«Не нам, Господи, не нам, но
Имени Твоему даждь славу...»
Пс. 113, 9
В этом году «день независимости» России (20-летняя годовщина) совпал с Днем Святой Троицы - рождением Христианской Церкви. В свете этого великого Православного Праздника - сошествия Святого Духа на апостолов - отчетливее видна иная духовность, все плотнее окутывающая души русских людей, расслабленных непрерывными демократическими преобразованиями. «Плоды» этих «преобразований» очевидны для всех, кто еще не совсем духовно ослеп. Менее распознаваема та «новая» духовность, которая часто любит прикрываться патриотическим покровом. Показательным примером такой духовности является нынешний государственный гимн «независимой» России. Вот - для наглядности - его текст:
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев: <...>
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: <...>
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Каково назначение государственного гимна? - «Государственный гимн - это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Национальные гимны точнее всего отражают характер нации. Гимн - символ государства, он отражает духовный настрой общества, это краткое изложение национальной и державной идеи народа». То есть, гимн выражает дух народа, который определяет его историческое бытие и вечную участь.
В свое время Ф.И.Тютчев в статье «Россия и революция» (1848) писал: «Русский народ - христианин не только в силу Православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг Христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции; это ее особенный, отличительный характер. <...> чувство смирения и самоотвержения, составляющее основу Христианства, она намерена заменить духом гордости и превозношения...» (Ф.И. Тютчев. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999. С. 132-133).
Удивительно не то, что сейчас находятся люди (без Бога в душе и Царя в голове), которые предлагают убрать из гимна России слово «Бог»: они боятся Его как бес ладана. Больше удивляет то, что настоящий гимн - насквозь пропитанный духом гордости и самохвальства - кажется приемлемым и для многих православных, ведь в нем звучат «дорогие для каждого Христианина слова: «Хранимая Богом родная земля!». Но слова эти в данном духовно-смысловом контексте прежде всего вызывают недоумение: будет ли хранима Богом земля, народ которой исполнен чувства гордости (за страну, а следовательно - и за себя)? Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (см.: Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5).
Но - странное дело - вместо духа жертвенной любви, искони присущего русскому народу, ему почему-то навязчиво прививают чувство гордости (за свою страну, свою историю, свою веру и т.д.). И это чувство, неизбежно переходящее в чувство гордости за себя, может свести на «нет» всю его жертвенность. Ибо, по слову апостола, даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», потому что «любовь не превозносится, не гордится...» (1 Кор. 13, 3-4). Воспитанием в народе чувства гордости[1] Россия не может возродиться по той простой причине, что дух гордости (от которого «и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым»[2]) по своей сатанинской природе есть дух разделяющий, разрушительный и погибельный.
Все несчастья России спровоцированы этим гордым сатанинским духом. От княжеских междоусобиц, повлекших за собой монголо-татарское иго, до нынешних распрей и вражды в стане русских патриотов, позволяющих врагам Христовым удерживать демонократическое иго на Русской Земле.
К сожалению, мы без должного внимания и серьезности относимся к духовным законам, данным Богом всему человеческому роду, а не только монахам-подвижникам. Зато бесы их хорошо помнят и прекрасно знают, что «Погибели предшествует гордость...» (Притч. 16, 18). Поэтому они постоянно стараются нас ввести в это предпогибельное состояние. По их наущению и создаются подобного рода гимны для народа... Такой духовный вектор ныне действующего государственного гимна может привести «независимую» Россию к более трагической участи чем та, которая постигла «Союз нерушимый республик свободных». По всей видимости, усвоение духа гордости подготовит человеческие души к принятию антихриста, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Этот лицедей из лицедеев сумеет польстить самолюбию гордецов разных вероисповеданий и наций для уловления их в свои дьявольские сети. И только смиренные смогут распознать его и не подчиниться ему. Со смирением можно и врагам головы рубить (как это делали наши святые благоверные князья), а с гордостью невозможно не служить бесам и отцу их диаволу (см.: Иоан. 8, 44).
О какой «свободе» сейчас можно петь, если все граждане нашего «свободного» Отечества целенаправленно опутываются всевозможными грехами, страстями, пороками и, прежде всего, «матерью пороков»[3] - гордостью (которая не имеет ничего общего с «предками данной» народной мудростью). И поспешно загоняются в электронный концлагерь.
Господь наш Иисус Христос ясно и просто говорит: «...возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 29-30). Но мы не хотим нести в кротости и смирении благое Христово иго: поэтому и получаем - по гордыне своей для вразумления нашего - чуждое и богопротивное иго.
Без сомнения, Царский Гимн «Боже, Царя храни!» предпочтительнее современного гимна. Но почему: «Царствуй во славу нам» (первоначально этих слов в «Молитве русских» В. А. Жуковского не было)? Неужели мы «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Иоан. 12, 43)? И забыли слова Царя-псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей...» (Пс. 113, 9)
Будем же благодарить Бога за то, что мы православные и русские - и усердно молиться Ему о даровании нам Смиренного и Грозного (для врагов Отечества) Царя!
Александр Терлецкий, кандидат филологических наук, доцент (Симферополь)
[1] Иногда в оправдание «законности» чувства гордости за свое Отечество приходится слышать известное высказывание А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно...». К сожалению, это печальное свидетельство того, что авторитет Пушкина (великий русский поэт погиб менее чем через полгода после написания своего горделивого «Памятника») для некоторых патриотов «выше» Божественной Истины. А.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский не меньше Пушкина любили Россию, но о «пользе» гордости судили иначе... (см.:http://ruskline.ru/analitika/2011/03/29/v_evrope_vygoda_u_nas_zhertva_fmdostoevskij_o_evropejskoj_civilizacii_i_rossii/; глава «Что делать, чтобы избежать несчастья (погибели)»).
[2] Примечательно, что даже знаменитый певец «гордого человека», «буревестник революции» М.Горький в своем первом опубликованном рассказе «Макар Чудра» (1892) символически наглядно показал как гордость убивает любовь.
[3] По определению свт. Иоанна Златоуста (см.: Великие мысли, кратко реченные. Более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 2003. С. 389).