«Партизаны»

Впечатления от учений резервистов «Центр-2008»

Бывший СССР 
0
672
Время на чтение 32 минут

В августе - сентябре 2008 г. в Приволжско-Уральском военном округе были проведены самые масштабные за предыдущие двадцать лет учения резервистов. Их провели сразу же после известной грузино-осетинской войны. Все епархии ПФО приняли в этих учениях активное участие. В воинских частях и подразделениях трудились 37 священнослужителей, деятельность которых организовал Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата. От Ижевской и Удмуртской епархии на эти учения были направлены настоятель Преображенского храма села Ягул протоиерей Михаил Карпеев и сотрудник миссионерского отдела В.В. Шкляев. Этот материал поможет не только вспомнить то важное событие в жизни нашей армии, но и увидеть, какой большой путь она прошла за последние годы.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

26 июля, суббота.

В 9-30 выехали с о. Михаилом в направлении города Чайковского. Там, в поселке Марково, расположена дивизия, в которой нам предстоит служить во время учений. Сопровождать нас любезно согласился Михаил Гаврилович, еще недавно служивший в этой дивизии на должности заместителя командира. Он стал нашим проводником и одновременно военным инструктором, так интересно рассказывавшим о боевой подготовке своей дивизии, что нам с батюшкой даже захотелось поучиться в военном училище.

В провальные годы «перестройки» эта гвардейская трижды орденоносная танковая дивизия была выведена из Германии. Но, в отличие от многих воинских соединений и частей, выведенных, что называется, в чистое поле, эта дивизия имеет замечательный военный городок, который немцы построили для танкистов (конечно, руками турецких и русских рабочих).

По пути в дивизию мы заехали в Чайковский к о. Сергию Бузуну, который служит в храме святителя Николая. Он в недалеком прошлом боевой офицер. К тому же он участвовал в последних учениях на Тоцком полигоне уже в качестве военного священника и смог многое для нас прояснить.

В военном городке никого, кроме нескольких солдат срочной службы и младших командиров, не оказалось - все начальство было в лагере, развернутом для скорого приема многих тысяч резервистов. Военный городок действительно хорош. Он имеет удобную и красивую планировку, хорошо озеленен и благоустроен так, что женская часть жителей городка круглый год может ходить в туфельках. Большой Дом культуры, бытовой центр, магазины и лучшая во всей области школа. По бывшей своей квартире Михаил Гаврилович вздыхает до сих пор - настолько она была хороша. Вся инфраструктура городка устроена так, что он при любых обстоятельствах может жить в автономном режиме в течение длительного времени. В самом центре на пьедестале установлен танк Т- 34, который, кажется, и сегодня вполне готов к бою. (Рассказывали, что при выводе наших войск из Германии, один из командиров, пожалевший оставлять заслуженную боевую машину в чужой стране, приказал снять Т- 34 с пьедестала и заправить его горючим, после чего танк ушел вместе со всеми своим ходом!). По пути в лагерь мы проехали мимо очень большого парка военной техники. Боевые машины стояли длинными ровными рядами, но выглядели какими-то поникшими и потухшими. М.Г. пояснил, что большая часть этой техники не сходила с места по 15 лет, т. к. дивизия является базой развертывания резервистов, а по-народному - партизанской. Здесь лишь 3 - 7% кадровых офицеров и солдат срочной службы, а на учения, до сих пор редкие, вывозили только небольшую часть людей и техники. Кроме базовых в армии существуют еще «кадрированные» части, в которых кадровых военнослужащих до 40%. Наиболее активная боевая учеба проводится в частях постоянной готовности, почти на 100% укомплектованных кадровыми военнослужащими. Лагерь оказался расположенным в нескольких километрах от военного городка, но дорога к нему перепахана тяжелой техникой и так запутана, что без Михаила Гавриловича мы могли очень долго проплутать (Здесь любой противник, даже если и найдет дорогу, то утонет на ней в грязи).

Наконец-то прибыли. На несколько километров тянется череда палаток, умывальников, навесов для приема пищи с полевыми кухнями, туалетов и, в самом последнем ряду, - бани, прачечные и склады белья. Вдоль жилых и штабных палаток стоят столбы линии электропередачи. В нескольких палатках работают магазины «Военторга». В момент нашего приезда шел шефский концерт самодеятельности из татарстанского города Кукмора. Здесь же был заместитель командира дивизии по работе с личным составом подполковник А.В. Толченицын. Он быстро дал исчерпывающие ответы на наши вопросы, обещал всяческое содействие в развертывании военно - полевого храма и нашем служении. К батюшке для знакомства подходил молодой резервист- мусульманин. Жаловался на тяжелую духовную обстановку и посетовал на то, что мулла к ним пока еще не приезжал. Батюшка его подбодрил, как мог. Вернулись в Ижевск вечером все запыленные и полные впечатлений от знакомства с предстоящей нам службой и нашей гвардейской танковой дивизией. Теперь мы хорошо представляли, к чему нам надо готовиться - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...Наш заезд в лагерь намечен после Преображения Господня - престольного праздника храма о.Михаила, а основная масса резервистов должна прибыть к празднику Успения Богородицы.

ЖИЗНЬ В ЛАГЕРЕ

Нашу жизнь в лагере можно разделить на три периода:

- неделя ожидания основной массы резервистов,

- заезд и боевоеслаживание личного состава,

- выдвижение к местам погрузки в эшелоны и отъезд на полигон в Оренбургскую область. Этот лагерный период длился две недели - мы с батюшками заехали в лагерь 22 августа и отправились с эшелоном наТоцкий полигон 6 сентября.

22-27августа.

К обеду 22 августа мы на двух машинах, переполненных церковной утварью, иконами и книгами, заехали в лагерь. Возглавлял нашу группу руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Кондаков, который уже почти двадцать лет служит настоятелем храма св. Николая в с.Завьялово. Это очень заслуженный батюшка. Он был среди первых священников и мирян, еще в 1994 году пришедших по благословению лаврского иеросхимонаха Моисея (Боголюбова) в Академию Генерального штаба для налаживания контактов с Армией. С этой небольшой группы неравнодушных людей начал свою деятельность Российский общественный комитет «Церковь и Армия» О.Сергий неоднократно выступал в самых высоких аудиториях Министерства обороны и других государственных учреждений, много раз бывал в горячих точках и имеет несколько государственных наград.

На службу нас определили в гвардейский 66- й орденов Суворова и Александра Невского Люблинский зенитно-ракетный полк, задачей которого является защита нашей танковой дивизии от нападений с воздуха. Боевой лозунг полка - сами не летаем и никому не дадим! Познакомились с командиром - симпатичным 32-летним подполковником И.В. Волковым. Он выделил для нас две хорошие палатки рядом со своим штабом: жилую и большую, которую мы с резервистами переоборудовали в военно - полевой храм в честь Державной иконы Божией Матери. При этом очень пригодился набор плотницкого инструмента, который привез с собой предусмотрительный о. Михаил. Длина храмовой палатки около 16 метров, а общая площадь примерно 100 кв.м. Своды ее держатся на двух стойках, по линии одной из них мы установили иконостас. Основу иконостаса составили четыре тяжелых ростовых иконы. Самым трудным делом стало выравнивание щитового пола под престол и установка престола таким образом, чтобы он не шатался при ходьбе вокруг него. Пришлось в качестве фундамента вкопать в землю деревянные бруски. Здесь же мы устроили стеллаж с довольно разнообразной литературой, к которой был свободный доступ, так же свободно лежали свечи. На построении о. Михаил объявил, что храм открыт до позднего вечера и всегда можно помолиться, поставить свечи, оставить записки для поминовения. Батюшка привез с собой надувной бассейн, чтобы крестить полным погружением. Уже в первые дни нашлось несколько военнослужащих, принявших крещение.

В воскресенье, 24 августа, с утра пораньше о. Сергий Бузун пригласил нас в свой воинский храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца, чтобы совместно отслужить Литургию - пока в лагере еще мало людей, не стоит распылять силы, чтобы не получилось по известному присловью - сам читаю, сам пою, сам кадило подаю. Служили совместно несколько священников из Перми, Казани, Уфы и Ижевска. Клирос составили мы с капитаном из г. Глазова. Клирос был «неспетый», поэтому отслужили, что называется, с грехом пополам. После службы читали книгу М.Т. Калашникова «Траектория судьбы». Он, выходец из семьи ссыльных крестьян, в сержантском звании был награжден Сталинской премией 2-й степени (150тыс. руб.) еще в 1949 году. И теперь, когда ему уже под 90 лет, он утверждает, что добиться успеха в жизни можно лишь всего себя отдавая служению своему делу.

Сегодня впервые пришлось пообщаться с «идейным» ваххабитом. Симпатичный молодой резервист с двумя высшими образованиями спокойно заявил нашим батюшкам, что сюда он приехал, чтобы учиться воевать с неверными и война должна вестись до полного истребления неверных. А глаза такие добрые - добрые... Мне, мельком слышавшему их разговор, показалось, что парень все это говорит, чтобы эпатировать слушателей, но батюшки сказали, что он это серьезно... Впрочем, он признался батюшкам, что в своем городе он находится на учете в ФСБ. В старое время такие фашиствующие субъекты наряду с наркоманами, алкоголиками и всевозможными «ясновидящими» и «экстрасенсами» состояли на учете в психушках. Но было сказано - «когда русские слабеют, другие звереют», и всегда повсеместно угрызают и истребляют друг друга без всякого милосердия.

В нашем военно-полевом храме о.Михаил служил молебны, панихиды, читались акафисты, псалтирь. Очень много проводилось бесед, коллективных и индивидуальных, в храм постоянно заходили люди, за книгами, за крестиками, помолиться, поставить свечи, просто помолчать в присутствии Божием. Но наибольшей популярностью пользовались видеопоказы - батюшка привез маленький генератор и персональный компьютер с большим и разнообразным подбором видеофильмов. Наибольшей популярностью пользовался мультфильм «Десантник Степочкин» и фильмы о войне - «В бой идут одни старики», «Щит и меч», «В августе 44-го». Начали привыкать и к православным фильмам.

Наш лагерный быт налажен был вполне прилично. Командир выделил нам на двоих небольшую палатку с чугунной буржуйкой. Здесь же помещалась часть утвари и инструмент, за которым постоянно заглядывали к нам резервисты. Наша палатка оказалась не утепленной(отсутствовал один из трех покровов), но спасала замечательная буржуйка и спальные мешки, привезенные о.Сергием. К тому же, до самых последних дней в лагере было изобилие дров. Командир закрепил за нашей палаткой и истопника, в обязанности которого входило обеспечение теплом командирской, а в ночное время и нашей палатки, но топить пришлось большей частью самим - солдат, живший в ожидании приказа на «дембель» пропадал неизвестно где, только было слышно, как командиры стараются до него докричаться. Зато очень благодатно по ночам молиться возле горящей печурки... Днем по 2 -3 часа занимала заготовка дров ножовками, тоже царское дело - Государь Николай П очень любил отдыхать, занимаясь дровами. С самого начала нас поставили на довольствие и мы питались в офицерской столовой. Кормили немного однообразно, как говорится, без «кундюбов», но так обильно и вкусно, что мы пропускали завтрак или ужин, а иногда и то, и другое, чтобы не отяжелеть до дремотного состояния. Питанием заведовал молодой резервист Ваня из г. Глазова. Вот перечень продуктов, составлявших наше питание:

НОРМА № 1

общевойсковой паек

п/п

Наименование продуктов

По норме на 1 человека в сутки (грамм)

1

Хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1 с.

300

2

Хлеб белый из пшеничной муки 1 с.

350

3

Мука пшеничная 1 с.

50

4

Крупа разная, бобовые

120

5

Макаронные изделия

30

6

Мясо

250

7

Рыба

120

8

Масло растительное

30

9

Масло коровье

45

10

Молоко коровье

150

11

Яйцо куриное, шт.

1

12

Сыр сычужный твердый

10

13

Сахар

65

14

Соль пищевая

20

15

Чай

1

16

Кофе натуральный, растворимый

1,5

17

Лавровый лист

0,2

18

Перец

0,5

19

Горчичный порошок

0,5

20

Дрожжи хлебопекарные прессованные

0,5

21

Уксус

0,2

22

Томатная паста

6

23

Картофель и овощи, всего

900

В том числе:

24

Картофель

600

25

Капуста

120

26

Свекла

30

27

Морковь

40

28

Лук

50

29

Огурцы, помидоры, тыква, кабачки

60

30

Сок плодовый и ягодный или напиток фруктовый

100

31

Фрукты сушеные (изюм, курага, чернослив)

10

32

Поливитаминный препарат «Гексавит», драже

1

33

Сало

20

34

Колбаса

30

Наибольшие неудобства пришлось потерпеть в дождливые и холодные дни, когда почти все дрова закончились В эти дни в продуваемой палатке мы очень мерзли. К тому же, строение с надписями «Для офицеров» и «Для поваров» находилось на порядочном расстоянии от наших палаток и добраться до него в темноте и под дождем составляло почти что боевую задачу. Энтузиазма нам добавляла шуточная английская эпитафия еще позапрошлого века: «Я отошел помочиться не там, где вся солдатня,// И снайпер меня тотчас на тот свет отправил.// Я думаю, вы неправы, высмеивая меня,// Умершего, принципиально не меняя своих правил».

Но самую большую трудность доставляло нам претерпевание повального сквернословия. Сами убедились в справедливости того, что в армии матом не ругаются, в армии матом разговаривают. Поначалу, когда в лагере были преимущественно офицеры, положение еще было терпимым. А в присутствии батюшек только случайно что-то срывалось с языка. И мы старались реагировать на это подобно реакции Екатерины ІІ на рассказ адмирала В.Я. Чичагова. Он так увлекся изображением морского сражения, в котором он разгромил неприятельский флот, что сорвался на брань. В сильном смущении он стал просить прощения, но Государыня императрица как ни в чем не бывало отвечала: «Продолжайте, продолжайте, Василий Яковлевич, я этих ваших морских терминов не разумею». Но с приездом многотысячного контингента резервистов положение стало труднопереносимым - от «морских терминов» стало буквально негде укрыться. Дошло до того, что о. Михаил не мог находиться в большой палатке резервистов; он ставил им очередной фильм, а сам сидел на лавочке у костерка и отвечал на многочисленные вопросы подходивших на огонек военнослужащих. Таким образом он, оберегая в чистоте слух, заодно проводил и миссионерскую работу. Наиболее многочисленными в первые дни были жалобы на семейные неурядицы, большей частью в духе известного стихотворения, начинавшегося так:

Жил-был дурак, он молился всерьез,

Впрочем, как вы и я,

Тряпкам, костям и пучку волос -

Все это пустою бабой звалось,

Но дурак называл ее королевой роз,

Впрочем, как вы и я.

О, года, что ушли,

В никуда что ушли,

Головы и рук наших труд.

Все съела она, не хотевшая знать,

А теперь-то мы знаем- не умевшая знать,

Ни рожна не понявшая тут.

При ближайшем рассмотрении выяснялось, что как правило, у супругов с самого начала была «большая любовь»: он любил себя, она - себя. Но без любви к Богу, дающей любовь и смирение перед супругом, никакой брак не выдержит. Более того, каждая жалоба супругов кому-то третьему добавляет на мистическом уровне новую трещину в их отношения. «Возверзи на Господа печаль твою...».

Во второй вечер в палатке заметили отсутствие о.Михаила и стали интересоваться, где же он - погода стояла в те дни холодная. Когда я объяснил отсутствие батюшки тяжелой духовной атмосферой, созданной их сквернословием, бойцы искренне огорчились и стали горячо убеждать друг друга больше не ругаться хотя бы в присутствии батюшки. Но делали они это при помощи все той же «морской терминологии». Впрочем, все это было главным образом в самые первые дни, постепенно люди привыкли в нашем присутствии сдерживать язык...

К празднику Успения Божией Матери мы совместно с зам. командира полка по работе с личным составом, которого все называли по- старому замполитом, выпустили «Боевой листок». «Замполит»- ст. лейтенант И.З. Ганиев- резервист из Башкортостана, оказался человеком хорошей русской культуры советского периода, знакомым с содержанием Библии. Мы с самого начала нашли с ним общий язык. Это и понятно - он происходит из «студентов в сапогах» - так жители советского Ленинграда именовали курсантов военных училищ. Накануне праздника о. Михаил крестил еще одну группу военнослужащих и устал. Праздничную службу мы поэтому отслужили как в городе в два приема, хотя было поначалу желание провести ночную службу, чтобы больше людей имело возможность причаститься. Мне на этот раз пришлось петь и читать на обеих службах одному. Это было нелегко, но труднее всего оказалось содержание в порядке подсвечников - то, что возложено в храмах на «церковниц». На литургии было несколько человек причастников. В этот же праздничный день был большой заезд резервистов и баня. Баня - это большая палатка, в которой установлен горячий душ для большого количества людей. Вода поступает из резервуара, установленного на специальной машине. Конечно, не разнежишься, но можно вполне прилично помыться и даже совершить мелкую солдатскую постирушку. Для всех баня бывает раз в неделю, а для поваров - каждый вечер.

В первые дни многие партизаны, еще не знавшие о существовании полкового храма, удивляясь моему бородатому обличью, спрашивали, для чего призвали такого деда. Один из командиров пошутил - «для дедовщины». В некоторых ситуациях случалось действительно исполнять роль «деда»- ведь даже большинство старших командиров по возрасту годились мне в дети. Во всяком случае, требование бросить сейчас же сигарету- «ты ведь уже большой!» - производило должный эффект...(Несколько человек даже заявили, что на учениях они бросят курить).

Когда был завершен заезд, продолжавшийся в течение трех дней, командование полка провело митинг. Все прошло очень торжественно: воинов приветствовали протоиереи Сергий Кондаков и Михаил Карпеев, представитель ПУрВО, командование полка. Все были при полном параде. Прозвучал Гимн России и был торжественный вынос полкового знамени. На наших глазах разношерстная толпа превращалась в боевую воинскую часть. Начался интенсивный период боевогослаживания и подготовки к выдвижению на учебный полигон, расположенный в Оренбургской области. Многие ездили в парк боевой техники, чтобы оживить ее после длительного бездействия. Этот процесс вызывал ассоциации с техникой из кинофильма «Кин-дза-дза» - все машины были еще времен афганской войны. Нам, привыкшим видеть зенитно-ракетный комплекс «Оса», давно снятый с производства, лишь на пьедестале перед проходной завода, все эти машины показались настолько устаревшими, что мы даже стали в шутку спрашивать нашего приятеля- замполита с какой стороны в них засыпается порох. Однако, дальше нам снова пришлось удивляться: командиры пояснили, что ЗРК «Оса» и сегодня является грозным оружием, не имеющим аналогов в мире. Долголетие прямо как у автомата Калашникова! А на вооружение поступают уже намного более совершенные установки ТОР М-1. Еще более удивили нас офицеры, прошедшие «горячие точки», тем, что на войне они предпочитают любому «Хаммеру» наш вездеход УАЗ за его исключительную простоту для ремонта в полевых условиях и малый вес. Вот уж «век живи - век учись».

С началом сентября подразделения нашей дивизии стали круглосуточно отправляться из лагеря к местам погрузки. Отъезд нашего полка был назначен на 4.0.9, мы убрали свои палатки и приготовились к отправке, но произошел какой-то сбой, и нам с батюшкой пришлось снова ночевать в общей палатке. Зенитчики заготовили много дров, и мы ночевали в тепле. Когда все улеглись, истопник включил т.н. «Наше радио», транслировавшее гнусные песенки вроде «менязовутвоваязнаютрислова», но о. Михаил быстро все это остановил. На другой день мы с офицерами штаба на последнем автобусе выехали к месту погрузки в эшелон, но вагонов не было и пришлось ночевать на земле. Хорошо, что была теплая ночь и вокруг было много дров. Некоторые резервисты стали бегать в ближайшие торговые точки, и духовная обстановка стала ухудшаться. Батюшка даже высказывал сожаление, что решил ехать на полигон с воинским эшелоном, а не поехал, как другие, на своем транспорте. Впрочем, это была минутная слабость, после водосвятного молебна наше самочувствие и окружающая обстановка изменились к лучшему. Большую духовную и эмоциональную поддержку в этот момент оказал нам своим посещением о. Сергий Кондаков. К вечеру следующего дня наш эшелон наконец -то тронулся в путь. Личный состав полка ехал в хороших плацкартных вагонах, а штаб - в СВ! По всему пути следования нас с энтузиазмом приветствовали жители Поволжья - на памяти у всех еще были недавние события в Осетии.

НА ПОЛИГОНЕ

На станцию Бузулук в Оренбургской области мы прибыли через 2,5 суток. По пути следования пришлось сделать несколько продолжительных остановок для закрепления техники на платформах - растяжки время от времени ослаблялись. Разгрузка шла намного быстрее погрузки - на этой станции была более удобная рампа. У нас с батюшкой появилось свободное время, которое мы использовали для посещения расположенных поблизости храма св. Николая и Тихвинского женского монастыря. В монастырской гостинице мы смогли помыться и немного отдохнуть с дороги. Затем о. Михаил отслужил водосвятный молебен на месте формирования колонны нашего полка. Выдвижение со станции к полигону выглядело очень внушительно - сотни единиц боевой техники, яркое солнце, рев моторов, пыль - прямо, как в кино! Народ этого бедного русского городка с восторгом приветствовал свою армию, по мощи которой все так соскучились за годы перестроечного безвременья. Но уже в самом начале пути, прямо на городских улицах заглохло несколько машин. Затем, уже за городом, водитель нашего «Урала» Сергей как- то странно повел себя за рулем при спуске с горки. На вопрос, почему он не тормозит, он ответил - тормоза придумал трус! И мастерски погасил скорость в прибрежных кустах. На наши недоуменные вопросы Сергей ответил, что в парке у них не было ни времени, ни запчастей, чтобы привести всю технику в порядок. Они успели только, что называется, смести с машин паутину. А вот на полигоне времени будет достаточно, они разберут 1- 2 машины на запчасти и снимут все проблемы. Так оно и случилось - уже через неделю пребывания на полигоне вся техника выглядела и работала, как полагается.

Нам еще раз повезло - штаб полка, к которому нас прикомандировали, расположился в лесостепной дубраве. Это, во-первых, очень красивое место, а во- вторых там было такое изобилие сухостоя и валежника, что хватило бы и на зимовку. Да и от степных ветродуев мы были защищены. Поступила команда установить палатки, оборудовать блиндажи и замаскировать их. Все делалось серьезно, так, что некоторые уже установленные палатки было приказано перенести вглубь леса - демаскируют КП. Мы с о. Михаилом так поусердствовали в деле маскировки своей палатки, что поначалу нередко пробегали мимо, не заметив ее. Намерзнувшись в лагере, мы теперь постарались утеплить свое жилье: сделали завалинку и застелили пол пленкой. Общими усилиями установили храмовую палатку, и мы с «замполитом» (!) под руководством батюшки устроили внутреннее убранство храма. По соседству с нашими и штабными палатками в блиндаже расположилась Группа боевого управления (ГБУ). Блиндажи сегодня устраиваются при помощи танков, которые способны сами зарываться в землю. При необходимости вырытый танком капонир перекрывают накатами из бревен и получается блиндаж. Почти вся Группа боевого управления была призвана из города Глазова. Они с первого дня показали себя очень толковыми и бывалыми людьми, которые при любых обстоятельствах нигде не пропадут. Сразу же после оборудования блиндажа солдаты обустроили прилегающую территорию: оборудовали место для круглосуточно горевшего костра, сделали умывальники из пластиковых бутылок, обеденный стол и даже кресла из комлей сухих деревьев, вырезали деревянный крест для установки у ручья. На ручье, протекающем в двух сотнях шагов, они из глины и все тех же пластиковых бутылок устроили удобное место, где мы набирали воду для питья, стирали, обливались по утрам, а в теплые дни даже и мылись. Мылись в ручье мы, конечно, для экономии времени - машина с горячим душем приходила и здесь в положенное время, так же регулярно, как и в лагере, меняли постельное белье. Самые предприимчивые командиры подразделений договаривались с жителями близлежащих деревень и возили своих людей париться в их частные бани. Для этого ничего особенного не требовалось, достаточно было привести с собой дров из леса. Близкое общение с резервистами вызывало ассоциации с «Василием Теркиным» А.Т. Твардовского. В современных армиях приспосабливаться и выживать в любых условиях тренируют главным образом спецназ, в нашей же армии все это умеет любой нормальный солдат, особенно если он из деревни.

Наши военно-полевые будни состояли из ежедневных служб в храме: водосвятных молебнов, акафистов, чтения Псалтири, канонов. Чтобы отслужить литургию, батюшка несколько раз ездил на попутном транспорте нашего полка в Бузулук за просфорами, которые по одной для каждой службы выделяли ему сестры св. Тихвинского монастыря. Все литургии о. Михаил служил ночью, когда большинство людей свободны от нарядов. Эти богослужения были немноголюдными, но зато очень благодатными. Наиболее торжественными получились праздничные службы Новолетия, Рождества Богородицы и Воздвижения Креста Господня. Больше всего на них присутствовало тех, кто принял крещение уже здесь, в полку. Церковное Новолетие в этом году совпало с Днем танкиста. Эти всенощные бдения сделали нас с батюшкой солидарными с зенитчиками, находящимися на боевом дежурстве, которые утешаются поговоркой: «И спать охота, и Родину жалко». Много людей приходило в храм за нательными крестиками, за книжками и чтобы помолиться и поставить свечи. Почти автоматически запомнился тропарь Державной иконе:

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат

И вся небесные силы немолчными гласы Тя ублажают,

Богородице Дево.

Усердно молим Тя, Владычице,

Да пребудет Божественная Благодать

На честней иконе Твоей Державней

И светозарный луч славы чудес Твоих

Да воссияет отНея на всех,

С верою молящихся Тебе

И вопиющих к Богу Алилуия.

Наша крещальная купель - надувной бассейн - оказалась здесь бесполезной: мы в целях маскировки поставили храм в лесу, и водовозка не могла к нему подъехать. Крещение о.Михаил совершал в пруду, расположенном в лощине на расстоянии около 1,5 километров от нашего храма. Для солдат, составивших несколько таких групп, это было не только исповеданием веры, но и маленьким подвигом - крещение полным погружением в холодную ветреную осеннюю погоду. Да и батюшке приходилось нелегко - в холодную воду он заходил вместе с крещаемыми. Самой многочисленной наша аудитория была во время вечерних бесед у костра и, особенно, во время видеопоказов. Со своим «тырчиком» (так с первого дня все стали называть маленький генератор) о.Михаил объехал почти все подразделения полка, а наши соседи смотрели видео по очереди постоянно. В помещении штаба батюшка показывал фильм «Гибель империи» о Византии, но с ясно видимым указанием на причины падения Российской империи. («От подобных причин подобные же бывают и следствия» - св.Феофан Затворник). После фильма стихийно получилась беседа о нашей истории. Нам с батюшкой пришлось разрушать многие штампы, сформированные в общественном сознании при помощи СМИ. Для клеветников, продвигающих телепродукцию вроде пресловутого «Штрафбата», основными событиями Великой Отечественной войны являются наши поражения 1941года. В них однозначно обвиняют советскую систему, коммунистов, И.В. Сталина. Но во время общеевропейской агрессии Наполеона не было ни советов, ни коммунистов, ни И.В. Сталина, а отступление и сдача противнику Москвы были. В то время русские люди еще понимали, что «не будь на то Господня Воля, не отдали б Москвы». Авторы «Штрафбата» лгут с самого начала - никогда штрафник не назначался командиром штрафников. А если все офицеры НКВД были такими кретинами, как это показано в фильме, то как они смогли победить лучшие в мире германские спецслужбы и переиграть англо- американские? Батюшка, часто посещающий места заключения, подчеркнул, что большинство обитателей колоний никаким благородством не отличаются - как правило, они идут на любую низость ради собственной выгоды.

Совершенно нелепо выглядят обвинения советской власти в преднамеренной организации голода в начале 30-х годов. А кто организовал голод в 1872-1873 и 1891-1892 гг. в европейской России - «проклятый царизм»? Если калечить историю в угоду сиюминутным политическим пристрастиям, то договориться можно до чего угодно. Вот слова из библейской книги «Второзаконие», подчеркнутые арестованным государем Николаем П: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех Заповедей Моих..., Я то же сделаю с вами. Пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, которые повредят глаза и измучат душу, и вы будете побиты врагами вашими... Хлеб, подкрепляющий человека истреблю у вас, и будете есть плоть сынов ваших и дочерей ваших».

Это предупреждение хорошо бы помнить нам и сегодня - ведь мы от наших грехов стали вымирающим народом. А мы все судим и судим поколение отцов, разгромившее фашизм...

Интересный и поразительный пример того, как он поверил в существование потустороннего мира, привел на посиделках у костра новокрещеный воин Димитрий. Они, группа туристов из Удмуртии, расположились на ночлег в районе Чертова ручья, это в Краснодарском крае. Местные жители не рекомендовали им ночевать в этом месте, пользующемся дурной славой. Но они все же стали на ночлег, т.к. поблизости было много дров. Когда пошли за дровами в лес, их трижды окликал совершенно седой старичок, просил их не ходить в лес, но молодых ребят, хотя им и стало жутковато, это не остановило. Они как во сне продолжали идти к лесу. Вдруг прямо на них стало падать высоченное дерево. Они едва успели отбежать на безопасное расстояние, как дерево рухнуло на землю и раздался страшный рев. Смеркалось, и ребята не решились пойти на место падения дерева, а в ужасе вернулись в лагерь. Седого старичка, конечно, никто больше не видел. Утром на месте происшествия туристы обнаружили огромного медведя, убитого толстым суком упавшего дерева. Сук вонзился ему прямо в позвоночник. Может быть, тем седым старичком был Феодосий Кавказский?

Всю первую неделю шли проливные дожди с грозами, чего нам в середине сентября никогда прежде не доводилось видеть. С дубов на палатки градом падали желуди. Большую часть дня, свободного от служб, мы проводили в палатке, занимаясь чтением, дремали в спальниках и очень много молились на четках. Даже пилить дрова приходилось, не выходя из палатки. В это время мы сильнее всего намучались с истопником - рядовым срочной службы А.Сабуровым. Таких рядовых срочной службы, по единодушному мнению военных, еще не знала 16-я гвардейская танковая дивизия, поэтому о нем надо рассказать отдельно. Его мы заметили еще в лагере - завидев батюшку в столовой, он простодушно сообщил, что он крещеный, из Вятских

Полян, дедушка у него верующий и наказал ему обязательно при случае причащаться. Потом мы заметили, что его фамилию постоянно выкликают из штабной палатки, где он был истопником, на кухне, где он то ли был в нарядах, то ли просто пасся по известной солдатской мудрости - держаться подальше от начальства и поближе к кухне. И при этом его постоянно шпыняли все, начиная с его одногодков-дембелей, и кончая командирами. Самым труднопереносимым человеком для этого «воина Андрея» был его непосредственный начальник - прапорщик из тыловой службы Шубин. Завидев «жигуленок» прапорщика, воин Андрей старался укрыться в каком-нибудь укромном месте. Мы с батюшкой, конечно же, сразу прониклись к парню сочувствием. Когда полк собрался в дорогу, Андрей упросил батюшку взять его с собой на полигон, чтобы провести остаток службы подальше от прапорщика Шубина. Замполит Зуфарыч предупреждал нас, что этот парень не такой уж и ягненок, но мы не вняли. Батюшка попросил командира взять рядового Сабурова с собой, командир отдал приказ и рядовой Сабуров поехал на учения. Это была его вторая поездка наТоцкий полигон. Что-то неладное мы заподозрили, когда увидели, как он обувает сапоги. Солдат не наматывал портянки, как это делают все, а раскладывал их на сапогах и просто засовывал ноги внутрь. Это больше всего было похоже на эстрадный номер. К сапожной теме надо еще добавить, что за все 45дней он ни разу не чистил своих сапог. Когда его назначили топить наряду с командирской и нашу палатку, выяснилось, что он не умеет колоть дрова и растапливать печь. Но это дело нехитрое, научился кое- как. А топил палатки воин Андрей по- своему: днем он отсыпался по праву истопника, а ночью тоже спал, натопив печь с вечера. К 4 часам утра в палатке становилось холодно, так, что не спасали даже спальные мешки. Растопить потухшую печь снова наш незадачливый истопник не умел, приходилось это делать самим. Когда в беседе с одним из командиров батюшка посетовал на все это, командир поделился опытом: он в таких случаях приказывал истопнику с вечера раздеться до белья, и в палатке всегда было натоплено. Но на такую крутую меру о.Михаил не мог пойти «по определению», наоборот, он отдавал солдату свою теплую куртку. Лишь одну ночь Андрей безостановочно топил, когда с вечера объелся привезенными батюшкой из города конфетами и периодически выбегал на улицу. Еще этот парень был большой любитель поесть. Он, несмотря на отсутствие у него солдатского котелка (где-то потерял!), поглощал без остатка все обильное трехразовое питание с полевой кухни и принимал живейшее участие в наших палаточных чаепитиях, без всяких церемоний сметая со стола сладости, пока его не остановил описанный выше случай. Но больше всего нас огорчала совершенно непреодолимая инфантильность 20-летнего солдата. Он постоянно звонил родителям и что-то им наказывал привезти к эшелону, когда он будет проезжать через Вятские Поляны, хотя шел последний месяц его армейской службы. Никакие уговоры при этом на него не действовали - ему хочется, и родители в любом случае обязаны исполнить его желание. Налицо было мамино воспитание, когда ребенок «с младых ногтей» привыкает сидеть в присутствии старших по возрасту и женщин. Чаще всего именно такие маменькины сынки, столкнувшись в армии со справедливыми требованиями старших, начинают вопить о дедовщине. Впрочем, близкое соседство со священником все же оказало благотворное воздействие и на Андрея. Он начал учиться читать утреннее и вечернее правила, был на праздничной службе и причастии, научился просить прощения у батюшки, смотрел православные фильмы о целомудрии и трезвой жизни; в нашей палатке он был огражден от сквернословия. Мы научили его колоть дрова, топить печь, мыться в ручье, относиться с юмором к различным житейским неурядицам. Но к чтению книг он так и не приохотился, предпочитая прослушивать через наушники своего телефона «музыку». И еще они с Зуфарычем, елейным тоном испросив у батюшки разрешение «включить это бесовское радио», прослушивали новости спорта. Делали они это неукоснительно как вечером, так и утром, видимо, надеясь, что за ночь ЦСКА еще дозабил голов своим соперникам. Впрочем, у замполита на полигоне почти совсем не было свободного времени: дивизия готовилась к боевым маневрам и стрельбам, и он или был в наряде, или ездил по раскисшему от ливней чернозему в штаб дивизии и в подразделения нашего полка. А еще мы с ним выпускали совместные «Боевые листки», проводили видеопросмотры, собирали и разбирали храмовое убранство. Мы так подружились, что я полушутя даже сообщил вслух о своем искушении подвергнуть Зуфарыча «насильственной христианизации», но он, вновь обнаружив изрядное знакомство с православной культурой, отшутился - невольник не богомольник... А жаль.

В первые же дни на полигоне за горой была слышна танковая и артиллерийская стрельба. С приближением главного дня учений канонада становилась интенсивнее и продолжалась дольше. В самый День танкиста пришло печальное известие - в Перми разбился самолет и среди погибших генерал- полковник Геннадий Трошев, военный советник Президента. Многие говорили, что это месть генералу за кавказскую войну. Это не лишено правдоподобия - очень уж многие добросовестные генералы погибли в последние годы.

Нам обещали приезд на КП натовских наблюдателей и просили убрать с храма номер нашего полка. Сказали, что будут интересоваться прежде всего реакцией военнослужащих на последние кавказские события. Но натовцы не приехали, убоявшись, должно быть, грязи. Зато приехал курирующий на этих учениях православное духовенство игумен Савва (Молчанов) вместе с зам. командующего нашей армией по работе с личным составом полковником С.М. Шахназаряном. Игумен Савва кратко помолился в нашем храме, осмотрел лагерь, рассказал, как обстоят дела у других священников. Мы искренне посочувствовали о.Александру из Уфы, служившему в мотопехотном полку - один на 2,5тысячи человек! О.Савва подробно расспросил о. Михаила о служении в полку, о материально-техническом обеспечении храма. Ему у нас понравилось, и он предложил о.Михаилу для обобщения опыта сделать письменный материал о нашем полковом храме. Полковник С.М. Шахназарян оказался интеллигентным человеком и интересным рассказчиком. Жаль, что у них было мало времени.

Еще одна примечательная беседа у костра. Один из резервистов искренне сказал, что он не понимает различия между множеством вероисповеданий. Каждый хвалит свое. И тогда батюшка ему все объяснил, не углубляясь в тонкости сравнительного богословия. «По плодам их узнаете их». Что сделают с тобой язычники за непослушание их вере? Поджарят, как Джемса Кука. А ваххабиты? Отрежут голову. Католики сожгут на костре, а протестанты снимут скальп и загонят в резервацию. И только православные будут всячески помогать понять Евангелие, напишут для этого азбуку на родном твоем языке, освободят тебя от службы в армии, а если покрестишься - дадут налоговые льготы - так было в Российской империи.

Главным днем, ради которого вся эта громада людей и техники проделала более чем тысячекилометровый путь, был назначен день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня - 27сентября. Чтобы мы смогли попасть утром на полигон, батюшка снова отслужил обе службы ночью. Когда мы около 3 часов утра возвращались после службы и причастия, с полигона вернулись командиры во главе с полковником В.В. Назаренко. В последние дни командиры спали по 2 -3 часа, но настроение у всех было мажорное - на репетиции резервисты отработали хорошо. В 6 часов утра выехали в Тоцкий военный городок. Там находится база частей постоянной готовности, и командир должен был забрать с собой офицеров. Утро было ясное, но очень холодное.

На полигоне для батюшки был оборудован специальный окопчик. В нем нам было рекомендовано находиться, чтобы увидеть все поле боя и при этом не раздражать высокое начальство своим присутствием - все-таки, не положено здесь находиться штатским. Некоторое время до начала боя пришлось все же греться у костра. Поговорили с руководством зенитно- ракетных войск нашей армии. Командиры восторженно отзывались об ижевском зенитно- ракетном (ЗРК) комплексе ТОР М-1, как о безусловно лучшем в мире и сказали, что он уже начал поступать на вооружение частей постоянной готовности. Мы и раньше об этом слышали, только настораживает то, что сначала их продают за границу, а на вырученные деньги закупают в свою Армию. Здесь же мы познакомились с молодым симпатичным командиром из уже реформированной воздушно-десантной дивизии, которую переформировали в десантно-штурмовую бригаду (ДШБ), полностью комплектуемую контрактниками. Воин Михаил привлек наше внимание тем, что при таком холоде отказался от предложенного ему бушлата - «надо ко всему привыкать». Его подразделение менее чем за сутки после получения приказа на нескольких десятках самолетов было переброшено в Осетию. Мобильность, раз в 15 большая, чем у нашей «партизанской» дивизии! Но и при такой мобильности повоевать с грузинским спецназом не удалось - грузинский спецназ продемонстрировал еще большую мобильность. Десантники успели уже только к «разграблению» лагеря, который их весьма впечатлил. Там были отдельные номера со всеми удобствами, плавательные бассейны, местный транспорт, состоявший из квадроциклов и джипов, очень много отличного натовского обмундирования и продовольствия, не говоря уже об изобилии оружия. На наш вопрос, что он обо всем этом великолепии думает, Михаил ответил, что, по его мнению, солдат, живущий не в казарме, а в таких курортных условиях, уже не совсем солдат. У такого «контрактника», как у наемника в средневековой Европе, есть множество оснований перебегать из одной армии в другую в поисках лучших «условий». Но, добавил он, если бы такую базу дали его десантникам, они растерзали бы кого угодно, но базу бы не отдали. А натовские куртки на базаре в городе, где базируется эта ДШБ, подешевели более, чем наполовину... Своей службой Михаил доволен. В последнее время все выплаты, хотя и не великие, стали выдавать вовремя. Начинают перевооружать десантников, есть уже достойная смена даже автомату Калашникова! Обещают обмундирование получше натовского и хорошее жилье. Главное, что его беспокоит сегодня, это подбор контрактников. К нему в роту приходят все больше люди, уже давно отслужившие и с пивным животиком. Множество записей в трудовых книжках свидетельствует о том, что эти люди нигде особенно не пригодились и пришли в десант, чтобы хоть где-то получать зарплату. Им не хочется заниматься боевой подготовкой, они не рвутся прыгать с парашютом. Идеальным контрактником, по мнению молодого командира, был бы солдат, отслуживший 2-3 года, проявивший склонность к военной службе и высказавший желание остаться в армии для дальнейшего прохождения службы по контракту. Таким образом подбирался контингент сверхсрочников в сильнейшей армии мира - советской, подобным образом сегодня набираются контрактники в сильнейшей армии Ближнего Востока - израильской.

Беседа с молодым командиром заставила нас задуматься, и я даже спросил старших командиров, не получится ли в результате реформ так, что наша Армия превратится в какое-нибудь ОАО «Российские вооруженные силы»? Но полковники все поставили на место: Бог не выдаст - свинья не съест. А у них правило простое: делай, что должен, и будь, что будет. Между тем время подошло к условленному, командование завершило облет поля боя и начались главные дела - учебный бой. Это было впечатляющее зрелище! Во время артподготовки с большого расстояния откуда-то из- за горы прилетали снаряды и весь залп накрывал мишени, все до одной! Стрельба велась из полевых орудий, самоходных артиллерийских установок (САУ), установок залпового огня «Град», была показана танковая атака и ее отражение. Прямо у нашего НП, под горой, была позиция воина, вооруженного переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК), предназначенным для борьбы с вертолетами. Вместо вертолетов его целями были сигнальные ракеты. К всеобщему восторгу, пожилой резервист поразил все цели, несмотря на их малый размер.

Бойцы нашего зенитно-ракетного полка вели условную стрельбу, улавливая самолеты «противника» на экранах приборов- размеры полигона не позволяли проводить здесь пуск ракет. Они, по словам посредников, тоже поразили все цели. Проходы в минных полях теперь делаются при помощи снарядов, оснащенных тротиловым хвостом. Снаряд падает, хвост взрывается, за ним детонируют мины - и проход готов. А еще была система «Змей Горыныч», ставящая огненную стену и дымовую завесу. Она действовала так мощно, что древнему Змею Горынычу здесь было нечего делать... Когда началась танковая атака условного противника, мы с командирами должны были со всей поспешностью погрузиться в УАЗ и покинуть нашу позицию. Весь учебный бой, длившийся несколько часов, завершился успешным отражением танковой атаки и безусловной победой над условным противником!

После боя командование провело подробный анализ учений «Центр-2008».

Поставленные цели достигнуты. Выявлены мобилизационные и военно- технические возможности воинских частей, степень восстановления боевых навыков резервистов. Есть над чем работать дальше. Но самое главное в том, что наши «партизаны» справились со всеми поставленными задачами! Наверное, больше всех радовались за резервистов кадровые офицеры. Они вложили в эти учения все свое старание, весь свой опыт, недосыпали ночей, и, конечно, очень волновались, как перед ответственным экзаменом. Эти еще молодые командиры, такие, как полковник В.В.Назаренко, составляют золотой фонд нашей Российской Армии. Они, окончившие военные училища перед самым развалом СССР, несмотря на оголтелую антиармейскую кампанию в СМИ, отсутствие жилья и денежного довольствия, не уволились из армии. Они воевали за Россию во многих горячих точках, окончили военные академии. Они не рассуждают о патриотизме, они живут жизнью патриотов в полном смысле этого высокого слова. Говоря об итогах учений, надо отметить, что за 45 дней в дивизии был один смертный случай -офицер из резервистов убился насмерть, свалившись со своего танка. Он принял лишнего по случаю дня рождения сына. Событие, конечно, печальное для всей дивизии. Однако « на гражданке» за это время на 10 тысяч человек погибло, безусловно, намного больше людей - в автокатастрофах, от запоя, от наркотиков, от самоубийств, от пожаров, были убиты или пропали без вести. При внимательном изучении статистики видно, что армия в мирное время - это самое безопасное место для мужчин.

Когда мы вечером возвращались на КП полка, усталый полковник Назаренко сказал, что не заметил, как пролетел сентябрь. Впрочем, философски продолжил он, время - вещь достаточно условная. Оно, скорее всего, есть разграфленная для удобства человеческого существования часть Вечности. Ну, вот и все.

Главное наше дело успешно завершилось в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Впереди было нелегкое возвращение на базу, но это, как говорится, уже дело техники.

* * *

Когда мы с о.Михаилом вернулись на базу, к нему от автобусов, уже готовых развезти всех по домам, сбежались наши бывшие однополчане.

Наверное, это главный итог пребывания батюшки на учениях.

Владимир Вениаминович Шкляев, Ижевск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Шкляев
Бог долго терпит, да больно бьёт
Но мы помним, что Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе
06.10.2022
Пётр Первый в русской истории
Доклад на конференции в Институте развития образования Удмуртии
17.11.2021
В советской истории много драгоценных самоцветов Божьего Промысла
Размышления над книгой протоиерея Бориса Старка «Вся моя жизнь – чудо»
08.11.2021
Лицемерие
Обстановка в России напоминает предреволюционные годы начала ХХ века
24.09.2021
Слово правды и исторические мифы
Доклад для 12-х Крупинских чтений
06.09.2021
Все статьи Владимир Шкляев
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11