Парадоксы «православного социализма»

Февральская революция и ее оценка в отечественной философии истории

Александр Буздалов 
Православный социализм: pro et contra  100-летие революции 1917 года 
0
04.04.2017 1733

В современной патриотической историсофии, а точнее - в философии российской истории ХХ в., весьма распространена и достаточно популярна следующая парадигма: СССР (социалистическая республика) - это восстановление в новой форме Российской империи (монархии) как тысячелетней Традиции, разрушенной Февральской революцией (буржуазно-либеральной республикой). Между тем, в основе этой историософской модели лежит не что иное, как либеральная же гегельянская диалектика, националистически переформатированная еще славянофилами и почвенниками и, как мы видим, до сих пор эксплуатируемая отечественной философской мыслью. Для Ортодоксии же (Традиции) как таковой - Февраль и Октябрь, капитализм и социализм, либерализм и романтизм, белое и красное - это одно и то же квази- и антихристианство лишь под овчинами разной выделки. И советский социализм, и буржуазная республика с их идеологиями - это конкурирующие друг с другом формы демократии; но в отношении Традиции они практически в равной степени оппозиционны и революционны. Антимонархизм - их общий знаменатель. Просвещение, Французская революция и немецкий классический идеализм - их общие исторические истоки.

В Октябре произошел переворот не только в отношении Февраля (капиталистического пути развития новой России), но и в отношении того же условного «января» (монархии), что более чем очевидно. «Весь мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый мир построим, - / Кто был ничем, тот станет всем». И действительно построенный «новый мир» Советского Союза не имел никакого отношения к канувшей в апокалипсическую бездну последней христианской империи. Гонения на Церковь Христову было официальной внутренней политикой новой сверхдержавы, явившейся в этом отношении восстановлением первого, а не Третьего Рима. Это нью-вавилонское богоборчество и титанизм было провозглашено даже на уровне государственного гимна (РСФСР 1918 -1922 гг., и СССР 1922-1944гг.): «Никто не даст нам избавленья: / Ни бог, ни царь и не герой. / Добьемся мы освобожденья / Своею собственной рукой». Поэтому неогегельянская историософская диалектика («парадоксальность») «православного социализма», мифологизируя отечественную историю, вводит людей в заблуждение своей идеализацией. Это вредно не только в плане научной достоверности, но и в плане личной духовной жизни людей, позиционирующих себя как православные христиане, поскольку моделирует у них «диалектическое» (гностическое) отношение ко греху вообще, получающего в данной системе двусмысленную оценку как якобы имеющего позитивное зерно, являющегося условием и потенцией развития. Вот очередной яркий пример этого «парадоксализма»:

«Февраль разбудил в стране пассионарные силы, которые смогли дать народу большие цели, более соответствующие, в конечном счете, национальной традиции, чем буржуазный парламент с министрами-миллионерами. Это были очень жестокие силы, но такова оказалась цена сборки страны после либерального погрома. <...> Февральская революция 1917 года представляется великим парадоксом. С одной стороны, это трагический прерыв традиции, благодаря которой российская государственность существовала, условно говоря, тысячу лет, на основе определенного религиозно-цивилизационного архетипа. В феврале этот архетип был почти разрушен, но через девять месяцев - по историческим меркам, мгновенно - он начал восстанавливаться, хотя и под другими знаменами, в других социально-политических формах. Как говорит Мефистофель у Гете, он часть той силы, что, вечно желая зла, вечно совершает благо... <...> С точки зрения философии истории, Февральская революция - это один из ключевых моментов воспроизводства Россией самое себя, причем через "отрицание отрицания", как сказал бы диалектик Гегель. Основной её урок в том, что верховная власть в России коренится в области религиозно-мировоззренческого ядра русской цивилизации. <...> Таким образом, вольно или невольно Февраль 1917 года оказался первым звеном цепи событий, приведшей через несколько лет к формированию новой колоссальной империи, которая опиралась не только на народные традиции, но и на превращенные формы православия и самодержавия. В цивилизационном плане февральская революция привела скорее к смене элиты в рамках одного и того же культурно-исторического типа (термин Н.Я.Данилевского), чем к замене самого типа. В этом ключе февральская революция сыграла положительную роль по отношению к осуществлению цивилизационного идеала, составляющего "сквозное действие" истории России вплоть до сегодняшнего дня. Она ясно показала, что либеральная буржуазия - тогда в лице Временного правительства - Россией управлять не может. Как конкретный политический проект, Февраль потерпел полное историческое поражение, но привел к своей мировоззренческой и социально-культурной противоположности уже в октябре того же года».[1]

«Отрицание отрицания» - это весьма опасный для христианина логический инструмент, прямо противоречащий евангельской заповеди: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37). Тот факт, что одно зло отрицает другое (меньшее или большее - «на вкус» каждого), отнюдь не делает его благом само по себе (тем более что мнимо «контрреволюционное» зло при этом, как было сказано, прямо отрицает и благо как таковое - Церковь Божию, христианство). Мефистофель масона Гете - это просто бес, поэтому «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец» (Ин 8:44). С христианской точки зрения, архетипом советского периода российской истории является скорее следующая формула: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор 11:13-15). Такова советская идеология, где за красными знаменами гуманизма и лозунгами социальной справедливости и братства, за «потемкинскими деревнями» коллективного хозяйствования и восстановлением границ российской империи скрывается антихристианский дух, лукавая забота о земном благополучии человека и вечное погубление его души в атеистической пропаганде. Тогда как для почвенника Данилевского, действительно, СССР был бы лишь «сменой элит в рамках одного и того же культурно-исторического типа», потому что он сам мыслил уже не христианскими категориями, но «цивилизационными идеалами» гегельянства и шеллингианства; смотрел на мир «в цивилизационном плане», а не в плане Священного Писания; сам только и делал, что подменял Священное Предание либеральной философией истории; одним словом, «оставив заповедь Божию, держался предания человеческого» (Мк 7:8). Никакие «пассионарные силы» и никакие «соответствия национальной традиции», никакая «сборка страны» и никакое «воспроизводство Россией самое себя» не могут являться «ценой» репрессий христиан и воинствующего богоборчества. Это совершенно не приемлемая для Православия постановка вопроса, лишний раз показывающая псевдоортодоксальную сущность «православного социализма».

«Прав был бывший "легальный марксист" Петр Струве: "Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации"».[2] Перестав быть марксистом, Струве так и не стал христианином. Идеологема «национального» сменила у него идеологему «классового», но это не более чем другая подмена догматических категорий христианства (Православной Церкви). И это, увы, духовная эволюция подавляющего большинства людей русского образованного общества той эпохи (в ту или иную сторону, но в одном диапазоне: от умеренно-консервативного романтизма до радикального либерализма), поэтому она полностью отразилась и до сих отражается в истории России, «шатающейся» между полюсами этой мнимой альтернативы.. Безусловно, при либерализме (условно в «феврале») с его религиозной толерантностью происходит постепенное выхолащивание, протестантизация и обмирщение христиан, теснимых буржуазной идеологией стяжательства и потребления, как мы это можем воочию наблюдать сейчас.

Но ведь при советском социализме с его атеизмом это же самое произошло гораздо быстрее, путем простой аннигиляции веры в человеческих душах и замены ее верой в коммунизм, партию, рабочих и крестьян. Гипотетический же вариант романтического сочетания социализма с христианством - это не более еще одна форма той же секулярной агонии, о чем говорят сами лукавые обоснования и аргументация этой модели. «Близость» социализма к христианству - это лишь видимость, подделка, причем весьма грубая. На самом деле, общего с христианством здесь не больше, чем в буржуазной системе ценностей: только в первом случае симулируются «общинные» добродетели христианства («братство»), а во втором - индивидуальные («свобода»). Но и в том и в другом случае подмененными (с божественных на человеческие) оказывается и основания, и методология, и цели, что придает самим добродетелям этих парадигм духовно отрицательный заряд. Более того, и «белое» (либеральное и романтическое) направление отечественной философской мысли искало, по крайней мере декларативно, «общественной религиозной правды», социального воплощения «древнего христианства» в формах «нового религиозного сознания». Но, как и «красное» движение, это было лишь изводом все того же «немецкого классического идеализма» (то есть гностицизма и/или хилиазма - в ортодоксальной терминологии).

Соответственно, и православно-социалистическое «воспроизводство Россией самой себя» - это все та же гуманистическая религия самоспасения человека, все тот же титанизм «освобожденья своею собственной рукой», лишь завуалированный мнимым консерватизмом. Это как если бы Россия в Феврале приняла протестантизм, а в Октябре «покаялась» - и крестилась в католицизм, а апологеты Октября говорили бы теперь, что второе гораздо лучше первого, потому что более «национально»; «ближе» к исконному православию; что это такое необходимое космогоническое «преобразование», метаморфоза эволюционирующего «единого» и т.д. Поэтому «превращенные формы православия и самодержавия» советского периода - с точки зрения христианской историософии как таковой - это не только возрождение «звериного» древнеримского империализма, требующего человеческих жертвоприношений ради утверждения «самое себя», но и предтеча последнего, апокалипсического «зверя» человеческой истории, когда в «превращенной форме» антихриста будет явлен уже сам мессия.



[1] Казин А. Парадокс Февраля, или как масоны России помогли. http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/paradoks_fevralya_ili_kak_masony_rossii_pomogli/

[2] Там же.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

128. Свт. Серафим о дореволюционном богословии

Свт. Серафим (Соболев) «По поводу сочинения иеромонаха Тарасия: «Великороссийское и малороссийское богословие 16 и 17 веков» год издания 1943. Заключение: «…Если Господь дарует нам великую Свою милость и настанет время возрождения России, то необходимо учредить при св. Синоде Русской Церкви цензурный комитет, в состав коего должны войти те из ученых богословов, которые отличаются церковной жизнью и особенною преданностью православной вере. Цель этого комитета должна будет состоять в том, чтобы он, а не совет профессоров высших духовных школ, выносил свои решения о присуждении ученых богословских степеней, начиная с кандидатской. Нужно всегда помнить, что за неверия Господь так тяжко наказал Россию. Но распространению этого неверия, к сожалению, не мало содействовала и Высшая Власть Русской Церкви тем, что не имела надлежащего контроля над богословскими трудами. В силу этого сочинения, подобные рассмотренному нами, печатались без особых цензурных препятствий и даже с присвоением их авторам ученых богословских степеней, на соблазн верующим и погибель нашей Родины. Не будем же повторять прежних ошибок».

Лев Хоружник / 16.04.2017 07:24

127. Ответ на 123., Иоанна:

Еще раз ссылка: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-svedeniya-o-vzglyadah-arhiepiskopa-bogucharskogo-serafima-soboleva-na-problemy-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi

Иоанна / 09.04.2017 20:28

126. Ответ на 112., Лев Хоружник:

Свт. Серафим о дореволюционном богословии Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием

И где сказано, что это о дореволюционном богословии? Это об учении прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием. Владыка Серафим очень почитал тогда еще не канонизированных еп. Феофана Затворника, митр. Московского Филарета - это что, разве не дореволюционное богословие? Духовные чада Владыки воспитаны на этот самом "дореволюционном" богословии, влияние нашего "дореволюционного богословия" на Болгарскую Церковь огромно. Хоружник, не вводите в заблуждение читателей и не лезьте в то, в чем ничего - очень мягко говоря - не понимаете.

Иоанна / 09.04.2017 20:24

125. Re: Парадоксы «православного социализма»

Запомни, тупица. Дореволюционное богословие - это свтт. Петр Могила, Макарий Булгаков и Филарет Дроздов.

М.Яблоков / 09.04.2017 19:58

124. Ответ на 101., Лев Хоружник:

[QUOTE И в первый раз я приводил слова свт. Серафима о том, что учение митр. Антония он называл ересью, и во - второй раз могу это сделать, в связи с обсуждаемой темой. Так что не лгите, Иоанна, и не уподобляйтесь фарисеям, тем самым, что распяв Христа пошли праздновать Пасху. Чем Вы лучше их, когда делаете то же?

Можете извиниться, Хоружник. И впредь не уподобляться хамам. Ничего вы не приводили, я прекрасно помню.Вы не можете ничего привести, потому что свт. Серафим ничего подобного никогда не говорил и не писал. Подтверждаю цитатой из его письма - оно и по той теме и по этой - в одном письме. Письмо арх. Серафима (Соболева) митр. Вениамину Федченкову, 14/27 февраля 1934 г., г. София (ГА РФ, Ф. 6343, Оп.1, Д.283, Л. 6-9 об.) „... Я никому и никогда не заявлял, что считаю учение Митрополита Антония об искуплении вполне православным. Но и еретиком его не объявлял, как это делается Архиепископом Феофаном и Тобою. Не объявлял Митрополита Антония еретиком, во-первых, потому, что святитель Афанасий Великий до осуждения Оригена Церковью „говорил о нем с уважением, объяснял его язык и защищал его от ложного понимания“ (История Христианской Церкви Джемса Робертсона, Т.1, с. 99, СПб, 1890), а святитель Григорий Неокессарийский, Чудотворец, на смерть Оригена говорил ему похвальное слово. <...> Во-вторых, я не могу объявлять еретиком Митрополита Антония и потому, что он печатно объявил, что его учение об искуплении есть его частное богословское мнение, и просил его катехизис не вводить в учебные заведения в качестве учебника. Кроме того, он в том же своем учении об искуплении не отрицает спасительного значения для нас крестной смерти Спасителя, но больше придает значения в деле нашего искупления не человеческим, а гефсиманским страданиям на том основании ,что душевные муки тяжелее телесных. В своих же печатных проповедях и беседах, произнесенных в бытность свою ректором Казанской Духовной Академии, Митрополит Антоний в вопросе об искуплении держится общецерковного учения. <...> В заключение настоящего моего письма я должен сказать, что не следовало бы и Тебе объявлять еретиком Митрополита Антония ни только в силу вышеизложенного мною, но и по той еще причине, что содеянный Тобою грех – признание советской власти, и при том признание свободное и убежденное, тяжелее греха ереси. Этим признанием Ты сознательно и свободно санкционируешь бесчисленные злодеяния советской власти по уничтожению ею нашего русского православного народа и нашей Русской Православной Церкви – осуждаешь бесчисленный и доблестный сонм новых мучеников и исповедников, пострадавших от советской власти как кровавой гонительницы не только веры нашей, но и всего доброго на земле, и предаешь нашу Русскую Церковь во власть сатаны, ибо советская власть служит не Богу, а сатане, являясь властью безбожною и богоборческою“. Подробнее – здесь goo.gl/e77gaacontent_copyCopy short URL Или в книге проф. А. Кострюкова „Пламень огненный“, изд. Сретенского монастыря, 2015., с. 242.

Иоанна / 09.04.2017 19:38

123. Re: Парадоксы «православного социализма»

Читая последние посты М. Яблокова, еще раз убедился, что нынешние монархисты больны на всю голову, как говорится. И не только на голову. Эти ребята, включая закатовых и всяких почитателей царей, любителей "пророчеств" и прочих 'царебожников", как правило, - духовно больные люди со многими душевными и духовными недугами. Отсюда их неуемная агрессивность, неадекватная реакция и ложные устремления (напримео, "реабилитироаать" одиозную фигуру Г. Распутина). Их потуги "богословствовать" и "реабилитировать" жалки и несостоятельны. Всех этих лжеучителей и лжепророков, которых развелось сейчас как с ..., не нужно слушать (не прельщаться их речами), но и остановить их мы, к сожалению, не можем. Пусть себе брешут ...

М.Е. / 09.04.2017 18:58

122. Ответ на 107., Лев Хоружник:

Лев, прекратите фамильярничать, изворачиваться и возводить поклеп теперь уже на меня. Цитируйте лучше Ленина или Мао Цзедуна - там точно найдутся цитаты на все случаи жизни. А перевирать святых - дело не безопасное.

Иоанна / 09.04.2017 18:52

121. Ответ на 106., М.Яблоков:

Коммуняки и либерасты! Не прикрывайтесь Православием, вы к нему не имеете ни малейшего отношения. Живите сами своей ничтожной жизнью. Обходите Церковь и православных христиан стороной. С нас с вами ничего общего нет и никогда не будет. Православным можно стать, только выбросив из головы весь коммунистический и демократический хлам. А если нет, то оставайтесь в своем дерьме, но не пачкайте им других. Каждому свое в конце концов.

У комуняк и либерастов есть более правильное название - демократы. Это группа лиц, которая хочет придти к власти, либо совершает отвлекающий манёвр для прихода к власти другой группы людей демократическим путём. А придя к власти они будут действовать по воле народа. Потому что: ДЕМОКРА́ТИЯ - Политический строй, при к-ром верховная власть принадлежит народу, народу.... Иудеи обошли Заповедь, придумали способ захватить власть. Проблема в том, что многие не понимают как это работает, из-за слабой Веры. Группа лиц, собирает волю народа себе в кулак, а потом над этим народом издевается как посчитает нужным. А народ, в свою очередь, как покорные рабы этой группе лиц подчиняется. Народ не понимает, как это работает и не верит в то, что это в принципе может работать. И это Христиане, которые ходят в Церковь, участвуют в Таинствах. Демократы используют "подобные таинства", это дело Веры. Как мыслит среднестатистический патриот? дайте шашку буду махать! когда ему говоришь, что не нужно махать, не делай определённые вещи, сетует что реки Дамасские ничем не хуже чем Иордан. Даже из любопытства никто не хочет попробовать.....

eka / 09.04.2017 18:25

120. Ответ на 88., Буздалов А.:

Александр, похоже, Ваши взгляды близки к "уранополитизму" о. Даниила Сысоева. Что касается этого:

«осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать» (Сомин Н. «К счастью, человечество не есть куча психической пыли». Владимир Соловьев о совершенствовании общества).

то что тут такого уж ложного? Отдельный человек не может спастись сам, его спасает Бог. Но - разве от человека ничего не зависит? Разве не надо трудиться, а достаточно просто сидеть и ждать, пока тебя Бог спасёт? Понятно, что нет. И разве неверным будет сходное рассуждение на уровне общества? И даже так поставлю вопрос - а зачем вообще нужно это общество? Грубо говоря - а зачем нужно множество людей? Зачем человеку другие люди? Почему Бог не оставил Адама в единственном числе? Значит, так надо. Значит, в обществе есть смысл и есть даже некое всеединство. Понятно, что рассуждая так, есть риск скатиться куда-то не туда. Но и рассуждая как Вы, тоже можно скатиться не туда. По-моему, Вы уже до некоторой степени скатились (см. выше).

Кирилл Д. / 09.04.2017 18:23

119. Ответ на 102., Сергей Швецов:

Так что же именно является объектом удерживания (своими словами, если можно)?

"Действие сатанино" как первопричина всякого "беззаконния", или "тайны беззаконния в действии". - Разве это не очевидно из 99ТИПВ? "...рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино. Ибо Бог, наперед зная наглость будущего произволения его, позволяет, чтобы диавол вселился в нем." А раньше не позволял, или удерживал. Поэтому Тот же, Кто сдерживал "действие сатанино" (осуществление воли диавола в мире), и "убиет (человека беззакония) духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего".

Буздалов А. / 09.04.2017 17:59
Александр Буздалов
Чем нам ответить Фанару?
Нужно обращаться к решениям Вселенских Соборов, а не дискутировать о греческой грамоте XVII века
05.10.2018
Вечера на хуторе близ Афона
О третьем, виртуальном, экзархе Константинополя на Украине
19.09.2018
Культурная революция как предпосылка политической
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
21.07.2017
Парадоксы «православного социализма»
Февральская революция и ее оценка в отечественной философии истории
04.04.2017
Все статьи Александр Буздалов
Православный социализм: pro et contra
Возможна ли альтернатива современному обществу?
Прорыв к православному монархическому социализму возможен только в чрезвычайных обстоятельствах
05.05.2021
О социализме из первых уст
Сейчас, когда Россия испытывает прессинг со всех сторон, есть такие «товарищи», которые пытаются посеять в народе «семя раздора»
22.04.2021
Все статьи темы
100-летие революции 1917 года
Гибель мифов – уроки от Владыки
Размышления о документальном фильме митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи: Российский урок»
22.04.2021
В.И. Ленин: «Мы, старики, до революции не доживем».
10-я серия фильма «Гибель империи. Российский урок»
08.04.2021
Карл фон Клаузевиц: «Россия может быть побеждена
лишь действием внутренних раздоров». 9 серия «Гибель империи...»
06.04.2021
Лорд Палмертон: «Как трудно жить на свете,
когда с Россией никто не воюет». 8-я серия фильма «Гибель ...»
05.04.2021
Генерал фон Людендорф: «Наше поражение казалось
неминуемым». 7-я серия фильма «Гибель империи. Российский урок»
03.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
11.05.2021 22:00
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.05.2021 21:32
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Наталия 2016
11.05.2021 21:15
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 20:51
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
11.05.2021 20:46
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.05.2021 20:08