«Это хвастовство - губитель всего»

Пророческое предостережение от Гоголя. К 210-летию со дня рождения

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1297
Время на чтение 7 минут

 

 

«...взыщи́те Бо́га, и жива́

бу́детъ душа́ ва́ша»

(Пс. 68, 33)

 

Свою знаменитую речь о Пушкине (1880) Достоевский начал цитатой: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое...» -  и  завершил ее  словами: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и безспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (5; Т. 26, С. 136, 149). Сказанное Достоевским о Пушкине в полной мере можно отнести и к Гоголю. Феномен тайны в его жизни и творчестве занимает значительное  место.

Одна из главных тайн гоголевского творчества связана с комедией «Ревизор», первыми постановками которой  и восприятием ее зрителями автор остался недоволен. В «Развязке Ревизора», написанной в 1846 г.,  Гоголь сравнивает свою комедию с загадочной «запертой шкатулкой». На настойчивые требования совопросников подать «ключ» для ее разгадки первый комический актер (Михаил Семенович Щепкин) отвечает: «Ключ? Да примете ли вы, господа, этот ключ? Может быть, швырнете его прочь вместе с шкатулкой?» И далее открывает «небольшую тайну этой пьесы»:

«Нашел я этот ключ, и сердце мое говорит мне, что он тот самый... и душа моя говорит мне, что не мог иметь другой мысли сам автор. Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного... Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произнесет над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед которыми и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: «Да разве у меня рожа крива?»

Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба...  Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад» (4; Т. 3-4, С. 491-493).

Призыв взглянуть «хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей» имеет духовную связь с эпиграфом пьесы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», который появился в 1842 году, спустя шесть лет после премьеры. Какое зеркало имел в виду Гоголь, чтобы увидеть свою кривую рожу? Как небезосновательно утверждает  Воропаев В. А.  (3; С. 142-152, 158-159), Гоголь был очень начитан в святоотеческой литературе. Его выписки из святых отцов, сделанные зимой 1843/44 года, свидетельствуют: духовным зеркалом, в котором отражается истинная природа человека, является   Евангелие (шире - Священное Писание и Предание).

Безусловно, призыв посмотреть на себя в духовное зеркало Гоголь как православный христианин обращал и к самому себе.  В заметке о «значении прирожденных страстей» (на полях заключительной XI главы I тома «Мертвых душ») он делает следующее признание: «Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей - теперь, когда я стал умнее, глубоко сожалею о „гнилых словах", здесь написанных. <...> Здравую психологию и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хитро сплетенной немецкой диалектике молодые люди, - не более как призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимание природы души» (4; Т. 6, С. 258).

В главе XVIII «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголь объясняет причину сожжения в начале июля 1845 года второго тома «Мертвых душ» и предостерегает соотечественников от страшной духовной болезни: «Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу. <...> Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет. Оно возбудит только одну пустую гордость и хвастовство. Многие у нас уже и теперь... стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство - губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. Наилучшее дело можно превратить в грязь, если только им похвалишься и похвастаешь. А у нас, еще не сделавши дела, им хвастаются! Хвастаются будущим! Нет, по мне, уже лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе. В первом случае человек, по крайней мере, увидит свою презренность, подлое ничтожество свое и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем все из глубины ничтожества; в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к ч...ту, отцу самонадеянности, дымным надмением своих доблестей надмевающему человеку» (4; Т. 6, С. 86-87).

Примечательно, что в выписках Гоголя из творений святителя Иоанна Златоуста есть изречение: «Ты лучше других? Молчи же, если хочешь <и> остаться лучшим. Похвастался, потерял все. Ты ли можешь сказать о другом: несмь якоже сей святотатец? И с этим словом не потеряешь ли ты вдруг <всего>, если что <и> имел хорошего? Если хочешь прославиться, презирай славу, и будешь славнее всех» (4; Т. 9, С. 125).

Опасность хвастовства, становящегося привычкой и укореняющегося в человеческой природе и народном характере, заключается еще и в том, что люди, сами склонные к хвастовству, начинают воспринимать его за «чистую монету». «Это хвастовство - губитель всего» как пошлое выражение гордости (в том числе и в «возвышенно»-мечтательном его проявлении) ведет к погибели (см.: Притч. 16, 18). Оно может привести и нас к принятию «сына погибели» (2 Сол. 2, 3), подобно чиновникам из гоголевской комедии, которые вместо настоящего  Ревизора приняли хвастуна  Хлестакова, явившегося - по мнению ряда исследователей - пародийным прообразом антихриста. Финальная же «немая сцена» комедии, по замыслу автора обернувшейся трагедией, есть символическая картина Страшного Суда. 

На мысль о возможности такой  «неожиданной» развязки нашей жизни наводит и разъяснение святителем Иоанном Златоустом смысла всей  мировой истории: «Бог ни от чего так не отвращается, как от гордости. Потому-то Он еще изначала все устроил так, чтобы истребить в нас эту страсть. Для этого мы сделались смертными, живем в печали и сетовании; для этого жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой» (7; Т. 7, С. 671). Поэтому «если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения»  (7; Т. 1,  С. 190). Следовательно, важнейшая задача, стоящая перед человечеством во все времена его земного странствования - это искоренение гордости  и приобретение кротости и смирения (Мф.11:29) для спасения вечного. Но она, к сожалению, упрямо им игнорируется.

«Бог всяческих», говорит блаженный Феодорит, «неучеными победил ученых, нищими богатых, и рыбарями уловил вселенную». Для чего это нужно было? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор.1, 29), - чтобы смирить всякую гордость и надменность, чтобы показать, что мы не можем спастись сами собою, что христианство это - путь спасения через смирение» (2; С. 551). Другого пути спасения нет. До тех пор нас будет смирять Господь Бог, пока мы не научимся смирению, а если не научимся - погибнем.

Старший современник Гоголя святитель Филарет Московский так характеризовал дух века сего: «В наше время мы много хвалимся, и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться» (6; С. 35). Пренебрежение духовными законами чревато для общества и государства разрушительными последствиями (особенно очевидными в нашем Отечестве за период после 200-летия со дня рождения Гоголя).  Проблема воздействия этих законов на частную и государственную жизнь требует (в целях безопасности) не только более основательного изучения, но - прежде всего - глубокого их усвоения.

В предсмертном напутственном слове «Друзьям моим» Гоголь напоминает нам о единственной «двери» (Ин. 10, 9), через которую можно войти в жизнь вечную: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник" (4; Т. 6, С. 414). Дай, Бог, чтобы мы обрели эту спасительную дверь и по духовному нерадению не променяли «ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19): кротость, смирение, покаяние - на бесовскую отмычку в преисподнюю: хвастовство и сатанинскую гордость.

 

Список использованных источников:

1.     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

2.     Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2000.

3.     Воропаев В. А. Гоголь над страницами духовных книг: Научно-популярные очерки. М., 2002.

4.     Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. М., 2009.

5.     Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1971-1990.

6.     Сборник мыслей и изречений Митрополита Московского Филарета. - Саратов, 1996.

7.     Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста.  В 12 т. СПб., 1895-1906.

Терлецкий Александр Дмитриевич

(г. Симферополь)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Гоголь - гений

Гоголь - гений. И бюрократию великолепно описал,и бесценные вИдения духовной сферы...
Исидор / 01.04.2019, 18:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дмитриевич Терлецкий
Есть у революции начало - будет революциям конец
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
16.06.2017
Что делать, если «телегу жизни» и литературы водит бес?
К 50-летию Александра Дмитриевича Терлецкого
16.09.2011
«В Европе выгода - у нас жертва»: Ф.М.Достоевский о европейской цивилизации и России
Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть»
28.03.2011
Все статьи Александр Дмитриевич Терлецкий
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин
Стихи
05.06.2025
День памяти Государыни Императрицы Марии Александровны
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Тверского Ивана Михайловича, литератора А.К.Барсова, композитора С.И.Давыдова, историка Н.М.Карамзина, адмирала И.С.Сульменева и генерала С.А.Хрулева
04.06.2025
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2025
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Русский Иван
05.06.2025 21:57
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Русский танкист
05.06.2025 21:54
Основные причины громких диверсий
Новый комментарий от Русский Иван
05.06.2025 21:17
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.06.2025 20:27
Перл-Харбор или пощёчина?
Новый комментарий от РОНОЛ
05.06.2025 20:13
ФСБ рассказала о российских преподавателях, сотрудничавших с Лондоном
Новый комментарий от Могилев на Днепре
05.06.2025 16:41