О религиозности и ее разнообразии

0
502
Время на чтение 8 минут

По такой теме можно только высказывать личные соображения со всеми извинениями и оговорками за их несовершенство или ошибочность. Выскажусь ниже кратко, без попыток панорамного освещения вопроса.

 

 

Религиозность человека - это его умонастроение

и душевно-духовное состояние

 

Религиозность человека - это его умонастроение и душевно-духовное состояние, поэтому степень религиозности человека людям определить невозможно. Это ни  количество грехов (даже мы сами их иной раз забываем, а иной - не осознаем), ни количество исполненных молитв и обрядов. Так же и праведность ни самого себя, ни другого человека невозможно определить по количеству праведных и неправедных поступков. Определяемая черта праведника - постоянное осознание всех своих грехов в помыслах и действиях, раскаяние в них и неустанное стремление их преодолеть.

 

 

 

Христиане и христианские философы

 

Приведу характеристики для христиан, хотя они в большей части подойдут и для представителей других вероисповеданий.

Христианин (клирик) строго придерживается религиозно-догматической картины мира.

Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями клирика: системность знаний, соборность, воцерковленность, эсхатологичность. Ассоциативно его образ связан в первую очередь с церковным храмом.

Христианин (философ) - официально придерживается религиозно-догматической картины мира, но нередко его дом - это религиозная догматическая картина мира с авторскими включениями.

Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями религиозного философа: системность знаний, критичность вообще, дуализм индивидуализма и соборности, воцерковленность, приятие церковных догм с вольными толкованиями.

Ассоциативно его образ связан в первую очередь с книгой - Священным Писанием и различными философскими трактатами.

Христианин (мирянин) - по личному убеждению придерживается религиозно-догматической картины мира, но на самом деле его дом нередко есть  квазидогматическая картина мира в силу склонности к язычеству, суевериям и культу обрядовой стороны церковной жизни.

Ключевые слова, связанные с индивидуальными особенностями мирянина: душевная чувствительность, иногда переходящая в экзальтированность, воцерковленность, соборность, часто несистемность знаний.

Ассоциативно его образ связан в первую очередь со свечой.

Христианский философ - это сомневающийся мирянин и несостоявшийся клирик. Труды христианского философа могут быть полезны для Церкви, которой он служит, - эти труды представляют собой мост между верой и безверием, по которому некоторые неверующие люди (преимущественно интеллектуального склада) могут прийти к религиозной вере.

Философская система, созданная одним философом и полностью принимаемая его последователями, является для некоторых атеистов заменой религии. Квазистабильная картина мира ученых, так же как у философов, является своего рода натурфилософской религией. По моему мнению, материализм - это скрытая форма пантеизма, т.е. имперсональная религия.

 

 

О паломничестве и туризме

 

Паломничество христиан за большие деньги - не граничит ли это с расточительностью? Расточительность порицается в Священном писании, а паломничество в христианском учении не заповедуется как необходимый обряд. Святитель Григорий Нисский писал: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождение в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет... Да и что существенного получит тот, кто побывает в этих местах, как будто Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или как будто Дух Святой обилует между иерусалимлянами, а к нам перейти не может? ... Если бы наибольшая была благодать в местах Иерусалимских, то грех не водворился бы в живущих там».

Мы перемещаем свое бренное тело на большие расстояния посредством турфирм, которые, мягко говоря, недешевые поездки стали называть паломническими.

 

 

Паранаучные учения и тайны эзотерических обществ

 

Почему мы видим в наше просвещенное время XX-XXI веков возрождение паранаук, возникновение разнообразных форм неоязычества и многочисленных тоталитарных сект, а также различных форм неакадемической, или неконвенциональной, медицины? Возможно по той причине, что человек потерял возможность утешить себя целостной и доступной одному человеку картиной мира. Действительно, к целостному и/или энциклопедическому знанию, доступному для усвоения одним человеком, человечество стремилось всегда. В истории западной интеллектуальной культуры это можно представить как становление систем целостного знания о мироздании, т.е. становление энциклопедий:

- первая энциклопедия - это мифология;

- вторая - «Физика» и «Метафизика» Аристотеля (непререкаемое учение на протяжении 2000 лет до его критики Галилеем);

- третья - «Математические начала натуральной философии» Ньютона  (сама работа была воспринята как единая теория мироздания - вспомним тотальный механицизм Нового времени);

- четвертая - это собственно «Энциклопедия» просветителей XVIII века;

- пятая -  отчаянная и неудавшаяся попытка создания целостной системы знания, которую может освоить один человек, конечно, корпус трудов Гегеля, в том числе его «Энциклопедия философских наук».

В XIX веке научно-философское знание расширилось настолько, что объем даже отдельных дисциплин стал недоступен отдельному человеку. Считается, например,  что Гаусс был последним математиком, который знал всю математику; в химии таким можно назвать Берцелиуса. Так же и в других областях знания (биологии, медицине, истории, филологии и т.д.) во второй половине XIX века в силу ограниченности интеллектуальных возможностей человека уже не могло быть ученых, владеющих всем объемом знаний своей профессиональной отрасли, не говоря уже об освоении всех фундаментальных знаний о мире.

Наш современник понял, что даже при  максимальных усилиях он не сможет ни познать мир, ни даже усвоить сложившуюся систему фундаментальных знаний, т.е. его удел видеть картину мира через замочную скважину.

В итоге, поскольку архаический страх перед неизвестным миром у человека сохранился, то в наше просвещенное время человек снова, как и в первобытные времена, стал лихорадочно окружать себя целостным и доступным для усвоения паранаучным мифологизированным знанием, а также «сотворять» себе кумиров из близкого и зримого окружения. Вот вам и основы возрождения тоталитарных обществ и сект, оккультизма, язычества, паранаучных учений, обусловленные (как это ни парадоксально) прогрессом интеллектуальной культуры человечества.

Уверен, что многие прорицатели, экстрасенсы, астрологи, врачеватели начали свою карьеру в результате удивления после того, как их полнейший вздор был принят с благоговением.

Нострадамус ничего не предсказал. Даже в мутной воде при желании можно увидеть все что угодно. Попробуйте без посредников-толкователей узнать, что имел в виду Нострадамус по оригинальным текстам его сочинений.

Блаватская - журналистка-международница, не владеющая никакой «тайной доктриной», однажды удивилась, как падки люди на «тайны».

У тайных обществ есть многочисленные ритуалы и одна серьезная тайна, что у них нет никаких тайных знаний, способных влиять на законы природы и исторического развития общества. Сила тайных обществ состоит в скрытости интриг и партийном принципе «один за всех и все за одного».

Востребованность астрологов, экстрасенсов, колдунов, лжепророков с их сектами - проявления своеобразного декаданса в интеллектуально-духовной атмосфере нынешнего общества. Действительно, в умах людей поселились колдуны, шаманы, экстрасенсы, целители всего и вся, культ тела и силы, происходит сотворение кумиров - спортивных, эстрадных, политических.

К сожалению, приходится констатировать, что названные формы затемнения сознания более привлекательны для обывателя, чем философия и наука. Почему?  Потому, что лжеучителями в секте предлагается следующее.

1. Простое для понимания учение и простой способ достижения целей.

2. Технологичность учения, или так называемых «практик». Действительно, эффективность в вовлечении людей в царство тьмы - в различные новоявленные религиозные секты и псевдопсихологические школы - состоит именно в технологичности: прими тезис первый и второй вероучения, далее делай раз, делай два и будет желанный результат: обретение невозмутимости, здоровья, успехов в личной или профессиональной жизни;

3. Успокаивающая душу ортодоксальность и неволя - человек массы тяготится свободой, возможностью выбора, интеллектуальными усилиями поиска истины. Так, философия и рационально-эмпирическая наука предлагают человеку трудный путь к истине. Это сложные для понимания учения; теоретическую работу в деле понимании мира и человека без технологии быстрого решения всех проблем; открытость, неполноту и несовершенство человеческого знания, а также его незавершенность; тревожность от осознания во все времена «ученого незнания» в любой области познания мира.

4. Тешащая тщеславие посвященность, или приобщенность, или, по крайней мере, приближенность к «премудрому учителю».

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

 

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала  прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Взаимосвязи науки, логики, методологии науки и теологии: этап зарождения // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева, 2011, №3. С.131-136.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016 .  - 450 с.

 

 

Видеолекции и публикации Курашова В. И.  в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

 

Видеолекции:

Курашов История и логика взаимосвязи науки, философии и теологии

Курашов Основы светской этики: базовые понятия    

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Игнатьевич Курашов
Все статьи Владимир Игнатьевич Курашов
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34