Крест - красота Церкви

История праздника Крестовоздвижения. Кольский крест

0
386
Время на чтение 6 минут

Православная Церковь 27 сентября отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие произошло в царствование равноапостольного императора Константина. Крест был найден матерью царя, равноапостольной Еленой, после раскопок на горе Голгофе в 326 году. При большом стечении народа святитель Макарий поднимал крест и благословлял всех, а собравшиеся благоговейно поклонялись Кресту и молились "Господи, помилуй".

Император Константин Великий повелел воздвигнуть величественный храм, который включил бы в себя Голгофу и Гроб Господень. Церковь Воскресения Христова была освящена 27 сентября 335 года.

В этот же день преставился святитель Иоанн Златоуст, но из- за праздника Крестовоздвижения его память отмечают 26 ноября.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

Кольский крест

Ещё в 80-е годы прошлого века в Коле привлекал внимание деревянный поклонный крест, очень древний. Над ним был сооружен небольшой навес.

После перестройки, храм Благовещения, где в советский период находились склады, был передан сначала под Музей поморского быта, а потом и Церкви.

Крест сначала поместили в Музей поморского быта как экспонат, а потом он остался в храме уже как святыня, возле него находится теперь подсвечник. Ко Кресту любят прикладываться прихожане и паломники. Вот что мы можем прочитать об истории Креста у Кольского краеведа профессора Ивана Федоровича Ушакова в его книге "Православие на Кольском Севере":

- До революции многие, бывая в Коле, видели стоявший у дороги, под навесом, восьмиконечный деревянный крест, (ныне находящийся в Благовещенской церкви).

От времени он потемнел, покрылся трещинами, отдельные участки поверхности разрушились, но все еще на большой перекладине можно прочесть:

ЛЕТА ЗРМГ ИЮНЯ ВЪ SI ДНЬ ПОСТАВЛЕНЪ

СИИ КРЕСТЪ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛ[А]ВНЫМЪ

ХРИСТИАНОМЪ

Ниже этой надписи - по столбу - продолжение:

ПРИ ПР ЦАРЕ

И ВЕЛИКОМЪ

ГОСУДАРЕ МИХАИЛЕ

ФЕOДОРОВИЧЕ

Из пяти последних строк только вторая - четкая, остальные едва видны.

Как показывает надпись, это поклонный, молитвенный крест. Дата - 7143 от сотворения мира - соответствует 1635 году по современному летосчислению. Следовательно, крест этот стоит три с половиной столетия! Это самый древний деревянный памятник на Кольской земле.

Размеры креста: высота - 240 см (без скрытой в земле части), ширина столба - 28 см, толщина - 20 см; длина большой перекладины - 174 см, в торце 27 х 20 см; длина верхней перекладины - 53 см, нижней, косой - 97 см. Высота букв - около 8 см.

Кем и зачем был поставлен у дороги, рядом с церковью, поклонный крест?

По рассказу помора П. В. Буторина, записанному в 1664 году, крест с "сенью" (покрытием) ставил кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за "исцеление" от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Буторина, но Г. И. Волынцев действительно в середине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле.

Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на воде. Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: "Смотри - неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... - молитву свою Варлаамию Керетскому посылай... Пособляет".

По церковным сведениям крест, воздвигнутый в 1635 году, по-видимому, в честь Варлаама Керетского, первоначально стоял возле судовой пристани. Но после того как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так называемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса.

В "Описании города Колы", вышедшем в 1830 году, М. Ф. Рейнеке сообщает: "Большой деревянный крест", поставленный на берегу старого устья реки Колы, жители "тщательно сохраняют под крышею".

Для лова трески на Мурмане применялась очень длинная снасть - ярус, протяженностью в несколько километров. Рыбацкие лодки (шняки, карбасы, тройники) стояли "на ярусах" вдали от берега по 6-12 часов. Иногда погода быстро менялась, почти внезапно налетал штормовой ветер, и рыбаки гибли в морской пучине.

В годовых "обзорах" о состоянии Архангельской губернии постоянно фиксировались случаи невозвращения людей с промыслов. Так, в 1841 году погибло на море 13 судов и утонуло 63 человека.

И по другим обзорам - примерно столько же. В отчете Кольского исправника за 1887 год говорится: "Крушений судов у берегов Кольского уезда было 12, из них шняк - 4, карбасов разных размеров - 7 и одна яхта. Убытка от сих крушений последовало 5325 рублей. Утонуло 20 человек".

Поморы отличались исключительной смелостью. Сама жизнь требовала отваги: на Крайнем Севере главные средства к существованию давало море. Чтобы семья не голодала, моряку приходилось рисковать. "Море - наша нива", - говорили промышленники. "Море - горе, а без него - вдвое", - гласила поморская поговорка.

Путешественники, посещавшие Север, неизменно восхищались бесстрашием промышленников. Академик И. И. Лепехин отмечал: на утлых шняках, шитых вицею (тонкими скрученными корнями), местные жители плавают из Колы в Архангельск и обратно; на таких же судах "коляне и другие тресковые промышленники пускаются верст по тридцать от берега в открытый океан, не бояся никакой погоды".

Директор народных училищ Архангельской губернии Илья Никольский в 1845 году писал:

"Для жителей Кольского уезда одна надежда на море, с которым они свыкаются с самого детства, а потому они равнодушно смотрят на ужасные его волны, без боязни садятся в малую лодку и беспечно пускаются в даль кипящей бездны. Кольский рыбак является истинно великим, когда он в самую бурю объезжает свои рыболовные снасти. Смотря на него, нельзя не удивляться закаленной его отважности и искусству управлять лодкою". Не случайно Петр I зачислил 250 колян в матросы созданного им Балтийского военно-морского флота.

Но океан все-таки был сильнее человека. Ежегодно он брал дань - поглощал в свои пучины новые жертвы. По осени, когда промышленники возвращались в селения и приносили вести о погибших, вдовы и сироты горько оплакивали своих кормильцев.

И мысли людей невольно обращались к Богу и святым - Николе, Варлааму, Трифону. Уходя в море, поморы клали поклоны кресту, стоявшему у пристани. Ни у кого не было уверенности в благополучном исходе промысла. И чтобы не произошло несчастья, творили молитву, просили Божией милости.

Настроение промышленника перед выходом в море точно выражено в безыскусном стихотворении местного поэта Якова Ивановича Редькина:

Сегодня в море отправляюсь,

Быть может, завтра ворочусь.

Кладу земной поклон иконам,

Молитву Богу воздаю.

С родными я прощаюсь,

Крепко руки им пожму:

Сегодня с ними я видаюсь,

А завтра, может быть, и нет!

Морска волна меня закроет,

И Богу душу отдаю...

Он погиб на промысле в марте 1898 года. Товарищи вспоминали о нем: "Человек был роста выше среднего, коренастый, смел до чрезвычайности, никогда не растеряется". Было ему 37 лет. Но и его, опытного промышленника в расцвете сил, стихия одолела...

....Опасная работа в Баренцевом и Белом морях заставляла поморов прибегать к усердной молитве, создавать поклонные кресты по обету. Вот такая традиция поклонных крестов на Севере. Но ставили их и в центральных, и в южных областях России. Сегодня этот обычай возрождается. На въезде в огромные города с миллионным населением ставят большие каменные кресты с молитвой о сохранении богоспасаемого града. Возле сел - деревянные кресты. Бог даст, такие кресты со временем поставят на въезде в города Мурманск и Колу.

Была удивительная история, связанная с постройкой в начале 2000 - х годов в центре Мурманска храма Спас на Водах. Там поначалу на сопках установили огромный мощный деревянный крест на месте будущего храма. Но через некоторое время злоумышленники ночью спилили его бензопилой. Поставили второй крест, ещё больше. Однако и его ночью тайком спилили. Тем не менее снова водрузили крест, и вскоре на этом месте был построен храм. Этот храм освятили на Отдание праздника Крестовоздвижения. Крестная сила победила вновь.

Особая тема - кресты на кладбищах, а также на воинских захоронениях.

Мне довелось работать экскурсоводом в Паломнической службе Мурманской епархии с 2008 по 2012 год, возить людей в древний Трифонов монастырь на Печенге. На обратном пути обычно паломники заезжали в Долину славы, где много братских и именных могил воинов Великой Отечественной войны. Сначала там были обелиски, мы кратко читали молитву о упокоении воинов и ехали дальше. Однако лет восемь назад нашлись добрые люди, которые установили там большой деревянный крест. Некоторое время паломники читали молитву об усопших воинах у креста.

Но уже через два года этот крест кто- то убрал. Это печально. Совесть подсказывает, что в таком месте надо бы начать постройку храма, например, в честь святого Георгия Победоносца, где потом священники совершали бы панихиды по воинам. Такое святое дело могло бы взять на себя правительство Мурманской области. А изготовить новый деревянный крест, привезти его, поставить в Долине славы и освятить, наверное, под силу любому православному приходу, если архиерей даст благословение.

Недаром в православных храмах на праздник Воздвижения Креста поют: "Крест - хранитель Всея Вселенныя". Крест - защита и помощь всех православных.

Галина Сиротинская, Введенский храм, Мурманск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Сиротинская
Преподобный Иов Почаевский и его время
Украина под властью Польши и гонения на православных. К 360-летию обретения мощей святого (1659)
10.09.2019
Князь защищал Русь от духовного порабощения
В Санкт-Петербурге пройдет крестный ход в день перенесения мощей Александра Невского
09.09.2019
Все статьи Галина Сиротинская
Последние комментарии
Русская история едина
Новый комментарий от Андрей Х.
23.07.2024 12:47
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Русский танкист
23.07.2024 12:43
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Апографъ
23.07.2024 12:10
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от РомКа
23.07.2024 11:30
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от катин
23.07.2024 10:28
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 09:58