Революция и судьба России в русской литературе от Ф.М.Достоевского до И.А.Бунина и А.И.Солженицына

 

 

«Бесы»

 

 И.Глазунов

Роман «Бесы» - это не только роман трагедия, но и роман предупреждение о грозящей России революции и катастрофе. Ф.М.Достоевский пророчески предвидел,  куда приведет  русскую интеллигенцию одержимость идеями  с богоборческой революции и атеистического социализма. Он предсказал, что революция начнется с восстания против Бога, а закончится самоистреблением народа и гибелью страны.

Главным героем в романе «Бесы» стал Николай Ставрогин. Считается, что прообразом его был петрашевец Николай Спешнев. Ставрогин - молодой человек, красавец и аристократ, в  романе в него влюблены все женщины. Он обладает необыкновенным даром обольщать и подчинять себе и своим идеям почти всех вокруг.  Вольно или невольно он заражает своими идеями Петра Верховенского, Шатова и Кириллова. При этом Ставрогин внушает им прямо противоположные идеи. Так Петру Верховенскому он рассказывает о том, как можно убийством и кровью связать в тайной организации пятерку революционеров. Кириллова он заражает идеей «человекобожества», а Шатова, напротив, вдохновляет верой в Россию и в то, что русский народ-богоносец. Сам Ставрогин зная, что его сила беспредельна, не желает и не видит ей применения. После преступления, растления двенадцатилетней девочки Матреши и её самоубийства, он стал духовно мертвым - «гробом повапленным», уже не различающим добро и зло. «Умом Ставрогин признает существование Бога и необходимость религии, но сердцем он не с Богом, а с дьяволом», писал К.В.Мочульский.

 

 И.Глазунов

 

 В романе ему не раз является его двойник - бес. Пытаясь избавиться от него, Ставрогин хочет публично покаяться в совершенных им грехах  и преступлениях.  Однако легион бесов уже вошел в его душу и они связали гордостью его сердце. Боясь насмешек со стороны людей, Ставрогин так и не смог покаяться и смириться. Демоническая гордыня приводит его к отчаянию и самоубийству.  Ф.М.Достоевский показывает в романе трагедию души, одержимой чувством гордыни и презрения к людям. Отвергнув Христа и спасение в своем сердце, Ставрогин хотел переступить через добро и зло, но в результате вступил в союз с бесами, совершил преступление и погубил свою душу.

В романе Ф.М.Достоевский показывает судьбы  и других героев, одержимых бесами. Одним из них является Кириллов, который под влиянием Ставрогина стремился воплотить его идею о «человекобоге». Кириллов пытается спасти человечество от «страха смерти» через самоубийство. «Страх - есть проклятие человека... Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верю. Я начну, и кончу, и дверь открою. И спасу...», говорит Кириллов, исповедуя свою новую религию, «своеволие и человекобожества». «Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». Ф.М.Достоевский показывает, что богоборчество и своеволие неизбежно приводит Кириллова и подобных ему к самоубийству и гибели.

Другим учеником Ставрогина стал в романе Петр Верховенский - безбожник и нигилист, одержимый идеями  атеизма, революции и принудительного равенства. Он активный руководитель тайного общества в городе, где происходят описанные в романе события. По совету своего «учителя» Николая Ставрогина, он подговорил пятерых членов созданного им тайного общества убить Шатова, чтобы скрепить  их кровью. Петр Верховенский не только организует в России тайные общества и «пятерки» революционеров, он также оскверняет икону Богородицы, распространяет прокламации, сеет смуту и готовит восстание. Для Ф.М.Достоевского его прообразом стал революционер С.Г.Нечаев, основатель тайного общества «народная расправа», организатор политического убийства студента Иванова. С.Г.Нечаев был автором «катехизиса революционера». В нем революционное ниспровержение существующего строя провозглашалось главной целью жизни революционера. Эта цель оправдывала любые средства, включая клевету, доносы, убийства и террор.

В «Бесах» Ф.М.Достоевский гениально предвидел и предсказал, что атеизм и богоборчество неизбежно приведут русское общество к насильственной и истребительной революции, а также и к уравнительной тирании социализма. О том, какой проект общества готовит революция, в романе откровенно рассказывает Петр Верховенский: «Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!.. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается камнями - вот шигалевщина! Рабы должны быть равны: без деспотизма еще  не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина!»

К сожалению, роман «Бесы» Ф.М.Достоевского об опасности надвигающейся революции и безбожия, оказался «гласом вопиющего в пустыне», он не был услышан современниками писателя. Только после крушения России уже в годы революции 1917 года многие  стали вспоминать его предостережения и пророчества. «Но вот грозные предсказания сбылись во всей точности, писал известный митрополит Антоний (Храповицкий), народ утонул в крови, исчах от голода и холода, сгнил от болезней; все возненавидели друг друга. Хватаясь за голову и ломая руки, они восклицают:  ведь все это нам предсказано; все это стране возвещалось в книгах (роман «Бесы», «Дневник писателя»), которые мы все читали, но, мы, безумные, смеялись над нашим пророком именно за эти предсказания, хотя и благоговели перед его гениальным умом и талантом».

 

Действительно, революция в 20 веке в России произошла по - Достоевскому! Она была не просто социально-политическим явлением, но прежде всего религиозным, восстанием против Бога и созданного им мира. Революция 1917 года стала для России истребительной и антихристианской. Её вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин и другие были одержимы ненавистью ко Христу, к церкви и самой России. Вера, церковь и русский народ подверглись жесточайшим гонениям. В результате двух пятилеток безбожия уничтожено  более 100 тысяч духовенства, не считая мирян. В России были насильственно закрыты все монастыри и почти все храмы перед Великой Отечественной войной. Революция принесла, как и предсказывал Ф.М.Достоевский новое порабощение нашему народу. В ходе её богоборческая власть пыталась создать вместо России - СССР, полностью атеистическое и тоталитарное государство. В СССР вера в Бога и свобода мысли были запрещены. Вместо них - социализм и коммунизм были объявлены «новой религией» вместо христианства, «человекобожеский культ» Ленина и Сталина заменили собой для  народа  веру во Христа Спасителя.

Как и предсказывал Ф.М.Достоевский, богоборческая революция привела к изгнанию  выдающихся писателей, философов и поэтов: И.Бунина, А.Куприна, И.Шмелева, Б.Зайцева, Д.Мережковского, и других, они были  изгнаны или были вынуждены покинуть Родину. В 1922 году революционные власти во главе с Лениным выдворили на «философском корабле» в Европу русских религиозных мыслителей: Н.Бердяева, И.Ильина, Н.Лосского, Л.Карсавина, С.Франка и многих других. Оставшихся в СССР ожидала тяжелая участь. Поэты и писатели: Н.Гумилев, Е.Поселянин, Никифоров-Волгин, гениальный ученый и богослов отец Павел Флоренский и многие другие были беспощадно расстреляны как «враги народа».

Роман Ф.М.Достоевского «Бесы» будет иметь свое продолжение в русской литературе 20 века. Можно вспомнить «Окаянные дни» И.Бунина, «Солнце мертвых» И.Шмелева, «Неугасимая лампада» Б.Ширяева, «Доктора Живаго» Б.Пастернака, «В круге первом» и «Архипелаг Гулаг» А.Солженицына.

 

  Окаянные дни

            Своеобразным продолжением темы «Бесов» Ф.М.Достоевского в русской литературе 20 века стали «Окаянные дни» И.А.Бунина. «Окаянные дни» - это дневник, написанный им в 1918 году в Москве, а затем продолжен в 1919 году в Одессе. «Окаянные дни» являются документальным свидетельством той страшной катастрофы, которая постигла Россию в годы революции. То, о чем предупреждал Ф.М.Достоевский (в романе «Бесы») совершилось, «бесы» совершили революцию и захватили власть в России. Теперь не только революционеры, по мнению И.Бунина, но и весь народ стал бесноватым, одержимым насилием, убийством и грабежом. «Да и сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, писал И.Бунин, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство». «А про эти годы писал он, и говорить нечего день и ночь живем в оргии смерти. И все во имя «светлого будущего», которое будто бы должно родится именно из этого дьявольского мрака». «Боже мой, в какой век повелел Ты родиться мне». По мнению автора «Окаянных дней», революция погубила Россию и её культуру, привела к торжеству в человеке, зверя, хама, азиата и варвара, она даже изменила лица у народа: «Голоса утробные, первобытные, пишет И.Бунин, Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские». Отвергнув культуру и государственность, революция считал писатель вернула  народ во времена разбойной, воровской и анархической Руси, в эпоху Стеньки Разина и Ваньки Каина. «А все таки дело заключается больше всего в «воровском шатании», пишет он, столь излюбленном Русью  с незапамятных времен, в охоте к разбойничьей, вольной жизни, которой снова охвачены теперь сотни отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращенных людей».

 

 Глядя на Одесский порт и вспоминая свой дореволюционный отъезд в свадебное путешествие из Одессы в Палестину, И.Бунин с горечью восклицает: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали - всю эту мощь, богатство, счастье...»

         И.Бунин корил себя на страницах дневника вместе со значительной частью интеллигенции за то, что произошло в стране, за равнодушие к духовно-религиозной жизни. Теперь, когда разверзлась бездна зла и греха в душах людей, его, как и других интеллигентов революционная катастрофа привела в Церковь. «Часто заходим в церковь, и всякий раз с восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах». Для И.Бунина революция совершилась «попущением Божиим за грехи наши», прежде всего за отступление от Бога и Церкви вначале интеллигенции, а затем и народа.

 

«В круге первом»

 

Роман А.И.Солженицына «В круге первом» также стал продолжением в русской литературе темы «Бесов»и других романов Ф.М.Достоевского.

 

 

В своем романе А.И.Солженицын показывает нам Россию уже в тюрьме и Гулаге, то к чему привела революция и построение социализма в нашей стране. Главный герой романа, интеллигент-правдоискатель Глеб Нержин попадает как ученый и специалист в «шарашку» - первый привилегированный круг «советского ада». Лев Рубин один из тех, кто сидит в «шарашке», объясняет в романе что такое первый круг ада. «Шарашку придумал если хотите Данте. Он разрывался - куда ему поместить античных мудрецов. Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы  светоносных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особые места». Для заключенных же после каторги «шарашка» представлялась почти раем.  «Завтра меня не погонят в ледяную воду. Сорок грамм сливочного масла! Черный хлеб на столах! Не запрещают книг! Надзиратели не бьют зеков! Мне чудится, что  я - в раю», говорит один из заключенных. Как и в Дантовском аду, здесь в «шарашке» находятся талантливые ученые, гениальные конструкторы (подобно Туполеву и Королеву), которые  вынуждены заниматься наукой, часто  для еще большего укрепления зла и тоталитарной власти в СССР.  Есть в романе и образ «Великого инквизитора» в лице Сталина и «советского народа», который  обожает своего любимого вождя, отца и учителя. «Друга нет и быть не может, рассуждает в романе Сталин, но зато весь простой народ любит своего Вождя, готов жизнь и душу отдать. Это и по газетам видно, и по кино, и по выставке подарков. День рождения вождя стал всенародным праздником, это радостно сознавать». Даже патриарх и церковные иерархи провозглашают его на богослужении «богоизбранным вождем»! «В последние годы Сталину просто приятно было, пишет А.И. Солженицын, что церковь в своих молитвах провозглашает его «богоизбранным  Вождем». <...> В романе тоталитарное государство, созданное Сталиным, не только внешне, но и внутренне  духовно и нравственно поработило людей. Народ сам отказался от свободы, передав ее в руки «мудрого» отца и учителя, который лучше всех знает как сделать людей «счастливыми». Пророчество Ф.М.Достоевского в легенде о «Великом инквизиторе», к сожалению, буквально сбылось в нашей стране, народ в массе своей  отрекся от Христа, свободы и бессмертия, и сам добровольно, ради «земного рая, равенства и материального благополучия» подчинился власти антихриста. Произошла трагедия богоотступничества.  В созданном Сталиным антихристианском тоталитарным государстве люди потеряли христианские, нравственные представления о добре и зле, поэтому слежка и всеобщее доносительство, вранье, предательство и жестокость к «врагам народа», страх перед безжалостной властью, добровольное рабство- стали нормой поведения в советском обществе. Сам Сталин, этот «обожествленный» народом тиран,  показан в романе несчастным человеком, одержимым маниакальным психозом преследования и постоянным  страхом за свою жизнь и в этом уже есть наказание за совершенные им чудовищные преступления. Он абсолютно одинок, всех боится,  никому не доверяет и требует от министра госбезопасности  Абакумова все новых и новых арестов и расстрелов.  Подобно вождю, Абакумов этот - «всесильный» министр госбезопасности также живет в страхе, боясь, что за любую  ошибку его могут расстрелять. В этом проявляется бесчеловечная природа советского государства, созданного в результате многочисленных преступлений и злодеяний богоборческой революции и сталинской тирании.

  «В круге первом»  показаны судьбы героев, которые совершают духовный и  нравственный выбор в условиях нечеловеческой системы сталинского тоталитарного государства. В романе перед Глебом Нержиным стоит нравственный выбор. Остаться в «шарашке» в хороших для себя условиях и заниматься созданием аппарата секретной телефонии, чтобы улучшить методы слежки за людьми и тем самым укрепить власть зла и продать душу дьяволу. Либо отправиться на каторгу, в нижние круги советского ада и приняв страдания очистить и тем спасти свою душу. Роман оканчивается духовной и  нравственной победой, Глеб Нержин подобно Дмитрию Карамазову совершает свой выбор, он отправляется на каторгу.

Другой герой в романе Иннокентий Володин - дипломат - государственный советник второго ранга,  у него прекрасная карьера,  он весьма благополучный, успешный  молодой человек женат на дочери генерала. Володин вопреки  всему, рискуя  самой жизнью, хочет спасти мир от ядерной войны полагая, что если атомная бомба попадет в руки Сталина - мировая война станет неизбежной и человечество погибнет. Он тоже делает  нравственный выбор и, совершая его, жертвует собой, чтобы предотвратить зло и спасти мир. Попав в тюрьму. Иннокентий Володин не жалеет о своем поступке. На Лубянке  в нем подобно Дмитрию Карамазову, открылось «высшее проникновение» и «второе дыхание».

Есть в романе и  народный  герой - Спиридон Данилович Егоров, ему 50 лет, он прошел тяжелый и страдальческий путь жизни, в «шарашке»  работает дворником. На свободе у него была семья, жена и двое детей. Когда землю объявили  крестьянской он взял надел и растил хлеб. Был арестован за «экономическую контрреволюцию», дали 10 лет и отправили на Беломорканал. После освобождения работал на заводе и потом снова пахал землю. Во время Великой Отечественной войны попал вместе с семьей в Германию. После войны жил в лагере для перемещенных лиц. Поддавшись на советскую агитацию, а также из-за дочери и  семьи вернулся  на родину. В СССР  Спиридона судили за «измену родины»,а жену с дочкой  сослали Пермскую область. Многими своими чертами характера Спиридон похож на Платона Каратаева, но в отличии от него, он не разделяет толстовского учения о «непротивлении злу». И на вопрос Глеба Нержина какой меркой надо понимать жизнь, отвечает «волкодав прав, а людоед нет». Измученный страданиями и бесчеловечностью сталинской системы Спиридон признается Глебу Нержину, что у него уже нет больше сил терпеть: «Если бы мне, Глеба, сказали сейчас: вот летит такой самолет, на ём бомба атомная. Хочешь тебя тут как собаку  похоронит под лестницей, и семью твою перекроит, и еще мильён  людей, но с вами - Отца Усатого и все заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерям, по колхозам, по лесхозам?.... Я, Глеба, поверишь? нет больше терпежу! терпежу - не осталось! я бы сказал,  - он повернул голову к самолету - А ну! Ну! Кидай! рушь!!!» Для Спиридона его родина не Советский Союз, ставший тюрьмой для миллионов таких же как он несчастных людей, а родная семья и земля. 

         Продолжением «Бесов» Ф.М.Достоевского стала и знаменитая  книга А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг». Это памятник всем, «кому не хватило жизни об этом рассказать». Архипелаг Гулаг - это историческая эпопея, она  подобно «Войне и Миру» рассказывает нам о трагической истории России в 20 веке, о том, что принесла революция 1917 года русскому народу. Это опыт художественного исследования - повесть о страданиях миллионов жертв в истребительно-трудовых лагерях Гулага. А.И.Солженицын будучи сам одним из тех, кто прошел через Гулаг, создал одно из величайших в истории свидетельств  о злодеяниях советского тоталитаризма. Автор «Архипелага Гулага» несомненно стал совестью нашего народа. Эта книга открыла правду о революции и Советском Союзе  как на родине, так и миллионам людей во всем мире. Она не только изобличила ложь коммунистической пропаганды, но помогла нашему многострадальному народу постепенно освободиться от власти  советского тоталитарного государства и наконец обрести долгожданную свободу.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

248. Ответ на 244., Ладога&:

Ну слава Богу, и Вы признали, что были социальная справедливость, честь и совесть, доблестный труд, самопожертвование, военные победы и научные достижения..

))Какая жалкая попытка потроллить. Но могу научить, недорого.

меры "сдерживания греха" нужны

Правильно, правильно - кто хочет много сахару, тому дорога к Горькому, а тем кто с аппетитами, положена статья(с).

Только с сатаной перестали бы Вы общаться, Швецов..

Я Вам уже надоел?

247. Ответ на 238., Павел Тихомиров:

Ладога, я не совсем понял, как согласуется моё сетование на то, что «время цивилизации Иерархий ушло, и приходит время цивилизации Сети», - с тем, что вы меня пытаетесь обвинить в отсутствии любви к России, или в непонимании мною неких эсхатологических концепций?

Ваше "сетование" больше похоже на признание поражения государств, то есть и исторического поражения России, и приветствие нового глобального мира. Тем более там же Вы сообщили, что признаете государство в лучшем случае как забор (пока, вероятно).

Ладога& / 20.11.2018

246. Ответ на 241., Сергей Швецов:

Забавно то, что по мнению Ладоги без всех этих мер население неминуемо начинает поклоняться золотому тельцу. Человеку надо запретить выезжать заграницу, заниматься предпринимательством, критиковать власть и вообще иметь мнение, отличное от официального. Иначе его не спасти. Мизантропия натуральная в масле.

Представьте себе, государственные меры, меры "сдерживания греха" нужны. Вернее, нужны общие усилия - Церкви, государства, самого народа.

Ладога& / 20.11.2018

245. Ответ на 239., Сергей Швецов:

Мы зверя припечатали. На 70 лет.Вы его не припечатали. Вы ему поклонялись. 70 лет. Золотой телец, это не обязательно деньги. Без Бога в золотого тельца превращается все - социальная справедливость, честь и совесть, доблестный труд, самопожертвование, военные победы и научные достижения... Абсолютно все. Так что не тешьте себя иллюзиями - аскет запросто может быть сатанистом.

Ну слава Богу, и Вы признали, что были социальная справедливость, честь и совесть, доблестный труд, самопожертвование, военные победы и научные достижения.. А то, что надеялись только на себя, это да, тут Вы правы. Поэтому и не справились. Только с сатаной перестали бы Вы общаться, Швецов.. Или Вы на улице на каждого атеиста с воплем накидываетесь- сатанист!?

Ладога& / 20.11.2018

244. Ответ на 229., Кирилл Д.:

Ну и что, что православный человек считает, что рай на Земле построить нельзя? Он же всё равно знает, как правильно жить, а как нет. Значит, может начать подавлять тех, кто, с его точки зрения, живёт неправильно.

Не может, не перестав быть православным. Потому что невольник - не богомольник. Концлагерь с монастырским уставом - это однако же не монастырь.

243. Ответ на 231., Кирилл Д.:

все эти меры - от нашего маловерия

Забавно то, что по мнению Ладоги без всех этих мер население неминуемо начинает поклоняться золотому тельцу. Человеку надо запретить выезжать заграницу, заниматься предпринимательством, критиковать власть и вообще иметь мнение, отличное от официального. Иначе его не спасти. Мизантропия натуральная в масле.

242. Ответ на 238., Павел Тихомиров:

представте себе, что я стал бы сетовать на то, что «закончилось время поэзии и музыки, и настала эпоха беспросветного рэпа»

))) а рэперы сетуют, что рэп умер и настало время беспросветной попсы и хайпа. Эсхатология, она такая - у каждого на свой вкус.

241. Ответ на 228., Ладога&:

Мы зверя припечатали. На 70 лет.

Вы его не припечатали. Вы ему поклонялись. 70 лет. Золотой телец, это не обязательно деньги. Без Бога в золотого тельца превращается все - социальная справедливость, честь и совесть, доблестный труд, самопожертвование, военные победы и научные достижения... Абсолютно все. Так что не тешьте себя иллюзиями - аскет запросто может быть сатанистом.

240. Ответ на 235., Ладога&:

А второе - время государств закончилось, мы и наши потомки будут жить в глобальном мире. На смену пирамиде - как структурирующей конструкции (Империя, обладающая абсолютным суверенитетом - вассалы, обладающие ограниченным суверенитетом - сырьевые придатки), несомненно придёт конструкция сетей.Скажите, для Вас действительно Россия не представляет никакой ценности? Понятия - Третий Рим, удерживающий, русская цивилизация - все для Вас пустое?

Ладога, я не совсем понял, как согласуется моё сетование на то, что «время цивилизации Иерархий ушло, и приходит время цивилизации Сети», - с тем, что вы меня пытаетесь обвинить в отсутствии любви к России, или в непонимании мною неких эсхатологических концепций? Ну представте себе, что я стал бы сетовать на то, что «закончилось время поэзии и музыки, и настала эпоха беспросветного рэпа», - и на основании этого высказывания кто-то стал бы обвинять меня в том, что я предал идеалы А.С.Пушкина или группы Pink Flod? Причём тут одно с другим?

239. Ответ на 231., Кирилл Д.:

Но перечисленные Вами меры были недостаточны, раз он вырвался на свободу// Да, забыли осиновый кол вбить и контрольный в голову серебряной пулей.

Ваша цель - высмеять любую тему?

В том-то и дело, что все эти меры - от нашего маловерия. Мы не верим, что Бог спасёт от зверя, не верим в нашу способность с Божьей помощью ему противостоять, и потому уповаем на механические способы его блокировки.

Вы хотите сказать, будем ждать, что Бог за нас все сделает, нам и делать-то ничего не надо?

Ладога& / 20.11.2018
Николай Симаков:
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
1 и 2-я серии. Длительность каждой серии 13 минут
10.03.2020
«Все мы вышли из Ф.М.Достоевского…»
Духовные искания смысла жизни в 70-е годы 20 века
09.02.2020
Апостол ХХ века
Историк Николай Кузьмич Симаков о презентации фильма «Ф.М. Достоевский - апостол Христа и проповедник бессмертия души»
09.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-31 11:15
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
2020-05-31 11:13
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от В.Р.
2020-05-31 10:31
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от Vladislav
2020-05-31 10:30
Не ожидал
Новый комментарий от Сергей
2020-05-31 10:27
Почему Господь доверил нам эту молитву?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-05-31 07:34
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-05-31 03:49