«Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть»
свт. Игнатий Брянчанинов
40 спасительных дней Великого поста уже позади. Это было самое благоприятное в году время для углубленной работы над собой, принесения покаяния, искупления грехов, изменения к лучшему своей жизни.
До Пасхи осталась страстная седмица, наше шествие за Христом, идущим пострадать ради нас, чтобы избавить от временных и вечных страданий весь человеческий род.
Оглядываясь на прожитые 40 дней, мы видим несоответствие нашей жизни тому замыслу, который мы имели перед началом поста.
О наших планах на пост: Перед выходом на пост многие замышляли поститься каким-то определенным образом в отношении:
а) улучшения режима дня,
б) исполнения запланированных дел,
б) режима питания,
в) молитвенного делания,
г) посещения храмового богослужения,
д) Исповеди и Причащения,
е) полезного духовного чтения, общения, совета и пастырского наставления,
ё) ограничения или прекращения просмотра телевизора, «зависания» в соцсетях, уменьшения количества телефонных разговоров и т.д.
О наших ожиданиях от себя: Многие намеревались преодолеть постоянную мысленную жвачку, рассеянность, несобранность при молитве, скупость, алчность, зависть; стремление к материальному преуспеянию и многие другие мысли, чувства и желания, которые одолевают нас в повседневной жизни.
Кроме того, с помощью поста и молитвы мы хотели углубить покаянное чувство, искоренить греховные привычки, примириться и простить всех своих обидчиков, не помнить зла и не иметь ни на кого обиды, и еще много-много чего...
* * *
Теперь нам важно подвести некоторые итоги прожитых дней и увидеть, что получилось, а что нет.
Пусть каждый спросит себя:
Еще до начала самого Великого поста, а затем до 5-й недели в посту, за богослужением мы слышали призыв св. Церкви: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».
Желал и искал ли я этого, отозвался ли искренне, с сердечным участием на этот призыв, анализируя итоги своего поста?
Всех ли своих обидчиков я простил(а), со всеми ли примирился? Остались ли у меня с кем-то натянутые, неприязненные или враждебные отношения? Смог ли я первым пойти на примирение и сказать от сердца «прости»? Или чувствую в холодном сердце непреодолимый затор?
Отличался ли у меня период поста, от обычного непостного времени? В чем было его главное отличие? (Обозначьте для себя: не в гастрономическом ли только отношении... или в чем-то еще?).
Воплощал ли я Евангельские условия поста?
Удалось ли мне достичь всепрощения и примирения?
Ради Бога или ради себя и своих эгоистичных установок я постился? Совершал ли я пост в тайне, или рассказывал о нем и тщеславился перед людьми?
Приумножил ли я дары благодати (богатея в Бога), или земные приобретения и накопления?
Уклонялся ли я от всякого рода зла (злых помыслов, чувств, намерений, желаний, слов, подлых поступков)? Стал ли я хоть немного более бесстрастным?
Удалось ли мне ослабить действие часто повторяющихся страстей, грехов и греховных привычек?
Удалось ли мне изжить ту или иную нехорошую привычку, хотя бы одну?
Делал ли я, что-либо доброе для других? Кому я приписывал эти добрые дела - себе или Богу? Не говорил ли я о них всем и каждому с тонкой похвальбой?
Стал ли я более добрым, спокойным, тихим, мирным, кротким? Или продолжаю быть резким, жестким, душевно глухим и черствым?
Стал ли я более дружелюбным и отзывчивым? Более внимательным и терпеливым?
Стал ли я более щедрым? Победил ли в себе скупость, жадность, корыстолюбие?
Стал ли я более милосердным, сострадательным, слышащим нужды других людей, откликающимся на эти нужды и просьбы, или так и продолжаю проходить мимо, не вникая в нужды других людей, не проникаясь их проблемами, думая только о себе и о своем, живя во имя свое, во славу свою?
Стал ли я получать меньше укоров и замечаний от других людей?
Стал ли я более молитвенным и трезвенным?
Стал ли я более собранным и дисциплинированным?
Повысилась ли у меня степень ответственности и жертвенности за время поста?
Сохранял ли я более ревностно Заповеди Божии Ветхого и Нового Завета?
Следовал ли я принципам Богоугодного поста, о которых узнал на занятиях?
Следовал ли я полученным на пост благословениям, наставления и советам?
Избавился ли, я согласно молитве преподобного Ефрема Сирина, от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия?
Обрел ли я дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви?
Стал ли я больше замечать и сетовать о своих грехах, чем видеть грехи других?
Стал ли я более сдержанным и рассудительным в словах, согласно молитве: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3).
Стал ли я более правдивым, искренним и честным в словах и отношениях с другими, испрашивая в молитве: «Не уклони Господи сердце мое в словеса лукавствия...» (Пс. 140:4), даже при исповеди, для оправдания греховных дел своих.
Стал ли я более радостным, или более угрюмым, сердитым и недовольным?
Стал ли я чище, ведь плод поста - это очищение души и тела.
* * *
Зададим себе, для самоанализа ряд показательных вопросов.
Сербский старец, архим. Фаддей Витовницкий написал книгу с названием «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь...». Помня о том, что наши мысли проекционно влияют на нашу жизнь, её характер, направленность и содержание, зададим себе вопрос:
О ком и о чем я больше всего думал и размышлял во время поста?
Чего я больше всего желал в дни поста?
Кому и чему в дни В/поста я больше уделял внимания?
- Богу, детям, другим людям (в заботе о них или праздных разговорах с ними) или себе (для уединения, молитвы, богомыслия, размышлению над собой или другого рода занятий);
- работе, молитве, храмовому богослужению, духовному чтению, ведению дневника, телефонным разговорам, телевизионным передачам, сидением за компьютером или иным делам... и увлечениям.
К кому и к чему я больше всего стремился?
«К кому и к чему устремляемся, тому и уподобляемся»
«Прилепляющийся к Господу, один дух с Господом» (1Кор. 6:17).
«Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф.6:21);
Кому и чему я больше всего посвящал своего времени?
Богу ли, ради нас идущему пострадать?;
Ближним ли, откликаясь на их нужды и просьбы или себе, своим делам, интересам, увлечениям и развлечениям?
О ком и о чем я больше всего полагал свои заботы?
«Человек познается по тому, кого и как он любит»
О стяжании благодати через улучшение качества духовной жизни;
О приобретении материальных средств, земных благ, социального статуса;
О нуждах и просьбах обратившихся ко мне.
* * *
Итоги и выводы: Честно ответив на поставленные вопросы, каждый может увидеть свои упущения...
Очень важно понять, почему мы, желая жить определённым образом, живем по-другому? Желая поститься определенным образом, постимся не так как хотели; нас что-то сносит и заносит.
Апостол Павел пишет: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Хочу поступать по справедливости и совести, а поступаю по страсти, самости, злости, эгоизму.
Не хочу надмеваться, самоутверждаться и превозноситься, но постоянно осуждаю, что является признаком превозношения. Превозношение происходит от самомнения, когда мы считаем себя лучше, правильнее, православнее, умнее, способнее, талантливее других и с высоты самомнения скатываемся до осуждения.
Не хочу тратить драгоценное время жизни впустую, но не могу оторваться от телевизора, компьютера, телефона и т.п.
Господь желает, чтобы мы очистились, избавились, от богопротивных пристрастий, страстей, греховных привычек, навыков, которые часто бывают хроническими, не изживаемыми. У каждого есть такая привычка, которая как бы запрограммировала нас, и ты поступаешь по этой привычке.
Даже с чревоугодием, началом всех других страстей, мы не можем справиться! Не можем отказаться от непотребной в посту пище, пресыщаемся постными яствами, перекусываем между приемом пищи... Не хватает мотивации, не хватает силы воли, не хватает веры, не хватает разумности, совестливости, ответственности, чего-то еще не хватает. И, конечно, не хватает любви - «кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет».
Но не стоит унывать! Как бы ни было велико духовное падение, нет такого греха, которого нельзя изжить покаянием. «Нам оставлено покаяние», - писал игумен Никон, продолжая мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), о том, что подвигом для немощных христиан нашего времени является безропотное терпение скорбей.
Будем помнить о том, что и апостолы изумлялись и вопрошали, видя свою немощь: «так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26). А потому, бросив вызов своим грехам, будем всецело уповать на Бога: ведь только с Его помощью мы сможем освободиться от греховных пут.
И еще, по слову игумена Никона (Воробьева), «успех духовной жизни измеряется глубиной сердечного сокрушения и смирения».
Нет худа без добра. Проанализировав свои упущения, мы хотя бы немного осознаем свое подлинное духовное состояние, и начнем учиться смиряться, признавая себя недостойными каких бы то ни было благ от Бога.
Будем не унывать, а каяться! Да у нас и нет времени на уныние: стольким людям нужно помочь, столько дел переделать!