Кризис, постигший современное Российское общество, фундаментом своим имеет отнюдь не экономический характер, и даже не политические неустройства (как бы нас ни уверяли в этом специалисты в сфере манипулятивных технологий). Этот кризис обусловлен внутренними механизмами, происходящими в процессе личностного развития каждого человека и обусловливающими соответственно рост или деградацию его духовно-нравственного потенциала.
Обозначить этот кризис можно как антропологический, или аксиологический. Иными словами, причиной его является смещение основ ценностных ориентаций личности в сторону приоритетного преобладания тех из них, которые связаны с удовлетворением собственных потребностей. При этом превратно истолкованный природный инстинкт самосохранения, определяющий ценность собственной жизни как доминанту бытия, закономерно порождает рост эгоизма.
Здесь необходимо напомнить, что, по определению энциклопедического словаря, эгои́зм (от лат. ego - «я») определяется либо как поведение, целиком формируемое мыслью о собственной пользе или выгоде, либо как морально-этический принцип, характеризующий это поведение (1). Эгоизм формирует установки, в результате которых у личности вырабатывается пренебрежение интересами других людей, отношение к ним как к объектам и средствам достижения собственных целей. Ценностная ориентация эгоиста выражается в крайней форме индивидуализма, корыстная мотивация которого противопоставляет личностные интересы человека интересам и нуждам других людей и общества в целом.
Развитие эгоистической формы взаимоотношений связано, с точки зрения социологии, с изменениями условий жизни. Отсутствие реальной возможности самостоятельно удовлетворить собственные бытовые потребности в условиях низких доходов закономерным образом приводило к возникновению зависимости людей друг от друга: совместными усилиями они решали общие проблемы. Размежевание же людей, с особенной силой проявляющееся в последние годы, с этой точки зрения связано с возможностью зарабатывать деньги и жить самостоятельно, вне всякой связи и зависимости от других.
Помимо социальной составляющей роста эгоизма, необходимо упомянуть о культурно-исторической, которая проявляется в идее этического или аксиологического релятивизма. Существование множественности равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторической парадигмы, обусловливающей развитие общества, выражает так называемый этико-аксиологический релятивизм, или плюрализм. При этом дискредитация ценностных установок, сложившихся за многие века и поколения жизни общества, является следствием обесценивания его исторических традиций и мировоззренческих основ.
Таким образом, в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, происходит глобальная смена ценностных ориентиров. В этой ситуации особенной неустойчивостью и шаткостью позиции обладают категории людей с еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей, в частности и преимущественно - молодежь. В силу сугубой подверженности влиянию на сознание, волевую и чувственно-эмоциональную сферу жизни, данные категории людей могут регулярно и радикально менять собственные ценностные ориентиры.
Напомним, что ценностные ориентиры - это этические основания, на которых базируются оценки личностью или общностью окружающей реальности и способ ориентации в ней, а также критерии, по которым личность или группа людей выстраивает воспринимаемые объекты, явления и события по степени их значимости (2). Ценностные ориентации находят свое выражение в целях, выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценности личности и ценностные ориентации тесно связаны с целями и видением человеком собственных жизненных перспектив.
У каждого человека существует своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций (аксиологическую шкалу) и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в их общую структуру.
Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и выражаются в конкретной направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации, выстроенные по принципу иерархического главенства составляющих духовно-нравственной сферы, могут служить признаком зрелости личности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям ради осуществления этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, либо - господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
При этом, достижение очередного уровня развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций.
Впрочем, это имеет отношение скорее к идеальной схеме актуализации личностного потенциала. В современных условиях жизни, при всеобщей невротизации, распространяющейся как на личностное бытие, так и на ткань социокультурного пространства, в качестве естественной, природной саморегуляции включаются механизмы психологической защиты. На первой стадии самозащита характеризуется чрезмерной эгоцентричностью личности и склонностью ее к манипулированию, а подчинение общепринятым правилам обусловлено стремлением к получению выгоды.
В дальнейшем, по мере возрастания влияния внешних идеалов и ценностей, искусственно навязываемых личности, на основе новых норм поведенческой модели возникают принципы и идеалы, с которыми человек постепенно сродняется. В силу возникающего при этом когнитивного диссонанса, являющегося причиной интрапсихической дезадаптации, человек ищет способ восстановления нарушенного баланса в социуме.
Наиболее легким, и потому распространенным путем здесь является переориентация (изменение) личности через приспособление к новой среде. Подобного рода «приспособление» свидетельствует о нравственной, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости, что, в свою очередь, является показателем отсутствия иерархии ценностей и активной жизненной позиции. Соответственно, процесс социальной адаптации в этом случае связан с усвоением необходимых для жизнедеятельности стандартов и социальных стереотипов, посредством которых происходит активное приспособление к новым жизненным реалиям.
В начале перестроечной эпохи, как показали исследования отечественных социологов, произошли изменения в ценностных ориентациях наших соотечественников в сторону индивидуализации человеческого существования (3). Кроме того, пропаганда приоритетного начала утилитарных и прагматических ценностей, а также бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни породили у многих людей апатию, безразличие к себе и другим, что всерьез угрожает потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время совершается процесс «выведения» человека новой формации - пленника релятивистской парадигмы, дезориентированного в социокультурном пространстве современной России. Неизбежно возникающая при этом тревожность и фрустрация приводят такого человека к желанию скорейшего разрешения внутреннего конфликта и преодоления интрапсихической и социальной дезадаптации.
При этом, с необходимостью он принимает ту систему ценностей, которая искусственным образом внедряется в сознание путем манипулятивных технологий. Соответственно, разрешение означенных противоречий возможно лишь посредством усвоения социальных стереотипов и моделей поведения. Поскольку данные модели формируют исключительно утилитарное и прагматическое отношение к другой личности и миру в целом, зоной этического и психологического комфорта для человека становится идеал потребления и удовлетворения собственных потребностей. За неимением высших ценностных ориентаций, такие потребности приобретают примитивный характер, вырождаясь в сферу низших инстинктов, негативных чувств и эмоций.
Таким образом, эгоистическое восприятие реальности, жажда потребления становится во главу угла сознания, а значит - и социальной активности современного человека, впитавшего в себя систему новых ценностных основ и ориентаций. Подобное моделирование поведения, сочетаясь с соответствующей аксиологической и мировоззренческой парадигмой, подсознательно внедряется в сознание человека, являясь основой его социальной активности. Возводясь на высший ранг ценностных категорий, эгоизм приобретает квантор всеобщности, ища выгоду и пользу во всех случаях жизни личности, движимой подобным мировосприятием.
Возможность же преодоления эго-зависимости лежит в плоскости разрешения антиномии эгоизма и любви. Впрочем, этому вопросу необходимо посвятить отдельное исследование.
Примечания
1. Слово о человеке. Энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.slovochel.ru/egoism.htm
2. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/cenostnye-orientaci
3. Социология молодежи / Сборник под ред. Ю.Г. Волкова - Ростов н/Д. - Феникс, 2001. С. 344.
Иллюстрация: dejlina. Любовь эгоистов
http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/22722.html