Дневник деревенского попа

Часть 10

0
968
Время на чтение 6 минут

Как всегда, поездке предшествовали и случались в её процессе искушения.

В дороге я, было, задремал, а когда очнулся, поинтересовался: «Почему стоим?»

Озабоченный водитель объяснил, что лопнула труба, через которую горючее поступало в мотор.

Водитель - человек бывалый, участвовал в военных действиях в нескольких «горячих точках».

- «А были ли Вы в Афгане?» - поинтересовался я.

Он: «Да. Не надо было туда влазить. Конечно, там погибло не 13,5 тысяч наших солдат, а гораздо больше. Вообще, нет более стойких солдат, чем наши». Зашел разговор и о наших внутренних проблемах: «У нас на дорогах ежегодно погибает больше, чем за 10 лет Афганской кампании. Самоубийц ежегодно больше в четыре раза».

- «Были ли в Афганистане, как в Чечне, по отношению к нашим пленным солдатам изуверские пытки?»

«У душманов был такой приём. Они намазывали дерево каким-то скользким составом и вбивали в него острые клинья. Нашим солдатам предлагалось: кто долезет на самый верх, того освободят (якобы). Как правило, никто не долезал. Люди срывались и повисали на остриях железок».

Кое-как доехали до заправки, перегрузились в другую машину. По дороге в пункт назначения встречали большие машины, загруженные брёвнами - денно-нощно идет вырубка нашего национального достояния. Среди работающих много приезжих с Украины, в частности, из Закарпатья. Рассказали про такой трагический случай: трактор сдал назад, а потом двинулся вперед - водитель и не заметил, что сзади стоял молодой человек...

Супруги М., живущие в моём деревенском доме, поведали такую историю. Рядом с домом они построили небольшую баньку. Хозяин растопил печь, постоянно наблюдал за ее состоянием. Случился, однако, пожар. Труба и жесть на потолке оказались слишком тонкими - они расплавились, и загорелся потолок. Тушить сбежалась вся деревня (а это всего лишь 8 человек). Благо, что пожарники приехали оперативно, на машине, заправленной водой. Это уже второй пожар, который пережили супруги М.. Первый произошел 11 лет назад, когда мы впервые появились в этих краях. Супруги купили дом на окраине деревни, отремонтировали его, завезли в него всё добро, вплоть до документов. Случился пожар и всё сгорело подчистую. До сих пор непонятно, что это было: сознательный поджег или случайно загорелось от брошенной папиросы жителя деревни. Местные жители очень напуганы пожарами - не выйдут из дома, пока печь не остынет. В соседней деревне мужчина затопил печь и пошел в контору. Ему говорят: «У тебя мать сгорела!» (она была лежачей больной), а он: «Не может быть - я только на полчаса отошел!»

Первые службы прошли в деревянном, в честь Царственных мучеников, храме с. Назарова.

Из местных была только одна женщина. После службы супруги М. сказали проходившей мимо группе женщин: «Приходите на службу - святая Варвара помогает от внезапной смерти» (был канун дня её памяти). «Придём, придём» - был ответ. Но пришла опять только одна женщина...

В Назарово совершили вечерню, утреня проходила в соседней деревне Колмодворки, на дому ответственного за поклонный крест (он установлен на месте разрушенной часовни во имя св. пророка Илии). Стараемся бывать здесь и в холодное время года, чтобы не было перерыва в молитве.

На службе были три местные женщины.

После обедницы в Назарово вечерню под воскресенье совершили в деревянном храме в честь свщ.мч. Власия в деревне Васильки. В 90-х годах этот храм был восстановлен трудами местного подвижника игумена Афанасия. Недавно Предстоятель Финской Православной Автономной Церкви архиепископ Лев (его называют здесь «Лео») подарил храму колокол. Вообще, финны сюда часто приезжают - активно работают с местным карельским населением.

После службы общался с местным жителем, карельским поэтом Тарасовым Станиславом Васильевичем.

Из его рассказа запомнилось, что в округе нет деревни, где бы он ни был - будучи лесником, он всё исходил своими ногами. Когда поэт здесь поселился, было 74 дома; в округе исчезло 11 деревень. В настоящее время в деревне зимуют только в пяти домах. Его возврат к своим корням начался, когда после армии он услышал разговор между детьми по-карельски (многие разговаривали здесь на карельском еще до конца 70-х гг.).

Поэтическое наследие Станислава Васильевича заключено в 20-ти кассетах, в каждой из которых по 100 стихов. Ряд стихов острой социальной направленности - в них бичуются «прелести» перестройки: рэкет, мафия, обман с ваучерами, невыплата зарплат, заросшие поля, хозяйничанье иностранцев и т.д. «Не стало работы. За пару недель всё порасхватали, пропили. Перестройка сгубила всё. Вместо того чтобы засевать поля, стали организовывать охотничьи хозяйства».

Утреню совершали в огромном Скорбященском храме с. Залазино. Запомнились сетования старосты на то, что ее помощник отдал деньги за еще неоконченную работу; на то, что добровольцы из Москвы начали укреплять фундамент под колоннами и бросили работу на полпути и теперь колонны могут рухнуть; на то, что рабочие якобы вывезли несколько тонн мусора с купола храма, хотя всего было три повозки и т.д. Кстати, на куполе храма долгое время был виден плакат с изображением Ленина вниз головой.

Утром старец-поэт уже с 6 часов растопил в храме печь. Причащаться, однако, не стал - сослался на резкое ухудшение здоровья, ночью были сильные приступы. В храме много пыли, затхло, так как службы давно не совершались.

К концу Литургии из областного центра подъехало трое молодых людей, местных уроженцев. По словам Тарасова, они собирались причащаться. Когда же перед выносом Чаши я дважды пригласил на исповедь тех, кто ещё собирается причащаться, они почему-то не подошли. Причащаю своих спутников, кого-то из местных. Спрашиваю: «Все ли причастились?» Никто не отреагировал. И тут Станислав Васильевич развил бурную деятельность - стал подталкивать причащаться всех, кто накануне был на исповеди. Логика такова: раз тебя накрыли епитрахилью - всё, автоматически пропуск к причастию получен. Ну, а если кто впервые покаялся в смертных грехах, или никак не соберется обвенчаться, или совершенно не готовился к причастию - как с такими быть? Без всяких условий допускать к Чаше? Нет, так дело не пойдет. Быть орудием для тех, кто рискует причаститься в осуждение, не хочется. Потом Станислав Васильевич осознал свою ошибку, извинялся. Накануне этой Литургии у меня было большое искушение - я совершенно не спал всю ночь. Когда понял, что уснуть не удастся и без снотворной таблетки не обойтись, было уже поздно - время за полночь.

Последняя точка нашего пребывания с. Михайлова Гора. Здесь два храма: огромный каменный в честь Преображения Господня и рядом небольшой Никольский, деревянный, построенный в 90-е годы опять-таки игуменом Афанасием. Трудами директора мармеладной фабрики, расположенной напротив храма, он был вычищен, вымыт, устлан коврами. Фабрика, кстати сказать, работает в круглосуточном режиме, постоянно расширяется, ее продукция пользуется большим спросом. Наша прихожанка пошила новые облачения на престол и жертвенник (с ними произошло искушение - когда я облачал престол, приподнятый самодельный семисвечник развалился у меня в руках, и часть масла из лампад вылилось на престол).

Обед был сразу после Литургии. За трапезой выявилось, что муж директора (он не русской национальности), крестился, и он и еще две пары хотят венчаться. После обеда - молебен с крестным ходом по случаю престольного праздника. Так было сделано с тем, чтобы не перегружать местных верующих, непривыкших к долгим уставным службам. Расчет был на то, что те, кто не сможет побывать на Литургии, придут на молебен и наоборот. На молебен, однако, пришли те же самые люди, которые были и на Литургии.

Когда ехали обратно, выявилось, что в моих полусапогах было полно влаги. Возникло недомогание. Как всегда, сказывается перегруз. Духовное удовлетворение, однако, все покрывало.

1. Деревянный храм в честь свв. Царственных мучеников с. Назарово

2. Никольский деревянный храм с. Михайлова Гора

3. В храме сщмч.Власия д.Васильки

4. После Литургии. д. Васильки

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28