itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Виктор Астафьев из окопов видит только свою «отдельную правду»

Ответ Олегу Кириченко

0
1591
Время на чтение 7 минут

Автор статьи, критикующий очерк писателя Анатолия Байбородина, как редактор православного журнала, поднимает глубокие вопросы. Но что касается самого больного - отношения Астафьева к Великой Отечественной войне, то с сочувственной позицией с О. Кириченко решительно нельзя согласиться.

Вот отрывок из статьи:

««Война» у позднего Астафьева, словно и не имеет право на ту Победу, которую мы сегодня ежегодно торжественно отмечаем, за которую так крепко держимся, и которой во многом руководствуемся в современной государственной идеологии. Отечественная война для Астафьева, в ее советской интерпретации (и исполнении), - это победа, доставшая слишком большой ценой. В конце жизни он считал, что победа была «пирровой», что война, не смотря на ее победный итог, не имеет права на праздник - на пляски, песни, романтическую героизацию, на пафосную парадность, на всё то, что хоть как-то затемняет ее трагический смысл. Роман «Прокляты и убиты» и был рассчитан на то, что читатель станет второй - покаянной и воскресительной - половиной его действа. Читатель довершит работу автора. Но этого не произошло. Читателю помешали.

<...>

С этой, по сути советской позиции, он и ведет свой частный писательский суд над Историей, на который моральное право ему дает лишь его фронтовое прошлое. Не имея возможности совсем победить в себе посеянное зерно советскости, Виктор Петрович, делает единственное, на что у него хватало сил - вытащить на свет Божий эти постылые ему потёмки советского бытия».

Думаю, опытного публициста простыми возражениями здесь не проймёшь.

А возьмём и вытащим мы из Интернета мнение самих немцев о противнике, то есть о Советской Армии. И лучше всего, самые конкретные, о том фронте, где воевал связист В.Астафьев.

Эта мысль родилась у меня после прочтения одного материала в красноярском журнале «День и ночь». В нём писатель Валентин Курбатов пишет, что много лет назад, во время поездки в Хакассию, писатель-фронтовик Виктор Астафьев рассказывал ему о своём участии в форсировании Днепра во время Второй мировой войны.

«А на реку оборачиваться боязно. Светло как днем, хоть переправлялись в самую середку ночи. И наглушило нашего брата, как рыбы. Плывет солдатик-покойничек, отмаялся. Умели плавать, не умели, притворялись храбрились - все одинаковы и все здесь, потому что так уж эта война была придумана, что и обстоятельный мужик не держался. А какая-то падла-политрук придумал плавсредство в виде плащпалатки, набитой сеном. Сам, курва, на таком сене не поплывет. Вот и несет покойничков.

Из двадцати пяти тысяч закрепилось на берегу три тыщи восемьсот. Зарылись в откос как стрижи. А поворачиваются солдатики на родной берег, а там музыка, бля... Кино! Прислушались - "Цирк" показывают с Орловой. Гуляют политруки! Победу празднуют - плацдарм они захватили!» (1)

Прочёл я это высказывание нашего ветерана войны, и вдруг подумал: а какой видели ту же самую переправу советских войск наши враги «с той стороны» Днепра? В Интернете можно найти всё. Оказалось, в то же самое время, на правом берегу, со своим взводом пытался отражать атаки русских немецкий офицер Эрик Керн. В сети есть его воспоминания (2)

Прочитал и обомлел: ну прямо школьник Коля с Уренгоя, только из немецкой школы... Жалости к нам у него, конечно, нет, но какое сочувствие?

В своих воспоминаниях офицер СС, пусть и не очень охотно, он всё же признаёт мощную силу и своевременность натиска Красной Армии на участке переправы Днепра, где у немцев вообще не было оборонительной линии. Её просто не успели сформировать!

Именно этим объясняется быстрый прорыв Красной Армии... Если бы она дала врагу передышку, западный берег Днепра стал бы непреодолимым барьером... Воспоминания эсесовца стоит прочесть всем, кто не понимает волшебной силы русского коллективизма и великую ценность рождения новой цивилизации - коллективистской! Всё познаётся в сравнении.

Эрик Керн, как и все его «сотоварищи» по безумию под названием «фашизм» были «детьми» индивидуалистической цивилизации, которая создавалась с помощью протестантской этики, философии гедонизма* и прочих составляющих западноевропейской культуры. Даже фанатизм национал-социализма не сделал их такими же смелыми, как русских, многие из которых ощущали себя - единым народом!

В своей книге немецкий офицер прямо заявляет: «Мы столкнулись с новой, незнакомой разновидностью человеческой породы - человеком советским».

Эрик Керн из другого мира. Он всегда и везде не забывает себя жалеть... за собой следить.

Риск - только в разумных пределах. Всюду и везде он остаётся личностью, которая себя ценит превыше всего. В завоёванных городах, как и все немцы, он привык «расслабляться», словно в мирные времена. Правда, после доброго вина и плотной закуски в ресторанах Харькова и свиданий с местными девушками, чувствуется, что у него уже как-то нет настроения лезть под пули и умирать. Где-то на пол-шаге, нога замрёт перед опасностью, рука дрогнет.

Друзья Эрика - немецкие пилоты (по рассказам наших фронтовиков) бомбили советские войска под Сталинградом только с недоступной для наших зениток высоты, и множеств их авиабомб, по этой причине, часто не попадали в цель! Защищая Днепр, войска, где служил Эрик Керн, долго ждали подвозки снарядов для артиллерии, и поэтому не лезли в атаку со стрелковым оружием.

...Так, из сотен тысяч маленьких эпизодов и проявлений слабости врага, складывалась наше преимущество, а потом и наша Большая Победа.

Советский солдат с талантом большого писателя, Виктор Астафьев - из окопов видит только свою «отдельную правду», как единственную суровую реальность этой войны: отсутствие плавсредсв, беспроводной связи, множество других недостатков. И на основе только своего видения - солдат начинал осуждать всё советское, всё партийное!

Откуда такое отношение? Почему при описании форсировании Днепра -лютый враг, офицер СС - более объективен в военной оценке событий, чем наш писатель Астафьев? Парадокс! Попытаемся ответить на этот вопрос.

Воспитанник детдома в Заполярье, Астафьев начал войну рядовым связистом. И закончил связистом. Виктор Петрович - родом из зажиточных сибирских крестьян. Некоторые из них в Гражданскую войну не избежали раскулачивания. У этой части российского населения было своё горе, своя память о прошлом, и резко отрицательное отношение к советской власти.

Так, у нас в стране сформировался своеобразный социальный тип гражданина, который обидевшую его партийную и советскую власть в своём сознании отделил от народа и объявил своим врагом. Да и в самом народе сын и внук кулака видел много «вечно ленивых бедняков-голодранцев», которые мешают работящим труженикам жить!

На самом деле, советская власть занимались с народом одним общим великим делом - преодолением вековой вражды классов и эксплуатации одних слоев населения другими.

Как занималась, что не получалось - это другой вопрос!

Первый опыт невиданного государственного строительства только накапливался. Но отказаться от сотрудничества с властью объективно означало - отвернуться от общего дела, от великой цели создания справедливого общества, ради которой большинство согласилось на новую форму организации общества.

Подобной же раздвоенностью сознания отличалась и часть нашей творческой интеллигенции. У них, тоже были свои «счёты» с властью: репрессии, «дело врачей». Обиженные - сторонники обособленной жизни и труда на себя. Это другой тип людей.. (Его ярко описал сам В.Астафьев в своих рассказах). Их не заманишь на общее собрание, они не хотят участвовать в коллективных мероприятиях, кого-то «перевоспитывать»..

Странным образом, их взгляды на Россию совпадают со взглядами наших недругов в Европе. Эрих Керн описывает советских людей в таких же «мрачных тонах»! Эсесовец уверен, что русские - эгоисты, как и остальные народы, но они просто «зомбированы» Советской идеологией.

«Мы спасём русских людей - восклицает он в своих записках. Имея в виду, конечно, спасение от «зомбирования» советской идеологией. Чтобы были мы, как все западные славяне - работниками по найму в немецких владениях.

Можно как-то понять обиду хуторского крестьянина, которого колхоз лишил его дорого «гнезда» - отдельной усадьбы со своим хозяйством. А как понять интеллигенцию, которая уж точно должна была знать: во имя каких высоких целей приносятся жертвы!

Интересно, догадывались ли вожди революции 1917 года и последующих «чисток», что этот тип советских людей - после всех репрессий, чисток, раскулачиваний, не смирится, а станет главным противником всех социалистических преобразований? И таких людей в России - будет очень много. Многие годы в них будет зреть срытый от посторонних глаз духовный бунт против коллективистской цивилизации, и в начале 90-х - они свернут таки «шею» своим обидчикам - советской власти!

Чтобы снова пришли потомки немецких солдат - на сей раз, бизнесмены - спасать нас от «советского наследия»!

В своих воспоминаниях Эрих Керн пишет, что он однажды задумался:

«Такова Россия. Их дома горят, на их глазах рушится мир, а старая женщина и не думает спасать себя или свои пожитки, для нее Бог важнее всего; Бог и Божья благодать.

Как можно править этим народом, руководствуясь нормальными и рациональными программами? Разве что методами большевиков, общественную систему которых мы вознамерились уничтожить».

Может, и мы задумаемся: как правильно обращаться со своим народом, чтобы он всегда побеждал и всегда был народом великой страны?

Приложение:

1. Валентин Курбатов. Нечаянное воспоминание, или Дневник одной старой поездки. Журнал «День и ночь. 2014 г. № 4.С.

5-6 http://magazines.russ.ru/din/2005/9/ku56-pr.html

2. Эрих Керн. Пляска смерти. Воспоминания унтерштурмфюррера СС.

http://voenpravda.ru/index44.html

*) ГЕДОНИЗМ - этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Абазинский:

Астафьев дитя своего времени.

Нет!Ув. Абазинский, не времени, а как и Василь Быков и Солженицын, я бы так сказал - певцы крайнего индивидуализма на русской почве, который восстал против иноземного..Здесь талант рассказывает о подвиге не души, а неизбежности личной гибели. К сожалению, Твардовский, в свое время, этого не понял...
Ник Ликашин / 19.12.2017, 15:04

1. Re: Виктор Астафьев из окопов видит только свою «отдельную правду»

Астафьев дитя своего времени. Трагичного и подлого к человеку. Уже одно то, что он выжил в детстве, говорит о многом. Но и жизнь свою, оплаченную кровью своей и молитвами родителей, он заслужил среди проклятых, убитых и забытых. Провидение дало ему возможность сказать свою правду простого русского человека. Вполголоса. Но сказать.
Абазинский / 18.12.2017, 07:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 19:15
Пора излечиться от политической неопределенности
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 19:09
Когда мы победим?
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.01.2023 18:44
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Белый дед
29.01.2023 17:10
Эх, тельняшка!
Новый комментарий от Тимофей56
29.01.2023 15:57
Пиво в выходные
Новый комментарий от Тимофей56
29.01.2023 15:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Константин В.
29.01.2023 14:59