13-14 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Пятые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материалах: "Пятые чтения..." и "Голос русского народа...". Продолжаем публикацию докладов Пятых Калязинскких чтений. Сегодня мы предлагаем вниманию доклад Главы Калязинского района Тверской области, члена ЦС МОО «Русское Собрание» Константина Геннадьевича Ильина.
Добрый день, дорогие честные отцы, уважаемый Анатолий Дмитриевич,
коллеги, единомышленники!
Я искренне рад приветствовать всех вас на гостеприимной калязинской земле. Сегодня мы открываем уже Пятые Калязинские чтения в рамках конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Поэтому можно сказать, что эти встречи стали доброй традицией для нашего района, что мы, конечно же, почитаем за честь.
Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова, руководителя МОО «Русское Собрание», гл. редактора сайта «Русская народная линия» за оказанное доверие и честь провести это мероприятие именно в Калязине. Сотрудничество, которое мы начали пять лет назад, принесло немало положительных плодов, встреч, знакомств. Не подлежит сомнению, что деятельность «Русского Собрания» имеет важное значение для сохранения традиционных ценностей нашего народа, объективного понимания истории нашего Отечества, возрождения и сохранения духовности. Наша задача - вносить свой вклад в дело единения, сплочения многонационального народа Святой Руси, без чего нам невозможно противостоять вызовам и угрозам современности и мировым силам зла, стремящимся уничтожить Россию.
Сердечно приветствую также всех, кто сегодня прибыл к нам из разных городов. Это и есть символ единства, когда мы собираемся, чтобы поговорить на общие важные темы.
Неспроста в этом году в качестве темы всей конференции выдвинут ёмкий тезис о роли русского народа в истории и современной жизни России, о его вкладе в сохранение традиционных нравственных основ, уклада жизни, веры и языка. Россия во все века была ответственна не только за сохранение православного мира, но и всего человечества на Земле.
«Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание - «русский мир»». Эти слова произнёс Владимир Владимирович Путин ещё в 2006 году, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Санкт-Петербурге. Русская тема прозвучала и в Валдайской речи Президента.
В заголовок темы своего небольшого выступления я выдвинул знаменитую формулу Фёдора Михайловича Достоевского «Русский - значит православный, православный - значит Русский!».
В этих словах емкая и очная оценка Русскости. В их развитие приведу высказывание известного православного автора, нашего современника Василия Ирзабекова: «Русский» - это единственное название национальности, которое отвечает на вопрос «какой?». Все остальные отвечают на вопрос «кто?». Немец, латыш, азербайджанец, еврей, китаец... И только «русский?» - это «какой?» - то есть прилагательное. Значит Русский должен прилагаться... ко Христу! Так раскрывается и безгранично расширяется понятие Русскости - то есть привязанность к вере Православной, ко Христу.
В этом году, как и в прошлом, во многих общественных дискуссиях на особом месте стоит тема 100-летия революционных потрясений в России. 2018 год - это год столетия убийства святой царской семьи и установления советской власти. Люди разного мировоззрения и политических взглядов дают свои оценки, зачастую полярные, произошедшему в 1917-18 годах ХХ-го века. До сих пор не утихают в обществе страсти, сохраняется разобщённость во мнениях и непонимание истинных вещей. Так, например, снятый в Калязине документальный фильм о первых годах советской власти и «красном терроре», основанный на документах и фактах о расстрелах безвинных людей, вызвал в нашем маленьком городе немало эмоций и суждений как со стороны защитников большевиков, так и в среде православной общественности. Полемика развернулась на страницах районной печати относительно памятника Ленину, переименования улиц, да и вообще, о вкладе большевиков в жизнь нашей страны. Что уж говорить об общероссийском уровне!
Поэтому тема революционных потрясений и их причин в нашей стране актуальна и сегодня. В своём выступлении я коснусь этой темы в свете произошедшего в результате революции 1917 года насильственного ущемления русских и Русскости.
Духоносный Старец Николай Гурьянов говорил, что «с 1918 года нависла тьма над любимой, родной Отчизной. Палачи с клеймом проклятия на челе распяли на Кресте Святую Русь, источив Священную Царскую кровь. Зверски умучена вся Святая Царская Семья с верными, не оставившими Их подданными. Враг стал глумиться над Россией, Россией Царей и Христа...».
Праведному Старцу Николаю Господь открыл истину о Царе и Его страданиях. Батюшка повторял и плакал: «Как Их мучили! Помните об этом и не забывайте: Царственный Мученик Своими страданиями спас нас. Если бы не муки Царя, России бы не было! Царь очень жалел и любил Россию и спас ее Своими мучениями».
«Русский народ! Ты забыл, что ты Русский?!» - восклицал пророк русского народа - святой праведный Иоанн Кронштадтский. Этими словами один из достойнейших священнослужителей Русской Православной Церкви призвал нас к покаянию накануне великой по злодеяниям октябрьской революции 1917 года, трагически разделившей нашу историю на два противоположных периода.
Прежде на протяжении тысячелетия мы были Святой Русью, жили по уставам православной веры, управлялись христианскими государями. Когда были едины и жили по заповедям Божиим - то Киевская Русь крепла и жила без сильных потрясений 250 лет, затем, когда же начались междоусобные войны, Господь попустил наказание и на 240 лет мы попали под татаро-монгольское иго. Но Россия всегда находила силы подняться и вновь стать крепкой верой страной.
После Смуты начала 17 века, которая была попущена Богом нашему народу опять же за отступление от заповедей Божьих, русский народ дал Соборную клятву в верности Дому Романовых вплоть до Второго пришествия Иисуса Христа. И эта клятва была нарушена в 1917 году.
Вследствие революционной катастрофы, престол помазанников Божьих оказался ниспровергнут, наши национальные святыни и вера порушены и осквернены, а мы, некогда славные и могучие, несколько десятилетий питались чуждой для нас коммунистической идеологией, а затем погрузились в псевдодемократию.
Где выход из этого положения? Только в покаянии за нарушение клятвы перед Богом на верность Царю и Отечеству. «ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ПОКАЯНИЯ У РУССКИХ ЛЮДЕЙ - КОНЕЦ МИРА БЛИЗОК» - говорит нам ещё одно пророчество Иоанна Кронштадтского.
Понимаем ли мы, современные люди, духовную сущность русского народа, его православность, готовность к самопожертвованию для Бога и ближних? Ведь Православие, даже будучи государственной религией, всегда являлось примером жертвенного служения, а не господства над другими народами. Главная отличительная черта русского - жертвование своими интересами и жизнью своей ради других. Русский, то есть православный, человек склонен не к господству, а к служению.
Однако к началу ХХ века большая часть русской элиты в основном утратила свою русскость (православность), соблазнившись западными ценностями - духовными (католицизмом, протестантизмом, язычеством, атеизмом) и материальными (потребительством, комфортом, прибылью любой ценой).
Надо заметить, что и многие современные русские люди не любят свою историческую духовность, свою религию, свою историческую Россию. В этом-то сейчас у нас корень проблем и бедствий. Причина же в утрате веры в Христа, в соблазне материальными ценностями, в том, что мы забыли слова лютого врага России и православия, но далеко не глупого человека Збигнева Бжезинского: «После распада СССР у нас остался один враг - Православная Церковь».
Благодаря жертвенности Православия и русского народа дореволюционная Россия была не тюрьмой, а дружной семьёй многих десятков народов. Россия - Мать народов. В отличие от Запада, в России ни один народ не исчез и не был истреблён. Ни один народ не лишился своей религии, культуры и быта. Передовыми отрядами русского переселенческого движения были монахи, казаки и добровольные переселенцы. Так естественно разрастались границы России, вживлялись в неё новые земли. Большую роль в расширении территории сыграла и опричнина И. Грозного. Если сравнить по территории княжество Ивана Калиты, с которого и начиналась Московская Русь, с Российской империей времён правления Елизаветы Петровны, то получается, что несмотря на войны, за 400 лет Россия увеличилась в 400 раз!
Здесь уместно упомянуть про лживость историков и искажение истории. Об этой проблеме тоже много и справедливо писал батюшка Иоанн Снычёв. Он отмечал: «Первопричина наших бедствий - в противлении воле Бога, и прежде всего руководства страны, интеллигенции, историков, искажающих историю России в своих трудах и учебниках... Как же русский народ, если верить нашим горе-историкам, столь склонный к анархии и произволу, ленивый, равнодушный, не предприимчивый - смог построить величайшую в мире Державу, не только первую по величине занимаемой территории и составу вошедших в неё племён, но и самую устойчивую исторически, вот уже пять столетий подряд являющуюся «гармонизатором» европейского геополитического региона?
Как же этот невежественный народ сумел создать богатейшую культуру, плодами которой - в области литературы и философии, живописи, поэзии и архитектуры - до сих пор питается одряхлевший и изверившийся Запад? Как умудрился русский человек одолеть страшную духовную заразу интернационального коммунизма? Как, наконец, этот странный народ сумел сохранить Православную веру и святую Церковь?».
«У России великая история и не менее великое будущее!» - отмечал В.В. Путин. В 2009 году была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой определена цель политики России - возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета. В разделе «Культура» данной Стратегии указано, что «негативное воздействие на состояние безопасности усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории».
Представители всех вероисповеданий в России равны перед законами и одинаково обязаны нести ответственность за уголовные преступления. Но равны ли все вероисповедания перед историей Отечества? Все ли религии внесли равный вклад в обустройство государства Российского и все ли в равной мере создавали самобытную культуру России?
Спросим вместе с митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Иоанном: «Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань с рыцарями и давали духовное напутствие дружинникам князя Александр Невского на Чудском озере?
Разве это протестантские пастыри вдохновляли святую ревность донского героя князя Дмитрия на поле Куликовом в сече с татарами, где решалось быть или не быть Святой Руси?
Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув героев народного ополчения Минина и Пожарского на их жертвенный подвиг?» А мы знаем и про подвиг М. Скопина-Шуйского, которого благословил старец Иринарх.
Разве это иудейские раввины с крестом в руках поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора?
Разве это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о «богохранимой» земле Русской?..
«Много ли мы можем вспомнить в истории случаев, когда иноверцы - будь то католики или иудеи - в трудный для России час делом доказали ей свою верность, до конца разделив её неласковую судьбу? Зато противоположных примеров в русской истории - сколько угодно».
Возьмём великое Стояние на Угре - 1480г. Монгольское Иго закончилось без большого сражения, а Великое Ханство (по оценкам историков почти 500 тысячная орда) исчезло благодаря почти трёхдневной всенародной молитве и обращению к Пресвятой Богородице. Это ли не настоящее чудо в нашей истории! Ярко подтверждающее, что именно всенародное обращение к Богу русского народа даёт свои плоды в жизни.
Как подчеркивал в своей книге «Начало России» В. Шамбаров, «Всё случилось именно так, как предсказывали московские святители. Господь сначала покарал распавшуюся и рассорившуюся Русь. А затем, преодолев развал, она заслужила Небесное покровительство. Голубую ленту Угры летописцы сравнивали со святыней, Поясом Пресвятой Богородицы, спасающей христиан от поганых нашествий».
Об этом гласит «Закон Русской Победы» - кто бы не нападал на Русь с целью духовного её уничтожения, переставал быть реальной силой и сходил с арены...
Нельзя не вспомнить и Великую Отечественную войну.
24 мая 1945 года на приёме в Кремле в честь командующих войсками Сталин провозгласил здравицу прежде всего русскому народу: «Я хотел поднять тост за здоровье... прежде всего русского народа... ... потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза... У русского народа ясный ум, стойкий характер и терпение».
Для многих сегодня оказываются большим открытием слова Иосифа Сталина о русском народе и России. А ведь именно он сказал о будущем России так: «Русский народ - это великий, добрый народ. Он как бы рождён помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена... На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем».
Не лукавство ли со стороны современного либерализма - провозглашать равенство между религиями, которые по сути своей не могут быть равны?
Анализ истории смут, коренных переломов в развитии государства позволяет извлечь опыт и уроки истории для современного состояния России. Первопричина таких исторических хитросплетений кроется в нашем сердце - в свободе выбора человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, святостью или грехом, Богом и дьяволом. Их невидимая борьба идёт в сердце каждого человека.
По мнению православных, без всенародного покаяния и без выполнения заповедей никакие другие материальные меры нас из смуты не выведут. Ни воинская мощь, ни экономический потенциал не сделают нас сильными, а только наша духовность.
На Руси и прежде происходили отступления от Бога, выполнения Его заповедей, от духовных вечных ценностей. Столь же закономерно за этим следовали и вразумления-наказания. Но всегда спасало Святую Русь всеобщее всенародное покаяние в своих грехах.
Православные христиане полагают, что промыслом Бога России дано высшее назначение - хранить веру Православную. Вот здесь и разгадка Русской истории: сознавая себя хранительницей истин веры для всего мира, для всего человечества, Россия неизбежно стала сосредоточием, мировым центром вселенской борьбы добра со злом. И эта борьба идёт не на жизнь, а на смерть.
После многих неудачных попыток первым успешным результатом врагов по устранению России стала, повторю, катастрофа 1917 года. Второе издание революции получило название «перестройка». Писатель Валентин Распутин писал: «Когда враги России поняли, что русский народ «переварил» коммунизм, началась перестройка и либеральный переворот 90-х годов.
Перевод страны с «антиправославного», атеистического пути развития на антиправославный либеральный, западный путь стал возможен тогда потому, что тогда в России не было осмысленной национальной идеологии. Поэтому весь огромный аппарат управления оказался беззащитным перед кучкой врагов - «пятой колонны», которые исполняли волю мирового масонства.
Почему могущественные международные тайные и явные силы (мировая закулиса, мировое зло) так боятся воскресения Святой Руси? Потому что Россия как основной и последний хранитель христианских ценностей (мирового добра) стала главным препятствием к мировому господству международной закулисы, создания единого мирового правительства во главе с Антихристом. С этой целью повсеместно создаётся управляемый хаос, смуты, войны, теракты. И результат такого хаоса очень виден на Украине, где 47 миллионное население сократилось уже до 27 миллионов под руководством и пристальным вниманием западных либералов. В стране идёт гражданская война. Это удар и по России, ведь без Украины Россия не может быть вновь великой державой - так считают враги России.
С православной точки зрения судьбы народов России зависят сегодня от того, как намерены государственные деятели, каждый человек и общество в целом решать высшие, то есть религиозные и нравственные проблемы своего бытия. Ведь основной закон истории - закон всенародного покаяния - это не теория. Он подтверждается на любом крутом повороте русской истории.
Но покаяние не означает отсутствие борьбы со злом. Вспомним изречение митрополита Филарета: «Люби врага своего, сокрушай врага Отечества, гнушайся врагами Божьими».
Русская православно-патриотическая идея сводится к тому, что нам необходимо снова стать русскими, православными, то есть воцерковиться. Об этом мы читаем в работах мыслителя Ивана Ильина, митрополита Иоанна Снычёва.
К сожалению, есть в самой современной России силы, которые противятся установлению ведущей роли Православия? Потому что они сами перестали быть православными, то есть перестали быть Русскими. «Стыдно сказать - официальные лица в своих выступлениях даже сказать слово «русский» стесняются... то «российскими» людей назовут, то ещё что-либо придумают. Вот и получается, что сначала народ был «советский», потом «российский», а «Русского» как не было, так и нет...» (И. Снычёв).
Русскому народу необходимо обратиться к Богу, к святости, к тем принципам и ценностям, которые всегда имели и имеют непреходящее значение. Это нравственные принципы, заповеди и библейские знания. Отсюда и проистекает особая ведущая роль Православия в прошлом, настоящем и будущем нашей страны. Поэтому государственной национальной идеей России должна стать идея Святости, Святой Руси. И нам с вами, живущим сегодня, и думающим о завтрашнем дне, необходимо эту идею всемерно пропагандировать и продвигать.
«Наши корни не только в земле. Наши корни вверху. Там Господь в силах, там Матерь Божия, святитель Николай, игумен Земли Русской преподобный Сергий и многие сонмы праведных сродников наших... Их молитвами для нас открыто Небо, лишь бы не отпасть от этой живительной силы, без которой мы умираем и умрем совсем как народ, если не осознаем, что корни наши в Небе». (Из книги Братьев Гниденко «Рыцари православия. Правда о казачестве»).
И как практик, не могу не сказать о том, что все мы: политики, депутаты, служащие на местах, учителя, учёные, писатели, духовенство, - всё общество - что мы должны сделать для того, чтобы повернуться к Богу, к Вере, стать по-настоящему Русскими самим и растить детей в духе Русскости? С этой целью мы и собираем такие конференции вот уже пятый год, проводим молодёжные духовно-патриотические кинофестивали и марафоны, собираем молодёжь на серьёзные разговоры, инициируем русские праздники и другие мероприятия, где звучит русская музыка, русские стихи, где говорят об истории и наших традициях. Эту работу вопреки всем экономическим трудностям нам нужно продолжать. А сможем мы это делать, только если общество наше будет едино и во главе его будет стоять мудрый Православный руководитель, который не допустит, чтобы Россия и Русский народ были унижены и порабощены. Мы знаем, что любая власть - всегда от Бога. «Разница лишь в том, что одна - по воле Божьей, а другая - по попущению для наказания и вразумления осуетившихся людей...» (И. Снычёв). Какую власть заслуживаем мы сейчас? Зависит от нас самих.
Завершить своё выступление я также хотел бы словами митрополита Иоанна Снычёва, которого очень почитаю.
«Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижёров наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и безстыдтства, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью реформ, ввергнув страну в экономический и политический хаос.
Ан нет - хранит Господь! Гнётся Русь - да не ломается, и зреет в народе понимание своей великой судьбы, своего подлинного призвания: быть народом Божиим, неся жертвенное исповедническое служение...».
Дорогие друзья! Желаю, чтобы это Чудо сопровождало наше Святую Русь ещё многие и многие века. А для этого нам с вами нужно вновь вспомнить, что мы Русский народ, стать по-настоящему Русским народом, то есть Православным!
Спасибо всем за внимание!
При составлении доклада использована литература:
1. О.Н. Забегайло. «Духовное понимание истории», Москва, «Серебряные нити», 2009г.
2. В.Е. Шамбаров «Начало России», Москва, Эксмо Алгоритм, 2012г.
3. Одоление Смуты. Слово к русскому народу. Высокопреосвященнейший Иоанн Мирополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Санкт-Петербург, «Царское Дело», 1995г.
4. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычёв «Мир со злом не допустим». «Кириллица», Москва, 2017г.
5. Газета «Православный Крест», №2 (194) от 15 января 2018г. Статья - беседа с В.Д. Ирзабековым «Язык народа - корень жизни» А. Державиной.
6. «Рыцари Православия». Правда о казачестве». Братья Гниденко.
И другие открытые источники.
1. Re: «Русский - значит Православный!»