Пожить «для себя»

Новые фрагменты книги «Чудеса Божии наших дней»

Инокиня Афанасия (Рашич) 
0
04.10.2016 487

Пожить «для себя»

Светлана забеременела сразу же после замужества. И хотя все радовались, её снедала тоска. Она считала себя созданной вовсе не для брака, и уж тем паче, не для материнства. Собственно говоря, замужество она воспринимала просто как легальный способ бегства из отчего дома, возможность освобождения от тяготивших её уз.

Отец Светланы был человеком набожным, в семье постились, выстраивали уклад в согласии с церковными предписаниями. Однако, будучи людьми занятыми, родители Светланы не посвящали должного внимания тому, чтобы поддержать в душе дочери огонёк веры. Вместо этого, они просто выстроили чёткую систему запретов, которая, по их мнению, сможет уберечь подрастающую Светлану от впадения в некую пагубу.

Не каждой душе Господь дарует счастье ощущения благодатности христианской жизни. А если ещё и законы преподносятся как нечто, не требующее разъяснений, то таковые законы со временем начинают восприниматься как некий пережиток и бессмыслица. Вот и у Светланы закон без осмысления, и внешняя воцерковлённость без благодатности умиротворения души вызывали только нарастающее раздражение.

Отторжение начало усиливаться примерно с тринадцатилетнего возраста, а уже лет с пятнадцати она стала просто стесняться своих «отсталых» родителей, и в кругу школьных подруг всячески демонстрировала свою «продвинутость». Однако, приходя домой, гонор свой до времени припрятывала вовнутрь и продолжала сосуществовать с домочадцами, страстно желая при первом же удобном случае вырваться из «клетки» «на свободу».

И вот теперь, вместо того, чтобы пожить «для себя», она вновь ощутила «узы». Теперь уже связанные с будущим материнством. Одна из подружек-безбожниц (а иных у Светланы и не было, ибо верующие женщины её просто раздражали) посоветовала ей «не заморачиваться», а сделать аборт.

Светлане нелегко было пойти на такой шаг, но лукавый дух знает своё дело, и необходимые для подталкивания к такому шагу помыслы постепенно укрепились в сознании молодой женщины, твёрдо решившей «жить для себя».

Среди прочего, Светлану начало сильно раздражать то, что муж, прежде заботившийся только о ней, начал проявлять чрезмерные - как ей почудилось - отцовские чувства по отношению к не рождённому ещё ребенку. В душе будущей мамы родилась ревность, и это стало потворствовать развитию помыслов о детоубийстве. В конце концов, чёрное дело было сделано, а мужу сообщили о «выкидыше».

Муж молча переживал навалившееся на него горе. Он вообразил себе, что их брак со Светланой не имеет Божьего благословения, и выкидыш является явственным подтверждением этого.

Светлана переболела, и спустя неделю поправилась. А её муж - нет.

Часами он пребывал в тягостной задумчивости, избегая общества своей жены.

Тогда она рассказала ему всё.

Вскоре они развелись.

Спустя пять-шесть лет Светлана вновь вышла замуж. Новым мужем оказался обеспеченный человек, который мог позволить Светлане продолжать беспечную и комфортабельную жизнь, к которой она успела привыкнуть. Поскольку новый супруг был мужчиной видным, то Светлана постоянно пребывала в страхе, порождённом ревностью. Тогда она решила «привязать его к себе ребёнком». Быстро забеременев, Светлана родила славного мальчика, Милоша. Радости супруга не было конца - он осыпал жену заботой и вниманием.

Но это продолжалось недолго.

Дом на песке долго не устоит. Человек, пытающийся выстроить своё земное благополучие лукавством, рано или поздно, оказывается у разбитого корыта.

Светлана имела чрезмерное попечение о своём внешнем виде, а потому быстро перестала кормить ребёнка грудью, а для присмотра за мальчиком упросила мужа нанять няньку. Дома её было не застать, ибо молодая мама с головой погрузилась в посещение салонов красоты и залы фитнеса. Однако, желаемого результата она не достигла. Скорее, наоборот.

Мужу хватало и элегантных и остроумных знакомых, но не хватало Очага. А этот самый Очаг Светлана так и не смогла создать. Всё бегала да украшала свою внешность, надеясь только на себя.

Сыну исполнился годик, но он так и не встал на ножки. И в два, и в три - он так и не пошёл. А вот муж Светланы стал возвращаться в их дом всё реже и реже, находя утешение в вине и обществе других дам, коих вокруг него крутилось всегда немало. Светлана отпустила служанку и сама полностью погрузилась в дело выхаживания больного сыночка. Милош стал для неё единственной отрадой.

Снова вспомнила о Церкви. А ведь в церковь она не ходила, можно сказать, с подросткового возраста. Ну, была разок-другой: на венчании, да на крещении сыночка Милоша.

Теперь всплыли в памяти все те вещи, которые ей - пусть и неумело, но целенаправленно - пытались прививать ещё в детстве.

Светлана пережила глубокое покаяние и начала выстраивать свою жизнь именно в осознанном согласии с представлениями о смысле человеческой жизни.

Милош рос смышлёным мальчиком, теперь Светлана молилась о том, чтобы душа его наполнилась благодатью Духа Святого.

Муж подал на развод, ушёл к другой женщине, но Светлана приняла это со смирением, понимая, что Господь ставит её именно в такие условия, которые наиболее благоприятны для исцеления её души и спасения.

- Благодарю Господа за всё. Первенца своего сгубила. Я мать - детоубийца. Первенца погубила, а этого - своими грехами сделал калекой, страдающим круглые сутки. И до тех пор, пока я вижу его страдания, я помню о том: кто его сделал таким...

И вот Милошу уже десть лет. Он зовёт свою любимую маму, обнимает её и говорит:

- Мамочка, не надо так говорить! Я буду бегать, когда мы будем с тобой в раю. Там, у Господа, мы будем вместе. Ну, давай, веди меня в церковь, уже ведь время заутреней.

Мать прижала его к себе, и покатила инвалидную колясочку по пути к их лестнице на Небо.

Замужество «засидевшейся в девках»

Живка приезжала всегда перед постом. Стояла в череде готовящихся исповедаться в странно и неестественно повязанном платке. Сразу же создавалось впечатление, что платок она никогда не носит, кроме этих нескольких часов в монастыре. Легко могла заплакать, и потом её было уже не остановить: столь безутешным был её плач.

Она окончила факультет архитектуры и осталась в аспирантуре, пытаясь защитить кандидатскую...

А диссертация всё никак не склеивалась и не склеивалась.

Родители проявляли озабоченность: время замужества уже проходит, а дочь, казалось, кроме попыток защитить кандидатскую ни о чём больше не думает...

Исповедовалась достаточно кратко, но, всякий раз, отходя от священника, принимавшего исповедь, продолжала сквозь слёзы шептать о том, что она грешна.

Одна матушка обратила на это внимание. И вот, однажды, утешая Живку, страдающую от сильных приступов головной боли, наконец, решилась тихонько спросить её:

- А ты, сестра, ничего не утаиваешь на исповеди? В Белграде живёшь целомудренно, как подобает верующей девушке? Или кто-то есть у тебя, а?

Живко ошарашено поглядела на матушку и выкрикнула со слезами:

- Нет! Нет!

Когда они остались в комнате одни, аспирантка поделилась своими горестями:

- Я всё никак не могу набраться храбрости, - всхлипывая начала она. - Но боюсь, что батюшка благословит разорвать нашу связь, потому что она, эта связь, не христианская. И что я потом буду делать? И ослушаться священника нельзя будет, но и разорвать отношения тоже боюсь... Кому я потом нужна буду? И так никто замуж не берёт... И эта защита диссертации. Да кому нужна будет моя диссертация, если я сама никому не нужна! Я понимаю, что нет Божьего благословения на такую жизнь, но что я могу изменить! И потом, может быть, он всё-таки женится на мне? А?

И тут же продолжила уже в другом настрое:

- Как же я могу порвать отношения с ним? Он добрый. Ну, не ходит в церковь, потому что его так воспитали. Он не против Славы и всего народного, но сам он человек современных взглядов.

Теперь Живку опять потянуло на плач и стенания вперемешку с оправданиями такого образа жизни.

Когда же она слегка угомонилась и, вроде, не собиралась вновь впадать в истерическое состояние, то матушка сказала следующее:

- Ну, вот что. Тебе будет плохо и муторно на душе до тех пор, пока ты не начнёшь выстраивать свою жизнь согласно Божьих заповедей. Кто-то, может быть, и может жить как ему заблагорассудится, но ты знаешь о заповедях, а, значит, и спрос с тебя совсем другой. Вот так и расскажи своему «современно мыслящему» приятелю. Всё, что мне сейчас говорила - расскажи и ему. И добавь: ты - не «современная девушка». Тебе нужна семья и мир в душе.

Потом, видя, что Живка её слушает, добавила:

- А будешь пытаться изображать из себя нечто, что твоему приятелю якобы по нраву, - окончательно превратишься в шизофреничку. Ты и сейчас болеешь именно из-за того, что грех совершаешь совершенно осознанно. Ладно бы ты не знала о Божьих заповедях. Ладно бы сорвалась по страстному влечению. Это было бы по-человечески понятно. Но ты знаешь, что поступаешь неправильно, и всё равно продолжаешь жить точно так же, как ни в чём не бывало.

Живка помалкивала.

- В общем, так. Если хочешь жить нормально - поставь вопрос ребром: или вы создаёте, наконец, нормальную семью, или вы расстаётесь. Скажи, что тебе нужен муж - один на всю жизнь, а не «партнёр»; ты хочешь детей, а не «новых ощущений» и всё такое прочее. Можешь дать ему книжку про христианский брак, пусть подумает - нужно это ему вообще, или как? Нужна ему семья - венчайтесь и живите долго и счастливо. Не нужна - уходи, и чем раньше - тем лучше. Исповедаешься, получишь епитимью, и будешь жить дальше.

- Я не смогу жить без него. Я не выдержу, если он меня бросит!

- Хорошо, а кто тебе даст гарантию, что он рано или поздно не бросит тебя?

И потом, не давая Живке подобрать новые аргументы, матушка подытожила:

- Я убеждена, что он - неплохой человек и поймёт тебя. И потом ты же понимаешь, что если не суждено вам быть вместе - ничего не выйдет, как ни старайся. А если есть святая воля быть вместе - будет всё хорошо.

Живка попрощалась, отводя глаза в сторону, будто извинившись за то, что она пока не может согласиться с такой категоричностью.

Спустя несколько месяцев Живка вновь приехала в монастырь. Теперь уже аккуратно повязанный платок не дисгармонировал с общим видом молодой аспирантки, а глаза лучились радостью. Буквально подскочила к матушке и бросилась ей в объятия. С детской непосредственностью выпалила без всяких реверансов:

- Всё сделала так, как ты мне сказала! А мой парень - теперь уже жених - ответил так: «А что ж ты мне сразу не сказала, что так мучаешься из-за «штампика в паспорте»? Стоило из-за этого изводить себя? Вот тебе комната, занимайся тут подготовкой к защите. Я буду в другой комнате, чтоб тебе не мешать. Можешь ставить в свою комнату иконы, лампаду, всё, что там тебе нужно. И занимайся, потому что моим родителям нужна сноха с образованием, а не вечная студентка. Хочешь венчаться - обвенчаемся. Я же тоже православный, хотя и не очень разбираюсь в церковных делах». Вот так и сказал. А я быстро привела в порядок свою работу, защитилась, и теперь, Бог даст повенчаемся!

Так всё и случилось. Обвенчались, было всё красиво и торжественно, было много радостной родни.

Сейчас у них мальчик и девочка, Живка работает в важном месте. Но, тем не менее, никогда не гнушается советов матушки. Детей растит в духе набожности, муж тоже начинает потихоньку воцерковляться и уже даже причащался. Живка, приезжая в монастырь, накупает множество духовных книг, которые, правда не читает, но собирается непременно прочитать позже, когда дети немного подрастут.

Надо молиться о тракторе!

Было это в пору гиперинфляции. Война полыхала по всем югославянским землям, а Сербия была придавлена всеми и со всех сторон. Никаких союзников не было. Народ страдал, а старики знали, что история повторяется, и сербоненавистники вновь поднимают голову и намерены продолжать пить сербскую кровь.

Тогда храмы были полны людей, ибо не было у Сербии другого союзника, кроме Господа. Потому-то именно к Нему обращены были и мысли, и устремления. Молились и о тех, кто сражается на фронтах, и о тех, кто ранен, и о тех, кто мающихся без своего угла беженцах, и о страдальцах, попавших в лагеря и закрытые тюрьмы, возникшие по всей бывшей Югославии как грибы после дождя...

Божидарка была для своего мужа настоящей «правой рукой». И мешки таскала, и пахала - наряду с ним, а порою - ещё и впереди. Ведь муж иногда попивал, печалясь о том, что у них нет сына - а рождаются одни девочки, так что Божидарке приходилось так сказать компенсировать отсутствие сына-помощника.

Хотя боевые действия были далеко от них, километрах в двухстах, но эхо войны было слышно хорошо. Все помнят галопирующую гиперинфляцию, когда утром билет на автобус стоил одних денег. А вечером - уже совсем других. Таскали бумажные фантики целыми сумками.

Придя в монастырь, Божидарка подошла к игумену под благословение, и тут же выдала без лишних реверансов:

- Отче, надо молиться, чтобы мы купили трактор!

А игумен любил Божидарку, зная о её трудолюбии и усердии. Но этот вопрос его несколько обескуражил:

- Как молиться о тракторе? Я таких молитв не знаю.

- Но отче! Мне нужен новый трактор! А денег у меня не хватает. Есть только половина суммы. Мы же не можем продавать ни кирпич, ни черепицу, которые сами же производим. Без трактора это невозможно. Полон дом едоков - трое дочек маленьких, родители, все смотрят на нас и ждут: когда же, наконец, появится трактор? Молю вас, отче, напишите всё как надо, прочитайте в алтаре, и Господь всё нам сделает как надо. Нам без трактора никак.

Игумен взял ручку, вписал её имя и говорит:

- Вписал тебя.

Она поблагодарила и ушла.

Спустя два месяца пришли к игумену люди, передали ему литр ракии, и говорят:

- Какая-то женщина ехала на новом тракторе и спросила: «не идём ли в монастырь?» Мы ответили. Она тогда просила передать Вам эту ракию и ещё вот что на словах: «Божидарка благодарит, купила новый трактор, как получится - обязательно приедет».

Игумен осенил себя крестным знамением:

- Слава Тебе, Господи, добыли мы трактор!

Прошло несколько дней, приехала и Божидарка, и всё подробно изложила игумену - как удалось им взять кредит, и что теперь муж не будет так страдать без мужского наследника. А в благодарность она привезла в подарок монастырю прицеп кирпича своего производства.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Инокиня Афанасия (Рашич)
Почему машина сломалась именно тут
Рассказ из сборника «Чудеса наших дней»
13.11.2016
Пожить «для себя»
Новые фрагменты книги «Чудеса Божии наших дней»
04.10.2016
Чудеса Божии наших дней
Продолжаем публикацию рассказов их популярной в Сербии сборника былей
18.09.2016
Чудеса Божии наших дней
Продолжаем публикацию историй, вошедших в популярный в Сербии сборник
27.08.2016
Чудеса Божии наших дней
Фрагменты популярной в сербской церковной среде книги
31.07.2016
Все статьи Инокиня Афанасия (Рашич)
Последние комментарии
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от В.Р.
26.09.2021 14:14
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Константин В.
26.09.2021 14:09
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
26.09.2021 13:34
У нас в школе растят нигилистов
Новый комментарий от Сергей иванович
26.09.2021 11:42
Архимандрит Феогност (Пушков) и его апология рабства
Новый комментарий от Тимур Давлетшин
26.09.2021 07:24
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.09.2021 23:00