Седьмого мая с. г. ожидается проведение церемонии вступления в должность Президента России, инаугурация, от латинского inauguro - «посвящаю». При этом никакой закон, кажется, не запрещает Президенту возложить свою руку не только на экземпляр Конституции, но и на Библию, тем самым подтвердив в глазах всего мира свой абсолютный идеал, соответствующий идеалу почти всего человечества. Если издание Библии будет, например, 18 или 19 века, то это будет означать, что Закон Божий понимается в традициях соответствующего века. Верховный или Конституционный Судья предварительно может подтвердить, что данное понимание Закона Божьего не будет противоречить Конституции. Как гражданину России мне было бы понятно и приятно увидеть такой выразительный знак истинной духовности и подлинной исторической преемственности в торжественном и величественном государственном ритуале. Мы же должны развивать и совершенствовать ритуальную часть публичной жизни, наполняя её новыми смыслами.
Да и не только соотечественникам, утомлённых приземлёнными «идеалами», такое действие было бы вдохновляющей поддержкой, но и многим политическим лидерам планеты и народам.
Даже трудно представить, как позитивное духовное наполнение ритуала инаугурации в России может благодатно отозваться в мире.
Например, даже такой момент: наши отношения с «коллективным Западом» сильно обострились, а нам это надо? Человечеству это надо? Господу Богу и Небу мрачные настроения угодны?
Между тем, ещё есть мощные рычаги воздействия народов на своих правителей и на элиты, и это рычаги, точнее силы, - духовные и вечные, и рано или поздно они будут востребованы и активированы.
Россию демонизируют, и нам это неприятно. Следует ли в ответ излишне демонизировать различные страны?
В прошедшие периоды у нас, наверно, не слишком активно использовались в отношениях между политиками духовные связующие скрепы, не налаживались межличностные и межгосударственные мосты, скрепляемые верой в общего Бога.
Мы как в своей стране замалчиваем такой основной предмет жизни, как религия, отодвинув его на задворки медиасферы, так и в отношениях с иностранными партнёрами проявляем в основном прагматические мотивы.
А ведь от русских всегда ждали какой-то большой, соответствующей Православию, духовности и её проявления. Тем более, с нашей-то тысячелетней традицией! Стоит признаться, что, к сожалению, Государство не занимается насаждением духовности даже у себя дома. А если в мире тебя «ждут как Бога», то надо стать хотя бы рабом Божьим.
Не следует считать, что все без исключения люди, живущие в странах Западной Европы, и народы в целом, как коллективные личности, безоговорочно и бесповоротно проданы дьяволу, о чём настойчиво внушают своими речами многие публицисты, рассуждающие на общие темы.
Я думаю, что так же, как, таинственно, русские люди, жившие в советскую эпоху, сохранили веру в Бога, так и западные Христиане, может быть, сохраняют в себе начала Христианской веры.
Если хотите, эти начала и до настоящего времени, может быть, являться держащими основы бытия в Христианских странах, чьи духовные предки были когда-то через мученичество и благочестие вложили коды истинной веры, ждущие активации. Думается, что Святой Дух никогда не оставляет Христиан: хоть восточных, хоть западных, как не оставляет Бог человека вообще, долготерпя и спасая. Ещё не началась последняя жатва и отделение пшеницы от плевел.
Например, клятва на Библии президента какой-либо страны, совершаемая в очах каждого жителя, смотрящего телевизор, запечатлевается во благих глубинах сознания и способствует единству и поддержанию духовно-нравственных основ нации.
Насколько данному ритуалу соответствует духовное состояние присягающих - никому не видно. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём» (1 Кор. 2:10-11).
Правильно ли воспринимать это действие как бессмысленный протокольный ритуал, упрощая или демонизируя человеческую личность?
И совсем странно вообще как бы не придавать никакого, даже малого, значения тому, что на Книге Св. Писания некий большой политик произносит священные слова: «Да поможет мне Бог». В любом случае это даёт повод хотя бы молиться за человека, «чтобы Господь просветил, если угодно, и его».
Когда Русский Военный Министр С. К. Шойгу, продвигаясь принимать Парад Победы, осенил себя крестным знамением, проезжая Спасские ворота, разве это действие не несло просветительный смысл? Оно просто требовало активации, но было заболтано политологами.
Хотелось бы обратить внимание на то, что неистребимо подозрительное отношение к Русским уходит корнями вглубь веков. Прежде оно основывалось на том, что мы не католики, потом на страхе перед революциями.
Теперь, между прочим, оно питается, может быть, ещё тем, что у нас, в официальном поле, видимо, не собираются отказываться от недавнего государственного безбожия. А ведь это, действительно, подозрительно! Вглядывающийся в Русский мир западный наблюдатель хоть и находится в плену заблуждений относительно веры, но отчётливо идентифицирует себя Христианином. Повторяю, там коды. Он видит какую-то раздвоенность в нашей внутренней и внешней жизни. Ибо «человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1:8) и вызывает опасение.
Мы-то, русские, знаем своим духом, чтО в нас, и не сомневаемся в твёрдости, например, своего нынешнего Президента, но следовало бы учитывать и менталитет соседей, партнёров, которым хочется получить подтверждение нашего отношения к Вечным вопросам.
Принятие Президентом России присяги с использованием им лично Библии легко обосновать тем, что, во-первых, в Гимне России, слава Богу, давно на государственном уровне засвидетельствовано, что Бог - Истинно Существующий Владыка и пока ещё хранит Российский народ и Государство. Во-вторых, призвать на помощь и в благословение Господа Бога верующим человеком совсем не лишнее. И в-третьих, человек имеет право это сделать как свободный человек, если это не нарушает добрые национальные устои и не запрещено законом. И это будет непоколебимым гарантом.
Тогда, возможно, будет справедливо устранено одно из самых больших препятствий для сближения здоровых сил, имеющих место в среде тех или иных народов, в том числе правителей.
Общие для всех Христианские начала, открытость действию благодати Святого Духа в своей душе, являются самой великой объединяющей силой в мире.
И надежда остаётся только на эту силу, так старательно заболтанную теми, кто жаждет нашего разъединения.
Потому стоит попробовать делать шаги, которые бы рассеивали этот морок разъединения.
И принятие присяги на Библии могло бы стать одним из таких шагов.
Или я в чём-то ошибаюсь?