мероприятий, направленных на укрепление духовных идеалов в общественном мировоззрении. Да, в общественном дискурсе регулярно появляются исторические, культурологические и правозащитные статьи по актуальным проблемам жизни латвийской русской диаспоры. Но в них нет акцентов на православные духовные идеалы и их связи с историческими событиями, а значит, они не оказывают преображающего влияния на мировоззрение людей. Сами по себе факты в историческом, культурологическом или в правозащитном оформлении не изменяют доминанты нашего самосознания, такое преображение способны совершить только духовные идеалы. Новые формы творит дух, а не факты, отсюда и дефицит новых идей, проектов и мероприятий по сохранению русской культурной среды, в том числе и русских школ.

Духовными идеалами русских традиций являются евангельские заповеди, чтобы делать дела любви нужно самому воспитывать в себе любовь. Например, чтобы приобрести добродетель милосердия, нужно пройти путь научения духовной нищете, кротости, терпению, состраданию. Согласно святоотеческому учению - всякая истина обретается соразмерно с деланием заповедей, поэтому хранение культурной традиции, как части истины, происходит по мере собственного духовного возрастания носителей традиций до их хранителей. Это путь опоры на духовную мудрость Православия, отличную от мирской мудрости. Быть носителем традиции означает иметь представление об исторических событиях, лежащих в ее основе, духовных идеалах, опираясь на которые исторические личности создали или преобразили культурные достижения. Носитель традиции использует ее компоненты в своей деятельности. Хранитель традиции опирается в своей социокультурной деятельности на духовно-культурные модели традиций.

Святитель Макарий Великий в IV веке писал: «Опираясь на мирскую мудрость и воображая, будто они могут собственным разумением постичь духовные предметы без посещения и откровения Духа, мирские теряются и гибнут без истинного основания, то есть Господа, благодаря Которому, духовные вбирают все духовное знание. В некую слепоту и воображение мнимых успехов впадает ум людей, собственным разумением и силой полагающих объять духовное знание, но если и все Писание они пересказывают наизусть, смысла того, что произносит их язык, они не знают» (2).

Если человек считает свое субъективное разумение или философию, которой он придерживается достаточными для понимания духовных оснований традиций, то это заблуждение. Даже если этот человек считает и именует себя экспертом. Подобное познается подобным, гармонию алгеброй не измеришь. Духовное понимание оснований традиций возможно только на основании возрастания в духовной жизни, которую многие защитники русского мира просто не ведут. Отсюда и творческое бесплодие многих «экспертов».

В результате - отсутствие понимания и адекватного использования духовных механизмов сохранения культурной традиции в реализации проектов и мероприятий, в первую очередь, для защиты русских школ. Сохранение социокультурных форм - детских садов, школ, студий, клубов, центров, в которых происходит формирование русского самосознания у подрастающего поколения, возможно только в том случае, если будут задействованы механизмы сохранения русских традиций в содержании работы этих форм. Но такая работа сегодня ведется недостаточно.

Важно помнить, что приобщение к культурной традиции происходят по мере соединения духовных идеалов традиции с духовными идеалами личности - это краеугольный камень сохранения русского самосознания. Насколько человек сможет стать носителем культурной традиции, зависит уже от его желания, степень соблюдения традиции зависит от совокупного уровня благочестия человека - стремления к совершенству, кротости, любви к истине, милосердию, нестяжанию, миротворчеству, трудолюбию, соборности. Чем выше уровень благочестия личности, тем в большей степени он стремится жить по правилам культурной традиции, в которой воплощены идеалы благочестия. Промысл Божий создает для личности максимально наилучшие условия для ее духовного роста и укрепления в благочестии. Вопрос заключается в том, насколько плодотворно личность использует эти условия.

Для нас важно понимание того, что связующими нитями между личностью и традициями являются не сама по себе культурно-историческая информация, как часто многие думают, а духовные идеалы, которые представлены в исторических событиях и культурных достижениях. Невидимые энергии духовных идеалов скрепляют видимые исторические события и культурные достижения в единое целое, укрепляя тем самым ценности традиций в самосознании личности и преображая ее самосознание и поведение.

Вот почему так важно, чтобы изучение исторических фактов и культурных достижений в семейном и школьном образовании происходило параллельно и взаимосвязано с воспитанием духовных идеалов, в процессе воплощения которых они появились. Для их воспитания необходимы специальные курсы «Основ православной культуры» или «Основ русской культуры», как предметов по выбору учащихся и родителей русских школ. Главная задача этих курсов - показать учащимся значение и связи между православными духовными идеалами, событиями и культурными достижениями в истории Русской цивилизации, показать определяющее влияние евангельских духовных идеалов на формирование и развитие русских культурных традиций.

О значении духовных идеалов в истории народов известный русский философ Иван Александрович Ильин писал в книге «Путь духовного обновления»: «Ибо духовные законы и запреты связуют всех людей, в том числе и тех, которые отвергают их или издеваются над ними. Человеку дана свобода отвергать их и попирать их; но никогда еще человек и народ, идущий по этому пути, не вел на земле достойной, творческой и прекрасной жизни; напротив, все они разлагались душевно, впадали в общественный беспорядок и смуту и исчезали в духовном небытии» (3).

Далее Ильин делает важное разъяснение: «Вся духовная культура возникает лишь из того и благодаря тому, что человек не ограничивает себя чувственно-внешним опытом, не отводит ему ни исключительного, ни хотя бы преимущественного значения, но, напротив, признает основным и руководящим духовный опыт, из него живет, любит, верует и оценивает все вещи, а следовательно, им же определяет и последний смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта, т. е. сперва обретает «внутри себя» Божественное начало, а затем представляет ему водительство во всей внешней жизни» (3).

Удивительно точно сказано о главном - духовный опыт, с помощью которого формируется благочестие, признается основным и руководящим в создании и сохранении культурных традиций. Каким образом накапливается духовный опыт? В процессе духовной жизни, включающей в себя соблюдение молитвенных правил, участие в Литургиях, посты, чтение духовной и культурно-исторической литературы, понуждение себя к исполнению евангельских заповедей. Интенсивная духовная жизнь, изучение и осмысление исторических свершений и культурных достижений применительно к современным проблемам общества требует поиска механизмов сохранения традиций. Славянофилы для этого использовали салоны, на встречах в которых обсуждали и создавали такие механизмы.

Жизнь московских салонов в 30-40-е годы XIX века была расписана по дням недели. В воскресный вечер неизменно собирались в доме А.П. Елагиной - матери братьев Киреевских. В понедельник с утра спешили к П.Я. Чаадаеву на Ново-Басманную, по вторникам приглашал друзей поэт Н.М. Языков. По средам гостей принимали супруги Киреевские, по четвергам в собственном доме на Рождественском бульваре давала званые обеды поэтесса Каролина Павлова, по пятницам принимали Свербеевы, по субботам съезжались к столу хлебосольных Аксаковых. Кроме того, гостей принимали еще и Погодин, и Хомяков, и Кошелев... «Беседы наши были самые оживленные, - вспоминал А.И. Кошелев, - тут высказались первые начатки борьбы между нарождавшимся русским направлением и господствовавшим тогда западничеством» (4).

Анализ исторических примеров русской самоорганизации - опыта создания ополчения Мининым и Пожарским, информационного поля работ славянофилов, православного трудового братства Н. Н. Неплюева, трудовых коммун А.С. Макаренко и ряда другихисторических примеров показывает, что опора на традиции была обязательным условием для последующего успешного социокультурного творчества (5).Во всех этих примерах духовными основаниями успешной самоорганизации хранителей русского самосознания выступили идеалы благочестия, на основе которых происходило объединение их носителей (5).

Оказывается, результативность сохранения культурной традиции определяется не финансовыми вложениями и количеством мероприятий, как считают многие, а работой над укреплением и возрастанием потенциала благочестия носителей и хранителей русских традиций. И пока сохраняются идеалы благочестия в сознании хранителей, сохраняются и культурные традиции - дух создает и поддерживает новые формы бытия.

Валерий Бухвалов

_____________________________________

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Зеньковский В. История русской философии. А. С. Хомяков\
http://www.rl-critic.ru/histeo/khomyak.html

2. ПреподобныйМакарийВиликий Поучения\
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/pouchenija/

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления\
https://royallib.com/book/ilin_ivan/put_duhovnogo_obnovleniya.html

4. Киреевский И.В. Разум на пути к истине\
https://www.libfox.ru/358037-ivan-kireevskiy-razum-na-puti-k-istine.html

5. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония. - СПб, «Царское дело», 2013 \
http://www.golden-ship.ru/load/za_veru_carja_i_otechestvo/russksimf/43-1-0-1435



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30