Светлым вечером 4 июня 2018 года зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга наполнился людьми, пришедшими поклониться памяти святой покровительницы нашего города блаженной Матушки Ксении. Тридцатилетию ее канонизации (6 июня 1988 г.) был посвящен концерт, в котором приняли участие лауреаты Православных международных конкурсов и фестивалей, авторы-исполнители Роман Лиманский, Ксения Сагань, Александр Андреев, Наталья Петрова, Ирина Скорик, Антон Галицкий, а также хорошо известный своей просветительской и исполнительской деятельностью о.Анатолий Першин. В концерте приняли участие музыканты из Ансамбля русских народных инструментов «Русская народная песня» под руководством иерея Андрея Ковальчука и замечательные гости - хор Инженерных войск «За веру и Отечество» из Московской области под руководством игумена Варнавы (Столбникова).
Это был настоящий, духоподъемный и радостный Праздник города и его любимой святой, победившей своим великим смирением гордость и надменность сильных мира сего, своим материнским теплом - холод равнодушных сердец, своим мгновенным откликом на любую беду и нужду - знакомые каждому отчаяние и одиночество.
Символично само место, избранное для проведения Праздника, ведь Андрей Федорович, супруг Ксении Григорьевны, чьим именем она после его кончины назвалась, был певчим Императорской Капеллы. Что пережила молодая 26-летняя вдова, внезапно потерявшая любимого человека, остается тайной ее сердца, но глубина и сила этого сердца открылась в том, что она умерла для мира в день его похорон и дальше стала жить за него, вместо него, нести тяжелейший подвиг юродства во спасение его души. Потеряв мужа, она обрела нераздельное единство с ним в вечности. Не успев родить кровных детей, она стала духовной матерью многих поколений петербуржцев и всех тех, кто с детской доверчивостью припадал к ней в надежде на ее защиту и помощь. Неслучайно на посвященный ей концерт люди пришли целыми семьями, и в зале было довольно много ребятишек - одни внимательно слушали, другие тихонько играли в проходе.
Дети и начали этот концерт, сразу определив его высокий духовный и художественный уровень. Детско-юношеский хор во имя прп.Иоанна Дамаскина Собора во имя Владимирской иконы Божией Матери под руководством Ирины Валентиновны Болдышевой исполнил написанные на ее музыку несколько превосходных и разнообразных номеров.
После того, как молитвенно и благоговейно прозвучали тропарь и кондак блаженной Ксении, была исполнена посвященная ей Песнь на слова прот.Александра Логвинова.
В ней воссоздан зимний пейзаж огромного, промерзшего, безлюдного города, где в вальсовом кружении вьюги возникает невесомая, легкая фигура небесной Странницы, чья молитва подобна горящим угольям, чей пример побуждает не жить вполсилы, но стремиться к христианскому подвигу самоотверженной любви.
Словно продолжая и поддерживая ту же тему призыва к молитвенному горению, трогательно, искренне и просто прозвучала в устах детей «Свечка» на слова того же поэта:
«В ней веры доверчивый трепет,
Сердечной любви доброта
С надеждою кроткою светит
Пред ликом святых и Христа.
Исплакалась вся, дорогая
Телесным своим фитильком...
Зато дерзновенно до Рая
Достигла святым огоньком!..»
На «Свечку» тепло и благодарно откликнулся зал, а потом застыл, внимая словам известного «Царского певца» Сергея Бехтеева и торжественным звукам музыки Ирины Болдышевой, напоминающей древние византийские гимны. Эти слова и музыка были посвящены «Немногим» - тем, кто нашел в себе духовные силы и мужество выстоять против духа жестокого, мятежного, темного времени, кто сберег, как девственницу, совесть и сохранил веру, кто не поддался каждодневным искушениям и «остался с чистой, белоснежной, неопороченной душой». Трагически и в то же время непобедимо и возвышенно прозвучали последние слова песнопения:
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слёз изведал,
Но малодушно не роптал.
А завершилось выступление Детско-юношеского хора изумительным по красоте своего поистине мистериального звучания песнопением на слова большого русского поэта ХХ столетия Александра Солодовникова, еще не вполне оцененного и недостаточно известного. Стихотворение «Ночь под звездами» было написано им в 1940 году, после ночной смены в лагере на Колыме. Оно свидетельствует о несокрушимости человеческого духа, даже в нечеловечески жестоких условиях Гулага силой веры возносимого на высоту небесных созерцаний:
Свершает ночь свое богослуженье,
Мерцая, движется созвездий крестный ход.
По храму неба стройное движенье
Одной струей торжественно течет...
Русский православный космизм поэтического текста передан в точно соответствующей этому тексту музыке. Она достигла какого-то всеобъемлющего, невероятного по красоте звучания в детских ангельских голосах, в струящихся, подобно звездным лучам, переливах струн арфы в прекрасном исполнении заслуженной артистки России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Ирины Донской.
Это была настоящая кульминация выступления хора Собора во имя Владимирской иконы Божией Матери, воспринятого слушателями как букет благоуханных песнопений, посвященных святой памяти блаженной Ксении Петербургской. Зал разразился заслуженными овациями.
Хотелось бы с благодарностью поклониться бессменному руководителю хора Ирине Валентиновне Болдышевой, которая добилась редкого, по молитвенной красоте и благородству, звучания детских голосов. В этом негромком сосредоточенном звучании ощутима связь с почти утраченной, к сожалению, в наше время певческой дореволюционной церковной традицией. Кроме того, все более многогранно раскрывается творческий дар Ирины Валентиновны, наследовавшей достижения петербургской композиторской школы в лице ее учителя В.Тищенко, который, в свою очередь, был учеником Д.Шостаковича. Ирина Валентиновна сумела обогатить полученные в прославленной Консерватории профессиональные навыки глубоким постижением византийской гимнографии и древнерусского знаменного распева. И поэтому можно от души порадоваться за ее юных учеников и пожелать им неустанного движения вперед в своем духовном и художественном развитии, в служении Богу и людям, по примеру блаженной Ксении Петербургской.
Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, доцент кафедры западноевропейской и русской культуры Института истории СПбГУ