Многоуважаемый митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос) в своей статье «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни» раскритиковал современное русское богословие. Мне стало интересно вспомнить, какие знания по этому вопросу я в свое время получил в Свято-Тихоновском богословском институте и кратко все сопоставить.
***
Понятия «ипостась» и «сущность» применяются Святыми Отцами даже для животных - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», глава 8: «иное есть сущность несотворенная, ..., и иное, - сущность произведенная ... или сотворенная», «первая ипостась всякого вида животных не рождена...».
Термин «природа» или «сущность» и термин «ипостась» используются современными богословами даже для неодушевленной природы, а не только для человека и животных. Например: вот обыкновенный стол. Ипостась - сам стол, который мы видим, пользуемся им, природа - дерево. Но деление на природу и ипостась - умственное, рискну сказать - абстрактное, потому что в действительности мы не можем наблюдать деления на ипостась и природу - нет такой чистой природы, как дерево. Природа и ипостась всегда мыслятся ОДНОВРЕМЕННО, одно без другого не существует.
По Иоанну Дамаскину (Точное изложение Православной веры, глава 8): «Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14-15)». Таким образом возможны и перенос, передача некоторых Божественных понятий для применения к человеку. Таким образом и понятие личности, первоначально узнав о нём из Божественного Откровения, мы затем перенесли на человека. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия»: «как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным».
«Бог предлежит созерцанию для подражания Ему, как для человека, так и для добрых Ангелов» - свт. Григорий Палама, Омилия 16, «О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа...».
Ипостась разумная, это личность. Личность в категориях природы не выражается. Личность познается только в общении с другими личностями, а человеческие личности также познаются и через искусство. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия...»: «В образе мыслей восточных отцов очищенное от аристотелизма богословское понятие ипостаси означает скорее не индивид, а личность в современном понимании этого слова. Действительно, наше представление о человеческой личности как о чем-то "личностном", делающем из каждого человеческого индивида существо "уникальное", совершенно ни с кем не сравнимое и к другим индивидуальностям несводимое, дало нам именно христианское богословие. Философия древнего мира знала только человеческие индивиды. Человеческая личность не может быть выражена понятиями».
Бог. Три Личности Божественные и одна Божественная природа - это истина, открытая нам Самим Богом. Но что Святая Троица в Трех Личностях - для нас это деление, рискну так выразиться - умственное, так как действие Бога - одно - одна Божественная природа, одно действие Трёх Божественных Лиц и мы не можем по действию в материальном мире Бога разделить в этом действии Божественные Лица - мы видим лишь Их общее единое действие.
У Бога и у человека один похожий способ бытия - ЛИЧНОСТНЫЙ. Но деление на природу и личность у Бога и человека различны. У Бога общая природа явно проявляется в общих действиях всех Трёх Божественных Лиц, в Их общей энергии. А деление на Личности - умственное. У человека же деление на личности (индивидуальности) явное, а общность человеческой природы мы можем представить себе только в уме. Так, например - кто-то из людей толстый, а кто-то худой, кто-то физически сильный, а кто-то слабый и т.д. - то есть каждому индивидууму - человеку, принадлежит своя часть человеческой природы, и единство человеческой природы мы можем представить только в уме.
Личность отличается от индивидуума тем, что не присваивает себе достоинства и свойства своей природы, а отдает. Выражаясь простым языком - личность жертвует собой ради других, а индивидуум - это эгоист, который живет для себя.
Например, В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия»: «...человеческая личность не может достичь полноты, к которой она призвана, не может стать совершенным образом Божиим, если она присваивает себе часть природы, считает ее своим личным достоянием».
Греческий богослов Христос Яннарас в своей книге «Вера Церкви» также говорит, что «...реализовать свою жизнь, но не в единении с Богом, а независимо, помимо Бога - то есть питаться исключительно ради самосохранения, ради биологического выживания. В этом случае человек существует уже не как личность, чья жизнь ипостазирована в отношениях любви, но как природный индивидум, как экзистенциальная монада, живущая лишь за счет собственных сил и энергий, собственных функций, присущих твари». То есть мысль Христоса Яннараса можно выразить такими словами: человек становится личностью только тогда, когда перестает жить для себя, а начинает жить в единении с Богом.
Когда начинаешь жертвовать чем-то своим ради других, проявляя любовь, тогда перестаешь быть индивидуумом, становишься личностью и подражаешь Богу.
И где здесь кризис современного богословия?
Протоиерей Борис Прокофьев с епископом Виктором, викарием Одесским
52. ека
51. Ответ на 48., Nickolay:
50. Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси)
49. Ж-К Ларше vs Иоанн Зизиулас
48. Ответ на 45., vlad7:
47. Re: Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси)
46. Re: Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси)
45. Ответ на 42., vlad7:
44. Ответ на 42., vlad7:
43. Ответ на 40., Сергей Швецов: