Говоря словами из доклада Ольги Владимировны Кораблёвой, учителя русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 104», не остается сомнений, что православная книга - это средство оздоровления общества на фоне духовного обнищания современного мира с его ложными сиюминутными ценностями и бездуховными гедонистическими (удовольствие является смыслом жизни) жизненными ориентирами и предпосылками. А говоря проще, православная книга - верный ценностный ориентир по жизни.
Слушать выступления священнослужителей полезно, замечаю я, учитель БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». Наблюдая за тем, сколько в аудитории, скажем, на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений присутствует педагогов, я, прежде всего, смотрю на их одухотворённые лица. Они внимательно слушают, и конспектируют в блокнотах. Вращаясь в рабочем круге одного места, педагоги не получают и не обмениваются должным опытом. Поэтому нужно сказать большое спасибо тем специалистам Омской епархии, которые занимаются организацией подобных мероприятий. Это Светлана Петровна Баранцева, Тамара Викторовна Похитайло, Юлия Александровна Селионова и другие. Стараются также педагоги воскресных школ, приглашая на образовательные площадки родителей.
Перед входом в зал Омской Духовной семинарии всегда выставка книг православной литературы. Журналов, сборников, изданных по итогам работы различных площадок, организованных Омской епархией и Департаментом образования Администрации города Омска. Душеполезную литературу, кстати, могут и посоветовать в самих храмах, стоит обратиться к священнослужителю.
Говоря с детьми, дошколятами или школьниками, стоит им чаще напоминать о том, что «Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодёжи, а значит - зависит наше будущее». Слова Митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя издательского совета Русской Православной Церкви, Ольга Владимировна передаёт дословно.
Где как не на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений нужно говорить о том, как сформировать духовно-нравственные ценности у личности в системе школьного образования. Здесь присутствуют педагоги из разных школ города и области.
Своё выступление Ольга Владимировна начинает словами академика Д.С.Лихачёва:
- «Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым».
Как понимает необходимость православной литературы собственно Ольга Владимировна Кораблёва?
- Православная литература настраивает человека на духовное, на спасение души и показывает пути духовного совершенствования, - рассказывает учитель. - Что мы понимаем под термином «православная литература»? В первую очередь, он обозначает конфессиональную принадлежность определённого литературного течения, указывает на его источник, на соотнесённость его духовного содержания с ценностями православия, его веро- и нравоучением. Этим отличается литература православная от литературы о православии и литературы православных писателей и мыслителей.
Какие виды православной литературы бывают?
- Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид - литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе. Затем мы можем говорить об агиографии - жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, всё, что издревле составляло атрибутику православного человека. Детская православная литература.
Проанализировав программу по литературе для школы, Ольга Владимировна видит, что православная литература почти исключена из программы.
- Так в 5-6 классе идёт знакомство с древнерусской литературой, развитие представлений о русских летописях, отражение народных идеалов в летописях. Это произведения «Подвиг отрока киевлянина...», «Сказание о Белогорском киселе», я предлагаю детям познакомиться со святочным рассказом: Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», А. И. Куприн «Чудесный доктор», Г-Х. Андерсен «Девочка со спичками».
7 класс - более детальное изучение «Повести временных лет»: «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данные произведения помогают понять нравственные заветы Древней Руси, соотнести их с современными этическими нормами.
8 класс - Житие как жанр древнерусской литературы. Знакомство с жизнью святых (Александр Невский, Сергий Радонежский). Основная задача - показать, что Святые - это не вымысел и не фантазия, а реально жившие люди, показать ученикам образ их жизни, наполненный принципами нравственности.
9 класс - «Слово о полку Игореве». Основное направление при изучении - это историческая основа повести, богатство жанров, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, «Золотое слово Святослава» - идея объединения русских земель.
10-11 класс - это темы, образы религиозной литературы в произведениях русских и зарубежных писателей.
С чего же нужно начинать православное чтение человеку вообще?
Так после прочтения статьи в Омских епархиальных ведомостях об иерее Воскресенского военного собора отце Анатолии (Анатолии Васильевиче Добровольском) «От службы к служению...», автор Тамара Путинцева, ученики школы № 104 захотели лично познакомиться с батюшкой, поздравить с днём вывода войск из Афганистана, с днём защитника Отечества, рассказать о движении Юнармии, в котором принимают участие, задать вопросы, стать ближе к основам православия.
Чтение детских журналов подталкивает учеников школы 104 принять участие в литературном конкурсе «Милосердное лето», организованным Донским ставропигиальным монастырем, также становится традицией ежегодное участие педагогов в Этических, Ефремовских чтениях, участие школы в проекте «Святыни и святые земли Омской».
Ольга Владимировна напоминает слушателям духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
- человеколюбие
- справедливость
- честь
- совесть
- воля
- личное достоинство
- вера в добро
- стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и свои.