Человек получил возможность исцеления и спасения именно Крестной смертью Спасителя, совершенной по Жертвенной Любви, а
не просто восстановлением Им падшего
естества в Самом Себе. При этом понятие искупительной жертвы Иисуса Христа
совершенно не требует представления о Боге, как о некоем тиране, которому
необходимо заплатить кровью собственного Сына за нанесенное оскорбление. «Ибо
так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий
в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.
3: 16).
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4-6).
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
В различных теориях искупления по-разному говорится о соотношении в деле спасения человека искупительной жертвы Иисуса Христа, Его жертвенного подвига и исцелении Им падшей природы. Так «нравственная теория искупления, появившаяся в результате критики юридической теории и в противовес ей, как любая теория, выступающая в противовес другой, сильна критикой юридической теории, оттенением ее неудачных сторон, но слаба положительным содержанием. Жертвенный подвиг Спасителя мира в ее устах - более показательный образец указуемый нам Христом жизни, чем существенным образом спасающая нас и необходимая для нашего спасения Голгофская жертва» (1:90 со ссылкой на: Богословские труды. - М.: издание Московской патриархии, Вып. 12. - С. 39-40).
Иеромонах Симеон (Гаврильчик) говорит, что «в последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом - до грехопадения или после? (при этом наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой Бог Слово при воплощении воспринял в Свою ипостась падшее человеческое естество [1], которое в Себе Самом и исцелил. Смысл Боговоплощения переносится с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы) (выделено - П.Д.)» (2:110).
Отметим, что человек получил возможность исцеления и спасения именно Крестной смертью Спасителя, совершенной по Жертвенной Любви, а не просто восстановлением Им падшего естества в Самом Себе. Как пишет архиеп. Аверкий: «диавол надеялся, что ... Иисус ... оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, сойдет с креста или призовет Илию спасти Его (Мф. 26:53; 27:40,49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божия не осуществилось бы» (архиеп. Аверкий) (3:75).
При этом Крестная Добровольная Смерть Иисуса Христа, в соответствии со Священным Писанием:
● исцелила нас: «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5), «ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2:24);
● очистила нашу совесть: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13,14);
● примирила с Богом: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10), «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор. 5:19), «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20»);
● была необходима для уничтожения греха: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26), «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:10);
● явилась жертвою (жертвою умилостивления, жертвою за грех): «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24,25), «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17), «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27), «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2), «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10), «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3), «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5 2), «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26), «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16);
● явилась нашим оправданием: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9);
● явилась нашим искуплением: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28, Мк. 10:45), «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Петр. 1:18 - 20), «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24,25), «От Него и вы во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор. 1: 30), «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20; 7:23), «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5), «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:12-14), «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех» (1Тим. 2:5,6), «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11,12), «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:5), «Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:9).
Приведем по данному вопросу также и цитаты из святоотеческого учения и религиозной философии:
«Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связывая нас воедино» (свт. Григорий Богослов) (4:182);
«Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, не сделал никакого греха (1Петр. 2:22), берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), не было лжи в устах Его (Ис. 53:9), не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5:12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас. Ибо пред Ним (т.е. Отцем) мы погрешили, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, бывший за нас, и чтобы мы, таким образом, были освобождены от осуждения; ибо кровь Господа была принесена никак не тирану. Итак, смерть приходит, и, поглотив телесную приманку, пронзается удою божества, и, вкусив безгрешного и животворящего тела, погибает и отдает назад всех, которых некогда поглотила. Ибо, подобно тому как тьма через привведение света уничтожается, так и тление через прикосновение жизни прогоняется, и для всех возникает жизнь, а для погубителя - гибель» (св. Иоанн Дамаскин) (5:266,267);
«"Почему, - спрашивает Григорий Богослов, - почему Кровь Сына была приятна Отцу, Который не захотел принять иска, принесенного в жертву Авраамом, но заменившему эту человеческую жертву овном?" ... И Григорий Богослов заключает: "Не очевидно ли, что Отец принимает эту жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было чтобы человек освятился человечеством Бога, нужно было, чтобы Сам Он освободил нас, победив тирана собственной Своей силой, чтобы снова Бог призвал нас к Себе через Своего Сына, посредника, все совершающего во славу отца, Которому Он во всем послушен ... Остальное же да будет почтено молчанием"» (цит. по 6:285);
«Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения не только расторгнутого злом, но без участия самого человека и не восстановимого ... Так смерть Христова устраняет преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом, а Его воскресение вырывает у смерти ее "жало". Бог нисходит в меонические бездны, разверстые в творении грехом Адама, чтобы человек смог восходить к Божеству ... Искупление, самое средоточие домостроительства Сына, нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Он никогда не изменялся; целью его всегда оставалось совершенно свободное соединение с Богом личностных существ - людей и ангелов, ставших во всей полноте ипостасями космоса земного и космоса небесного. Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обóжения людей и через них - всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения - изменения не самой цели, а образа Божественного действия, Божественной "педагогики". Грех разрушил первоначальный план - прямое и непосредственное восхождение человека к Богу. В космосе открылся катастрофический разлом; надо уврачевать эту рану и "возглавить" потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново, - таковы цели искупления ... Долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный диаволу; два эти образа полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих. Богословие, обедненное рационализмом, не принимает этих предложенных отцами образов и неизбежно теряет космологическую перспективу подвига Христа. Но мы должны, напротив, расширять наше понимание искупления. Ведь в нем отнимается власть не только у демонов, но, в каком-то смысле, и у ангелов: во Втором Адаме Сам Бог непосредственно соединяется с человечеством, приобщая его к Своему безмерному превосходству над ангелами. Искупление есть реальность величайшая, распространяющаяся на всю совокупность космоса как видимого, так и невидимого. "Суд над судом" примиряет падший космос с Богом. На кресте Бог простирает руки человечеству, и, как пишет святой Григорий Богослов, "несколько капель крови восстанавливают всю вселенную"» (В.Н. Лосский) (6:262,280,284).
«Увидим Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной его славе - Того, Который за нас так страшная пострадал и поносною смертию умер, и тако нас от смерти избавил» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 7:50 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 4. С. 63);
«Он не златом и сребром и не иною какою ценою, но честною Своею кровию искупил тебе от смерти вечныя; что разсуждая, неотменно убедишися благодарить Его от чистаго сердца, и от благодарности угождать Ему, яко своему великому благодетелю» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 7:29 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 4. С. 28).
Таким образом, перенесение смысла Боговоплощения с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы, морально-нравственный пример послушания, а также другие факторы, является необоснованным.
Вместе с этим, восстановление (исцеление) падшего естества (падшей природы) человека имеет основополагающее значение в контексте его спасения. Так патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Церковь наша видит во Христе не пассивное лишь орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества и называет его вторым Адамом». По словам В.Н. Лосского: «Тайна нашего искупления завершается тем, что отцы называют восстановлением нашей природы Христом и во Христе» (8).
В контексте спасения смерть Христа имеет также и «заместительный характер», поскольку Он «берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) и «умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор. 15:3). Об этом же говорится и в других стихах Нового Завета: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Петр. 2:24); «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти» (1Петр. 3:18); «Христос пострадал за нас плотию» (1Петр. 4:1); «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8); «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32); «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15); «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:25); «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28); «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем» (Ис. 53:5).
Также необходимо отметить, что исцеление и спасение человеческого рода произошли только в потенции. Человечество автоматически не исцелилось и автоматически не спаслось. Ведь, как известно, для спасения нужно соединение (синергия) двух воль: Бога и человека. Ибо, как учит свт. Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас», и «по отеческому выражению, "если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой"» (В.Н. Лосский) (6:107).
Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока Ему отворят (Отк. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Иначе говоря, принять Таинство Крещения, соединиться с Богом, начать праведную жизнь и наследовать Царство Небесное или продолжать утопать в обольстительных похотях, соединиться с ними, вести грешную жизнь и наследовать мрачное царство ада.
По вопросу необходимости смерти Иисуса Христа для спасения мира В.Н. Лосский отмечает, что «не следует, действительно, представлять себе Бога ни конституционным монархом, подчиняющимся какой-то Его превосходящей справедливости, ни тираном, чья фантазия - закон вне всякого порядка и объективности. Справедливость не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы ... Для Сына дело не в том, чтобы чинить какой-то убогий суд, доставив бесконечное удовлетворение не менее бесконечной мстительности Отца ... Христос не чинит правосудия, но его являет; Он являет то, чего Бог ждет от творения - полноту человечности» (6:284,285).
При этом в деле спасения человека участвуют все Лица Пресвятой Троицы, ибо: Отец послал Сына Спасителем миру (1Ин. 4:14); Единородный Сын воплотился от Духа Святого и Марии Девы и соделался человеком (Символ веры) и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1Петр. 2:22-24); Дух Святой очистил Деву, даровал Ей силу для принятия и рождения божества Слова (1:194), подает нам благодать для очищения, противления греху и спасения. По словам В.Н. Лосского: «Несомненно, Божественное домостроительство принадлежит Божественной воле, воля же Пресвятой Троицы едина; несомненно также, что спасение мира есть единая воля Трех ... Но эта общая воля осуществляется каждым Лицом различно: Отец посылает, Сын проявляет послушание, Дух сопровождает и содействует, благодаря Ему Сын входит в мир» (3: 262).
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ливерий Воронов, док. богословия, проф. Догматическое богословие. Изд. 2-е. - Клин, Христианская жизнь, 2002.
2. Симеон (Гаврильчик), иер. О домостроительстве нашего спасения: Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.
3. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие: Рук-во к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2000.
4. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.
5. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.
6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).
7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.
8. Лосский В.Н. Искупление и обожение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/osnovnoe_bogoslovie/losskiy_v_iskuplenie_oboj, свободный.
______________________________
[1] По вопросу образа воплощения Сына Божьего Иеромонах Симеон Гаврильчик отмечает: «совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа - духу и все силы души были устремлены к Богу, не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных ... после грехопадения природе человека уже присущи как укоризненные, так и безукоризненные страсти, страстное рождение» (2:112,114).
8. Ответ на 7., р.Б. Алексий:
7. Ответ на 5., М.Яблоков:
6. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа
5. Ответ на 4., Мир_Вам:
4. Ответ на 1., М.Яблоков:
3. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа
2. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа
1. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа