О планах, ожиданиях, упущениях, итогах и выводах Великого поста

Великий пост 
0
930
Время на чтение 7 минут

 

«Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть»

   свт. Игнатий Брянчанинов

40 спасительных дней Великого поста уже позади. Это было самое благоприятное в году время для углубленной работы над собой, принесения покаяния, искупления грехов, изменения к лучшему своей жизни.

До Пасхи осталась страстная седмица, наше шествие за Христом, идущим пострадать ради нас, чтобы избавить от временных и вечных страданий весь человеческий род.

Оглядываясь на прожитые 40 дней, мы видим несоответствие нашей жизни тому замыслу, который мы имели перед началом поста.

О наших планах на пост: Перед выходом на пост многие замышляли поститься каким-то определенным образом в отношении:

а) улучшения режима дня,

б) исполнения запланированных дел,

б) режима питания,

в) молитвенного делания,

г) посещения храмового богослужения, 

д) Исповеди и Причащения,  

е) полезного духовного чтения, общения, совета и пастырского наставления, 

ё) ограничения или прекращения просмотра телевизора, «зависания» в соцсетях, уменьшения количества телефонных разговоров и т.д. 

О наших ожиданиях от себя: Многие намеревались преодолеть постоянную мысленную жвачку, рассеянность, несобранность при молитве, скупость, алчность, зависть; стремление к материальному преуспеянию и многие другие мысли, чувства и желания, которые одолевают нас в повседневной жизни.

Кроме того, с помощью поста и молитвы мы хотели углубить покаянное чувство, искоренить греховные привычки, примириться и простить всех своих обидчиков, не помнить зла и не иметь ни на кого обиды, и еще много-много чего...

*               *              *

Теперь нам важно подвести некоторые итоги прожитых дней и увидеть, что получилось, а что нет.

Пусть каждый спросит себя:

Еще до начала самого Великого поста, а затем до 5-й недели в посту, за богослужением мы слышали призыв св. Церкви: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».

 Желал и искал ли я этого, отозвался ли искренне, с сердечным участием на этот призыв, анализируя итоги своего поста?

Всех ли своих обидчиков я простил(а), со всеми ли примирился? Остались ли у меня с кем-то натянутые, неприязненные или враждебные отношения? Смог ли я первым пойти на примирение и сказать от сердца «прости»? Или чувствую в холодном сердце непреодолимый затор?

Отличался ли у меня период поста, от обычного непостного времени? В чем было его главное отличие? (Обозначьте для себя: не в гастрономическом ли только отношении... или в чем-то еще?).

Воплощал ли я Евангельские условия поста?

Удалось ли мне достичь всепрощения и примирения?

Ради Бога или ради себя и своих эгоистичных установок я постился? Совершал ли я пост в тайне, или рассказывал о нем и тщеславился перед людьми?

Приумножил ли я дары благодати (богатея в Бога), или земные приобретения и накопления?

Уклонялся ли я от всякого рода зла (злых помыслов, чувств, намерений, желаний, слов, подлых поступков)? Стал ли я хоть немного более бесстрастным?

Удалось ли мне ослабить действие часто повторяющихся страстей, грехов и греховных привычек?

Удалось ли мне изжить ту или иную нехорошую привычку, хотя бы одну?

Делал ли я, что-либо доброе для других? Кому я приписывал эти добрые дела - себе или Богу? Не говорил ли я о них всем и каждому с тонкой похвальбой?

Стал ли я более добрым, спокойным, тихим, мирным, кротким? Или продолжаю быть резким, жестким, душевно глухим и черствым?

Стал ли я более дружелюбным и отзывчивым? Более внимательным и терпеливым?

Стал ли я более щедрым? Победил ли в себе скупость, жадность, корыстолюбие?

Стал ли я более милосердным, сострадательным, слышащим нужды других людей, откликающимся на эти нужды и просьбы, или так и продолжаю проходить мимо, не вникая в нужды других людей, не проникаясь их проблемами, думая только о себе и о своем, живя во имя свое, во славу свою?

Стал ли я получать меньше укоров и замечаний от других людей?

Стал ли я более молитвенным и трезвенным?

Стал ли я более собранным и дисциплинированным?

Повысилась ли у меня степень ответственности и жертвенности за время поста?

Сохранял ли я более ревностно Заповеди Божии Ветхого и Нового Завета?

Следовал ли я принципам Богоугодного поста, о которых узнал на занятиях?

Следовал ли я полученным на пост благословениям, наставления и советам?

Избавился ли, я согласно молитве преподобного Ефрема Сирина, от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия?

Обрел ли я дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви?

Стал ли я больше замечать и сетовать о своих грехах, чем видеть грехи других?

Стал ли я более сдержанным и рассудительным в словах, согласно молитве: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3).

Стал ли я более правдивым, искренним и честным в словах и отношениях с другими, испрашивая в молитве: «Не уклони Господи сердце мое в словеса лукавствия...» (Пс. 140:4), даже при исповеди, для оправдания греховных дел своих.

Стал ли я более радостным, или более угрюмым, сердитым и недовольным?

Стал ли я чище, ведь плод поста - это очищение души и тела.

*              *              *

Зададим себе, для самоанализа ряд показательных вопросов.

Сербский старец, архим. Фаддей Витовницкий написал книгу с названием «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь...». Помня о том, что наши мысли проекционно влияют на нашу жизнь, её характер, направленность и содержание, зададим себе вопрос:

О ком и о чем я больше всего думал и размышлял во время поста?

Чего я больше всего желал в дни поста?

Кому и чему в дни В/поста я больше уделял внимания?

- Богу, детям, другим людям (в заботе о них или праздных разговорах с ними) или себе (для уединения, молитвы, богомыслия, размышлению над собой или другого рода занятий);

- работе, молитве, храмовому богослужению, духовному чтению, ведению дневника, телефонным разговорам, телевизионным передачам, сидением за компьютером или иным делам... и увлечениям.

 

К кому и к чему я больше всего стремился?

  «К кому и к чему устремляемся, тому и уподобляемся»

«Прилепляющийся к Господу, один дух с Господом» (1Кор. 6:17).

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф.6:21);

 

Кому и чему я больше всего посвящал своего времени?

Богу ли, ради нас идущему пострадать?;

Ближним ли, откликаясь на их нужды и просьбы или себе, своим делам, интересам, увлечениям и развлечениям?

 

О ком и о чем я больше всего полагал свои заботы?

«Человек познается по тому, кого и как он любит»

О стяжании благодати через улучшение качества духовной жизни;

О приобретении материальных средств, земных благ, социального статуса;

О нуждах и просьбах обратившихся ко мне.

*                *               *

Итоги и выводы: Честно ответив на поставленные вопросы, каждый может увидеть свои упущения...

Очень важно понять, почему мы, желая жить определённым образом, живем по-другому? Желая поститься определенным образом, постимся не так как хотели; нас что-то сносит и заносит.

Апостол Павел пишет: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Хочу поступать по справедливости и совести, а поступаю по страсти, самости, злости, эгоизму.

Не хочу надмеваться, самоутверждаться и превозноситься, но постоянно осуждаю, что является признаком превозношения. Превозношение происходит от самомнения, когда мы считаем себя лучше, правильнее, православнее, умнее, способнее, талантливее других и с высоты самомнения скатываемся до осуждения.

Не хочу тратить драгоценное время жизни впустую, но не могу оторваться от телевизора, компьютера, телефона и т.п.

Господь желает, чтобы мы очистились, избавились, от богопротивных пристрастий, страстей, греховных привычек, навыков, которые часто бывают хроническими, не изживаемыми. У каждого есть такая привычка, которая как бы запрограммировала нас, и ты поступаешь по этой привычке.

Даже с чревоугодием, началом всех других страстей, мы не можем справиться! Не можем отказаться от непотребной в посту пище, пресыщаемся постными яствами, перекусываем между приемом пищи... Не хватает мотивации, не хватает силы воли, не хватает веры, не хватает разумности, совестливости, ответственности, чего-то еще не хватает. И, конечно, не хватает любви - «кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет».

Но не стоит унывать! Как бы ни было велико духовное падение, нет такого греха, которого нельзя изжить покаянием. «Нам оставлено покаяние», - писал игумен Никон, продолжая мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), о том, что подвигом для немощных христиан нашего времени является безропотное терпение скорбей.

Будем помнить о том, что и апостолы изумлялись и вопрошали, видя свою немощь: «так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26). А потому, бросив вызов своим грехам, будем всецело уповать на Бога: ведь только с Его помощью мы сможем освободиться от греховных пут.

И еще, по слову игумена Никона (Воробьева), «успех духовной жизни измеряется глубиной сердечного сокрушения и смирения».

Нет худа без добра. Проанализировав свои упущения, мы хотя бы немного осознаем свое подлинное духовное состояние, и начнем учиться смиряться, признавая себя недостойными каких бы то ни было благ от Бога.

Будем не унывать, а каяться! Да у нас и нет времени на уныние: стольким людям нужно помочь, столько дел переделать!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Зелененко
Жить – Богу и людям служить
О многогранном служении святого праведного Иоанна Кронштадтского
19.06.2024
О двух судьбоносных победах
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
17.04.2020
Свое сердце и жизнь он посвятил служению Богу и людям
К девятому дню кончины протоиерея Анатолия Мороза (15.10.1930 – 13.01.2020)
20.01.2020
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…
О спасительном значении прихода в мир Богомладенца – Иисуса Христа
14.01.2020
Все статьи Протоиерей Александр Зелененко
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 22:24
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 21:44
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23