«Державная икона Божией Матери - это Покров Царицы Небесной над Россией в XX веке и поныне...»
Протоиерей Николай Булгаков
2 марта 1917 года Россия лишилась своего Государя. Народ отрекся от Царя, а тот, ради спасения своих преступивших клятву перед Богом подданных, пытаясь предотвратить начало полномасштабной Гражданской войны, вынужденно оставил власть. И в страшное для России время, когда судьба всей страны и русских людей оказалась в руках богоборцев, Господь не оставил нас. Русскому народу была явлена Державная икона Божией Матери. Самодержавие, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, перешло из земных сфер в небесные. И отныне оно оказалось несвержимо.
Об этом почитаемом в России сотню лет образе рассказывает в своей книге «Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской» известный православный историк Сергей Владимирович Фомин. «Русский издательский центр имени святого Василия Великого» выпустил третье издание книги об этой иконе, существенно расширенное и дополненное. Впервые в нем представлено исследование, прослеживающее историческое развитие иконографии Чудотворного образа.
В день «отречения» Государя Николая II Державная икона Божией Матери явилась русскому народу. Крестьянке Московской губернии Евдокии Ивановне Андриановой было два сновидения, в которых Царица Небесная указала место обретения своего образа. Женщина отправилась в церковь села Коломенского и там обо всем рассказала настоятелю. Черную от времени икону нашли в церковном подвале, а когда ее отмыли, то увидели Богородицу, изображенную восседающей на троне в красной порфире с короной на голове и со скипетром и державой в руках. Священник отслужил молебен. Весть о явлении Державного образа быстро облетела города и веси. Для прославления иконы приехал Патриарх Тихон, который впоследствии составил службу и Акафист «Державной». В Коломенское начали стекаться паломники.
О чудесном явлении ничего не знал Император, однако по воле Божией именно эта икона была вместе с Царской Семьей в день их мученической кончины. Незадолго до этого Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Зинаиду Толстую отправила копию Державного образа и текст молитвы Государю. 17 июля 1918 года в Ганиной яме после убийства страстотерпцев мужики нашли образ Державной иконы Божией Матери, которая была исколота «штыками». Об этом говорится в материалах следствия Николая Соколова. Следовательно, икона находилась у кого-то на груди из царственных мучеников во время убийства. Царица Небесная и в последние минуты жизни Николая II и его Семьи защищала их.
Державная икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых православными святынь. Известно множество чудес, связанных с этим образом. В книге приводятся рассказы самовидцев.
После начала прославления Державной иконы Божией Матери, в период гонений на христиан богоборцы сделали все, чтобы уничтожить упоминание о ней. Составители службы были расстреляны, а на людей, у которых хранились списки образа, открыли настоящую охоту. На протяжении долгих лет: и в войну, и в послевоенное время иконы находили у многих, однако сам Явленный образ считался утраченным. Второе же обретение Державной иконы состоялось 14(27) июля 1990 года. Она была обнаружена в запасниках Государственного исторического музея. И ее снова передали в Коломенское.
Сергей Фомин на примере множества исследований обстоятельно описывает каждое событие, связанное с Державным образом. Он прослеживает историю создания этой иконы, ее взаимосвязь с другими изображениями Богородицы, смысловое наполнение, а также определяет место этой святыни в Домостроительстве Руси. Подробно православный историк рассматривает Отчину «Державцев Русской земли», коей является Коломенское. Не случайно именно здесь произошло первое явление иконы. Перед читателями открывается смысловое пространство Коломенского, его храмов, внутрицерковной символики. В книге представлены также службы, акафисты и молитвы Державному образу.
Болью и одновременной радостью в сердце отдаются слова иконописца Олега Иванькина: «Она раскинула над Россией Свой Покров и спасла ее, когда диавольские силы распинали ее, заливая землю жертвенной русской кровью, когда пришли испытания Великой Отечественной войны. Спасает и сейчас, когда кажется чудом, что Россия еще жива».
Справка:
Русский православный историк и публицист Сергей Владимирович Фомин родился 24 ноября в 1951 году в Иркутске. В 1980 году окончил исторический факультет Московского государственного университета. Сначала занимался журналистской деятельностью, а затем посвятил свою жизнь истории. Особое место в его творчестве занимает Царская тема. Под редакцией Сергея Фомина вышли книги игумена Серафима (Кузнецова) «Православный Царь-Мученик», С.В.Маркова «Покинутая Царская Семья». Одной из последних работ является книга «Боткины: свет и тени», рассказывающая историю семьи лейб-медика Е.С.Боткина, расстрелянного вместе с Царской Семьей. Немалое время Сергей Фомин уделил и личности Григория Ефимовича Распутина и разоблачению фальсификаций о Царском Молитвеннике.
В 2003 году Издательский Совет Русской Православной Церкви за книгу «Страж Дома Господня» о Патриархе Сергии (Страгородском ) присудил ему Диплом I степени в номинации «Книга - событие года». А по итогам 2007 года Фомина наградили Дипломом лауреата премии «Просветитель» имени Святителя Иннокентия (Вениаминова), епископа Камчатского, Алеутского и Курильского, митрополита Московского и Коломенского. В 2016 году был удостоен ордена Святого Страстотерпца Царя Николая за многолетние труды во славу Русской Православной Церкви.