В 40 километрах от Дивеева, близ города Ардатова, расположилось красивое село Нуча. Во времена Серафима Саровского жили в этом селе брат и сестра Михаил и Елена Мантуровы. Село было в те времена очень большое, и украшал его красивый трехпрестольный храм во имя Всемилостивого Спаса с приделами в честь свт. Николая Чудотворца и преп. Александра Свирского.
Родители Михаила и Елены-помещики Анна и Василий Мантуровы-рано отошли ко Господу и были похоронены за алтарем нучинского храма.
Михаил полностью излечился от тяжелой болезни. Вскоре он вспомнил слова старца и решил узнать волю Божию о себе. Когда Михаил приехал к преподобному во второй раз,батюшка Серафим ему сказал « А ведь мы обещалисьпоблагодарить Господа ,что Он возвратил нам жизнь». Михаил Васильевич спросил ,что же он должен делать. А батюшка Серафим сказал ему: « Вот, радость моя, все, что ни имеешь, отдай Господу и возьми на себя самопроизвольную нищету! Продай свое имение... Богат не будешь...Но хлеб насущный всегда будешь иметь ...» Страшно было Михаилу Мантурову решиться на такой шаг... На подвиг нищеты, да еще имея молодую жену - лютеранку.Но как ослушаться преп. Серафима , через которого Господь явил такое чудо ,ведь через него говорит сам Бог... И Михаил Васильевич выполнил послушание батюшки. А преп. Серафим заповедал купить на эти деньги землю в Дивеево и до своей смерти никому ее не отдавать ,и не продавать , а потом завещать эту землюДивеевским сестрам, Серафимовым сиротам.
А что же Елена Мантурова? В то время 17-летняя девушка вела светский образ жизни, у нее был жених ,за которого она хотела выйти замуж. Но однажды ей привиделся страшный змей ,собиравшийся поглотить ее.Змей спускался на нее с неба все ниже и ниже. Ужас охватил девушку. В страхе она возопила Матери Божией и обещала оставить мир и уйти в монастырь. И страшное видение моментально исчезло. После возвращения в родное село жизнь Елены совершенно переменилась. Девушка охладела к своему жениху, оставила светские развлечения, побывала у батюшки Серафима, который своеобразно стал готовить Елену к полному отречению от мира и к монашеству. Девушка стала жить в своем доме как затворница, много молилась, читала духовные книги. И только через три года преподобный Серафим благословил Елену поступить в Дивеевскую общину... Она стала церковницей, вместе с другой сестрой читала в храме псалтирь.
Ее брат Михаил нес подвиг добровольной нищеты, за который ему приходилось переносить много укоров, в том числе и от своей жены Анны. Однажды не осталось масла, чтобы зажечь лампадку и жена сказала: « Ну, что твой Серафим?» И тут раздался треск, лампадка наполнилась маслом и сама зажглась. После этого Анна больше никогда не сомневалась в старце Серафиме, в силе его молитв.
А Михаил Мантуров до конца выполнил послушание,данное ему Серафимом Саровским. Старец, который был в Дивеево всего один раз и то проездом ,давал ему точные размеры храмов, где и что нужно строить. Михаил Васильевич стал строителем храмов Рождества Христова и Рождества Богородицы ,которые были пристроены к Казанскому собору. А также на средства ,вырученные от продажи имения Нуча , Мантуров купил 15 десятин земли под строительство Дивеевской обители. На этой земле впоследствии был построен и главный Свято-Троицкий собор.
После того ,как батюшка Серафим переселился в небесные обители, много клеветы вылилось на Михаила Мантурова за то, что тот отстаивал заветы старца. Перед блаженной кончиной Михаила Васильевича ему еще раз явился батюшка Серафим.
7/20 июля 1858 года верный послушник, строитель Дивеевских храмов Михаил Мантуров переселился в обители небесные. Михаил Васильевич Мантуров не прославлен в лике святых, его подвиг почти не заметен для мира ,но именно его жертва, его добровольная нищета и полное доверие и послушание батюшке Серафиму стали залогом строительства Дивеевского монастыря-четвертого удела Царицы Небесной на земле.
Нуча, родовое поместье Мантуровых ,благодаря Михаилу Васильевичу было отдано в жертву для создания Дивеевского монастыря.Уже в наши дни ,в начале 90-х годов прошлого века проезжали по ардатовской дороге Галина и Михаил Иншины. Заметив издалека с дороги храм ,они решили подъехать поближе. Из храма раздавалось очень красивое церковное пение. Галина и Михаил решили ,что в храме совершается богослужение. Но ,оказалось ,что храм заколочен и долгие годы находитсяв запустении. Повидимому, они слышали ангельское пение. С благословения митрополита Николая они стали восстанавливать заброшенный храм, возникла община милосердия,началось строительство дома для детей-сирот. Раньше Нуча была огромным селом, 400 дворов, колокольня была похожа на Дивеевскую,ее было видно за многие километры. В середине 19 века Нуча становится волостным центром. Крестьяне этого села занимались хлебопашеством ,маслобойным промыслом ,плели лапти ,которые продавались по всей России. Но в советское время храм был закрыт, в 70-е годы удар был нанесен и по селу: осталось несколько десятков дворов. Мы с матушкой жили в этом святом месте в 1996-97г. Так устроил преп.Серафим.Когда пришли в это место,несмотря на то что читали Дивеевскую летопись ,не знали ,что оно связано и с преподобным Серафимом ,и с братом и сестрой Еленой и Михаилом Мантуровыми. Там мы несли первые монашеские послушания. Искушений было много. Но в сердце осталось воспоминание о древнем храме Всемилостивого Спаса, о жизни в общине.
Сейчас Нуча-это скит Дивеевского монастыря. Хочется верить в то, что молитвами преподобного Серафима, преп.Елены и Михаила Мантуровых Господь не оставит милостью своею это место.
Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея, Нефтекамской епархии, Уфимской митрополии