95 лет назад, 19 ноября 1922 года, под Харьковом в семье главного инженера треста стройматериалов родился Юрий Валентинович Кнорозов - учёный-историк, лингвист и этнограф, специалист по эпиграфике (науке, изучающей древние надписи на твёрдых материалах), лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ацтекского Орла (Мексика) и Большой Золотой медали (Гватемала), автор одного из величайших открытий XX века - дешифровки письменности народа майя, который жил в Центральной Америке и высокая культура которого достигла своего расцвета в 1-м тысячелетии.
Уже при жизни Кнорозова сравнивали с Шампольоном (французом, расшифровавшим египетские иероглифы). Но с точки зрения науки прорыв русского учёного был на порядок выше: во-первых, у него под руками не было, как у Шампольона, одного и того же текста, написанного на разных языках, а во-вторых, он не только расшифровал конкретную письменность, но разработал метод дешифровки, применимый и к другим неизвестным системам письма. Он внёс огромный вклад в математические методы дешифровки, а его ученики, ставшие впоследствии известными учёными, сыграли решающую роль в дешифровке письменности острова Пасхи.
В школьные годы, отличаясь эксцентричностью, он проявил большие способности в изучении как гуманитарных, так и естественных наук, играл на скрипке, писал стихи, хорошо рисовал. Он успел окончить два курса исторического факультета Харьковского университета, в начале войны был мобилизован на строительство укреплений в Черниговской обл., попал в окружение, выбрался в 1943-м, из-за дистрофии признан негодным к строевой службе и продолжил учёбу в МГУ.
Работая в этнографических экспедициях, глубоко увлёкся вопросами шаманизма, пока ему на глаза не попалась научная статья немецкого исследователя Шелльхаса «Дешифровка письменности майя - неразрешимая проблема». Эта статья и определила всю научную судьбу ершистого юноши, который говорил: «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!» Его сокурсник вспоминал: «Он всё отдавал науке, всё. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом».
После окончания вуза доступ в аспирантуру Кнорозову был закрыт (поскольку в войну находился на оккупированной территории), и он стал работать рядовым сотрудником в Музее этнографии народов СССР (Ленинград), занимаясь, по его словам, «черновой музейной работой без претензий», а в свободное время - своим главным делом. В 1952 г. Кнорозова пригласили в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру), где он и проработал до конца жизни.
В 1955 г. Юрий Валентинович представил на защиту результаты своего труда - кандидатскую диссертацию. Обсуждение длилось 3 минуты, и совет единогласно присудил ему сразу докторскую степень. Правда, как замечал учёный, он «вынужден был пересматривать Энгельса, не зная, чем всё это может закончиться», ибо по классификации Энгельса индейцы по уровню цивилизации относились к «дикарям», у которых письменности не может быть по определению.
В мировом научном сообществе открытие неизвестного русского произвело сенсацию: ведь многие учёные годами проводили полевые исследования, так и не получив результатов. На это Кнорозов отвечал: «Я - кабинетный учёный. Чтобы работать с текстами, нет необходимости лазать по пирамидам». Зарубежные коллеги поделились на два лагеря: одни сразу же и безоговорочно стали, по определению известного американского археолога, профессора Йельского университета Майкла Ко, «кнорозовистами». Другие, и в первую очередь глава американской школы майянистов Эрик Томпсон, восприняли открытие молодого учёного как личное оскорбление, хотя сам Томпсон, будучи крупнейшим знатоком культуры майя, раньше прочих понял, что «Кнорозов безусловно прав». Но добровольно сдавать свои позиции не пожелал, начав непримиримую войну, носившую в основе идеологический характер. Однако даже близкое окружение Э.Томпсона довольно быстро оказалось на стороне Кнорозова. Майкл Ко назвал победу Кнорозова «триумфом духа».
Ю.В. Кнорозов принадлежал плеяде великих ученых XX века, которые сумели, в расцвет, казалось бы, всё большего обособления науки по узким областям, понять, что будущее науки лежит в междисциплинарности подходов. Поэтому он с увлечением занимался темами, выходящими за рамки его «узкой» специализации майяниста, хотя сама дешифровка иероглифического письма уже требовала сочетания знаний по истории, этнографии, лингвистике и даже психофизиологии. Только для того, чтобы доказать независимое от культур Старого Света происхождение письма майя, Кнорозову пришлось решать вопросы, связанные и с этногенезом мезоамериканцев и с теорией заселения Америки.
Умер Юрий Валентинович от инсульта 30 марта 1999 года, похоронен на Ковалёвском кладбище Петербурга. В Канкуне (Мексика) ему установлен памятник. В Российском государственном гуманитарном университете при помощи мексиканского посольства еще при жизни гениального учёного был создан Центр мезоамериканских исследований, который теперь носит его имя.
4. Re: «Триумф духа»
3. Ответ на 2., Павел Тихомиров:
2. загадки и мистификации
1. Re: «Триумф духа»