По такой теме можно только высказывать личные соображения со всеми извинениями и оговорками за их несовершенство или ошибочность. Выскажусь ниже кратко, без попыток панорамного освещения вопроса.
Религиозность человека - это его умонастроение
и душевно-духовное состояние
Религиозность человека - это его умонастроение и душевно-духовное состояние, поэтому степень религиозности человека людям определить невозможно. Это ни количество грехов (даже мы сами их иной раз забываем, а иной - не осознаем), ни количество исполненных молитв и обрядов. Так же и праведность ни самого себя, ни другого человека невозможно определить по количеству праведных и неправедных поступков. Определяемая черта праведника - постоянное осознание всех своих грехов в помыслах и действиях, раскаяние в них и неустанное стремление их преодолеть.
Христиане и христианские философы
Приведу характеристики для христиан, хотя они в большей части подойдут и для представителей других вероисповеданий.
Христианин (клирик) строго придерживается религиозно-догматической картины мира.
Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями клирика: системность знаний, соборность, воцерковленность, эсхатологичность. Ассоциативно его образ связан в первую очередь с церковным храмом.
Христианин (философ) - официально придерживается религиозно-догматической картины мира, но нередко его дом - это религиозная догматическая картина мира с авторскими включениями.
Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями религиозного философа: системность знаний, критичность вообще, дуализм индивидуализма и соборности, воцерковленность, приятие церковных догм с вольными толкованиями.
Ассоциативно его образ связан в первую очередь с книгой - Священным Писанием и различными философскими трактатами.
Христианин (мирянин) - по личному убеждению придерживается религиозно-догматической картины мира, но на самом деле его дом нередко есть квазидогматическая картина мира в силу склонности к язычеству, суевериям и культу обрядовой стороны церковной жизни.
Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями мирянина: душевная чувствительность, иногда переходящая в экзальтированность, воцерковленность, соборность, часто несистемность знаний.
Ассоциативно его образ связан в первую очередь со свечой.
Христианский философ - это сомневающийся мирянин и несостоявшийся клирик. Труды христианского философа могут быть полезны для Церкви, которой он служит, - эти труды представляют собой мост между верой и безверием, по которому некоторые неверующие люди (преимущественно интеллектуального склада) могут прийти к религиозной вере.
Философская система, созданная одним философом и полностью принимаемая его последователями, является для некоторых атеистов заменой религии. Квазистабильная картина мира ученых, так же как у философов, является своего рода натурфилософской религией. По моему мнению, материализм - это скрытая форма пантеизма, т.е. имперсональная религия.
О паломничестве и туризме
Паломничество христиан за большие деньги - не граничит ли это с расточительностью? Расточительность порицается в Священном писании, а паломничество в христианском учении не заповедуется как необходимый обряд. Святитель Григорий Нисский писал: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождение в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет... Да и что существенного получит тот, кто побывает в этих местах, как будто Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или как будто Дух Святой обилует между иерусалимлянами, а к нам перейти не может? ... Если бы наибольшая была благодать в местах Иерусалимских, то грех не водворился бы в живущих там».
Мы перемещаем свое бренное тело на большие расстояния посредством турфирм, которые, мягко говоря, недешевые поездки стали называть паломническими.
Паранаучные учения и тайны эзотерических обществ
Почему мы видим в наше просвещенное время XX-XXI веков возрождение паранаук, возникновение разнообразных форм неоязычества и многочисленных тоталитарных сект, а также различных форм неакадемической, или неконвенциональной, медицины? Возможно по той причине, что человек потерял возможность утешить себя целостной и доступной одному человеку картиной мира. Действительно, к целостному и/или энциклопедическому знанию, доступному для усвоения одним человеком, человечество стремилось всегда. В истории западной интеллектуальной культуры это можно представить как становление систем целостного знания о мироздании, т.е. становление энциклопедий:
- первая энциклопедия - это мифология;
- вторая - «Физика» и «Метафизика» Аристотеля (непререкаемое учение на протяжении 2000 лет до его критики Галилеем);
- третья - «Математические начала натуральной философии» Ньютона (сама работа была воспринята как единая теория мироздания - вспомним тотальный механицизм Нового времени);
- четвертая - это собственно «Энциклопедия» просветителей XVIII века;
- пятая - отчаянная и неудавшаяся попытка создания целостной системы знания, которую может освоить один человек, конечно, корпус трудов Гегеля, в том числе его «Энциклопедия философских наук».
В XIX веке научно-философское знание расширилось настолько, что объем даже отдельных дисциплин стал недоступен отдельному человеку. Считается, например, что Гаусс был последним математиком, который знал всю математику; в химии таким можно назвать Берцелиуса. Так же и в других областях знания (биологии, медицине, истории, филологии и т.д.) во второй половине XIX века в силу ограниченности интеллектуальных возможностей человека уже не могло быть ученых, владеющих всем объемом знаний своей профессиональной отрасли, не говоря уже об освоении всех фундаментальных знаний о мире.
Наш современник понял, что даже при максимальных усилиях он не сможет ни познать мир, ни даже усвоить сложившуюся систему фундаментальных знаний, т.е. его удел видеть картину мира через замочную скважину.
В итоге, поскольку архаический страх перед неизвестным миром у человека сохранился, то в наше просвещенное время человек снова, как и в первобытные времена, стал лихорадочно окружать себя целостным и доступным для усвоения паранаучным мифологизированным знанием, а также «сотворять» себе кумиров из близкого и зримого окружения. Вот вам и основы возрождения тоталитарных обществ и сект, оккультизма, язычества, паранаучных учений, обусловленные (как это ни парадоксально) прогрессом интеллектуальной культуры человечества.
Уверен, что многие прорицатели, экстрасенсы, астрологи, врачеватели начали свою карьеру в результате удивления после того, как их полнейший вздор был принят с благоговением.
Нострадамус ничего не предсказал. Даже в мутной воде при желании можно увидеть все что угодно. Попробуйте без посредников-толкователей узнать, что имел в виду Нострадамус по оригинальным текстам его сочинений.
Блаватская - журналистка-международница, не владеющая никакой «тайной доктриной», однажды удивилась, как падки люди на «тайны».
У тайных обществ есть многочисленные ритуалы и одна серьезная тайна, что у них нет никаких тайных знаний, способных влиять на законы природы и исторического развития общества. Сила тайных обществ состоит в скрытости интриг и партийном принципе «один за всех и все за одного».
Востребованность астрологов, экстрасенсов, колдунов, лжепророков с их сектами - проявления своеобразного декаданса в интеллектуально-духовной атмосфере нынешнего общества. Действительно, в умах людей поселились колдуны, шаманы, экстрасенсы, целители всего и вся, культ тела и силы, происходит сотворение кумиров - спортивных, эстрадных, политических.
К сожалению, приходится констатировать, что названные формы затемнения сознания более привлекательны для обывателя, чем философия и наука. Почему? Потому, что лжеучителями в секте предлагается следующее.
1. Простое для понимания учение и простой способ достижения целей.
2. Технологичность учения, или так называемых «практик». Действительно, эффективность в вовлечении людей в царство тьмы - в различные новоявленные религиозные секты и псевдопсихологические школы - состоит именно в технологичности: прими тезис первый и второй вероучения, далее делай раз, делай два и будет желанный результат: обретение невозмутимости, здоровья, успехов в личной или профессиональной жизни;
3. Успокаивающая душу ортодоксальность и неволя - человек массы тяготится свободой, возможностью выбора, интеллектуальными усилиями поиска истины. Так, философия и рационально-эмпирическая наука предлагают человеку трудный путь к истине. Это сложные для понимания учения; теоретическую работу в деле понимании мира и человека без технологии быстрого решения всех проблем; открытость, неполноту и несовершенство человеческого знания, а также его незавершенность; тревожность от осознания во все времена «ученого незнания» в любой области познания мира.
4. Тешащая тщеславие посвященность, или приобщенность, или, по крайней мере, приближенность к «премудрому учителю».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.
Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.
Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.
Курашов В.И. Взаимосвязи науки, логики, методологии науки и теологии: этап зарождения // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева, 2011, №3. С.131-136.
Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016 . - 450 с.
Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet
(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)
Видеолекции:
Курашов История и логика взаимосвязи науки, философии и теологии
Курашов Основы светской этики: базовые понятия