Вот уже более двадцати лет Республика Сербская вместе с Боснией и Герцеговиной, в состав которой она входит, движется по указанному внешними силами пути в «светлое будущее», т.е. в Евросоюз и НАТО. Однако на вопрос о том, на кого же они надеются, сербы, как правило, отвечают: «На Бога и Россию».
Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация объясняется просто. Боснийские сербы четверть века вплотную сталкиваются с западной демократией и не питают на ее счет каких-либо иллюзий. Сначала при активном участии Запада их страну и народ разорвали на части, ввергли в войну со своими согражданами и душили санкциями. Самый сильный военный союз, для которого сербы не представляли какую-либо угрозу, обрушил на них мощь своей авиации и артиллерии, испытывал на них боеприпасы с обедненным ураном. Запад допустил в Боснию отряды террористов из исламских стран и вторжение армии соседней Хорватии, причем те и другие действовали в отношении сербского населения с одинаковой жестокостью. В дополнении к этому сербов обливали грязью средства массовой информации всего мира, делая из них кровавых монстров.
Навязав Боснии мир на своих условиях, в результате которого страна оказалось под международным контролем, Запад продемонстрировал свою полную несостоятельность в деле мирного строительства. За двадцать с лишним лет в условиях международного протектората не удалость создать эффективного государства, достигнуть хотя бы предвоенного социально-экономического уровня и сблизить позиции трех боснийских народов.
Выжить и выстоять все эти годы сербы могли только при условии прочного единства народа. В политическом плане их сплачивала созданная ими Республика Сербская, в духовном - православная вера. Именно во время войны произошло массовое возвращение сербов на многовековой путь к Богу, с которого они сбились во времена социалистической Югославии. Церковь стала тем местом, где измученный народ черпал духовные силы и надежду. И произошло то, что можно назвать чудом. Несмотря на колоссальное давление со всех сторон сербский народ устоял и не сдал своих позиций. Теперь в ответ на обещания вывести их на дорогу к евроатлантическому раю, сербы продолжают стоить церкви. Число таких строек в послевоенное время просто поражает, и открытие новых или восстановленных храмов и монастырей здесь явление постоянное. Тем не менее, случай с сооружением одного храма особенно показателен.
На долю небольшого села Ритешичи выпала непростая судьба. Пять раз его сжигали разные завоеватели. Впрочем, это обычная история для большинства сербских сел. И теперь жители этого села для защиты от будущих нашествий решили построить монастырь, посвященный святой праведной блаженной Матроне Московской. Они считают, что покровительство этой русской святой может обеспечить их будущую безопасность. Строительство монастыря идет медленно, прежде всего, из-за финансовых трудностей. Село небольшое и лишних денег у его жителей нет. Честно говоря, очень хотелось бы, чтобы и российская сторона помогла в сооружении первого в мире монастыря, посвященного святой Матроне Московской, чтобы это было наше общее дело. Тем не менее, храм в основе построен и его золотые купола видны за много километров, а недавно напротив него установлен бюст св.имп. Николая II. Самое главное, что около нового храма несколько раз в год собирается сотни людей на службу в честь матушки Матроны, что по существу является народным сходом сербско-русской дружбы. В таком месте начинаешь понимать, что феномен почитания святой Матроны в Республике Сербской во многом объяснятся тем, что в представлении сербов она является олицетворением нынешней России. Упомянув Республику Сербскую, я не оговорился. Село Ритешичи не является исключением. То же трепетное отношение к Матроне Московской вы можете наблюдать и среди прихожан великолепного нового монастыря Святой Параскевы вблизи города Биелина, где фронтон храма украшает лик матушки Матроны. И среди людей, идущих поклониться частице мощей русской святой в старинном монастыре «Крупа на Врбасе». Да и просто среди молящихся перед иконой святой Матроны Московской, а в Республике Сербской трудно найти храм, где бы не было такой иконы.
Выше упоминалось, что строительство церквей в Республике Сербской идет поразительными темпами. Но, даже на этом фоне, выделяется активность в этом плане епископа Банялучского Ефрема, который в своей епархии (небольшой по российским меркам-300 тыс. жителей) построил 290 храмов. Однако, по его словам, он не будет удовлетворен своей работой, пока не будет сооружен главный храм в его жизни - русско-сербский. Сейчас владыка дал благословление на воздвижение такой церкви в главном городе республики Баня-Луке, причем храм одновременно явится сердцем Русско-сербского центра духовного единства памяти Романовых. Своевременность такого сербско-российского проекта диктуется приближающейся датой- 100-летием гибели царской семьи, а также необходимостью дать отпор попыткам Запада нарушить традиционные связи между русским и сербским народами. Сербская сторона этой акцией хотела бы выразить благодарность сербского народа России и царской семье Романовых за самоотверженные и бескорыстные дела на благо Сербии. В то же время через данную инициативу заявить о своей поддержке российской политике по отстаиванию традиционных духовных ценностей.
Не вызывает сомнения, что это должен быть наш совместный проект, поскольку нам такой храм и Центр нужен не меньше, чем сербам. Во-первых, лучшего памятника семье Романовых, которая была покровителем и защитником православных народов, не придумаешь. Нашим гражданам это поможет вернуться к традициям русского православия: проявлять заботу о других православных народах.
Давайте вспомним. Небольшое, только что освободившееся от 300-летнего монгольского ига русское княжество заявило о себе как приемнике Византии, т.е. добровольно взяло на себя бремя заботы о других православных народах. Именно после этого Господу было угодно, чтобы Русь приросла огромными землями с фантастическими природными богатствами. Богатейшая территория, которой владеет Россия, это не игра случая и не результат захватнической политики, а дар свыше русскому народу за его самопожертвование ради общего благоденствия. Если мы начнем это понимать и перестанем уподобляться туземцам, обменившим драгоценные камни на блестящие европейские безделушки, если часть денег, распихиваемых по офшорам, пойдет на укрепление православия и повышения престижа России, это будет означать возвращение на богоугодный путь наших предков.
В таком случае храм Центр в Баня-Луке станет подлинным символом возрождения Россия, ее возвращения на Балканы. Одновременно это будет новый шаг в развитии народной дипломатии, основанной на православии. Тот факт, что речь идет о небольшой республике, не должен смущать. В случае если русско-сербская церковь будет возведена, она станет заметным явлением во всем православном мире. Главное, что боснийские сербы больше всех заслужили право на такой храм.
По поводу возможных замечаний в том духе, что сейчас не время для таких проектов, поскольку страна переживает непростой период, можно напомнить один эпизод из нашей истории. В середине 19 века после поражения в Крымской войне Россия оказалась в куда более сложном положении. Трудно представить себе, что кто-то тогда мог вспомнить о Боснии. Тем не менее, весть о том, что турки в Сараево впервые за несколько столетий разрешили строительство православной церкви, нашла широкий отклик в российском обществе. Деньги собирались по все стране. Наибольший взнос сделала царская семья. Так, что сами Романовы нам указали: ситуации неподходящей для строительства храмов не существует.
В настоящее время работы по сооружению Русско-сербского центра ведутся с расчётом, чтобы освящение фундамента храма провести в июле с.г. на дату 100-летия трагической гибели царской семьи.